или Счастье из машины

Утро выдалось спокойным. Я, как всегда, встала раньше всех и сидела, попивая утренний кофе на кухне. Новости по телевизору перекрывали звуки, доносившиеся с улицы через открытое окно.
«Сегодня ровно 30 лет, как в нашей стране была введена система 3П. это одно из величайших достижений нашего общества, которое помогло значительно снизить уровень бытового насилия…»
«И сделать жизни людей скучными и предсказуемыми» - мысленно отвечала я телевизору.
«Система 3П помогла снизить уровень убийств на бытовой почве на 70 %, разводов на 90 %»
«Конечно, если запретить разводиться. Да-да, это же не запрет! Это просто такие условия, что ты бросишь эту затею после пары месяцев попытки сбора документов». - Вступила я в виртуальный диалог с ведущей новостей.
«Система 3П – это выбор народа. 30 лет назад на всенародной референдме было принято судьбоносное решение для нашей страны, которое спасло сотни тысяч семей и жизней».
«И погубило столько прекрасных историй любви!» - не унималась я.
«Нашему примеру последовали такие страны, как….»
Дальше я ее уже не слушала, а полностью погрузилась в свои мысли. Эта фальшивая девушка на телеэкране с ее неестественной улыбкой и наигранной радостью наверняка внутри себя скрывает свой неудачный брак. А может быть, ей подобрали именно того единственного, и она даже не представляет, как 3П можно воспринимать не иначе, как благо?
30 лет..30 лет назад. Мои родители уже попали под эту систему. Тогда программа еще только набирала обороты, но уже была обязательной.
А ведь у мамы все могло сложиться по-другому! Они любили друг друга. Она всегда с радостью рассказывала мне эту историю.. до того момента, пока резкий звук вычислительной машины не разделил ее жизнь на до и после. Противный писк, сигнал, извещающий о вынесении приговора: меньше 75%. Все! Вы не можете быть вместе. Они не набрали даже 50%! Как такое может быть?
Конечно, она студентка престижного вуза, а он? Он бармен. Ей 22, как мне сейчас, а ему было 30.
И ты ничего не в силах сделать с этими результатами. Из здания они вышли порознь. Но сердца так и остались вместе.
Она часто рассказывала мне эту историю.  Впервые я узнала о том, что моя семья не идеальна в годовщину его смерти. Мать тогда ходила очень расстроенная, хотя была чудесная погода и мы все вместе собирались на пикник. В результате папа не смог пойти, и мы отправились вдвоем.
Тогда я и узнала, что за ее светлой улыбкой скрывается печаль 20-ти летней давности.
Она больше ни разу с ним не говорила. Ему подобрали пару. Милую девушку Джессику, которая в последствии помогала ему в баре. Мама часто проходила мимо этого заведения и видела как продолжалась его жизнь без нее…
А потом его не стало. Как-то, проходя в очередной раз мимо бара, она не увидела его внутри. А потом еще и еще. Любопытство и чувство тревоги взяли вверх, когда в очередной раз своего “визита” она увидела Джессику в черном одеянии. Она руководила рабочими, которые снимали старую вывеску.
«Вы переезжаете?» «Нет,  я продаю это заведение. В одиночку мне его не потянуть. Дейва, моего мужа.. его не стало ровно месяц назад. А мы так были близки…если бы не 3П я бы не узнала, что люди могут так подходить друг другу! Это же так чудесно. Когда сразу знаешь, что этот человек твой, что вы с ним похожи, и не надо гадать и тратить время на отношения, которые никуда не приведут. Мы вместе развивали этот бизнес. Вы ведь бывали здесь, верно? Раз интересуетесь. О, вы наверняка помните, какие он делал коктейли!
Тогда, когда 3П предложили мне Дейва, я сразу поняла, что это мое! У меня была неудачная попытка построить союз. Представляете, всего за день до того, как он подал заявку! Разве это не судьба? С его девушкой они не набрали даже 50%! Как  вообще можно было встречаться, если вы настолько несовместимы? Какая может быть любовь?
Мой бывший парень был хорошим человеком. Но он не разделял моих увлечений. Не знаю, зачем я хотела с ним съехаться. О, если бы не 3П! Вы простите, я вас не знаю, но я не могу держать внутри все эмоции, которые никак не кончаются!»
«Да, вы меня простите…я..я просто интересовалась…нет, я раньше тут никогда не бывала. Мои соболезнования..извините»..
Мама помнит ее рассказ слово в слово. Он врезался ей в память. Отныне раз в год она обязательно проходит по этой улице, чтобы увидеть угол 5-й и 7-й улицы, где некогда было его заведение. Она соврала, конечно же. До того рокового дня разлуки она часто бывала там. Тогда это место еще не было его баром, но он любил его, как свой дом. В одном она была согласна с Джессикой – он готовил потрясающие коктейли. Но 3П! разрушило ее жизнь.
«Почему машина учитывает все факторы, кроме самого главного? Любовь!» и действительно, почему..почему машина оценивает только то, что может посчитать…наверное, потому что это машина.
«Ты прости, наверно, тебе больно это слышать, но мне нужно было высказаться и предостеречь тебя и твое влюбленное сердце». - сказала тогда мама.
На тот момент мы еще не встретились с Крисом, моим нынешним парнем, с которым мы совсем скоро собираемся съезжаться. Да, без заключения 3П нам даже не снять квартиру. Ведь бытовые ссоры бывают не только между законными супругами.
«Твой отец – замечательный честный человек. Мы всегда относились к друг другу уважительно. Ну и правда…с кем бы еще могла сойтись выпускница Йельского университета? Но несмотря на кажущейся мир, Дейв мне снился почти каждую ночь. Но я так и не решилась к нему подойти! За все эти 23 года!» Голос ее дрожал.
Мне было это сложно понять. Ведь с детства нас всех учили, что мы растем в идеальных семьях. Мама и папа – это совершенный союз без изъянов. А тут выяснилось, что 3П может ошибаться?
Вот и сейчас я прокручиваю ее рассказ у себя в голове еще раз..ведь через 2 дня и мне придется пройти эту процедуру совместимости.
3П -Помощь в Поиске Партнера… это не помощь, это навязывание! Да, у тебя остается выбор между несколькими анкетами, но выбор твоего сердца никто не учитывает.
По телевизору опять шла навязчивая реклама:
«3П – понимание, помощь, правильность выбора. Мы создали сотни тысяч истинно счастливых семей. В честь 30-тилетия программы, вечером выступит….»
«пропаганда, подлог, погибель» - ответила я равнодушной машине.
И чего я так думаю об этом? Все же просто. Крис же не боится. Он сам мне предложил. Да, я не умею играть на гитаре, ни разу не прогуливала колледж и не курила травку. Но он так классно целуется и с ним так весело. А не счастье ли самое главное в отношениях?
У Джилл же получилось. Да, они с Майком учатся на параллельных курсах. Но не поэтому же машина определила их совместимость на 85%?
А что у меня общего с Крисом? Нет, не хочу об этом думать. Бездушной машине не понять как ритмы биения сердец подстраиваются друг к другу, как зажигается огонь в глазах, и как он по бикфордову шнуру опускается ниже... и взрыв! Взрыв эмоций, чувств, настоящей любви!
Ведь это 80% составляющих отношений, которые не учитывает программа! Кто вообще дал право распоряжаться так людскими чувствами? А если бы моя мама осталась бы с тем парнем? Она же любит его до сих пор.
Как-то раз..уже после того, как она рассказала мне эту историю, я спросила ее, глядя прямо в глаза.
«Скажи честно, ты когда-нибудь любила папу?». «Да-да, конечно! Но это другое. Это совсем другое». Она тогда не пояснила.
А ведь прошло всего 30 лет с момента запуска программы, ведь живы еще люди, которые выбирали сердцем, а не методом математического расчета.
Помню, по телевизору показывали такую программу. В ней говорилось о жертвах домашнего насилия, о ненависти супругов друг другу, изменах. Что же это было за время? Период затянувшегося хауса длиною в тысячелетия?
Мои мысли прервал телефонный звонок. Это был он, мой Крис.
«Привет, детка. Ты уже посмотрела то объявление, что я скинул? Жду не дождусь, когда мы, полноправные граждане, пойдем снимать нашу первую квартиру».
«Привет. Да..да, конечно, посмотрела» - я все еще была в своих мыслях.
«Ты чего? Сегодня увидимся? Я заеду в 7».
«Сегодня? Нет, не смогу, извини. Надо готовиться к семинару».
«Жаль. Я достал билеты на тот спектакль, о котором ты говорила. Это было нелегко».
«Крис, ты чудо! Но я правда не смогу». Я соврала. Но у меня не было сил видеть его до дня Х.
Столько мыслей и все за полчаса времени, проведенного на кухне. По телевизору начался очередной сериал с вялотекущим сюжетом, когда зашел отец.
Высокий подтянутый мужчина с вечно серьезным и спокойным выражением лица. Он всегда был справедливым и рассудительным. Одним словом, математик. Может быть поэтому мне удавалось хорошо учиться и выходить из любых школьных конфликтов. Ведь я была вся в него.
«Как дела, Лизи? Ты рано сегодня»
«Пап..я понимаю, это глупо.. и последние десятилетия история знакомства у всех одинаковая..но все же..как ты …понравилась ли тебе мама, когда ты ее увидел в первый раз?»
«ооо, вижу, ты волнуешься перед ответственным шагом в самостоятельную жизнь. Я был очарован, когда увидел ее впервые. На проверку меня затащила девушка. Я и не хотел с ней съезжаться и был очень рад, что программа показала низкую совместимость. По правде сказать, 3П меня спасла. Это отличный способ отказать, ведь против закона не пойдешь. Моя анкета осталась в базе, она пробыла там несколько лет, пока мне не позвонили и не сообщили о подходящей паре. Я подумал, почему бы и нет. И ни разу не пожалел о том, что не отказался».
Повисла пауза, я всматривалась в его глаза, пыталась понять, говорит ли он мне правду или у него есть своя история, которую он хочет оставить в тайне.
«Ну все, пора на работу, а тебе в колледж. Когда у вас назначено рандеву?»
«В среду в 3.» коротко ответила я.
Это был понедельник. Оставшиеся 2 дня дома царила атмосфера недосказанности. В целом, родителям нравился Крис, но от них теперь ничего не зависело.
Я читала, что раньше именно родители подбирали жениха или невесту своим детям. И как же они так делали? Вряд ли они брали лист бумаги и просчитывали совместимость. Единственное, что они могли оценить – это родословную и материальное положение претендента. Но и в таком браке не было любви, ведь девушка знакомилась с женихом только на свадьбе.
Да, 3П в этом отношении намного гуманнее. И наличие результатов теста не делает вас парой автоматически. Но эти магические цифры меняют сознание в 1 миг! Вот вы заходили, как влюбленные, а через несколько минут вы выходите в разные двери и идете подбирать себе новую пассию. И найдя подходящий процент совместимости, почему-то, сразу начинаете симпатизировать совершенно незнакомому человеку.
Накануне вечером мама тенью зашла в мою комнату.
«Я смотрю на тебя и..и вижу себя. Я понимаю, это будет больно, если программа не выдаст высоких результатов. Но не делай моих ошибок.  Я застряла в прошлом. Кто знает, может быть с Дейвом ничего и не сложилось бы, а 3П помогла найти его судьбу. Она искренне его любила. Я видела..видела в ее глазах. Значит, программа все же умеет правильно соединять судьбы. Ну подумай,кем бы я стала рядом с ним? Официанткой? Ну…бухгалтером, но я зачахла бы на такой работе и мы бы поссорились. Лизи, программа умнее нас, она умнее чувств и просчитывает на много шагов вперед. Посмотри, мы с папой очень редко ссоримся и всегда находим компромисс. Мы никогда и не думали расставаться! И потом..»
«Мам, я все понимаю..ты пытаешься меня успокоить и настроить на позитивный лад. Что на самом деле ты не видишь в Крисе серьезного молодого человека для отношений с твоей дочерью. Ты боишься, что я повторю твою судьбу и всю жизнь буду вспоминать того веселого парня Криса с гитарой. Ты правда веришь машине? Что она оказалась права 24 года назад? А может, с твоим талантом экономиста и его талантом бармена вы бы открыли лучшее заведение в городе? А что смогла Джесс? Быть официанткой, моральной поддержкой? Она даже одна не смогла содержать бар после его смерти. А ты бы смогла! Ты никогда не думала об этом?»
Она молча посмотрела на меня, задержав взгляд на пару секунд, быстро бесшумно встала и испарилась также как и вошла – без единого звука.
Я была в отчаянии. Мы с Крисом так сильно любили друг друга, но я чувствовала, что 3П не понравится наш выбор.
Наступила среда. Мы подошли к массивным дверям административного здания. Его масштабность поражала. Рядом с ним ощущаешь себя крупинкой. “Почувствуйте величие силы закона, вершащих судьбы влюбленных” - будто говорило оно.  Мне в голову тут же пришла ассоциация. Помню, в детстве мы перебирали пшено: желтые к желтым, черные к черным. Так и тут.. не подошел – разошлись в разные выходы.
Крис сжал мою руку, посмотрел на меня с вселяющей надежду улыбкой и подминул. Я лишь робко улыбнулась в ответ.
Мы вошли в здание. По стенам располагались высокие зеркала.
«Стой. Подожди. Посмотри сюда» - сказал он, придержав меня за локоть. «Посмотри как мы похожи. Не находишь? Это ли не знак судьбы?»
И правда. Примерно одного роста, темно-русые волосы. Только у меня прямое каре, а у него немного вьющиеся. По Крису сразу можно сказать, что он музыкант. Это видно по его манере общаться, по его стилю одежды (свободные джинсы, расстегнутая рубашка поверх футболки), по немного растрепанной прическе. Он всегда активнен, весел и при этом очень заботлив.
Помню, как мы долго не могли поймать такси и он пошел меня провожать пешком несколько кварталов до моего дома. Помню, как я волновалась, не случится ли что с ним на обратном пути и звонила каждые 5 минут.
Помню, как он в одном баре выбежал на сцену, отобрав у тамошнего музыканта гитару, и начал петь песню, которую до этого играл тот гитарист, так, как Крис ее слышал. И все это время он не отрываясь смотрел на меня..ведь песня была про любовь…
Мы ненадолго задержались у зеркала, рассматривая друг друга, когда нас окликнул чей-то женский строгий голос.
Этот звук прервал мои воспоминания, оставляя в голове отголоски звучания той песни. Крис будто услышал ее, а может быть,он и сам вспомнил этот случай, и тихо на ухо начал напевать «я влюблен в тебя безмерно, хоть от Марса до Венеры не найдешь в пространстве звездном пары лучше нас с тобой», пытаясь меня ободрить.
Голос принадлежал немолодой лет 50-ти женщине в строгой форме цвета хаки.
«Вы на тест совместимости? Пройдемте за мной.»
Мы зашли в довольно мрачное помещение, где по периметру были расставлены скамьи и столы. Здесь уже сидело несколько пар, нервно ждавшие своей очереди.
«Заполните эти анкеты и проходите в ту комнату, крайнюю слева, 12А.»
«Ну и вопросы у них. Мы же все уже заполняли? Зачем еще раз?» недоумевал Крис.
«А может ты соврал, и теперь они тебя проверяют, вспомнишь ли ты свою ложь» - пыталась шутить я.
«Да брось, их не обмануть. С появлением идентификатора личности по движениям тела они о любом человеке узнать все буквально в 1 клик!»
Крис был прав, это все лишь формальность. Архаичная форма бюрократии – использовать бумагу.
«Номер 427 просьба пройти в кабинет тестирования»
«Это наш, идем!» Крис берет меня за руку, радостно шагая по направлению к судьбоносной двери. У меня все похолодело внутри, я еле передвигала ногами, будто стараясь оттянуть то мгновение, когда обратного пути уже не будет.
Вот она дверь. Очередное темное помещение с прозрачной кабиной посередине. Похожа на стеклянную рентгеновскую установку в крупных аэропортах, только с двумя отделениями. По периметру комнаты стоят вычислительные машины. Из-за постоянно перемигивания разного цвета лампочек, создавалось ощущение, будто ты на дискотеке, только не хватало музыки и бара с крепкой выпивкой для поднятия настроения.
«Мисс Лизи Джонс, прошу проходите. Мистер Паркерс – сюда, пожалуйста»…
…….
Мы с Крисом разошлись. Через несколько лет я съехалась с милым парнем по имени Джон, клерком в одном из госучреждений. Он не курил, ни разу в жизни не держал в руках гитару и не разделял моего увлечения музыкой, хотя и не препятствовал ему.
Он приходил домой ровно в 7. Садился на диван в гостиной и открывал вечерние новости, вслух комментируя скачки биржевых ставок, пока  я разогревала ему ужин. Я была…счастлива….
 
 


Рецензии