Неравный брак. О чём там?

     Существует несколько версий, что идею написать картину на эту тему подсказал Василию Пукиреву его друг-художник, изучавший нравы купеческого мира и сделавший выводы, что цинизм правит их миром, а жажда наживы делает купцов циниками. Рядом с шафером изображён друг Пукирева, художник Пётр Михайлович Шмельков, по одной из версий и подсказавший автору идею картины. Кроме того, сбоку на картине изображена голова рамочника Гребенского, обещавшего сделать художнику раму для картины «каких ещё не было». Есть версия, что героиня - невеста самого художника. Другие версии, самые фантастические из них я приведу из википедии и источников общего пользования.

     На картине изображено таинство (обряд) венчания в православной церкви. Здесь тесно, среди полумрака, падающий из окна свет (с левого верхнего угла картины) ярко освещает лишь жениха, невесту, священника и молодого человека сзади невесты. Жених изображён стариком в хорошем костюме, с едким, снисходительно-раздражительным выражением морщинистого лица. У него невыразительные тусклые глаза, брезгливо оттопыренные губы, на шее орденский крест Владимира II степени и слева на груди соответствующая этому ордену звезда. Зажатый и тугой воротник придаёт его лицу неподвижный и застывший вид, и лишь глаза его чуть скошены в сторону невесты.

     В противовес жениху написан образ невесты. Она очень молода, совсем ещё ребёнок, о чём говорит овал её лица, шелковистые русые волосы, маленький рост. На голове у неё фата, свидетельствующая о её невинности. Лицо её бледно, глаза заплаканы, веки с краснотой и взгляд опущен вниз, что придаёт её образу особенную трогательность. Особенно чистой кажется она в свадебном наряде. В левой руке у неё безвольно опущенная вниз свеча, а правую она протягивает священнику, подставляя указательный палец для обручального кольца. Безымянный палец (лат. digitus anularis) - палец кисти человека (лат. digitus quartus), находящийся между средним пальцем и мизинцем. По длине примерно соответствует указательному пальцу. Как правило, безымянный у мужчин чуть длиннее указательного. У женщин же наоборот: указательный длиннее безымянного. В ряде языков Дальнего Востока этот палец называется «лекарственным» (кусури-юби, як-сонккарак), с латыни: digitus - цифровой, лічбавы, то есть знаковый. Фигура священника в ризе изображена сгорбленной со смотрящим исподлобья взглядом, в левой руке у него церковная книга (требник), а правая держит золотое обручальное кольцо, которое он собирается надеть невесте на палец. «Золотой палец жениха» или иные слова из писания, знакомы всем присутствующим, они уже не молоды и обряды таинства венчания им знакомы. Среди гостей выделяется фигура шафера, изображённого у края картины за невестой. Выражение его лица выражает недовольство, руки сложены на груди. Если вы захотите узнать биографию художника, то на его странице вы увидите именно этот портрет - автопортрет с картины. Образы шафера и невесты соединены в картине тонкими, опосредованными связями. Во-первых, художник продемонстрировал это, расположив их в непосредственной близости друг от друга в тесном пространстве церкви, а во-вторых, лишь они на картине молоды и объединены одним общим переживанием. На груди шафера, как и полагается, роза, приколотая у сердца, но в данном случае это знак, обрекающий героя на страдание. Свет на картине приходится на его лицо ярким лучом, так устроен зритель, что глаза бегают по наиболее освещённым местам. В тёмные углы он смотреть будет потом… А читать картину большой труд.

     Согласно первой версии, сюжет картины связан с любовной драмой, случившейся с другом художника, молодым купцом Сергеем Михайловичем Варенцовым. Согласно этой версии Сергей Варенцов был влюблён в 24-летнюю Софью Николаевну Рыбникову, но родители невесты предпочли ему более богатого и известного в торгово-промышленном мире, Андрея Александровича Карзинкина ( на 13 лет старше невесты). Причём, по свидетельству Н. П. Сырейщикова, внучатого племянника Варенцова, в силу сложившихся обстоятельств Сергей Варенцов был вынужден присутствовать на венчании, состоявшемся в 1860 году в церкви Трёх святителей на Кулишках, в качестве шафера. Согласно версии вскоре Сергей Варенцов запротестовал против изображения себя на картине, так как в свою очередь, собирался жениться на Ольге Урусовой. Художник был вынужден изобразить на картине самого себя. Тут версия расходится на под версию со слов ещё одного свидетеля событий. Собственно (утверждает инкогнито Выдуманное. Пережитое) увидев картину на выставке и, главное, себя с обиженным лицом, Сергей и закатил художнику скандал. Немного успокоившись, Варенцов потребовал Пукирева исправить положение. Сначала Пукирев пририсовал другу бородку, которую тот никогда не носил. Затем немного изменил черты лица Варенцова. Велика вероятность, что художник корректировал картину, используя собственное лицо. Так несколькими решительными мазками художнику удалось вернуть дружбу купца. Между тем Софья в «неравном браке» была счастлива. Если уж на то пошло (свечку не держал), но брак оказался не таким уж и неравным: жениху Карзинкину было всего 37 лет. И, судя по тому, что у пары родилось трое детей, он был бодр и полон энергии. А Пукиреву за картину дали звание профессора. Словом, все остались в выигрыше. Хотя брошенный Сергей Варенцов с нами бы не согласился. Однако критики приняли «Неравный брак» отлично, и казалось, что молодой выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества Василий Пукирев должен ликовать. Но его радость омрачала ссора с близким другом, купцом Сергеем Варенцовым. Друг-купец, едва увидев «Неравный брак», закатил Пукиреву жуткий скандал. Он не знал недостатка в женском внимании, был молод и богат. Но накануне 30-летия сердце купца-плейбоя похитила дочка богатого фабриканта и звали девушку Софья Рыбникова. Она на картине в белом платье. Пукирев изобразил Софью Рыбникову рядом с пожилым и неприятным мужем (переквалифицированным на всякий случай из фабриканта в генерала). Позади Сони с немым упреком на лице стоит Варенцов.

    Про Сергея Михайловича рассказывали, что он был влюблён в барышню (дочку купца Рыбникова, не фабриканта, утверждают третьи), и хотел даже на ней жениться, но родители предпочли выдать её замуж за Андрея Александровича Карзинкина, хотя не такого красивого, зато хорошего человека. Эта неудача Сергея Михайловича весьма угнетала (продолжает википедия), и он делился горем со своим приятелем художником Пукиревым, который воспользовался этим рассказом для сюжета своей картины под наименованием «Неравный брак», изобразив жениха стариком генералом, а шафера, стоящего со сложенными на груди руками, — Сергея Михайловича. Картина имела большой успех на выставке, была приобретена П. М. Третьяковым и до сего времени находится в Третьяковской галерее. Из-за этой картины между Сергеем Михайловичем и Пукиревым произошла крупная ссора, когда он увидал изображение своё на ней. Пукирев принужден был приделать маленькую бородку шаферу, оставив все черты лица без изменения, так как Сергей Михайлович не носил бороды.

    Подтверждением факта, что художник изобразил самого себя на картине, является его сходство с образом художника на картине «В мастерской художника» (1865), где по свидетельству Н. А. Мудрогеля, автор изобразил себя. Друг художника С. И. Грибков также подтверждал, что «со скрещёнными руками в картине — это сам В. В. Пукирев, как живой». По другой версии, озвученной тем же другом художника Сергеем Грибковым и Н. А. Мудрогелем, на картине изображена любовная драма самого художника. Причём, Грибков рассказывал и подробности этой истории: Товарищ и друг В. В. Пукирева с юных дней, он (Грибков) знал историю картины «Неравный брак» и всю трагедию жизни автора: этот старый важный чиновник — живое лицо. Невеста рядом с ним — портрет невесты В. В. Пукирева, а стоящий позади сам В. В. Пукирев, как живой. (В. А. Гиляровский. Москва и москвичи). Согласно этой версии, прототипом в образе невесты на картине изображена несостоявшееся невеста самого Василия Пукирева — Прасковья Матвеева Варенцова, внучатая племянница княгини Ольги Мироновны Щепиной-Ростовской (урождённой Варенцовой-Тарховской), супруги князя А. И. Щепина-Ростовского. Подтверждение этой версии было получено в 2002 году, когда Государственная Третьяковская галерея приобрела карандашный рисунок 1907 года работы В. Д. Сухова, на котором написано: «Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В. В. Пукирев написал свою известную картину „Неравный брак“. Госпожа Варенцова живёт в Москве, в Мазуринской богадельне». В образе жениха (по предположению иных), художник изобразил тверского предводителя дворянства собирательно: фигура и одежда — от Полторацкого, голова, с особенным выражением лица, — от Цицианова, венчик седых волос — от повара Владимира Ивановича… Нет смысла заниматься перечислением глупостей.

    Даже если и написал художник В. В. Пукирев свою известную картину „Неравный брак“ с Прасковьи Матвеевны Варенцовой (44 года назад от 1907), то это ни о чём не говорит совершенно. Ведь её жених в свои 37 лет выглядит на все 77, однако, пару «молодых» в церкви рисовал один и тот же человек. И потом, он менял внешность друга на себя прямо на выставке? Или рисовал бороду в «два мазка» прямо перед зрителем? Чушь все эти версии. Рисунок и надпись чьей руки? Появились же они после смерти в нищете автора картины и когда не стало ни Софьи, ни Прасковьи. А при их жизни плодились версии более дешёвые на уровне сплетен. 

    Василий Владимирович Пукирев (1832—1890) с детства был учеником иконописца в Могилёвской губернии. Крестьянин по происхождению стал академиком и профессором Императорской Академии художеств. Сначала получил звание «свободного художника», а за большой портретный этюд «Девушка» в 1860 году получил степень академика по исторической и портретной живописи. В 1890 году полузабытый художник умер в бедности. Странные перипетии судьбы. Множество картин, икон, фресок его кисти, но прославила Пукирева до наших дней и страниц учебников картина «Неравный брак» (ныне в Третьяковской галерее). После неё Пукиревым пишется «Приём приданого в купеческой семье по росписи» (1873 год). Потом картина «Двоеженец, или Прерванное венчание» (1877 год). Его картины хорошо читаются в последовательности событий с точностью до мельчайших исторических деталей. На академическую выставку Пукирев представил картину «Неравный брак» в 1863 году. Она выдвинула художника на одно из видных мест в среде русских живописцев своей общей идеей, экспрессией, необычайным для бытового сюжета размером и исполнением. За неё Академия удостоила Василия звания профессора. Мало кто знает, но есть и продолжение этой истории - картина «После брака» - девушка с молодым человеком пьёт вино, а муж лежит на диване не в состоянии подняться. Картины с названием «Несостоявшийся брак» это другое. Молодость берёт своё. Но она так и осталась не завершённой в эскизах и неизвестной нам. Попробуйте на картину посмотреть теперь глазами иконописца. Или хотя бы поставить её в один логический ряд названий. И прочесть только их.

    Не пришёлся Вася ко двору, вот и весь сказ, не нравится он со своей невестой критикам и сегодня. Поэтому и версий столько от чисто идиотских до дебильно-радостных о счастливом браке. Картина - история бытия, герои - нарицательные, тема - теология. Не ищите здесь настоящую Сонечку с купцом Серёжей и Прасковью с фабрикантом Васей, а художника с венчиком седых волос… от повара. Я уже запутался в свидетельских показаниях. Вижу, что стоят то они в приделе, а это ясно видно на картине, стоят скученно и во тьме. То есть не в храмине даже… Ничего не пишут о трёх венках на головах женщин. Яркий и красивый у невесты, апельсиновых ветвей, а со стороны жениха, если присмотреться, можно усмотреть у старухи и ещё краешек одного. Загубленные жизни? Прошлое жениха?

Я в ответе этом, быть или не быть?
Я, как зритель, осуждаю старика.
Как мужчина, почему бы не любить...
На картине ясно вижу три венка.

Позади невесты Сони - Варенцов
в композиции луча «Неравный брак»,
молодой купчина, светлое лицо…
А жених уже у смертного одра.

Слева требник, обручальное кольцо,
Золотой, преданий палец, жениха…
И плешивый профиль древности отцом
от художника... Какая чепуха!

А близ станции метро на Кулишках
Софья Рыбникова рядом с пожилым,
нынче видится во всех его грехах,
с генералом обветшалым и скупым…

Вышла замуж за Карзинкина она
в переулке Трехсвятительском, Москве,
стала верная для критики жена,
мне же нравится картина, Софья, где

Сидит Соня с офицером молодым
за столом с бокалом красного вина…
«После брака» с офицером боевым
перед мужем и красива и честна.

Генерал лежит поодаль в темноте
на диванчике зелёного сукна…
Дорисует ей Василий декольте?
И у мужа неслучайна рыжина.

Может рыжий и из кожи был диван.
За эскизы говорю картины той,
фуэте бы в кульминации, а там
апельсиновый венок над головой…

Там эскизы только есть у полотна.
Не расставлены приборы, блики, свет.
Аннотации ушли в полутона.
Не закончена картина, но сюжет…

Позади с немым упрёком на лице,
руки скрещенные держит уже так.
Он расскажет о невесте и глупце,
почему он написал "Неравный брак".

* на фото: В. Пукирев. Неравный брак, 1862
22.11.2020, СПб


Рецензии