Продавец желаний
В доме Н-ских ссора. Александр, крепкий мужчина лет пятидесяти, кричит на своего единственного ребенка - Гошу. Мальчик, школьник последнего класса, нервно пытается выдержать напор отцовского гнева. Мать мальчика, Елизавета - пробует успокоить мужа.
Общий кадр квартиры. Камера медленно едет по коридору в сторону прихожей, попутно улавливая ругающихся.
Александр взял в руки какой-то рисунок и порвал его.
Гоша: Папа не надо! Стой! Блин! Ну зачем ты это сделал?
Отец (кинул клочки бумаги на пол и растоптал их): Вот как ты с нами! Вот как ты с нами!
Мать: Тише, Саша.
Отец: Вытираешь ноги о наши старания!
Гоша: Папа...
Отец: Мария Алексан-на от тебя отказалась, Василий Игнатьич на тебя плюнул, а ты все рисуешь! Все рисуешь, негодник! Вот здесь мне твое рисование!
Гоша (сдерживая слезы): Пап...
(Слышится тихий стук в дверь)
Отец: Я одиннадцатый год в этой школе работаю, как дебил, в свисток свищу, только чтобы ты там учился. Одиннадцатый год - все для тебя, нашего царька!
Мать (мужу): Тише-тише
Отец: И вот она - благодарность! (Опять топчет бумагу). Вот она - благодарность!
(Снова стук в дверь)
Елизавета (мужу): Кто-то стучит.
(Камера уже доехала до прихожей и приближается к двери)
Александр (сыну): Иди в свою комнату!
Сын уходит, хлопнув дверью.
Отец: Кого там принесло?
Муж с женой быстренько привели свой внешний вид в порядок, подошли к двери и открыли. На пороге - загадочный, темноволосый мужчина, в длинном черном пальто и с портфелем в руке. Он пристально смотрит прямо на зрителей.
Александр: Господин Аскалов ?
Гость кивнул.
Отец: Здравствуйте! Я Александр, а это моя жена - Елизавета.
Елизавета: Здравствуйте.
Александр: А проходите, прошу вас.
Гость прошел внутрь квартиры.
Александр: Честно говоря, не ждали вас так рано…
Елизавета: У нас тут немного неприбранно…
Аскалов наступил на клочок рисунка и на пару секунд задержал на нем взгляд. Легкая улыбка пробежала по его лицу.
СЦЕНА НА КУХНЕ
Гость, в уличной обуви и в пальто, сидит за столом. Напротив сидит Александр.
Елизавета: Может быть, чаю или кофе?
Аскалов: Не надо.
Елизавета села за стол рядом с мужем.
Александр: В первую очередь, позвольте поблагодарить вас, за то, что уделили нам время. Мы очень много наслышаны о вас, о вашем мастерстве и верим, что вы можете нам помочь.
Аскалов: Могу. Итак, ваш сын... (он вопросительно посмотрел на Елизавету)
Елизавета: Гоша.
Аскалов: Ваш сын Гоша - не оправдывает ваших надежд. Вы хотите, чтобы он получил хорошее образование и достойную профессию, а он хочет стать художником. Сейчас он учится в десятом или одиннадцатом классе, и вопрос о поступлении в институт стал очень важным. Так?
Александр опешил: Да, все так. Не помню, чтобы я говорил...
Аскалов: В какой институт он собирается поступать?
Александр: Не знаю, в какой-то художественный.
Аскалов: А вы куда хотите чтобы он поступил?
Александр: Ну точно не на художника. Надо чтобы он получил хорошую профессию, стабильную. Может, юриста или что-то связанное с финансами... Художников как грязи. Бомжом станет, вот тебе и картина маслом (при этом он сделал довольный вид, будто тонко сострил, но никто не засмеялся).
Елизавета: Вообще, он у нас мальчик трудолюбивый. Просто сейчас не тем занят.
Александр: Совсем на человека перестал быть похож. Вечно в краске измазан, везде бумага, карандаши. Ужас, одним словом.
Аскалов: В какой школе он учится?
Александр: В одной из лучших в Москве (с гордостью ответил он).
Аскалов: Интересно. Елизавета, скажите, тяжело вашему сыну в школе?
Александр: Сплошные тройки...
Аскалов: Я не об оценках.
Елизавета: Тяжело. Над ним там подшучивают, смеются. Одноклассники в основном.
Александр: О, это да.
Аскалов: Часто рисует?
Елизавета: Постоянно.
Александр: И все разговоры только об этом. Иной раз…
Аскалов: Прекрасно, беру!
Муж с женой улыбнулись.
Аскалов: Деньги вперед.
Александр: Конечно. Лизонька, неси.
СЦЕНА У ГОШИ.
Аскалов входит в комнату Гоши. Она не прибрана, но красива. Мальчик сидит у окна, грустно уставившись на свой рисунок.
Аскалов: Здравствуй, Гоша.
Гоша (растерянно): Здравстуйте.
Аскалов (расслаблено, приветливо): Ты что, меня не узнаешь?
Гоша замялся.
Аскалов (показывая рукой): А я вооот таким тебя помню. Я Аскалов, приятель твоих папы и мамы.
Гость сел в кресло.
Аскалов: Они сказали, что ты рисуешь, и мне стало любопытно, я ведь большой любитель искусства.
Гоша оживился.
Гость внимательно посмотрел на него..
Аскалов: Ты чего грустный такой? Помню, раньше всегда веселенький был. И родители что-то не в духе ...У вас случилось чтоль что?
Гоша: Да нет, все нормально…
Аскалов (приветливо): Да колись, может, я помогу чем...
Несколько секунд парень молчит в нерешительности.
Гоша: Им не нравится, что я рисую…
Аскалов: Как? Ты что-то нехорошее что ли рисуешь (с улыбкой)?
Гоша: Да нет, им вообще не нравится, что я этим занимаюсь…
Аскалов: А… Понимаю… Но друзья-то тебя поддерживают?
Гоша отвел взгляд.
Аскалов: Нет?
Гоша (с горечью): Да никто меня не поддерживает, все вокруг мной недовольны. В школе смеются…
Гоша(помолчав немного, тихо, словно самому себе): И Даша с ними…
Аскалов (участливо): Какая Даша?
Гоша: Да не важно.
Аскалов: Хм...
Гоша (немного помолчав): Иногда так хочется...
Аскалов: Утереть им нос?
Гоша: Ну да. И родителям доказать, что я чего-то могу.
Аскалов: Но прислушаться к их советам ты не хочешь.
Гоша вздохнул.
- Я очень люблю рисовать.
Слезы показались на его глазах.
Гоша: Но и я не хочу...
Аскалов: Расстраивать их?
Гоша кивнул.
Гость вздохнул.
Аскалов: Ты выбрал трудный путь, Гоша. Родители против, друзья не поддерживают, твои картины никому не нужны… Совсем один в поле. Это достойно уважения. Но потом ведь будет только труднее, ты же понимаешь? Начнётся взрослая жизнь, нужно будет кормить себя, может, и семью. А этим (показывает на картины) много не заработаешь. (Небольшая пауза) Самое обидное, это когда ты вкладываешь во что-то уйму времени и сил, а оно никому не нужно.
Гоша молчит.
Аскалов: Позволь задать тебе важный вопрос.
Гоша посмотрел на гостя.
Аскалов: Ты веришь, что сможешь стать художником?
Гоша медленно опустил взгляд.
По лицу Аскалова пробежала еле заметная улыбка.
Аскалов: Может, послушаешь родителей?
Гоша замотал головой: Нет. Я хочу рисовать. Мне это нравится. А поступать ни пойми куда ради какой-нибудь математики я не хочу.
Аскалов: Неужто пойдешь против родителей?
Гоша насупился.
Аскалов (на минуту задумался): Дай на рисунки-то взглянуть.
Гоша (оживился и протянул папку): Вот. Только там не все удачные…
Аскалов взял рисунки и начал внимательно их рассматривать. На его лице появилось удивление. Гоша внимательно следил за выражениями его лица.
Аскалов: Гоша… Да ведь у тебя талант.
(Мальчик изменился в лице) Да. Ты должен стать художником. (Гоша весь просиял) Ты будешь художником, Гоша. Будешь.
Гоша (шепотом): Спасибо
Аскалов (продолжая просматривать картины): Это хорошие картины. (Небольшая пауза) Но знаешь, что?
Гоша (с интересом): Что?
Аскалов (немного подождав): Я смотрю на них - они красивые. Видно, что у тебя свой стиль. Но вот, если честно, знаешь, чего не хватает?
Гоша: Чего?
Аскалов (с выражением наставника): Жизненного опыта. (Гоша задумался) Видно, что их рисует ребенок. Но в целом - картины хорошие, даже очень.
Гоша (с улыбкой): Ну с возрастом эта проблема, наверное, уйдет?
Аскалов (покачав головой): Не обязательно. Понимаешь, в творчестве всегда проглядывает путь человека. Сколько он пережил, сколько видел, сколько удач или горя перенес. Если тебе интересно мое мнение… (он специально сделал небольшую паузу)
Гоша: Интересно.
Аскалов: Тебе нужно повидать жизнь, Гоша, опыта набраться. А потом взять в руки кисть и рисовать не просто хорошие картины, а шедевры. Понимаешь?
Гоша: Да
Аскалов: Я бы тебе посоветовал найти компромисс во всей этой ситуации. Сейчас уважить родителей - хорошо закончить школу и поступить туда, куда они хотят, чтобы ты поступил. Отучиться там, набраться жизненного опыта, получить профессию, чтобы можно было самому покупать себе краски и холсты. А потом уже как следует заняться живописью.
(Небольшая пауза)
У меня есть связи в МГИМО, я бы мог тебя устроить на бюджет.
Гоша удивленно: В МГИМО?
Аскалов: Да.
Гоша: Вы меня можете туда устроить?
Аскалов: Могу. (Посмотрел на часы) Даже на бюджет, на международную экономику. Но местечко осталось одно за мной, так что решать надо сейчас.
Гоша: Не ну МГИМО это… это…
Круто - с улыбкой продолжил за него Аскалов.
Гоша: Да уж.
Гоша задумался. Его впечатлило предложение гостя.
Гоша: Даже не знаю…
Аскалов: Гоша, у меня дела. Пора идти. (Собирается уходить)
Гоша: Подождите.
Аскалов остановился.
Гоша (в нерешительности): Ну я ведь там смогу рисовать? Просто для себя.
Аскалов: Там трудно учиться. Но, думаю, да. Когда будет время.
Гоша: А папа знает?
Аскалов: Нет, я ему не говорил.
Гоша с улыбкой: Вот он обрадуется.
Аскалов: Это точно.
Гоша (сглотнув слюну): Хорошо. Я пойду. Пойду в МГИМО. Да. Если вы мне поможете.
Аскалов (с улыбкой): Ну вот. Взрослое решение.
Гоша вздохнул.
Аскалов: Тогда тебе нужно будет подписать некоторые бумаги (открыл свой портфель и достал бумаги). Я человек деловой, у меня все на бумаге.
Гоша: Да, конечно. (взял бумаги и начал бегло просматривать) Даю согласие на… (пробормотал что-то и остановил взгляд на одной строчке.) а также продажу мечты?
Аскалов: Просто формальность. Так сейчас заведено.
Гоша: Угу. (Еще немного прочитал и начал осматриваться) Не могу ручку найти, тут одни карандаши...
Гость протянул ему ручку: Держи.
Гоша: Спасибо.
Мальчик на секунду задумался, собрался с духом и начал подписывать. Гость лукаво следил за ним.
Готово - сказал Гоша, с важным видом встал и отдал бумаги.
Аскалов взял бумаги и протянул ему руку. Гоша пожал ее и в ту же секунду лицо его изменилось, как-будто он что-то почувствовал. Мальчик медленно сел.
До свидания - сказал Аскалов и направился к выходу.
Постойте - окликнул его мальчик, - вы забыли ручку.
Оставь себе - сказал Аскалов и вышел.
А Гоша уставился на ручку и стал думать о светлом будущем.
СЦЕНА ЧЕТВЕРТАЯ.
Двери-звонки, двери-звонки... Темноволосый мужчина в черном пальто и с портфелем ходит от дома к дому, от квартиры к квартире, разговаривает с молодыми об их будущем. И все сует им бумажки, и все руки им жмет, и все улыбается и улыбается. Кому хорошую работу предложит, кому выгодную партию, кому дом поближе к друзьям-гулякам, а кому просто интересных пустяков. А они все подписывают да жмут ему руку.
СЦЕНА ПОСЛЕДНЯЯ.
Богатый загородный дом. На диване в гостиной, в обстановке холостяцкого беспорядка, сидит высокий, стройный мужчина лет пятидесяти и смотрит в одну точку.
Стук в дверь. Мужчина посмотрел на часы, открыл дверь и на мгновение застыл, как пораженный.
Аскалов: Здравствуй Гоша.
Георгий: Здравствуйте, Аскалов. (Опомнившись) Проходите.
Гость, не разуваясь, прошел внутрь дома и стал вальяжно осматриваться.
Георгий (все еще удивленный): Вы ни на день не постарели.
Аскалов (усаживаясь на диван): А ты совсем взрослый. И преуспел, как я посмотрю. Нравится такая жизнь?
Георгий сел в кресло напротив (между ними маленький журнальный столик), отвел взгляд и с минуту сидел в молчании, затем посмотрел на гостя и ответил:
- Нет.
Еще немного помолчал и продолжил.
Георгий: Вы обманули меня. Вы украли мою мечту.
Аскалов: Не украл. Я ее купил.
Георгий (Опустил глаза): Верните ее мне. Я заплачу.
Аскалов: Твою мечту? Хм… (с притворной задумчивостью) Если я ее еще не продал… Такие хорошо расходятся.
На лице Георгия показалось напряжение.
Аскалов (улыбнулся и начал перебирать бумаги в портфеле): А! Вот она. (достал папку пожелтевших бумаг) Сохранилась.
Георгий (уставившись на папку): Сколько вы хотите за нее?
Аскалов: Все, что имеешь. Абсолютно все.
Георгий медленно откинулся на спинку кресла и задумался. Потом презрительно спросил:
Георгий: Любишь свое дело?
Аскалов: Чертовски.
Презрение медленно сошло с лица Георгия, он еще минуту подумал и решительно произнес:
Георгий: Давай бумаги.
Аскалов совершенно спокойно открыл портфель, достал нужные бумаги и протянул их Георгию. Тот начал внимательно их читать и постепенно стал понимать значение слов «абсолютно все». Взгляд его потупился, а на лице показалось смятение. Он стал бегло смотреть то на Аскалова, то на бумаги, затем вдруг замер, уставившись в одну точку, медленно выдохнул и решительным движением подписал бумаги. Гость протянул ему свою руку. Георгий пару мгновений смотрел на руку, затем медленно пожал ее. Вдруг, будто что-то почувствовав, он изменился в лице, быстро встал, повернулся к картине, висящей на стене. Восторженная детская улыбка начала появляться на его лице.
Финальный кадр:
Средний план Аскалова, плавный зум к его лицу.
Аскалов, видя детскую радость Георгия, сам слегка улыбается. На мгновение в выражении его лица появляется что-то человеческое. Затем он смотрит на часы и упаковывает бумаги в портфель. Улыбка постепенно сходит с его лица, он поднимает взгляд прямо на зрителя.
Камера зумирует все ближе, пока в кадре не остаются только его глаза.
Конец.
Свидетельство о публикации №220112300619