По Ленинским местам, и не только

Часть 1. Аркатово.

  Суббота 10 июня, «на дворе» апрельская погода: 9-10 градусов «жары», ветер и дождь. .Рассуждаем с друзьями, Татьяной и Сергеем, ехать ли завтра  на дачу. В воскресенье праздник Святой Троицы, жены говорят, что работать в этот день грех, особенно работать на земле.  Впрочем, копать- сажать пока и не надо, все равно саженцы померзнут, а вот стричь траву…  Ладно, пусть колосится, а мы куда-нибудь съездим! Друзья предложили  посмотреть знаменитую Смоленско-Богородицкую церковь в селе Аркатово недалеко от Казани,  а совсем рядом - имение деда В.И.Ленина Александра Дмитриевича Бланка в деревне Кокушкино (с 1964 года Ленино-Кокушкино).  Мы с Натальей приняли предложение сходу. Оба места находятся недалеко,  до Аркатова 55 км,  а Ленино-Кокушкино на 7 км. ближе. Дополнительный интерес к этим местам:  у Татьяны родной дед  родом из Аркатова, а мы с Натальей «расписались» в сельсовете деревни Ленино-Кокушкино. Причем, были там всего один раз в жизни – солнечным сентябрьским утром много-много лет назад. Выбор необычного для городских жителей места регистрации был связан не с тем, что юная невеста была» на сносях» и не с увлечением коммунистическими идеями. Причина была проще: нам на работе давали отпуск, который можно было сделать «медовым месяцем», если успеть зарегистрировать отношения. «Расписаться» в казанском ЗАГСе мы не успевали, надо было ждать целый месяц. Помогли мои родители, у них оказались какие-то знакомства в сельсовете деревни Ленино-Кокушкино.  И вот мы с нашими свидетелями в деревянной избе с высоким крыльцом и низкой дверью (ударился головой при выходе), серьезная женщина с внешностью сельской учительницы, стол покрытый газетой, романтика…  А на следующее утро - мы в поезде Казань-Адлер, едем в Сочи. Было бы любопытно взглянуть на это, значимое в нашей жизни, место. Столько лет прошло.
 Словом, следующим утром мы тронулись в путь.  До развязки на объездной дороге домчались быстро и, проехав по эстакаде над федеральной трассой М-7 «Волга», выехали на Мамадышский тракт. Машина бодро двигалась среди живописных холмов и перелесков. Проехали  поворот на деревню Званка, ставшую коттеджным поселком. К  нам на дачу привозят конский навоз из Званки, похоже, кто-то держит лошадей. И, думаю, не для того, чтобы пахать землю.
Далее по дороге - село Кощаково, ничем не уступающее Званке по количеству новых домов. Село старинное, носит имя какого-то татарского хана, возможно прототипа Кащея Бессметного русских сказок,это шутка, но что известно точно - в 1876 и 1877 годах в селе жил Федор Иванович Шаляпин. Если быть точным, там жил Иван Яковлевич Шаляпин, отец нашего великого певца с семьей, а будущей знаменитости былов ту пору всего три-четыре года. Вообще-то род Шаляпиных (или Шелепиных) происходил из соседней Вятской губернии, но Федор Иванович родился в Казани, в  Суконной слободе, не самом благоустроенном и спокойном месте Казани.  В Кощаково Иван Яковлевич выезжал в длительную командировку, как работник  Казанской уездной земской управы. Современное село Кощаково Шаляпины сейчас  бы не узнали. Дальше по тракту шли Новое Шигалеево, Старое Шигалеево, бревенчатых изб почти не видно, а некоторые дома могли бы дать фору многим городским. Вот и поворот на Ленино-Кокушкино.


Панорама деревни с многоэтажными домами и супермаркетом «Пятерочка» нас  впечатлила. Но  мы едем дальше, до поворота на Надеждино.  После Надеждино уже видны вдали две золоченые маковки Аркатовской церкви, а перед ней блестит вода какого-то водоема. Едем по дамбе, перегородившую речку с неожиданным названием Иинка. Получилось озеро приличных размеров, где-нибудь 3-4 км в длину и 200-300 м в ширину.  Если судить по перепаду высот до и после дамбы - глубокое. Много диких уток, значит, есть и рыба..
Ну, вот и приехали. Церковь стоит на въезде в село, красуясь белоснежными стенами и ярко-синим цветом кровли. Рядом - автомобильная стоянка машин на 10-15, сегодня в праздничный день она переполнена.               
Смоленско-Богородицкая церковь построена в 1747 году. Никогда за годы  существования не закрывалась, поэтому сохранила традиции, иконы, книги и церковную утварь. По преданию церковь  была построена на месте болота, в котором пастухи нашли икону Божьей Матери, плавающую ликом вниз. Икону отнесли владельцу села богатому купцу (по другим преданиям – отставному капитану) Диомиду Федоровичу Аркатову, который велел поставить ее в часовне при въезде в деревню. Три раза икона пропадала из часовни и ее находили в болоте. На третий раз Диомид Федорович понял, что на месте болота надо построить либо церковь, куда определить икону, либо монастырь. Денег хватило на церковь. Кроме чудотворной иконы Смоленской Божьей Матери, в храме есть еще две значимые иконы: Неопалимой Купины и Трёх радостей, с ликами Богоматери, младенца Иисуса и младенца Иоанна Предтечи. Общая радость трёх лиц дала название иконе.
При входе в церковный двор, на калитке висит благодарственная доска Павлову Александру Филипповичу от земляков за большую помощь в строительстве дороги и возрождении села. В церкви полумрак, иконы, горящие лампады и, по случаю праздника, пол покрыт молодой травой и интерьер украшен веточками березы. Воздух в церкви непривычно легкий -  запах церковного ладана смешался с запахом полей и леса. Служба закончилась, но людей много.
 Рядом с церковью  дом настоятеля  Отца Михаила(Меняшева), хороший сруб, хозяйственные постройки, пасека, внедорожник УАЗ Патриот.
Недалеко от церкви источник, тоже носящий имя Смоленский и купель при нём. Воде из  источника  бьёт тугой струей диаметром миллиметров сорок, и ей приписывают целебные свойства.  Прекрасные вкусовые мы оценили.  А целебные  свойства надеюсь себя проявят  позже.
В селе есть еще два источника: глазной и солдатский. Вода первого, что понятно из названия, исцеляет от болезней глаз, ко второму приезжают люди, потерявшие здоровье на войне или просто во время воинской службы.
Село оказалось небольшим, асфальтированная центральная улица и  переулки с грунтовыми дорогами, большинство домов, похоже, принадлежит горожанам, местного ли происхождения или нет, но виден не деревенский размах построек и недешевые автомашины во дворах. Большие приусадебные участки,  много пчелиных ульев. И деревенская тишина.
Вполне насладиться красотами окрестных пейзажей помешала погода. Немного побродив по берегу водоема, поехали в Кокушкино. Переехав мост через речку Ушню, мы воочию убедились в том, что от деревни 70-х годов прошлого  века не осталось ничего. Надеяться найти сельсовет  в деревянной избе было  наивно.  Поэтому решили посмотреть  музей-заповедник «Ленино-Кокушкино». До него было недалеко, метров 400-500 по асфальтовой дороге вдоль речки с непонятным названием Ушня.

Часть 2. Ленино-Кокушкино.

Здесь я хотел бы перенестись вместе с вами более, чем на 170 лет назад и рассказать историю этого места. Дед Ленина Александр Дмитриевич Бланк, врач, дослужившийся до чина статского советника, что по манифесту 11 июня 1845 давало ему право на приобретение потомственного дворянства, выйдя на пенсию в 1847 году, приехал в эти места в поисках тихого, уютного гнезда для своего большого семейства: жены, сына и пяти дочерей. Это был еще не старый мужчина 47 лет, служивший главным лекарем госпиталя Златоустовской оружейной фабрики и медицинским инспектором госпиталей Златоустовского горного округа. По какой причине он, не доработав трех лет до полной пенсии, которая составила бы 100%  от должностного оклада (о мрачные времена царизма!)  попросился в отставку не известно.  Но известно, что незадолго до этого на оружейной фабрике сменился директор и доктор Бланк не поладил с  ним.  По совету  жены Екатерины Иоганновны он решил уехать из Златоуста, купить имение в Казанской губернии и заняться сельским хозяйством. Почему жена, коренная петербурженка немецко-шведского происхождения, предложила перебраться в Казанскую губернию, с которой ничего не связывало ни её, ни Александра Дмитриевича не известно тоже.  Доктор Бланк был родом из Малороссии, из-за так называемой «черты оседлости», закончил Императорскую медико-хирургическую академию в Питере, там же работал первые годы после окончания, женился, там родились все его дети, и там же похоронена первая жена Анна.  Доктор Бланк, не мудрствуя лукаво, вторично женился на младшей сестре покойной жены Екатерине.  Девичья фамилия сестер – Гроссшопф  немецкая. Есть сведения, что она происходила из Лифляндии. Вообще очень многое о  предках Ленина не известно достоверно, особенно по отцовской линии:  чувашско-калмыцкие корни отца и еврейско-немецко-шведские матери  были при советской власти тайной «за семью печатями».
Сейчас в интернете можно «накопать» многое о семье Ульяновых, есть  сведения из архивов, есть воспоминания родственников и современников, есть просто ложь и домыслы, но нет связной картины происхождения Ленина. Меня, после посещения Кокушкино, заинтересовала истории этого имения и отношения к нему семьи Ульяновых, в частности Владимира Ильича. То немногое, что мне удалось найти и обобщить, я и предлагаю вниманию одноклубников.
Итак, деревенька Кокушкино в середине 19 века состояла из 15 крестьянских дворов с 39 крепостными крестьянами мужского пола (женщины в ревизии не учитывались) .С 17 века деревня принадлежала  семье казанских дворян Веригиных. За несколько лет  до приезда доктора Бланка, последний владелец имения  Петр Алексеевич Веригин поставил мукомольную мельницу на реке Ушне. Этим  новым промыслом он рассчитывал улучшить экономическое положение своего хозяйства, но  только добавил себе долгов. Взятый  кредит под залог  имения, не позволил Веригину продать его  доктору Бланку в 1847 году. Год спустя, преодолев разные юридические препоны, куплю-продажу совершить удалось, П.А.Веригин продал, А.Д.Бланк купил имение Кокушкино.
 Из архивных документов – «Согласно имеющемуся в деле прошению о совершении купчей крепости от 5 ноября 1848 г. запрещение с имения было снято в том же году, и было продано А.Д.Бланку по цене 240 рублей за каждую ревизскую душу: всего 9600 рублей серебром. Что же касается господского имущества, то оно большей частью находится в старом обветшалом состоянии. Общее количество приобретенной земли составило 462 десятины». 504 гектара земли!
Доктор Бланк для покупки имения получил ссуду в Казани, в Дворянском земельном банке, сроком на 50 лет под залог приобретенного имения. Каков был размер банковской ссуды и под какой процент она бралась мне  найти не удалось.
Согласно купчим документам «усадебные постройки занимали две десятины земли и включали в себя: господский дом, флигель на пять комнат, мукомольную мельницу «о двух поставах», мельничный амбар, людскую, конюшню, каретник, баню, курятник, 4 житницы, погреб, сарай и сеносушилку».
Мы прошли в открытые ворота мемориального комплекса, бывшего имения, в полной тишине и безлюдье. Как было написано в купчей в год покупки имения  « что же касается господского имущества, то оно большей частью находится в старом обветшалом состоянии».И сегодня ситуация с этим точно такая же.
Музей-заповедник «Ленино-Кокушкино»  начал создаваться в начале 30-х годов прошлого века практически с нуля.  И надо сказать, что сама идея связать Ленина с этим местом основывается на весьма шатком основании. Имение, некогда принадлежавшее деду Ленина, было продано его дочерью, матерью Ленина еще в 1898 году, задолго до революции.  Господский дом сгорел в 1902 году, а большинство строений - в 1917. Благо, что в тридцатые годы прошлого века были живы и люди, и технологии дореволюционной поры. Дверные ручки, косяки, оконные рамы, рабочий инвентарь всё было сделано так, как делали прежде, мебель и посуду собрали по частям из других разоренных имений уезда. Восстановили всё, кроме мельницы.
Так, что все построено в 30-е годы прошлого века и, как видно, после крушения СССР  не реставрировалось.
Мы подошли к господскому   дому с мезонином, излюбленному типу русских усадеб 19 века. Двери главного входа были заперты. Не без труда мы отыскали гида. Толковая и знающая молодая женщина  провела нас по всем комнатам и лестницам двух жилых домов, господского и флигеля, ответила на все наши вопросы и даже сама предложила нам фотографировать, всё, что нам интересно, без дополнительной платы.
Господский дом стоит прямо на берегу речки Ушни, если бы не деревья на берегу, то вполне можно забрасывать спиннинг прямо с балкона мезонина. А рыба в реке есть, в чем мы убедились позже.  В комнате в мезонине была спальня Александра Дмитриевича, обставленная скромно и лаконично.
Флигель с пятью комнатами, в котором жил Володя Ульянов  в период так называемой ссылки стоит рядом, метрах в дести.. Как писалось в советское время, Володя Ульянов  был исключен из Императорского Казанского университета  за участие в студенческой сходке и сослан в Кокушкино под надзор полиции. 
Обстановка в обоих домах самая простая, кухня так просто крестьянская  с русской печью и деревянной утварью. Единственная роскошь – рояль в центральной комнате флигеля.
Александр Дмитриевич Бланк поначалу удачно взялся за хозяйство, первый  кредит на покупку инвентаря, зерна и удобрений вернул досрочно, второй кредит вернуть  не смог. По результатам реформы 1861 года, отмены крепостного права, часть земли была выделена в надел крестьянам. На момент реформы в уставной грамоте А.Д.Бланка в «сельце значилось: дворовых – 9 душ, крестьян 30 душ». На каждую ревизскую душу выделялось 4 десятины земли в постоянное пользование. При этом с каждого надела причиталось платить бывшему хозяину 9 руб. в год и отрабатывать на господской земле мужчинам: 24 дня летом, 16 дней зимой; женщинам 18 дней летом, 12 – зимой. И все равно ни вернуть ссуду на покупку имения, ни второй кредит доктор Бланк, не смог.
 После смерти доктора Бланка  в 1870 году, имение унаследовали пять его дочерей.  Позднее у сестер его выкупила семья Любови Александровны (Ардашевой),единственной из сестер,  жившей постоянно рядом с имением, в Казани.
Сохранились данные о доходе имения за 1880 году, он составил 2669 руб.. из него 1659 руб. потрачено на ремонт строений, инвентаря, страхование строений от пожара, наём рабочих, покупку,семян, удобрений и т.д. Чистый доход составил 1010 руб.
Забегая вперед, расскажу как имение было продано. До 10 октября 1897 года имение принадлежало Дмитрию Александровичу Ардашеву, сыну Любови Александровны. В марте 1897 г. «было осуществлено взыскание с Ардашевых долга в 5000 руб. в пользу вдовы М. А. Ульяновой (!)... «Принимая во внимание невозможность выплаты долга, имение было описано судебным приставом, оценено в 10000 руб. и назначено на продажу с публичного торга при Казанском окружном суде... Наивысшую цену за имение предложил Владимир Иванович Веретенников, муж одной из сестер Бланк, Анны Александровны – 15000 руб. По окончанию торгов В.И.Веретенников внес задаток в размере 1500 руб. По правилам торгов остаток суммы он должен был внести в течение семи дней, но этого не сделал. В итоге суд решил закрепить имение Кокушкино за М.А.Ульяновой за десять тысяч руб. с переводом долга 9205 руб. Дворянскому земельному банку».  М.А.Ульянова оформила купчую крепость на покупку имения  16 апреля 1898 года и через четыре дня продала его крестьянину села Черемышево Н.Н.Фадееву.
Вышло  так, что мать Ленина отсудила имение у родного племянника и продала. Как всегда мало данных, чтобы понять мотивы поступков и картину в целом. Видимо, очень нужны были деньги.
Итак, имение Бланков «ушло» в чужие руки задолго до революций 1917 года и принадлежало  богатому крестьянину Николаю Фадееву. Только в 30-е годы прошлого века предприимчивым родственникам «вождя мировой революции» пришла идея организовать в Кокушкино ленинский мемориал, в память о летних каникулах Володи Ульянова в имении деда,и о времени, прожитом им в «ссылке». Как, наверное, мы все помним, во всяком случае, те кому довелось носить пионерский галстук, первокусник  юридического факультета Императорского Казанского университета Володя Ульянов принял активное участие в студенческой сходке, был исключен из университета и отправлен в «ссылку».  Ставлю термин ссылка в кавычки потому как все было не совсем так.
Нашел статью заведующего кафедрой историографии и источниковедения Казанского (Приволжского) федерального университета д.и.н. Алексея Литвина об этом событии.По его словам жизнь Ленина полна мифов и легенд, к ним «в полной мере относится и сходка студентов 4 декабря 1887 года». Причиной студенческой сходки было введение нового университетского Устава, резко ограничивающего автономию университетов (в пользу попечителей учебных округов и Министерства просвещения), а главным раздражителем для студентов стало введение должности Инспектора университета. В обязанности Инспекторов входил надзор за поведением студентов как в стенах университета, так и за пределами учебного заведения. Одно из новшеств, давно практиковавшееся в университетах Германии и Франции, касалось введения зачета по полугодиям, что значительно увеличивало учебную нагрузку. Российское студенчество приняло новый Устав «в штыки», особенно должность Инспекторов. Казанская сходка была не первой и не самой значительной, в московской студенческой сходке было убито несколько студентов, а  роль Володи Ульянова в сходке была сильно преувеличена.Студентов было не 250-300, а на порядок меньше, никто не арестовывал бастовавших студентов  и в тюрьмы не бросал. Для профилактических предупреждений в полицейский участок они «были приглашены (не арестованы, а задержаны на одну ночь, без протоколов допроса). Всего  39 студентов – участников сходки». Полиция быстро выделила среди них инициаторов, Володя Ульянов был отнесен к пассивным участникам сходки. Утром 5 декабря все студенты покинули полицейский участок, но никто из них в университет не вернулся. Согласно существовавшим тогда правилам при поступлении в университет подписывались обязательства «не состоять членом и не принимать участия в каких-либо сообществах, как, например. землячествах». Поэтому все понимали, что участие в сходке грозит им исключением. Все 39 участников сходки написали заявления на имя ректора об «изъятии» их «из числа студентов Императорского Казанского университета». Кстати, кроме подписания этого обязательства, при поступлении в университет, Володя Ульянов написал и прошение с просьбой освободить его от оплаты за обучение. Прошение было удовлетворено,  так как  семья Ульяновых жила на пенсию «по утере кормильца». На радостях Володя Ульянов  становится членом двух землячеств, симбирского и самарского.
Полицмейстер рекомендовал 12 активным участникам сходки покинуть город. Остальных он спрашивал о том, что они намерены делать. Ульянов ответил, что поедет в родовое имение Кокушкино. Это был его выбор, а не ссылка. Морозным утром 7 декабря 1887 года он вместе с матерью и сестрой Марией выехал из Казани. Полиция не сопровождала ссыльного, как рассказывалось раньше, отъезд заметили лишь родственники.  Спустя восемь месяцев Владимир Ульянов вернулся в Казань, подал прошение о восстановлении в университете,  ему было отказано. В Кокушкино В.Ульянов не приезжал больше никогда. Не все знают, что закончил Владимир Ульянов Петербургский университет, экстерном, восемь месяцев в уединении не прошли для него без пользы.
Мы гуляли по аллеям бывшего имения, я смотрел на этот уютный мирок в окружении прекрасной природы, в общем-то хорошо обустроенный и сытный, особенно по меркам 19 века, и пытался поставить себя на место хозяев. Они владеют имением, способным просуществовать и в изоляции, комфортными домами со всеми удобствами того времени, вокруг чудная природа, рядом река, лес, и… всё вокруг твое, 504 гектара собственной земли и 39 бесплатных  работников мужского пола. Как славно можно было наладить хозяйство, как интересно развлекаться – охота, рыбалка, купания и катания на лодке, верховая езда, встречи с соседями по имению.  Да мало ли что еще, время течет медленно, день не расписан по часам. Рай на земле, по мнению горожанина и дачника 21 века.«Зачем в революцию понесло?» - спросил кто-то из нас.  Действительно, все дети Ильи Николаевича Ульянова и Марии Александровны, кроме умерших в младенчестве и рано умершей в 19-летнем возрасте Ольги, стали революционерами. Когда говорят о Кокушкино, мы вспоминаем Владимира Ильича и семью Ульяновы. Но почитав про историю имения и ей обитателей, понял, что эта связь надумана.  Имение принадлежало  другой дочери доктора Бланка Любови Александровны Ардашевой и ее дети проводили там времени гораздо больше, чем Ульяновы. А вот они в революционной деятельности не отмечены.
Уже заканчивая эти записки, случайно нашел в журнале «Родина» статью про Ардашевых, автор -  д.и.н. И.Плотников, Как говорят - «на ловца и зверь бежит»…   Так вот, у супругов Ардашевых было шестеро сыновей, все были людьми незаурядными и придерживались демократических взглядов. До Октябрьских событий !917 года дожили трое, причем все жили уже не в Казани, а на Урале и все оказались «не в ладах с (новой) властью». «Не в ладах с властью» сказано автором очень мягко, судите сами. Один из братьев Ардашевых, Виктор, нотариус и судья в Верхотурье был арестован за участие в акции протеста против разгона Всероссийского Учредительного собрания. На волне протестных настроений в Верхотурье был создан стачечный комитет, заместителем председателя которого был избран Виктор Ардашев. Руководство комитета было арестовано, по дороге в тюрьму Виктор Ардашев был застрелен «при попытке к бегству». «Действительно ли пытался бежать Ардашев, ответить трудно. Скорее всего нет: « бежать на открытом заснеженном пространстве смысла не было» - И.Плотников.
Вскоре сын старшего из братьев Александра, Юрий тоже будет убит. Ему, офицеру-фронтовику, лояльно относящемуся к новой  власти, Екатеринбургским военным комиссаром было поручено «организовать эскадрон на началах революционной дисциплины» для несения гарнизонной и охранной службы. 10 июня 1918 года Екатеринбургский Союз фронтовиков  организовал митинг с антибольшевистскими лозунгами. Против участников митинга были брошены войска, в том числе и сотня Юрия Ардашева. От применения насилия сотня отказалась, а затем по призыву командира присоединилась к восставшим фронтовикам и горожанам. Восстание было подавлено, Юрий Ардашев - расстрелян. Из воспоминаний одного из руководителей карательных органов города и губернии Я.Х.Юровского, известного убийцы царской семьи: «Из конского запаса мы организовали свой конный отряд, во главе которого имели неосторожность в качестве командира поставить прапорщика Ардашева, кстати сказать, племянника Ленина, по линии матери». После этих событий арестовали также отца Юрия. О допросе Александра Ардашева Юровский вспоминал: «Он мне сказал примерно следующее: «Да, Ленина ведь я знаю, он даже мой племянник ( Юровский путает степень родства этих лиц), человек он, несомненно, честный, но расстрелять его надо, так как он несет, несомненно, зло России». Вот такие «нелады с властью» и так относились к Ленину его ближайшие родственники..
Как видим, жизнь в этих чудесных местах и помещичий быт не были причиной революционности братьев и сестер  Ульяновых,её  надо искать в другом месте. И это место,несомненно, семья. Володя Ульянов участвует в студенческой стачке, еще не выучив расположение всех аудиторий главного здания университета, старший брат в 20-летнем возрасте становится одним из организаторов террористической фракции Народной воли, а в 21 год - казнен. Другие братья и сестры стали революционерами калибра поменьше, но «стартовали» так же в раннем возрасте. Отчего так?
Мы мало знаем о матери Владимира Ильича, а стоило бы приглядеться к ней. Её роль в воспитании детей была решающей. Поскольку трудоголик Илья Николаевич дома бывал мало. Об Илье Николаевиче Ульянове  друг семьи  драматург Валериан Назарьев писал  - «…Илья Николаевич не знал, что делалось в семье, как и чем занимались дети». В Симбирске Марию Александровну Ульянову  видели в обществе  семейного врача Ивана Сидоровича Покровского чаще, чем с мужем .Современниками приводился курьезный эпизод  – Володе Ульянову выдали аттестат об окончании гимназии на имя Владимира Ивановича Ульянова. «Оговорка по Фрейду», написали отчество друга семьи и домашнего врача. Именно Покровский, очень революционно настроенный разночинец, распространял среди знакомых диссидентскую литературу,  приносил в семью Ульяновых книги Писарева, Чернышевского, К.Маркса…
Мне не удалось найти ни одной работы, посвященной жизни Марии Александровны, все современники отзывались о ней, как о сильной, волевой, своенравной женщине с убеждениями феминистки. Замуж она вышла в 28 лет! И это в 19 веке.
  Старшая дочь в семье Ульяновых Анна Ульянова-Елизарова в книге «О В.И.Ленине и семье Ульяновых»писала про мать – «она была лишена предрассудков» и  «… как выросшая не в чисто национальной семье, не была богомольной и одинаково мало посещала как русскую церковь, так и немецкую…».
Дети выходили из семьи Ульяновых во взрослую жизнь совершенно  не зная жизни, но с крайне критическим отношением к ней, к её традициям и устоям. Это мягко сказано, с категорическим неприятием действительности и желанием изменить ее любым путем. Старший сын Александр участвовал в подготовке покушения на царя, Володя и остальные «пошли другим путем», но в том же направлении. Легенда о том, что Мария Александровна была любовницей Дмитрия Каракозова, стрелявшего в императора Александра Второго, и о том, что ее старший сын Александр был рожден от Каракозова, а не от Ильи Николаевича, правдоподобна. Действительно, Каракозов был учеником Ильи Николаевича в Пензенской гимназии, жил с Ульяновыми в одном доме и был знаком с Марией Александровной. По датам рождения Александра и ареста Каракозова все как-будто сходится, но это только предположение. Фактов нет.
Революционером Владимира Ленина сделала не природа и уютный помещичий быт Кокушкино, а, по-моему, взгляды матери и «семейного доктора» Ивана Покровского. Илье Николаевичу надо было бы чаще бывать дома. А он  «пропадал» в командировках и не любил бывать дома, как рассказывают  экскурсоводы в доме Ульяновых в Симбирске.
По окончании экскурсии нам не хотелось уезжать из Кокушкино.  Несмотря на пасмурную погоду, мы решили побродить  по окрестностям.Пошли по центральной аллее вдоль берега Ушни, аллея закончилась, по тропинке мы вышли к дамбе. Пообщались с рыбаками, в Ушне водятся караси и щуки. Домой ехать не хотелось и мы вспомнили про соседнее село Черемышево, в котором венчались родители Ильича. Дорога была не долгой, но метров за 300-400  до села асфальт закончился. Места пошли уже не мемориальные. Вот и Церковь Казанской иконы Божьей матери, построенная в 1741 году владельцами села князьями Кропоткиными. Как и Аркатовская церковь построена  в стиле русского барокко. При советской власти её закрыли и использовали как склад. От отца Михаила мы узнали, что в неё недавно назначили иерея и начались службы. Мы  следов возрождения не увидели.  Какие-то работы по реставрации здания вроде бы видны, но уж очень несмелые.
В селе две улицы и  дома в основном не крестьянского вида, очевидно, что используются как дачи. Значит,  постоянных прихожан мало.Соберет ли новый батюшка паству? Дай Бог  ему удачи. Мы же в путь!


Рецензии