Безумный блюз или Я умру, когда перестану петь

    "Ты говоришь: - Боже, я не могу есть, не могу спать, в чем дело? - Тебя одолел блюз".  Из песни Ледбелли.

   Для любителей блюза будет не безинтересно знать, что ровно сто лет назад, 10 августа 1920 года, в мире музыки произошло событие, которое открыло путь в мировой блюз целой плеяде темнокожих исполнительниц - Бесси Смит, Ма Рейни, Иде Кокс, Иде Гудсон, Этель Уотерс, Альбертте Хантер, Еве Тейлор, Берте Чиппи Хилл, Розе Хандерон, Билли Холидей, Лиззи Майзл. В тот день неизвестная в  мире большой музыки темнокожая певица нью-йоркского театра кабаре, Меми Смит сделала запись своего голоса на пластинке, исполнив вокальный блюз "Crazu Blus", и положив, тем самым, начало лирической блюзовой темы, ставшей классической.
   Первые блюзовые композиции в исполнении мужчин-блюзменов были записаны на грампластинку еще 1912 году. Но свою популярность блюз все же обрёл благодаря женщинам-исполнительницам, голоса которых с "вызывающим содержанием" из "бродвейских водевилей" очень скоро хлынули в большой мир американской музыки.
   Все началось с того, что в 1919 году автор блюзовых песен У.К. Хинди и музыкальный издатель П, Бредфорд заключили контракт с музыкальным редактором компании грамзаписи  "General Phonograph Company", Фредериком В, Хагером на запись блюзовой композиции в исполнении певицы водевиля Софи Таккер. По иронии судьбы Софи Таккер по каким-то причинам не смогла в день записи явиться в студию и Бредфорду пришлось заменить её другой певицей того же театра, где выступала Софи Таккер, Мэми Смиттом. На удивление, исполнение Мэми Смит оказалось настолько успешной, что гремпластинки с ее голосом были проданы миллионым тиражом только за первые шесть месяцев. Потрясающий успех этой и последующих записей сделали Мэми Смит популярной во всем музыкальном пространстве американской музыки. Ее выступления стали пользоваться огромным успехом у любителей блюза. Мэми Смит стала известна как "Первая блюз-леди Америки". В последствии Мэми Смит успешно гостролировала по всей Америке с такими знаменитыми исполнителями как Энди Кирк, Фаст Пишон, Коулман Хокинс и до конца своей жизни купалась в океане своей славы.
   Но, как всегда, не бывает так, чтобы в "бочку меда" не бросили "ложку дегтя". Если вы заглянете в биографию певицы, то обязательно найдёте такое заключение:"Мэми Смит вела экстравагантный образ жизни и кончила жизнь в нищете, без гроша в кармане" Таков вердикт обывателя и с ним не поспоришь - у обывателя свои критерии ценности. Ему, обывателю, и в страшном сне не приснится, что для творческой личности, а, точнее, вообще  личности, важен процесс, а не результат. В пике своей славы Мэми Смит признавалась одному из американских журналистов:"Я умру тогда, когда перестану петь".
   Американская исследовательница музыкальной культуры народов Африки профессор Дафна Дюваль Харрисон в своей книге "Чёрный жемчуг: Королевы блюза 20-х годов" так пишет о вкладе темнокожих женщин, исполнительниц блюза, в мировой блюз: "Их исполнение включало в мелодику блюза усиленную импровизацию с мелодическими линиями, необычную фразировку, которая изменила акцент и влияние лирики, и вокальную драматизацию с использованием криков, стонов, воплей", тем самым внесло значительные "изменения в другие виды популярного пения, которые были побочными в джазе, бродвейских мюзиклах, факельных песнях 1930 годов и в госпелле, ритм-блюзе и, наконец, рок-н-ролле 1940 годов".
   Из-за своего исторического значения "Безумный блюз" Мэми Смит в 1994 году был занесен в список "Зала Славы рок-н-ролла".

   P.S.
   В интернете, в свободном доступе, есть видеоролик с выступлением профессора Дафны Дюваль Харрисон на "Празднике в память об отмене рабства в Техасе", где она подробно и увлекательно рассказывает о развитии блюзовой музыки на протяжении веков.

Адильхан Акбопе, г. Нур-Султан, РК, ноябрь,2020 г. Из интернет-журнала "Нур кисса". (nurkissa.kz)


Рецензии