Концепция vs. Идея. Битва равных

  С древних времён учёные и философы задавались вопросом, что такое Концепция и что такое Идея? В чём суть этих слов и как к ним нужно относиться? Их выводы становились научными трудами, ответвлениями в философских направлениях, но в то же время внутри их выводов возникали новые вопросы, приводящие к новым результатам. Это был и остаётся поток теорий, решений, итогов, которые синтезируясь в нечто единое, приводили к нечто новому, ставящему новые проблемы. Бесконечный цикл задач, версий и мыслей. От одного к другому, от общего к частному, от результата к ещё более подробному результату. Так, многие вопросы слова «концепция» и «идея» остаются актуальными до сих пор. Что же скрывается в смысле этих двух слов, какая у них миссия в существующем мире и каким версиям пришли мыслители прошлого относительно этих терминов? Это стоит рассмотреть и получить ответ.
  Рассматриваемые вопросы:
  - Что такое идея и концепция;
  - Концепция и идея в искусстве;
  - Виды концепции и идеи;
  - Концепция как система. Идея как сущность;
  - Форма концепции под влиянием идеи.

  Прежде всего, обратимся к слову «концепция» относительно философского понимания. Раскрывая смысл термина, и обратившись словарям, нам предлагается такое определение, что концепция – это определённый способ понимания, собственные соображения, система взглядов и понимание явлений и процессов. Ключевое слово в понятии Концепции «система». Здесь не сложно прийти к заключению, что система строится на индивидуальных или общих взглядах, по особой структуре. Каждая система имеет фундамент, точки крепления и переплетения. Так ли это? Снова обратимся к научным трудам и ответим на вопрос, что такое система? По мнению австрийского биолога Людвига фон Берталанфи система - это комплекс деталей, находящихся во взаимодействии и единстве. Система есть единство элементов. Концепция строится по примеру системы. «Сonceptio» (лат.) — понимание, система. Каждая концепция внутри себя имеет какую-либо сущность, и этой сущностью является идея. На одной идее возможно выстроить несколько разных концепций, но будет сложно подобрать под одну систему сущность, трудно прийти к результату имея структуру и не имея замысла.
  Перейдём к пониманию грандиозно тяжёлого термина «идея». Идея – это форма. В мире действительном с его прошлым, настоящим и будущем есть несчитанное количество идей и всех их увидеть, понять, придержаться невозможно. Это многозначное понятие. «Idea» (греч.) — вид, образ, представление. Идея мира, идея Бытия, идея творчества, идея божественного, идея сознания, идея стула, идея глаза и так далее. Это «ЧТО», «В ЧЁМ», «ЗАЧЕМ». Идея содержит мысль. Например, немецкий философ Фихте определял идею как божественную цель, где личность творит мир. Психолог, физиолог Вундт считал идею сознательным представлением любого предмета или процесса. На Идее что-то строится. И этим чем-то является Концепция. Два взаимосвязанных термина, способные существовать позитивно вместе и негативно раздельно.

  В период постмодернизма в  искусстве сформировалось направление Концептуализм или Концептуальное искусство, объединяющее два понятия в единое целое. Потому что… Согласно искусствоведческим, культурологическим исследованиям в основе направления лежит авторская идея, донесённая до зрителя тем или иным способом. В начале XX века Авангард ставит вопрос «что должно считаться искусством?» и на фоне этого вопроса деятели предлагают свои ответы, соединив идею с представленной концепцией. Это повлияло на рождение других новых направлений. XX век – время, когда менялись жизненные устои, происходила смена привычной парадигмы, однако, как известно, любой виток в искусстве есть ответ на события, перемены в мире. Может ли набирать популярность среди авангардистов извечный философский вопрос «Что есть Бытие и сущее?». Может. И к искусству он так же имеет непосредственное отношение, лишь изменив формулировку. «Что есть Искусство?». Из истории становления концептуализма известно, что новаторы стали размышлять: а должен ли художник вообще создавать что-то материально ценное? Разве не может быть искусство то, что уже существует? В ходе исканий вырисовывается заключение – внутри абсолютно каждого объекта заложена мысль, выраженная в физической форме. Зритель смотрит на форму, проникая в сущность самой Идеи, дополненной автором. Именно Идея становится главным зерном Концептуализма, одним из признаков которого является сущностное понимание авторского произведения, интеллектуальное восприятие, но не эмоциональное. Идея преподносится в разных формах, зачастую непонятных зрителю. В дополнение необходимо заметить, что концепция в искусстве еще не оформилась как отдельное явление, оно лишь имеет искусствоведческие приближения, взгляды, отношения и фиксации в литературных трудах. Таким образом, существует Концептуализм, но нет отдельно существующей Концепции. Каждый индивидуально выдвигает свою версию, однако все они могут быть объединены одним словом – система.
  В сфере дизайна «концепция» раскрывается так: «Это видение проекта. Его идейная составляющая, в которой раскрывается понимание вектора разработки». Дизайн как один из видов творческой деятельности, а значит из искусства, формирует своё видение термина, называя его «концепт-арт», а специалистов «концепт-художники». Однако в искусстве нет оформленного и чёткого понимания Концепции, только авторские версии, сводящиеся к одному итогу. Но есть Концептуальное искусство, которое имеет индивидуальное значение. Концепт-арт предназначен для визуальной передачи замысла в живописи, графике, кинематографе и создаётся на стадии разработки проекта, он является её неотъемлемой частью и поэтому не является Концепцией как таковой. Концепт-арт частично возможно прировнять и к художественной Композиции, так как она является «объединением отдельных элементов произведения в единое художественное целое, в котором в конкретной зрительной форме наиболее ярко раскрывается содержание» по Т.А. Писаренко и Н.Н. Ставнистому «Основы дизайна». Концепт-художник и иллюстратор Джама Джурабаев в интервью озвучивает мысль, что на основе идеи заказчика и общего описания создаётся визуальный концепт персонажа, здания или сцены. «Люди немного путают концепт-арт и арт. Арт — это когда ты выражаешь себя и делаешь своё искусство. Мы же делаем готовый дизайн, и нам нужно уметь продавать продукт» - говорит Джурабаев. Это не концепция, не концептуализм, но концепт-арт – часть какого-либо художественного проекта. К этому относится свой способ представления: в живописи и скульптуре – набросок, в кинематографе – раскадровка и сценарий, в хореографии – рисунок танца и основные движения, в музыке – отдельные фразы, в архитектуре – проект.
  Разные понимания термина «Концепция» наглядно демонстрируют противоречия и индивидуальное понимание. Если в лингвистике, медицине, математике есть сложившееся понимание термина, то в искусстве его нет.

  Разбираясь в понимании концепции как системы (не визуального представления идеи), нас приводят к её видам. В учебнике «Стратегический менеджмент» Бориса Литвага представлены следующие варианты:
- Укрупнённая концепция;
- Детализированная концепция.
  Первый вариант даёт общее представление и имеет определённые компоненты: общее описание, цели, проблемы и решения, пути, результаты и прочее; второй же вариант излагает систему более подробно, однако здесь рассматривается не одна идея, а все возможные. То есть, детализированная концепция включает в себя несколько укрупнённых. Однако это только одна из сторон понимания Концепции, и поэтому теперь обратимся к культурологи, а именно к «Константам» Ю.С. Степанова. Исследователь пишет: «Концепт – это как бы сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека». То же происходит в обратном порядке, когда посредством концепта человек входит в культуру, меняет и создаёт её, ведь культура есть результат деятельности человека. Концепцию можно изобразить в виде обобщённой схемы: Культура –> общая история –> период –> объект деятельности человека –>  автор, локация, значимость и другое –> мотивация для создания объекта –> мысль, идея и так далее, но при этом у истока стоит человек. Наглядно демонстрируется последовательность, структура, система, концепция. Так же Ю.С. Степанов разделяет концепцию на актуальную и внутреннюю формы, из которых первая является общим представлением, а вторая – подробное. Здесь имеется возможность провести параллель с трудом Б.Г. Литвага. Так, мы видим что существует макро-концепция, в системе которой скрываются микро-концепции, и они неоднородны, без чётких границ, имеют фрактальный характер.
  На данных выводах видно, что Концепция имеет виды. А какие виды, категории у Идеи и есть ли они вообще? Как было сказано выше, идея – это форма, однако также это и метод, и класс, и образ. Само понимание термина является многомерным, в свою очередь и каждое значение имеет свои свойства. Результатом деятельности самого  мыслительного процесса является идея. Какая она? Хорошая или плохая? Конструктивная или деструктивная? Существенная или несущественная? Понятная или непонятная? К чему относится Идея? Обращаясь к трудам Платона, мы видим идею в понимании сущности вещи, «творящий архетип существующего»; до Платона идея заключалось в существовании Природы; Декарт и Локк смотрят на идею, как на реальную вещь, создаваемую духом; для Гегеля это истина и бытие; Лейбниц в своё время перевернул понятие термина, выстроив его так, чтобы показать в логическом доказательном свете, сочетая с эмпиризмом. И ведь каждая из этих мыслей имеет ещё свою концепцию, если мы будем углубляться, при этом со временем идеи меняются, современные философы приходят к новым результатам, подобно Роттердамскому, Бэкону, Юму и других. На этих строках мы углубляемся в понимание термина, осматривая его с разных позиций, однако теперь следует абстрагироваться от этого и задаться всё тем же вопросом «Что такое Идея и в чём её сущность?».
  И вот теперь глядя на обобщённо надо вывести ответ: Идея – это замысел. Стоит задать каверзный вопрос сугубо религиозному человеку, и вы по итогу получите фразу: «В этом замысел Божий». Выше уже приводился пример понимания идеи Вундта, как сознательного представления предмета или явления, то есть тоже речь идёт о замысле. Литературоведческие исследования делают важный акцент на идее, как замысле произведения. В книге Александра Цейтлина «Труд писателя» есть отдельная глава, посвящённая замыслу. Автор пишет: «…в замысле впервые выражается творческая концепция писателя. Наличие замысла свидетельствует о начавшейся кристаллизации идейно-образных тенденций произведения, о формировании того “зерна”, которое впоследствии должно дать богатый творческий урожай». И пути рождения идеи также разнообразны: из сильной эмоции, из впечатлений и зрительных восприятий. Любого деятеля, так или иначе, что-то должно вдохновлять, рождать замысел, затем взгляд на него (концепцию), начало реализации работы. С вопросом «что такое замысел?» стоит обратиться к словарю, в котором слово рассматривается в двух аспектах: как задуманный план действий, намерение; как идея, смысл, заложенный в результат работы. Цейтлин упоминает в научном труде французского писателя Гюстава Флобера, высказавшегося: «Идеи, — говорил он, — должны вытекать одна из другой, увлекая читателя в водоворот метафор и трепетных фраз». Таким образом, мы можем заключить, что всякая идея есть определённый замысел, на основе которого выстраивается концепция. Это нас приблизило к вопросу «ну и что же дальше?». Дальше надо ответить на два последних вопроса, поставленных в самом начале.

  Существует ли зло без добра, отвратительное без прекрасного и наоборот? Нет, ведь в определённой степени они коррелируют. То же самое происходит с Идеей и Концепцией, они взаимосвязаны, зависимы друг от друга. На основе замысла создаётся схема, задавая ритм, определяя форму, находя актуальные вопросы, пытаясь либо напомнить о них, либо попытаться решить. Идея может быть без концепции, так как не составляет особого труда далее выстроить систему, предложить свой взгляд, но под концепцию подобрать смысл крайне сложно. Задаваясь вопросом «в чём сущность», людьми вырабатывалась идея, потом схема, складывались целые философские взгляды. Точные науки разработали своё определение концепции. И только искусство ещё не определилось, в каком направлении ему двигаться относительно данного термина, не разбирая его на различные аспекты. Но замысел всегда будет наполнением системы. 
  И.В. Гёте вкладывал понятие концепции в любое, великое или малое, произведение искусства, ведь в нём скрывается философский взгляд, смысл, задача. Какой мы можем подвести итог всему, что было оговорено выше? Концепция и Идея – это такие же бессмысленные друг без друга слова, как день и ночь, начало и конец, жизнь и смерть, одна сторона монеты и другая. Рано или поздно в любом из видов деятельности мы придём от идеи к концепции, так как они сосуществуют и не могут вступать в конфликт.


 Список литературы
  Бобринская Е. А. Концептуализм. — М.: Галарт, 1994.
Левина Е.В. Концепт постмодерн-танца в исследованиях 1970-2010-х годов. – СПб: Журнал «Вестник» АРБ им. А.Я. Вагановой, 2020.
  Литваг Б. Г. Стратегический менеджмент: учебник для бакалавров: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим направлениям и специальностям. – М.: Юрайт, 2013.
  Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка / Российская академия наук. Институт русского языка имени В. В. Виноградова. — 4-е изд., доп. — М.: Азбуковник, 1997.
  Панофски Э. IDEA: К истории понятия в теориях искусства от античности до классицизма. — СПб.: Аксиома, 1999.
  Писаренко Т.А., Ставнистый Н.Н. Основы дизайна: Учебное пособие. - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2005.
  Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. - М., 1995.
  Степанов Ю.С. Константы: словарь русской культуры. – М.: Акад. проект, 2001.
  Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина, 2004.
  Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов, 1983.
  Цейтлин А.Г. Труд писателя. – М.: Советский писатель, 1962.
  Эстетика: Словарь. — М.: Политиздат. Под общ. ред. А. А. Беляева. 1989.
  www.veryimportantlot.com : Аукционный онлайн Сервис VeryImportantLot для торговли антиквариатом и предметами современного искусства [Электронный ресурс]
  www.vc.ru/design :  Портал о бизнесе, стартапах, инновациях, маркетинге и технологиях [Электронный ресурс]
  www.tvkinoradio.ru : Профессиональный портал для работников телевидения, кино и радиовещания [Электронный ресурс]
  www.cinemotionlab.com : Новости киноиндустрии. Сайт для тех, кто создаёт КИНО и ТВ [Электронный ресурс]


Рецензии