Типа рассказ по картинке
Помню, как-то раз мы дошли с ним до очередного такого задания в учебнике. Там нужно было внимательно рассмотреть картинку под названием “Сбор яблок” и составить по ней небольшой рассказ. Кстати, картинка эта была ну очень детализирована, там много чего было изображено, и текст хотя бы из трёх предложений, по-моему, составить по ней было проще простого. Сын довольно долго её рассматривал, а потом произнёс: “Дети… э-э-э”. Помолчал и ещё раз повторил, в точности то же самое: “Дети… э-э-э”. Я спросила его, есть ли это уже весь его рассказ: “Дети… э-э-э”, или будет что-то ещё. Он ответил, что, конечно, будет ещё, и выдал: “Дети… э-э-э…собирают яблоки”. Я попросила добавить к этому уж чересчур небольшому рассказу хотя бы ещё одно предложение, но у сына было всё на этом. А я на этом почувствовала, как у меня слегка пошатнулись нервы и подкатило сильное желание на повышенном тоне сказать что-то грубое, но я сдержалась и решила дать своему ребёнку мастер-класс, типа слушай и запоминай, как надо. И начала: “был хороший солнечный осенний день. Дети помогали собирать яблоки в саду. Девочки срывали их с деревьев и складывали в корзины. Мальчики ставили корзины на тележки и отвозили их к трактору. Взрослые составляли корзины в прицеп трактора. Удалось собрать много корзин. У всех было хорошее настроение”. Я закончила, а сын, хлопая глазами, полюбопытствовал, откуда это я взяла такой длинный рассказ. Так с картинки же!! Всё ж нарисовано там – и солнце, и осенние листья на деревьях, и девочки, и мальчики, и корзины, и тележки, и взрослые, и трактор с прицепом! И улыбки у всех до ушей! Сын удивлённо водил по картинке глазами, как будто бы он ранее не рассматривал её в течение пяти минут, а только в этот самый миг впервые её увидел. Я спросила его, понял ли он теперь, как надо. Он ответил: “Угу, понял”. Ну теоретически, может, и понял, но на практике с такими заданиями всё по-прежнему туго.
Как-то я поинтересовалась у ребёнка, как он думает, почему у него не получается составлять рассказы по картинкам, ну только кроме той причины, что он ненавидит это делать. И он сказал, что просто картинки всегда какие-то ужасные даются, глупые и неинтересные, что по ним рассказывать? И тут мне пришла в голову идея! А составлю-ка я сама рассказ по картинке и проверю заодно, каково это. Для большей сложности я выбрала не особо детализированную картинку, из разряда “а что по ней рассказывать?”. На картинке этой маленькая девочка с осенними листьями в руках среди осенних деревьев у озера наблюдает закат. Я решила не ограничиваться простым описанием того, что изображено, а составить прям настоящий рассказ, чтобы эта картинка служила ему иллюстрацией. К тому же, я посчитала, что это хорошее тренировочное упражнение для начинающих писателей, к которым я себя нескромно причисляю =))
И вот, что у меня вышло:
***
“Девочка Катя, семилетняя первоклашка, сидела за своим столом и торопливо выводила в тетрадке письменными буквами слова, которые учительница задала прописать на дом. Несмотря на спешку, Катя очень сосредоточенно старалась не ошибиться, чтобы не пришлось ничего исправлять и переделывать. Ей осталось только дописать последнюю строчку слов по русскому языку и ещё три строчки цифр по математике, и с домашним заданием будет покончено. Через минут пять, расквитавшись с этим всем, она захлопнула тетрадки, довольно небрежно закинула их на полку со школьными принадлежностями и с особой бережностью стала вытаскивать с полки ниже ещё новенький, недавно собранный ею Лего-набор – фигурку ниндзя в зелёном костюмчике верхом на внушительных размеров зелёном драконе с большими распахнутыми цветастыми крыльями. Это один из героев мультсериала, которым Катя сейчас очень увлечена, и его Дракон. Набор довольно сложный, в нём куча деталей, и требуется много терпения и внимательности, чтобы его собрать. Но Катю именно это в нём и привлекает. Её самое любимое дело на свете – это собирать-разбирать наборы Лего, и чем сложнее, тем лучше. Ей нравится собирать один и тот же набор по многу раз, чтобы вникнуть во все его тонкости и довести сам процесс сборки до совершенства. А этот набор ей купили только на прошлых выходных, и она собрала его всего лишь один разок, не успела ещё над ним поработать как следует. Этим она сейчас и собиралась заняться.
Вообще, Катя с самого утра тщательно распланировала, чем она займется, вернувшись из школы. Сегодня как раз был день, когда ей не нужно было идти ни на рисование, ни на тренировку, грех было этим не воспользоваться, а то с этими всеми занятиями никакой личной жизни. Поэтому она и торопилась поскорее разделаться с обедом и уроками и посвятить наконец-то время себе, своим самым любимым делам: до ужина – сборке Лего под мультики, а после ужина и до самого приготовления ко сну – просмотру журналов Лего с обожаемыми ею комиксами.
И вот, в предвкушении такого приятного времяпрепровождения, Катя разложила на диване Лего-набор, инструкцию к нему, неподалёку разместила стопочку журнальчиков и уже приготовилась нажимать кнопки на пульте, чтобы включить мультики, как вдруг - в комнату вошла мама. И тут до Кати дошло, что, составляя планы, она совсем забыла учесть, что мама может очень легко всё испортить, например, решив именно сегодня потащить Катю по каким-то своим делам. И, о, ужас! Худшие опасения сбылись! Мама зашла в комнату не за какими-либо вещами, как уже успела сильно понадеяться Катя, а за тем, чтобы объявить, что через полчасика им нужно будет сходить по делам: в банк, в аптеку, в магазин и надо обязательно пройтись через парк, набрать осенних листьев, так как послезавтра на уроке технологии они будут делать из них поделку, и листья нужно ещё успеть подсушить в книжке, чтобы они не искорёжились и не свернулись. О, Боже! Этот озвученный мамой список просто взял и со всего маху раздавил все Катины планы. И Катя внутри почувствовала что-то вроде смеси разочарования, досады, обиды, гнева, а наружу прорвалось что-то вроде злобно-скандального нытья: да сколько можно, да до каких пор, то школа, то занятия, то задания, то дела, то магазины, то аптеки, то банки, вечно то одно, то другое, то третье, а тут ещё и листья для каких-то глупых поделок! А когда, спрашивается, ей ЖИТЬ и ИГРАТЬ?!?! И какая у неё ужасная жестокая мама, раз не понимает этого и не даёт ей никакого покоя!
Мама попыталась вклинить в такой бурный поток недовольства какие-то объяснения и возражения, но дочка не дала ей никакого шанса. Наконец, когда Катя всё-таки остановилась, мама тихо произнесла, что либо Катя остаётся дома одна, либо через полчаса стоит одетая к выходу в прихожей. И вышла из комнаты. А негодующая Катя опустилась на стул и с сожалением посмотрела на разложенные на диване конструктор и журналы, но оставаться дома одной был, естественно, совсем не вариант, и она, безысходно вздохнув, стала натягивать на ноги носки.
И через полчаса они уже шли по маминому маршруту. Катя была вся разобижена, в сторону мамы даже не смотрела, руки спрятала по карманам, шла типа отдельно. Банк, аптека, магазин были пройдены, кстати, на удивление быстро. Нигде никаких заминок и очередей. И у Кати стала крепнуть надежда, что она всё же успеет выполнить свой изначальный план. Но тут опять неожиданное препятствие! В парке им навстречу попалась какая-то мамина знакомая, и мама начала болтать с ней! Ну это-то уж точно на целую вечность! Катина надежда рухнула, так и не окрепнув.
Мама подозвала Катю, и дала ей задание насобирать неподалёку штук тридцать небольших красивых листьев, пока она будет говорить с какой-то там тётей. И Катя уныло побрела по парковой дорожке, опустив голову вниз и нехотя выискивая глазами подходящие листья. И кому вообще нужны эти поделки из листьев? Эти листья всегда так плохо приклеиваются к картону, а им наверняка опять скажут это делать, ещё крошатся и разваливаются. А вообще - они красивые только пока висят на деревьях или недавно упали, а спустя время они все становятся жухлыми и коричневыми. И Катю захватили размышления, как это так происходит, что осенние листья, в начале все такие разноцветные, а полежав, куда-то теряют свои цвета. И Катя стала вспоминать, каких цветов бывают осенние листья в начале, и сразу же собирать к этим цветам примеры. Так, она собрала по несколько жёлтых, оранжевых, красных, бордовых, а потом разложила их на дорожке в ряд по оттенкам, от самого светло-жёлтого до самого тёмно-бордового. Какая красочная осенняя радуга получилась! Катя постояла-повосхищалась. Просто чудесная радуга! Но листьев в ней было явно больше тридцати, поэтому Катя устроила этим листьям отбор, в результате которого осталось ровно тридцать штук. Из них Катя сделала букетики и отправилась дальше.
И вскоре вышла к озеру, у которого они с мамой частенько гуляли летом. Только сегодня озеро это выглядело совсем не как летом. Его было не узнать! Вода в нём была красно-жёлто-оранжевая от отражавшейся в ней осенней листвы стоявших по берегам деревьев. А посреди на воде была дорожка от заходящего солнца, и блестела она, как настоящее золото! Катя взглянула на небо – а облака над ней от заката тоже были золотыми! И верхушки деревьев вдалеке тоже были как будто посыпаны золотом. Просто сказочно красиво! Надо срочно показать всё это маме. И тут до Кати дошло, что о маме-то она совсем позабыла! Она срочно оглянулась, нашла глазами ту скамейку, около которой мама дала ей задание по сбору листьев, но ни мамы, ни той тёти, с которой они встретились, там не было! Катя посмотрела направо, налево, но и там нет мамы! Неужели Катя не запомнила то место, где она оставила маму? Или… мама обиделась на Катю за скандал, который она закатила перед выходом, и ушла, решила оставить дочку в покое, как Катя и хотела. Нет, это было невозможно! Катя точно знала, что мама не могла её бросить. Но, несмотря на это, Катя ни на шутку испугалась, как же она теперь будет без мамы? И захотела разреветься. И тут заметила – мама стояла в тени ближайшего дерева и тоже любовалась закатом. Как её можно было не увидеть? Катя обрадовалась! Тут же подбежала к ней, обняла её крепко-крепко, а мама молча погладила Катю по её рыжим волосам, которые в такой вечер тоже отливали золотом, а потом Катя взяла маму за руку и они тихонько пошли домой.
А дома оказалось, что ещё не так поздно – просто в октябре солнце садится рано. И Катя успела до ужина полистать парочку журналов, а после ужина мама включила её любимый мультсериал про ниндзя, и Катя смотрела его и одновременно собирала свой ненаглядный набор, до самого сна. Отличный в итоге получился вечерок. Да, если честно, вынужденная прогулка по парку Кате тоже очень понравилась. Оказалось, что она была рада навестить парк, в котором из-за нехватки времени они не были с самого лета. И сейчас, к концу дня, Кате стало стыдно за то, что она столько всего неприятного наговорила маме днём перед их выходом.
И уже лёжа в кровати, когда мама подошла поправить одеяло и пожелать спокойной ночи, Катя попросила у неё прощения, дала слово больше не скандалить, а ещё всегда-всегда перед тем, как строить свои важные планы, спрашивать у мамы, не собирается ли она случаем задействовать Катю в каких-нибудь своих делах. Мама улыбнулась и поцеловала Катю в рыжую макушку, и с тех пор скандалов стало действительно намного меньше. Ведь Катя – это как-никак человек слова, раз пообещала - выполняй!”
***
Уфф! Ну какой-то такой рассказ у меня получился. Одно могу сказать: легко сочинять, о чём хочется, а вот на заданную тему/картинку действительно намного сложнее, как-то успела я это подзабыть со своих школьных времён. Хорошо, что освежила это. Теперь буду учитывать этот свой опыт при выполнении с сыном подобных заданий. Уж точно наберусь терпения, буду поменьше нервничать и поснисходительнее относиться к его немногословности и неудачам. Со временем же всё обязательно получится!
P.S. автор иллюстрации Полина Марченко.
Свидетельство о публикации №220112300512