Угаритская литература и философия

Угаритская литература и философия.
Ученым известны с 1929 г.  письменные памятники выполненные на угаритском языке (15-14 вв. до н. э.) на глиняных табличках клинописным алфавитом, который состоял из 30 знаков. Эти памятники были обнаружены на территории Угарита (Северная Сирия). Французский ученый Э. Дорм и немецкий ученый Х. Бауэр дешифровали в 1930 году эти записи. Ученые познакомились со многими админисративно-хозяйственными документами, среди которых они обнаружили и литературные тексты.
Большой интерес представляют поэмы о борьбе бога растительности Алияна Ваала с богом зимы и увядания Мотом (Смерть). Богиня Анат после гибели Алияна убивает Мота и возвращает к жизни Алияна. Это напоминает миф об умирающем и воскресающем боге живого мира. Ученые отметили, что все боги в этом произведении дети и создания верховного бога Эла.
Другой миф описывает постройку храма-дворца богу Ваалу. Ученые отмечают связь Угарита с Критом и Египтом. Героем мифов является бог-мастер Кушар-Хасис. Миф о богине Никкаль – это свадебная песня. Эту богиню берет в жены бог Ярих (Луна).
Кроме мифологических поэм есть и два эпоса: «Эпос о Данэле» и «Эпос о Керете». Первый эпос рассказывает историю жизни справедливого царя Данэле – у него рождается сын Акхат, который стал могучим воином и поссорился с богиней Аннат; эта богиня послала на него своих орлов, которые его и погубили; смерть Акхата сопровождается засухой и другими грозными событиями. В «Эпосе о Керете» мы узнаем о царе род которого погиб. Он предпринимает военный поход за невестой в страну Удум.
Познакомимся с одним из интереснейших памятников угаритской письменности – сказание о Данэле и его сыне Акхате (предупреждаю, что переводчики переделали имя «Данэле» в «Даниилу»).
«Великий и мудрый Данниилу, муж харнамийский, пребывал в горе и тоске, ибо не было у него сына, как у его братьев и других родственников. А так как нет у Данниилу сына, то никто в случае необходимости не защитит его, никто не поставит вместе с ним статую бога, никто не починит его дом, никто не поможет ему, если он напьется вина, и никто не похоронит его с почестями после смерти. Данниилу приносил жертвы богам и делал это семь дней. По ночам ложился спать Данниилу, но никакой бог не приходил к нему во сне. На седьмой день вошел в дом Данниилу Силач Балу и пожалел горюющего Данниилу. Балу обратился к Быку Илу и попросил его благословить Данниилу и даровать ему сына.

И Илу согласился. Благословил он Данниилу и велел успокоить его. Сказал верховный бог, чтобы взошел Данниилу на ложе своей жены Даннитянки, и еще сказал, что родится у них сын. Услышав эти слова Илу, Балу вошел в дом Данниилу и передал благословение Илу, после чего заверил мужа харнамийского, что родится у него сын, который будет заботиться о нем. Услышав эти слова, Данниилу возвеселился. Он призвал в свой дворец богинь Пригожих, ласточек, которые содействовали зачатию и родам. Семь дней кормил Данниилу богинь. А после их ухода возлег он на ложе своей жены, и через девять месяцев родился у Данниилу сын, которого назвали Акхатом.»
А теперь продолжим знакомить с историей Данэле своими словами. По просьбе Данэла бог Кусар-и-Хасис изготовил для младенца чудесный лук, который очень понравился богине Анат. Эта богиня возгорается желанием его получить. Она предлагает подросшему Акхату  в обмен на лук золото и серебро. Акхат отказывается – ему самому лук нужен для охоты, а богине предлагает принести дары Кусару-и-Хасису и он ей сделает такой же лук. Богиня заупрямилась и уже предлагает юноше свою любовь, бессмертие и вечную жизнь среди богов. Акхат снова отказывается – лук мужское оружие и не годится для женщины. Богиня оскорблена – она бросается к верховному богу – Элу и просит его разрешения умертвить Акхата, простого человека. Верховный бог  - разрешил! Богиня Анат приглашает к себе на охоту Акхата в окрестности города Аблама. Слуга богини в облике орла нападает на Акхата и убивает его. После смерти Акхата на земле наступает засуха. Семь лет оплакивает  сына Данэл. В разорванных одеждах он ищет останки своего сына и находит в желудке матери орлов Цамал и проклинает участников убийства сына. Данэл также молит богов о дожде. По заключительным фрагментам ученые установили еще одну сюжетную линию – месть дочери Данэла за смерть брата. Ученые  предложили версию, что в образе Акхата древние видели умирание и воскресение бога. Другой важный философский аспект был предложен учеными - богиня и простой смертный человек  оказались на одном уровне, волшебный лук сравнял их в борьбе за охотничью удачу.
Эпос о Керете считается еще одним интересным угаритским повествованием. Ученые считают, что он рассказывает о предке царской династии, которая правила в Угарите в середине 2 тыс. до н. э. Керет изображен сыном верховного бога Эла. В дошедших отрывках говорится о походе Керета за невестой, об обете, который он дал богам, но не выполнил, о его болезни и выздоровлении и борьбе Керета за власть со старшим сыном. Поход за невестой в эпосе мотивирован тем, что у Керета умерла жена и погибли дети. К нему во сне является верховный бог Эл и предлагает отправиться в страну Удм, где он при помощи боевых действий заставит местного царя Пебела отдать ему в жены свою дочь Машат-Хурай. Керет, выполнив все указания бога Эла, получает новую жену, Машат-Хурай. В эпосе поход описывается дважды – как наставления бога Эла во сне и реальный поход Керета. По философским понятием того времени, женитьба Керета должна обеспечить обществу благоденствие, так как благоденствует царь, то и общество будет счастливо жить. Значительными эпизодами в произведении были – клятва Керета, пренебрежение ею, его болезнь и выздоровление царя. Перед путешествием в страну Удм, он посетил храм богини Ашерат сидонской и тирской, где обещает богине, в случае удачи, одарить ее золотом и серебром. В последствии он не выполнил своего обещания, хоть и получил жену из царского рода. За эту неблагодарность Ашерат наслала на него болезнь и жизнь его была в опасности. Жертвоприношение воинов царя помогло Керету – верховный бог Эл изготавливает из глины Шааткат, существо, которое изгоняет болезнь и смерть от царя. Младший сын и дочь Керета с участием отнеслись к болезни отца. Старший же сын был безучастен к семейной трагедии. В другом важном эпизоде эпоса показано столкновение старшего сына с Керетом, При поддержке царедворцев старший сын обвиняет царя в его слабости  и, что он не может управлять людьми, и защитить их от внешнего насилия. Старший сын, Йациб, требует, чтобы Керет уступил ему власть. Царь проклинает его и призывает на его голову смерть от руки бога. На этом интересном моменте обрывается текст и можно только догадываться, что же произошло позже?
Еще одним значительным сказанием была поэма о борьбе Ваала Могучего с Мотом. В дошедших до нашего времени произведения было два варианта – в одном бог Эл справляет траур по Ваалу, а в другом он радуется гибели Ваала и назначает вместе с Ашерат-Йам ему преемника. Ученые считают, что это объясняется желанием его составителя свести воедино все версии предания. В поэме рассказывается о борьбе Ваала Могучего и Мота: Мот пригласил к себе на пиршество Ваала; потом нападает на него и убивает; бог Эл и его жена Ашерат-Йам ставят царем и владыкой мира бога Астара; богиня-воительница Анат собирает останки Ваала и воскрешает его, а Мота убивает; Ваал снова овладевает своим царством.. Этот миф отражает представление об умирающем и воскресающем боге и связан с ежегодным земледельческим циклом. Такое философское представление мифа было характерно для того времени – окружающий человека мир не может быть постоянным, он всегда видоизменяется.
Если говорить о литературных особенностях угаритских  произведений, то оний, то они мало чем отличаются от аналогичных памятников ассирийской и вавилонской литератур. Композиционные приемы и стихотворная техника очень близка названным литературам; поэтический ритм в них зависит от музыкального сопровождения. Слово, стоящее под ударением в этих произведениях, являлось наименьшей  поэтической единицей; стихотворный размер выражен количеством ударных слогов в строке.
В угаритском стихосложении был распространен «параллелизм членов», что часто встречается в произведениях семитоязычной поэзии.
«…Она (Ашерат) ублажала быка, Эла праведного,
Она ублаготворила Творца творения…»
«…Как сердце коровы к ее теленку,
Как сердце овцы к ее ягненку, -
Так сердце Анат к Ваалу…»
В угаритской поэзии заметна определенная стандартизация при приветствии литературных героев.
«…К ногам Эла она (Ашерат) простерлась и пала,
Простерлась ниц и оказала ему почесть…»
Ученые отмечают характерную черту этой поэтики – повторы (в походе Керета в страну Удм, сначала показано предсказание бога Эла, полученное во сне героем, а за тем следует такое же описание при реальном движении войска Керета).
Заметна так же еще одна стилистическая особенность – употребление рефрена при описании действий, длящихся во времени (в поэме о строительстве дворца для Ваала)
«…Зажгли огонь в доме, пламя во дворце,
Вот день и другой горит
Огонь в доме, пламя во дворце;
Третий, четвертый день горит
Огонь в доме, пламя во дворце;
Пятый, шестой день горит
Огонь в доме, пламя во дворце,
Потом на седьмой день убрали
Огонь из дома, пламя из дворца…»
Тоже самое читатель видит в другом случае, где показана битва Ваала и Мота.
«…Они столкнулись, как верблюды, -
Мот силен, Ваал силен,
Они бодались, как быки,-
Мот силен, Ваал силен,
Они кусались, как змеи,-
Мот силен, Ваал силен.
Они столкнулись. Как быстроногие кони,-
Мот пал, Ваал пал…»
Авторы в редких случаях пытаются говорить более изысканным языком, чем описание событий из жизни героев. В эпосе о Керете, общие фразы заменены чувственной речью, при описании Машат-Хурай (невесты царя).
«…чья красота подобна красоте Анат,
Чья прелесть подобна прелести Астарты,
Чье ожерелье из блестящей лазури,
Чьи очи – чаши янтарные, отделанные сердоликом…»
Психологизм передает автор в различных поступках героев. Например – душевное потрясения главного бога соответствует человеческому выражению чувств.
«…Тогда Благостный, Эл милосердный,
Поднялся с трона, сел на скамеечку,
А со скамеечки сел на земю.
Он насыпал землю траурную на голову свою,
Прахом испачкал темя свое.
Одежду он закрыл траурным покрывалом,
Кожу камнем исцарапал,
Локоны ножницами обрезал,
Щеки подбородок пробуравил тростником,
Плечи свои вспахал, как сад,
И грудь, как долину, пробуравил…»
Если посмотрим дальше по тексту, то увидим, что скорбь Анат изображена точно так же. Поэты-сказители придерживаются  одних и тех же рамок в описании различных проявлений чувств героев. Радость у бога проявляется более сдержано, но снова с некоторой стандартизацией.
«…Обрадовался Благостный, Эл Милосердный,
Ноги свои на скамеечку поставил,
Сорвал кольцо и засмеялся…»
Рассмотрев некоторые литературные особенности произведения, перейдем к
Этико-философскому пониманию данных сказаний. Говорить о чисто философских понятиях было бы довольно несвоевременно. Хотя, все угаритские произведения построены на основе мифов, которые отображают жизнь и историю данного народа. А философия тоже является продуктом этих мифов, так как она тесно взаимосвязана с ними. Общее между философией и мифом состоит в том, что они являются определенными формами познания мира и сознания себя в этом мире. В мифе человек пытается узнать , что-либо о себе. И все это происходит через слово и священные тексты племен. Если философия создается философом и является объектом приложения философски мыслящего сознания, то жречество и является создателями и объединенным началом и мифов, и философского направления в них.
Объединяя все эти вопросы, надо надо рассмотреть и соединение философского начала с эпосом, драмой и поэзией, которые своими корнями выходят все из той же мифологии. Происхождение драмы можно видеть из культовых мистерий, что особенно заметно в угаритских произведениях (эпосы о борьбе Ваала Могучего с Мотом, и о царе Керете). Определенные философские понятия имели более раннее происхождение и относились еще к долитературному периоду угаритского общества и обрядовому началу. Можно смело говорить и о соединении эпоса с обрядом, где большую роль играет эпическая поэзия (обрядовый хор). Содержание и форма этих произведений имела определенный канон, а значит и философскую направленность. Нельзя считать, что в угаритских произведениях существует некоторая импровизация – все уже хорошо продумано и нет стихийного самовыражения. Рифма для этих поэтических произведений не характерна. Ведущим началом является повторяемость смысловых комплексов, где определенная философская направленность тоже чувствуется.
Мы не будем углубляться в философские понятия этих древних произведений, потому что и философии таковой еще не существовало, а было только ее зачаточное состояние. Но угаритская литература, выросшая из мифологии, показывает  взаимосвязь эпоса, поэтического слова и философскую направленность. Врастание мифопоэтических схем в раннефилософские  конструкции мы видим в мифологических мотивах – круговорот жизни (рождение – рост – старение – смерть). Это хорошо видно в угаритских эпосах, которые мы рассматривали. К этому еще можно добавить и космические элементы (Небо, Земля, Огонь, Вода). Все эти материалы нужны для сотворения мира. В конце статьи хочу заметить, что все основные предпосылки ранней философии сложились в недрах мифопоэтического мировоззрения.
Литература:
1. О.М. Фрейденберг. Миф и литература древности. М., 1978г.
2. Н.И. Конрад. Литература Древнего Востока. М., 1971г.


Рецензии