Новый путь, 3 глава, 1 параграф

Продолжение книги Юлии Стрелец «Новый путь или многогранность любви»
Иисус сказал ему: если
Сколько-нибудь можешь веровать
Все возможно верующему.
Евангелие от Марка, глава 9, стих 23


Глава 3.
О вере и религии.

Великие культуры всегда религиозны,
Безрелигиозные же культуры -   упадочны.
Князь Н.С.Трубецкой


Параграф 1.
Что такое вера и что такое религия.

Версия 22 ноября 2020 г.
Не хочу показаться навязчивой или скучной, начиная эту главу. Просто считаю, что в вопросах религии должен разбираться каждый, кто хочет быть культурным, образованным человеком. Знания в этой области могут духовно обогатить, особенно если их осмыслить и что-то перенести в свою жизнь.
Начиная эту главу, я решила подойти к вопросу серьезно и привести классическое определение тех понятий, которые поставила в название главы и параграфа. Для этого я открыла толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой 1995 года издания, впрочем, и в более поздних изданиях то же определение, только с примерами. Цитирую:
«Вера – 1)Убежденность, глубокая вера в кого-либо, что-нибудь;
2)убежденность в существовании Бога, высших божественных сил;
3)то же, что вероисповедание.»
В своей книге слово «вера» я буду использовать в основном во 2-ом значении, и буду указывать, если пользуюсь 1-м значением слова «вера». Для ясности привожу расшифровку слова «Вероисповедание», из того же источника, только уже скачанного в интернете на официальном сайте в 2015 году. Это тоже словарь Ожегова.
«ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ, - я, ср. (книжн.). Религия (во 2 знач.), религиозная система, а также официальная принадлежность к одной из ее разновидностей. Католическое в. II прил. вероисповедный, -ая, -ое.».
Теперь наступило время для определения религии. Цитирую Ожегова:
«РЕЛИГИЯ. 1. Одна из форм общественного сознания - совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения. 2. Одно из направлений такого общественного сознания. Мировые религии (буддизм, ислам, христианство). 3. Переносное значение - Сложившиеся непоколебимые убеждения, безусловная преданность какой-нибудь идее, принципу, нравственному закону, ценности. Преклонение перед разумом - его религия. Любовь к ближнему - религия гуманиста.»
Я в основном буду использовать слово «религия» во втором значении.
Для сравнения приведу определение из словаря Даля : «Религия – вера, духовная вера, исповедание, богопочитание, или основные духовные убеждения.»
Лука Войно-Ясенецкий, которого иначе называют Крымским, пишет в своей книге «Наука и религия»: «Широко говоря, религия есть отношение к Абсолютному, к Тому, Кого мы называем Богом. Так как это отношение есть у всякого – даже атеиста, – то и принято говорить, что у всякого есть своя религия. Но, принимаемая в таком виде, в широком смысле, религия может быть и правильной, и неправильной, истинной и ложной, нравственной и не нравственной – в зависимости от того, что мы разумеем под абсолютной, высшей и последней ценностью мира и как к ней относимся – во что веруем и как веруем, что принимаем и что отвергаем. Говоря же положительно и по существу, религия – есть общение с Богом (воссоединение). И об этой именно религии должна идти речь. Религия – как переживание – очень сложна. Это непосредственное и специфическое переживание, дающее общение с Богом, – есть молитва.»
А протоиерей Сергей Четвериков пишет:  »И самое слово религия означает не простое понятие о Боге, а живую связь между живыми существами – человеком и Богом».
Слова вера, вероисповедание, религия с небольшой натяжкой можно считать синонимами, но как ясно из приведенных определений, каждое имеет свой особенный смысл, свои несколько значений.
Человеку свойственно верить в 1-м значении слова по словарю Ожегова. И то, во что верит человек, определяет его мировоззрение, жизненные принципы и как следствие – образ жизни, возможность духовного развития, духовное здоровье.

Обычно вера в Бога или вера во 2-м значении слова по словарю Ожегова бывает началом религиозной жизни, вера – это основа, стержень, душа любой религии. Религия – это понятие более объемное, ее характеризует не только вера, но и связанные с ней обряды, каноны, предметы, система понятий и даже образ жизни.
Я не ставлю своей целью доказывать, что Бог есть, до меня философы доказывали это. Кроме того, можно найти научное доказательство Библейских событий в книге протоиерея Стефана Ляшевского «Библия и наука: богословие, астрономия, геология, палеонтология, археология, история».

Сама я не могу не верить в Бога, потому что меня спасала и радовала молитва, очищала исповедь, преображало Причастие и много маленьких чудес было в моей жизни. Все эти события привели меня к выводу, что Бог есть и он милостив ко мне и моим близким.

В то же самое время я знаю достаточно много людей, которые не верят в Бога. Обычно они верят в самих себя, в силы природы, в судьбу, в других людей и т.п. Когда у человека, который верит лишь в себя, случается неудача, то этим подрывается его вера. Тогда человек легко может впасть в отчаяние. Поэтому атеистам живется в чем-то тяжелее, чем верующим.

Лично я считаю христианство самой лучшей из мировых религий. И теперь я расскажу, почему я сама выбрала православие и совершенно не жалею об этом.
Христианство – великая мировая религия, ее распространенность и большая история говорят о том, что она проверена временем, расстояниями, гонениями.
Христианство, и особенно православие, несет в себе высокий гуманизм, проповедуя всепрощение и любовь даже к врагам.

Христианину никогда не поздно каяться. Иисус Христос, как отец блудного сына, всегда ждет и зовет, всегда раскрывает объятия кающимся. Лично меня это привлекает и так хочется поскорее вернуться из мрачного греховного состояния в радостное очищение покаявшегося и прощенного Богом человека.
Православное христианство – традиционная для России религия, с ней связано много русских традиций.

Величественно и красиво то, что делает Русская православная церковь – будь то Богослужение, крестный ход или передача по телевидению.

О религии можно судить по тому, есть ли среди ее последователей святые и по-настоящему хорошие люди. Православное христианство, особенно в России, дало много святых, особенно в трудные советские годы. В истории православия много чудес: исцелений, побед над врагами, мироточения, схождения благодатного огня на Пасху и другие. Надо смотреть на Церковь небесную, то есть Господа и святых. В Церкви земной, на грешной земле, много несовершенства. И даже бывают верующие и священники, которые своими словами и поступками отталкивают от Церкви христианской. Не поддавайтесь на искушение, помните о Церкви Небесной. Церковь Небесная – Господь, Божия Матерь и все святые. Святые тоже часть Церкви, они достойно прошли земной путь и молятся о земных членах Церкви.

Священник Алексий Мороз в предисловии к книге «О семье и воспитании» пишет: «Если Русь не вернется к своим православным истокам, она лишит себя будущего: страна неминуемо погибнет, а территория её будет захвачена и заселена другими народами. Стать нашему обществу православным – значит, обрести новую жизнь.»

Святой праведный Иоанн Кронштадтский, живший в двадцатом веке, писал в своих «Мыслях о церкви»: «Православная Церковь превосходит все церкви неправославные, во-первых, своей истиной, своим православием, соблюденным и завоеванным кровью апостолов, иерархов, мучеников, преподобных и всех святых, во-вторых, тем, что вернейшим образом очищает, обновляет посредством иерархии, Богослужения…»
Мой личный опыт подтверждает, что православие помогает измениться к лучшему и внутренне, и внешне. Когда я всерьёз стала относиться к вере, молиться и читать Евангелие ежедневно, соблюдать посты, каяться и причащаться раз в 2 недели, часто посещать храм, только тогда я смогла стать практичнее, решительнее, избавиться от глупых страхов, склонности отчаиваться и даже похудеть (а мне не верилось, что это получится и это не было главной целью). Произошли эти перемены в возрасте 20 лет.

В наше время все больше заметно странное и страшное явление, которое я назову религией без духовности, обрядоверием. Имею в виду поведение тех людей, которые совершают обряды православной церкви, ходят в храм, но не меняют своего внутреннего мира, но не меняют своего поведения в жизни. Зачастую такие люди считают ненужным чтение Евангелия, творений святых отцов и других нравственных книг, изображают смирение только в храме. Бывает, что люди следуют лишь букве учения Церкви (в лучшем случае), а надо следовать духу. Но Господь милостив настолько, что всем являет благодать, даже тем, кто молится без души, холодно, делает все механически.

Объяснить это грустное явление можно тем, что за долгие годы методичного разрушения православной церкви, истинную духовную жизнь сохранили единицы. Многие традиции были утрачены, с трудом возрождается культура веры, ее философия, возникают искаженные понятия. Иногда поражает невежество в вопросах веры среди даже пожилых людей.

Таких людей нельзя осуждать и трудно вразумлять. Но нельзя и следовать их примеру, лучше молиться за них. Надо стараться делать все вдумчиво, следить за своим поведением в миру, читать Священное Писание и творения Святых отцов, вести духовную борьбу с грехами, можно конечно слушать православное радио, например радио Вера или Радонеж, иногда смотреть православные каналы, слушать проповеди. Если, конечно, вы хотите жить полноценной духовной жизнью и стать ближе к Богу.
Дай вам Бог побольше духовной радости, духовных побед.


Рецензии