Тулуп

ТУЛУП.

Отец сидел на кухне готовил поросенку пойло, гремел чугунками, мял картошку, хлопот по дому было много одному,мать ушла на базар с раннего утра. В сенях послышался шум защелки,топот тяжёлых мужских ног,отворилась дверь, пахнуло холодом. Вошел бригадир высок, худощав с испитым худым лицом и бегающими глазами. –Авось распогодится бог даст, но метет сильно.-Сказал он затворяя дверь,снимая шапку,оголяя свой голый череп. Он топтался у порога не зная с чего начать,распахнул полушубок,отряхнулся. По лицу видно было, что он вчера перебрал и лишнего и сейчас самочувствие было не аховое.

Отец посмотрел на него внимательно и сообразив шагнул на кухню,налил стакан мутной самогонки и бережно поднес бригадиру, ступая мягко по мытому полу. Колька, взял дрожащей рукой,закрыл глаза, отпил немного, сморщился и опрокинул залпом весь стакан сразу,потом,крякнул.-Хороша зараза!-Он расстегнул ворот рубахи, достал папироску и закурил,пустив густой удушливый дым.-Колька то сосед дома, али нет? -Спросил бригадир, закуривая.-Запарился я с работой. Надо двоих мужиков ,свеклы навозить с гурта во двор на корм скотине.-Сказал он застегивая полушубок. Встал,заботливо посмотрел в зеркало.

 -Ну пойду я Александр.-Погоди минутку.-Сказал отец и вынес из сеней тулуп чёрной дубки новенький.-С Красноярска привез, !-Сказал отец,встряхивая его и искренне любуясь.Лёгок,как пушинка!- Бригадир осторожно взял его в руки, поглаживая блестящий мех.-Хорошая вещица! -Он распахнул полушубок, вытер лицо платком.-А я в рваном езжу.-Вздохнув,произнёс он. Отец глядел на него,с недоумением. Солнышко улыбалось сквозь бледное окно комнаты. В голом саду на деревьях чирикали воробьи. Было все,белым бело. Отворилась дверь, мать пришла с базара.

Развязала платок, сняла жакетку.-Умаялась,тяжело идти снегу по колено. Из кухни вышел отец пьяненький,и без смущенья сказал: «Мать,где уж нам тулуп носить, Христа ради просил бригадир,отдал  ,ему нужнее стало быть».Мать подняла голову, хлопая глазами слушала и не верила.-Видали его!-Вздыхая сказала мать.-Он же паразит тебя в прошлом году оштрафовал за то, что ты покосил травы в своем дворе .- Мать говорила без угрозы жалостливо, наставляя его на правду. -Ужли в хозяйстве тулуп не пригодился бы. А с Красноярска пёр неужели себя не жалко.-Мать долго сидела опустив голову, вспоминая своего отца. Когда молода была,жили в достатке и радости. Братья в лисьих шубах ходили, добра то дома всякого было. Все отобрали антихристы, коммунисты,и отца в тюрьму упекли, за то что умел жить.

 Мать встала прошла на кухню, налила в миску супа, вышла в сени покормить четвероного друга Шарика,потом вошла снова.Ссора, как началась, так и быстро потухла.-Вот погоди я другой справлю,а воду толочь вода будет.-Рассеянно ,насмешливо сказал отец,отпивая воду из кружки.-Сам в махрах ходишь,а это вещь хлеба не просила.-Вздохнув,сказала мать.-Небось за так отдал,дурья башка,с паршивой овцы хоть шерсти клок?Солнце скрылось,за окном опять повалил снег,порывы ветра били в окно.Я слушал разговор сидя на диване,закрывая и открывая глаза.-Диковинное дело.-Произнёс отец,присаживаясь к матери поближе.-А ты меня то спросил?

-Сказала мать грубо,отворачиваясь от него.Отец поднял брови,и лицо его стало радостно,грустным.-Ну хватит о пустом говорить,давайте обедать.-Сказал я вставая с дивана.Утром я встретил бригадира,на окраине деревни он сидел  в санях в новеньком тулупе,гордо задрав голову вверх.В правой руке были вожжи,увидев меня он прикрикнул на норовистую кобылу,погоняя её ореховой палкой ,поднял плечи и показался мне более важным чем был.-Но голодранка!-Крикнул он,погоняя лошадь ,дёргая вожжами.На меня повеяло ветерком и я почуял запах свежей овчины от новенького тулупа.

Мне стало обидно,за отца,который с заботой и трепетом вёз эту вещь с такой дали ,что бы порадовать этого проходимца .Но есть пословица из хама не сделаешь пана,что не накидывай на его плечи.Погода была прекрасная,ещё прекраснее чем прежде.По небу плыли белоснежные облака,как паруса по чистому ясному небу.Я долго бродил по деревне и любовался этой красотой,позабыв о семейной неурядице,которую утопил,как камень в воду.На улице резко пахло снежной свежестью,отрадно было на душе.(Анатолий Котов)


Рецензии