ТАТО

ТАТО.

Мать Тато была маленькая, сухая женщина,с кривыми ногами,часто сидела у двора на завалинке и ждала сына. Дом стоял напротив нашего развернутый окнами на луга. Крытый толью, с покосившимися наличниками, черный от частых дождей.-Чтобы не приехать погостить, не сгладить ее одиночество.-Думала она поправляя платок на голове. Повернулась бочком,обняла коленки и долго смотрела в даль,где змейкой светилась дальняя дорога к автобусу.Муж у нее не пришел с фронта,многие в деревне говорили,что его кто то видел в Москве. Она наивная душа поверила этим сплетням и ездила в столицу матушку,ходила по улицам,переулкам ,была на Красной площади, но его не нашла, только осрамилась ища туалет.

 Вся деревня об этом вспоминала со смехом.-Ступайте ! -Говорили ей прохожие в Москве.Она потупившись ходила по дворам не могла найти отхожее место.Толковать было некогда,нашла укромное место и сходила в платок и с этим узелком ходила по Москве.Коснувшись её плеча все шарахались в сторону.-Тут не поле где песни поют птицы небесные,а большой город.-Сказал один мужик с простым лицом мужика.
Он и помог ей найти туалет и избавиться от неприятной ноши.Так и вернулась она ни с чем из столицы. Мы толпились у двора травили анекдоты, хохотали. Деревня утопала в осенних пестрых красках, пели петухи, птицы стаями носились по небу, готовились на юг,слышен был шум трактора в поле . Во дворе своего дома показалась фигура Тато с ружьем и котомкой за плечами, он пристально смотрел в даль вытаращив свои голубые глаза.

Приехал никак говорили все,дождалась Клавдия.Он был среднего роста, с густой шевелюрой на голове. Аккуратен в одежде, не многословен, часто уходил в себя, о чем то глубоко думал, это сокровенное, навязчивое будоражило его внутренний мир.-Часто молча стоял по долгу возле своего двора,утешая себя небылицами.Он с расстановкой говорил ,неуклюже доставая из кармана папироску:"Не всяк человек родился первым на земле."-Косясь на нас вздыхал он.-Первый человек на земле был я.- Его называли чудаком,а он был глубоко больным человеком. Мы с опаской относились к нему, но любопытство брало верх.-Я не понял! -Сказал он угрожающи, сморщив лоб!


Он поправил ружье, закурил.-Ступайте за мной так и быть.-Сказал он смягчив тон.-Стало быть за мной надзирали всё это время шалопаи? -Все молчали,и в этом было что то такое угрожающее,как в небе тучи.-Мы перешли овраг, в дали виднелся барский пруд, кусочек пестрого леса. До горизонта раскинулись распаханные поля,было по осеннему грустно. С фермы пахнуло коровьем навозом.-На берегу пруда передохнем, куда нам спешить на тот свет рано.Он взял рукой меня за плечо и громко сказал:"Сейчас лучше помолчать,разумнее будет,дело требует умение и навыка,вы мне тут всех зайцев поразгоняете.А они твари божьи,умные и хитрые."Он прислушался ,замер ,потом шагнул верёд.-Молчать!- Сказал он и стукнул Женьке подзатыльник.

-Мы все замерли и ждали чего то особенное,но он вероятно ошибся,за зайца принял луговину.Гладь воды блестела на солнце, отражая осеннее небо. Шумела листва. Мы присели на лужайку, стало тихо и хорошо. Тато достал из котомки хлеб ломоть, пару яиц, и кусок сала и стал уминать за обе щёки. -Что оробели ссыкуны! — Он похлопал меня по плечу, улыбнулся ехидно.-Дай ему по рылу, что бы не лез!-Сказал он, грозно кинув безумный взгляд на Кольку. Настроение у него внезапно поменялось, появилась агрессия.-Заяц! — Кто то крикнул громко. Тато вздрогнул, взял ружье,вскинул его, прицелился.Но это был глупый розыгрыш с нашей стороны.

-А ведь я мог убить тебя салага! -Сашка с веснушками на лице покорно стоял, потупив, взор.-Чудак, черт с ним с зайцем.-Усмехнулся Тото,его позабавила детская глупость.-Да разве это затрещина. Сашка стоял не дышал, не поднимая глаз, опустив голову на грудь. Затрещина могла быть с покаянием на всю жизнь. А эта затрещина, как награда, как пряник. Кумекаешь! Вали от греха подальше!-Сказал он махнул рукой и быстрой походкой стал удаляться от нас.Улыбка осветила наши лица и мы с детской радостью,сломя голову побежали домой.Через три дня Тато уехал из деревни и потом не приезжал.Говорили ,что он пропал без вести.А мать его по прежнему ждала и смотрела в даль на дорогу до темна.


Рецензии