Сценарий благие намерения

БЛАГИЕ НАМЕРЕНИЯ



Экранизация

Нафиса Мелихолова

По рассказу Марка Твена "Сострадательный писатель"





























2020, Триест

1. ИНТ.ДЕНЬ.ПРИЁМНАЯ АГАФЬЕВА

АГАФЬЕВ входит в приёмную, держа в руках папку, насвистывая под нос. К нему бросается КЛАРА ИОСИФОВНА, лицо её раскраснелось, одна прядь из волос, собранных на макушке, упала на лицо.

КЛАРА ИОСИФОВНА
(сбивчиво)
Виктор Евгеньевич! Ну наконец-то вы пришли! Я уже не знаю что делать, я тут чуть полицию не вызвала!

АГАФЬЕВ приостанавливается, его посвистывание прекращается, АГАФЬЕВ смотрит с удивлением на КЛАРУ ИОСИФОВНУ.

АГАФЬЕВ
Клара Иосифовна, здравствуйте. Что произошло? Почему вы так взволнованы?

КЛАРА ИОСИФОВНА
Ой, здравствуйте... Простите меня, Виктор Евгеньевич, утро такое сумасшедшее... Я пыталась его остановить, пыталась! Но он просто прорвался и не слушает!

АГАФЬЕВ
Так, подождите, Клара Иосифовна. Кто кого пытался остановить? Вы о ком?

КЛАРА ИОСИФОВНА
(успокаиваясь, замедляя тон речи)
К вам пришёл молодой человек. Назвался курьером, я его и пустила. Я думала, он посылку привёз, а он... Пронырнул в ваш кабинет и сказал, что не сдвинется, пока вас не увидит!

АГАФЬЕВ
И?

КЛАРА ИОСИФОВНА
И просто там сидит, представляете?! Ни имени не назвал, ни фамилии. Я его и назваться просила, и уговаривала записаться на встречу, и полицией грозилась - без толку!

АГАФЬЕВ
А что он хотел, не сказал?



КЛАРА ИОСИФОВНА
Сказал, что только с вами лично будет общаться и что я могу хоть ОМОН вызвать, он всё равно никуда не сдвинется.

АГАФЬЕВ
(усмехаясь)
Ну, ОМОН вызывать нам не нужно. Где он, говорите? В кабинете сидит?

КЛАРА ИОСИФОВНА
Да! Виктор Евгеньевич, я неспециально дверь открытой оставила. Я просто утром цветы зашла полить, как обычно, кто ж знал, что так будет? За все тридать лет работы...

АГАФЬЕВ
Всё в порядке, Клара Иосифовна. Не волнуйтесь. Я сейчас сам зайду в кабинет и выясню, в чём дело, хорошо?

КЛАРА ИОСИФОВНА кивает.

АГАФЬЕВ
Прошу вас, не беспокойтесь. И кстати, если вас не обременит, могли бы вы принести мне и этому молодому человеку две чашки кофе?

КЛАРА ИОСИФОВНА
Кофе. Поняла. Сейчас сделаю.

АГАФЬЕВ поворачивается к двери в кабинет, на лице видна лёгкая улыбка.

2. ИНТ.ДЕНЬ.КАБИНЕТ АГАФЬЕВА

Просторный светлый кабинет АГАФЬЕВА с большими окнами, на стене над столом висит огромный портрет АГАФЬЕВА, вся стена напротив двери уставлена стеллажами с книгами. На диване в кабинете сидит ФЕЛИКС - он скромно одет, волосы слегка взъерошены, у его ног лежит потрёпанный портфель с изъеденной ручкой. ФЕЛИКС в ожидании молча смотрит на АГАФЬЕВА. АГАФЬЕВ сидит в кресле за столом, лицо его нахмурено, на носу очки, в руках он держит распечатанные листы.

АГАФЬЕВ
Ну, что я могу сказать... Потенциал у вашей рукописи есть. Написано неплохо, хотя сыровато, я бы кое-что подправил. Говорите, ни одно издательство не заинтересовалось?


ФЕЛИКС
Нет. Я уже не знаю, что мне делать. Я пытался пробиться, но кому нужен молодой неизвестный автор?

АГАФЬЕВ
Понимаю. Отказ, увы, обычное дело в жизни писателя. Не падайте духом, вы молоды, у вас ещё полно сил...

ФЕЛИКС
Вам легко говорить... Извините, просто я уже в отчаянии, не знаю, что мне делать. Меня с квартиры выгоняют за неуплату, я три дня сидел на чае и макаронах, я денег еле наскрёб, чтобы доехать сюда на трамвае. Я поэтому и заявился к вам, потому уже не знаю, у кого попросить помощи, понимаете? Хоть в петлю лезь. Литература сегодня никому не нужна.

АГАФЬЕВ
Это вовсе не так, поверьте. Вот что мы сделаем... Вы сможете прийти ко мне в понедельник утром в десять?

ФЕЛИКС
В понедельник? Да, смогу.

АГАФЬЕВ
Хорошо. Только, пожалуйста, не пугайте больше моего секретаря. Клара Иосифовна работает со мной уже тридцать лет, я её очень ценю. Я скажу ей, что в этот раз вы будете записаны.

ФЕЛИКС
(потупив глаза)
Да... Да, конечно, разумеется. Извините, что так получилось.

АГАФЬЕВ
Тогда до встречи, Феликс.

Феликс поднимается, прижимая к груди портфель, пятится к двери.

ФЕЛИКС
Спасибо, Виктор Евгеньевич. Я тогда в понедельник приду...

ФЕЛИКС открывает дверь, выходит, оглядываясь на АГАФЬЕВА, взгляд умоляющий. Закрывает дверь.

АГАФЬЕВ берёт мобильник, лежащий на столе, набирает номер. На экране высвечивается "МАРК". АГАФЬЕВ прислоняет телефон к уху. Слышны гудки.

АГАФЬЕВ
Алло, Марк?.. Привет! Я тут к тебе с небольшой просьбой звоню. У тебя есть ещё контакты того журнала?.. Да так, просто рукопись есть одна на примете... Да, будет отредактирована. Ну кем-кем,.. Мной. Ага... Спасибо!

Агафьев кладёт телефон, смотрит на рукопись. На лице его играет улыбка.

3. ИНТ. ДЕНЬ. КАБИНЕТ АГАФЬЕВА

АГАФЬЕВ кладёт перед ФЕЛИКСОМ, сидящем на диване, раскрытый журнал на кофейный столик.

АГАФЬЕВ
Сегодняшний выпуск. Тираж - сто тысяч. То есть, потенциально сто тысяч читателей увидят вашу публикацию.

ФЕЛИКС с недоверчивым выражением лица берёт журнал, вглядывается, листает. КРУПНО: внизу страницы под отпечатанным текстом в журнале видно имя ФЕЛИКС СЕРГЕЕВ. На лице ФЕЛИКСА появляется улыбка. ФЕЛИКС поднимает глаза на АГАФЬЕВА

ФЕЛИКС
Это... Это правда? Они опубликовали мою рукопись?

АГАФЬЕВ
Я поднял кое-какие старые связи. Рукопись пришлось значительно отредактировать, но...

ФЕЛИКС
Спасибо! Спасибо вам огромное! Виктор Евгеньевич, вы меня просто спасли!

АГАФЬЕВ
Ну что вы... Я вас прекрасно понимаю. Сам был молодым голодным писателем. Талантам нужно помогать.

ФЕЛИКС поднимается, засовывая журнал под мышку, трясёт руку АГАФЬЕВА.


ФЕЛИКС
Я вам очень благодарен, Виктор Евгеньевич!

АГАФЬЕВ
Феликс, я не сделал ничего особенного. И кстати, оставьте потом, пожалуйста, свои контакты Кларе Иосифовне - редакция журнала хотела с вами связаться для выплаты гонорара.

ФЕЛИКС счастливо улыбается, всё ещё держа руку АГАФЬЕВА, затем отпускает его руку. АГАФЬЕВ и ФЕЛИКС улыбаются друг другу.

4. ИНТ.УТРО.КУХНЯ АГАФЬЕВА. МЕСЯЦ СПУСТЯ

Просторная кухня, на плите греется чайник. АГАФЬЕВ в домашнем халате, со слегка взъерошенными волосами, напевает, стоя у плиты, в руках его лопатка, которой он переворачивает яичницу на плите. Звенит дверной звонок. АГАФЬЕВ оборачивается в сторону двери кухни. Звонок повторяется, затем снова настойчиво повторяется.

АГАФЬЕВ идёт в сторону прихожей.

5. ИНТ.УТРО.ПРИХОЖАЯ АГАФЬЕВА.

АГАФЬЕВ открывает дверь. У входа он видит ФЕЛИКСА - тот хорошо одет, модно подстрижен. На плече ФЕЛИКСА висит сумка от ноутбука.

ФЕЛИКС
Доброе утро, Виктор Евгеньевич! А я к вам.

АГАФЬЕВ
Д-доброе утро... Феликс, а что вы здесь делаете?

ФЕЛИКС
Да, я тут мимо проходил, решил к вам заглянуть. У меня есть просьба ещё одна небольшая к вам.

АГАФЬЕВ
Как вы узнали мой домашний адрес?

ФЕЛИКС
(смущённо)
Подсмотрел на столе вашего секретаря. Я не хотел вас беспокоить, просто это действительно очень важно и срочно. Я не знаю, к кому ещё обратиться, а у вас так здорово получается...

АГАФЬЕВ
Что получается?

ФЕЛИКС
Редактировать. У меня вот...

Феликс открывает сумку, роется, вытаскивает флешку, протягивает АГАФЬЕВУ. Тот, замедлившись, берёт.

ФЕЛИКС
Я вдохновился той публикацией и ещё пять рассказов написал. Думаю опубликовать в том же журнале. А может, даже в "Снобе", у них аудитория покруче. Но вот думаю, может, развить один рассказ в роман, там просто тема очень интересная...

АГАФЬЕВ
Феликс, по правде говоря, я не ожидал вас здесь увидеть. Я обычно не занимаюсь редакцией чужих работ. В тот раз я сделал исключение, так как хотел вам помочь.

ФЕЛИКС вздыхает, взгляд его становится грустным.

ФЕЛИКС
Да... Вы правы. Извините за беспокойство. Просто, я думал, вы поймёте, как творческий человек творческого человека. Вы единственный тогда увидели во мне потенциал. И я не знаю, кому ещё можно доверить свои рукописи.

АГАФЬЕВ
(хмурится, глядя на флешку в руках)
Пять работ - это, конечно, многовато. Когда же вы успели столько написать?.. Впрочем, ладно. Я могу просмотреть, это не проблема. Говорите, в "Снобе" хотите публиковаться?

ФЕЛИКС
(оживляясь, расплывается в улыбке)
Да, если конечно, они примут мой материал. В редакции сказали, что нужно подправить. Это было бы прекрасным шансом для меня.



АГАФЬЕВ
Ну что ж... Раз так, то посмотрим, что вы написали.

ФЕЛИКС
Спасибо вам огромное, Виктор Евгеньевич! Я вам тогда позвоню дней через пять, если можно?

АГАФЬЕВ кивает, закрывает дверь. Агафьев стоит, глядя на флешку, лицо его задумчиво. Слышно, как свистит чайник на кухне, АГАФЬЕВ оживляется, идёт в сторону кухни.

6. ИНТ.НОЧЬ.СПАЛЬНЯ АГАФЬЕВА.ЧАСЫ ПОКАЗЫВАЮТ ТРИ НОЧИ.

АГАФЬЕВ сидит за столом в домашнем халате, на носу очки, перед ним раскрытый ноутбук, стол освещается слабой неяркой лампой. Возле компьютера стоит кружка с чаем. АГАФЬЕВ печатает, всматриваясь в экран, время от времени поправляет очки. Вздыхает.

АГАФЬЕВ
(выделяя часть текста на экране жёлтым цветом)
Нет,.. Это никуда не годится. Это совершенно никуда не годится...

АГАФЬЕВ убирает выделенное предложение, начинает переписывать. Вздыхает, подпирает подбородок рукой.

7. ИНТ.ДЕНЬ.КАБИНЕТ АГАФЬЕВА.

АГАФЬЕВ сидит за столом, трёт закрытые глаза. Вид у него уставший. За дверью слышны неясные голоса, в том числе голос КЛАРЫ ИОСИФОВНЫ. Раздаётся стук в дверь.

АГАФЬЕВ
Да, Клара Иосифовна?

Дверь приоткрывается, показывается голова КЛАРЫ ИОСИФОВНЫ.

КЛАРА ИОСИФОВНА
Виктор Евгеньевич, к вам снова пришёл...

Дверь распахивается шире, в проёме показывается ФЕЛИКС, на плече его висит сумка от ноубтука.

Он мягко, но решительно отодвигает КЛАРУ ИОСИФОВНУ, уверенным шагом входит в кабинет.

ФЕЛИКС
Это я пришёл. Здравствуйте, Виктор Евгеньевич.

АГАФЬЕВ приподнимает брови.

АСТАФЬЕВ
Феликс? Добрый день. Мы разве договаривались встретиться?


ФЕЛИКС
Нет, но это правда срочно, Виктор Евгеньевич. Надеюсь, я не помешал?

АСТАФЬЕВ
С вами связались насчёт публикации?

ФЕЛИКС
Да-да, кстати, спасибо, они решили опубликовать три из пяти работ. Жаль, что со "Снобом " не вышло. Я тут к вам с небольшим вопросом...

АГАФЬЕВ
(усталым тоном)
Вам что-то нужно отредактировать?

ФЕЛИКС
Нет, я просто работаю над персонажем. Но я понятия не имею, как его развить. На бумаге так всё плоско и картонно получается... Я подумал, у вас ведь огромный опыт, вы создавали литературные миры и саги. Не зря же вас называют "Русским Брэдбери". Может, проконсультируете?

АГАФЬЕВ смотрит на наручные часы.

АГАФЬЕВ
У меня, пожалуй, найдётся один час. Клара Иосифовна, вы могли бы сделать нам две чашки кофе?

ФЕЛИКС поворачивается к КЛАРЕ ИОСИФОВНЕ.

ФЕЛИКС
Да, Клара Иосифовна, вы могли бы сделать нам кофе? Только, пожалуйста, не три в одном. Терпеть не могу эту бурду. Я видел у вас в кабинете упаковку въетнамского, мне пожалуйста, его заварите чашечку. И сливки добавьте.

КЛАРА ИОСИФОВНА часто моргает, лицо растеряно. Она переводит взгляд на АГАФЬЕВА, который выглядит уставшим и отстранённым. КЛАРА ИОСИФОВНА растерянно смотрит на ФЕЛИКСА, затем выходит из кабинета, закрывает дверь

ФЕЛИКС садится на диван, вытаскивает ноутбук, раскрывает. Смотрит на АГАФЬЕВА - глаза АГАФЬЕВА всё ещё закрыты.
КРУПНО: портрет АГАФЬЕВА над его столом.

ФЕЛИКС
Кстати, давно хотел спросить у вас про этот портрет.

АГАФЬЕВ открывает глаза, оглядывается.

АГАФЬЕВ
Ах, этот.. Мне его подарил в благодарность один знакомый художник. Я однажды порекомендовал его иллюстратором в издательство. Если честно, я не хотел вешать, он мне кажется слишком большим. Да и не люблю я портреты... Но что поделаешь - не обижать же человека?

ФЕЛИКС
Это тот художник, с которым вы потом ушли из издательства "Альфа-Нова-Бук"? Я читал, там была какая-то странная история...

АГАФЬЕВ смотрит на ФЕЛИКСА, лицо его задумчиво.

АГАФЬЕВ
Да. Я удивлён, что вам известно об этом случае. Это было давно, и к счастью, я работаю с другим издательским домом.

ФЕЛИКС
Говорят, они хотели, чтобы вы писали исключительно фэнтэзи-эротику.

АГАФЬЕВ усмехается.

АГАФЬЕВ
Так и было. Вам действительно многое известно. Я тогда отчаянно нуждался в деньгах и мне даже удалось состряпать книгу и её опубликовали. Под псевдонимом, разумеется.

АГАФЬЕВ глядит куда-то вдаль.

АГАФЬЕВ
Вряд ли об этой книге кто-то помнит. Кроме меня. Я навсегда запомнил то чувство стыда, с которым получал деньги. Это вовсе не плохая и не хорошая литература, просто не моё. Я понял, что не хочу выдавливать из себя искусственные сюжеты, не хочу писать только чтобы ублажать публику... Думаю, ни одна сумма не стоит предательства себя в творческом плане. Понимаете?

ФЕЛИКС послушно кивает. Экран ноутбука повёрнут обратной стороной к камере, ФЕЛИКС что-то печатает, сосредоточенно глядя на экран.

АГАФЬЕВ
Но, говоря о персонажах, был в этой книге герой, который мне особенно удался - космический десантник. Я, когда был молодым, был вспыльчивым, влюбчивым, часто хулиганил... Сейчас в это трудно поверить, верно? И я решил описать в этом герое свою хулиганистую сторону, но доведя её до крайности...

Голос АГАФЬЕВА звучит всё приглушённее, он смотрит отстранённо, ФЕЛИКС печатает, звук печатаная также постепенно приглушается.

8. ИНТ.ДЕНЬ.КАФЕ

Кафе уставлено круглыми кофейными столиками, у стен стоят стеллажи с книгами. Звучит ненавязчивая классическая музыка. АГАФЬЕВ сидит за столиком с МАРКОМ, на столе стоят две чашки с кофе.

МАРК
Витя, не хочу тебя торопить, но нам нужно сдать последнюю книгу "Песочного королества". Издательство волнуется, да и фанаты твои заждались.

АГАФЬЕВ
(вздыхая)
Знаю, знаю, Марк. Мне осталось ещё несколько глав.

МАРК
У тебя всё в порядке?

АГАФЬЕВ
Что ты имеешь в виду?

МАРК
Просто ты никогда не затягивал с написанием книг. Ты выглядишь уставшим... Это случайно не из-за того молодого писателя? Ты снова ему помогаешь?

АГАФЬЕВ
Феликса? Да ну, брось. Он здесь ни при чём.


МАРК
Но ведь ты редактируешь его работы?

АГАФЬЕВ
Уже нет. Он пишет какой-то роман, не показывает. Спросил пару советов, вот и всё.

Колокольчик у двери кафе звенит, когда дверь открывается. В проёме показывается ФЕЛИКС. АГАФЬЕВ И МАРК его не видят. На ФЕЛИКСЕ стильное пальто, шея элегантно обвязана шарфом, на плече сумка от ноутбука. Он оглядывается по сторонам, видит АГАФЬЕВА и МАРКА и приближается к ним.

ФЕЛИКС
Доброе утро, Виктор Евгеньевич!

МАРК и АГАФЬЕВ поднимают глаза. АГАФЬЕВ выглядит удивлённым.

АГАФЬЕВ
Феликс? И вы здесь? Ну здравствуйте.

ФЕЛИКС
Ага. Это ведь ваше любимое кафе?

АГАФЬЕВ
(приподнимая брови)
Верно. Вы тоже здесь бываете?

ФЕЛИКС
Нет, просто вы не брали трубку, вот я и решил, что могу найти вас здесь.

ФЕЛИКС берёт пустующий стул у соседнего столика, придвигает к столу МАРКА И АГАФЬЕВА, снимает сумку с ноутбуком и кладёт к ножке стола, садится. МАРК хмурится.

ФЕЛИКС
Я ещё хотел спросить у вас - мне нужно описать сюжет повыразительней, и...

МАРК
(холодно)
И вы решили вот так заявиться и прервать встречу двух занятых людей?

ФЕЛИКС удивлённо смотрит на МАРКА.

МАРК
Молодой человек, мы с Виктором Евгеньевичем заняты. На случай, если вы этого не заметили.

ФЕЛИКС
(хлопает себя по лбу)
Надо же! Вы ведь Марк, верно? Ну,
(ДАЛЬШЕ)
ФЕЛИКС (ПРОД.)
 литературный агент Виктора
Евгеньевича! Блин, извините, я даже не представился. Я - Феликс, очень рад знакомству!

ФЕЛИКС встаёт, протягивает руку. МАРК смотрит на него снизу вверх.

МАРК
Не могу сказать того же самого.

ФЕЛИКС стоит с протянутой рукой, хлопает глазами.

АГАФЬЕВ
Марк, ну полно тебе... Феликс, вы извините, но у нас сейчас важная встреча. Я потом сам вам позвоню, если вы не возражаете, и мы всё обсудим.

ФЕЛИКС опускает руку, поворачивается к АГАФЬЕВУ.

ФЕЛИКС
Точно? Хорошо. Только не забудьте мне позвонить, мне нужно очень важный момент в книге обсудить.

АГАФЬЕВ
Обязательно. До свидания, Феликс.

ФЕЛИКС берёт сумку с ноутбуком, кивает АГАФЬЕВУ и МАРКУ.

ФЕЛИКС
До встречи, Виктор Евгеньевич. До встречи, Марк.

МАРК не глядит в сторону ФЕЛИКСА, лицо его нахмурено. ФЕЛИКС отдаляется, видно, как он открывает дверь и исчезает, звучит колокольчик двери.


МАРК
Это и есть тот юный талант? Наглости ему не занимать.

АГАФЬЕВ
Ну зачем ты так резко... Просто он молодой ещё. Нет в мире человека уязвимее и неуверенее начинающего писателя. Я ведь тоже когда-то обивал пороги издательств, если ты помнишь.


МАРК
Да, Витя. Я помню. Но ещё я помню,
(ДАЛЬШЕ)
МАРК (ПРОД.)
 что ты никогда не проявлял неуважения. И не пытался забраться кому-то на шею.

АГАФЬЕВ сконфуженно улыбается.

МАРК
Это из-за него ты никак не можешь закончить книгу?

АГАФЬЕВ
(отрицательно качая головой)
Это не его вина. Я там буквально его несколько раз проконсультировал, что-то подправил. Марк, книга будет готова в сроки, насчёт этого не беспокойся.

МАРК
Витя, я сейчас беспокоюсь не о книге, я беспокоюсь о тебе, как твой давний друг и литературный агент. Ты слишком добрый.

АГАФЬЕВ откидывается на спинку стула, вздыхает.

МАРК
И я не больше не собираюсь пристраивать рассказы этого прохвоста. Даже если ты меня об этом попросишь. Сосредоточься сейчас только на себе и на книге.

АГАФЬЕВ устало улыбается. МАРК смотрит в сторону двери кафе, откуда недавно вышел ФЕЛИКС. Взгляд МАРКА неодобрительный.

9. ИНТ.НОЧЬ.СПАЛЬНЯ АГАФЬЕВА.

В спальне темно, горит лишь ночник. АГАФЬЕВ лежит с закрытыми глазами, прикрывшись одеялом, посапывает. Раздаётся громкий звон домашнего телефона на тумбочке.
АГАФЬЕВ вздрагивая, открывает глаза. Слышит продолжащийся звон телефона. Спросонья нащупывает трубку телефона, берёт, прикладывает к уху. Из трубки слышится приглушённый, неразборчивый голос.

АГАФЬЕВ
Алло... Кто это? А? Феликс? Что случилось?.. Издательство посоветовать?.. Неужели это не могло подождать до утра?.. Ну что ж теперь делать, вы меня уже разбудили... Записывайте тогда... "Крылья Феникса".
(ДАЛЬШЕ)
АГАФЬЕВ (ПРОД.)
"Кры-лья Фе-ник-са", ага. Они молодых авторов публикуют... "Гранатовый сад" ещё... Ох... Ну я сейчас так спросонья не вспомню... Феликс, послушайте, у меня очень чуткий сон, поэтому ночью мне лучше не звон... Алло? Алло?

Из трубки слышатся гудки, по которым понятно, что телефон сбросили. АГАФЬЕВ растерянно смотрит на трубку, кладёт её обратно, закрывается одеялом, закрывает глаза. Ворочается, пытаясь уснуть.

10. ИНТ.УТРО.КУХНЯ АГАФЬЕВА. МЕСЯЦ СПУСТЯ

АГАФЬЕВ стоит у плиты в домашнем халате, переворачивая лопаткой яичницу. На плите греется чайник. В телефоне, лежащем на столе, раздаётся звук уведомления о сообщении. Ещё один звук. Ещё один звук. Ещё один звук.

АГАФЬЕВ
Да что ж такое! Надоели уже с этой рекламой.

АГАФЬЕВ убавляет огонь конфорки, на которой жарится яичница, оставляет лопатку на тарелке рядом с плитой, подходит к телефону, берёт его в руки.

На экране надпись: "У ВАС 37 НЕПРОЧИТАННЫХ СООБЩЕНИЙ". АГАФЬЕВ нажимает на последнее сообщение. Высвечивается:ОТПРАВИТЕЛЬ: МАРК. СООБЩЕНИЕ: ВКЛЮЧИ ТРУКОЛОР ТВ.

АГАФЬЕВ смотрит в сторону выключенного телевизора в углу кухни, откладывает телефон. Берёт пульт, лежащий на столе, включает.

На экране телевизора видна студия токшоу с телезрителями. ВЕДУЩАЯ в красном платье сидит на диване, напротив неё сидит ФЕЛИКС, одетый в белый костюм, с уложенными волосами.

ВЕДУЩАЯ
(глядя в камеру)
Дорогие зрители, напоминаю вам, что сегодня у нас в гостях писатель Феликс Сергеев, автор книги "Агафьев: Тёмная сторона гения", ставшей мгновенным бестселлером. Феликс, скажите, откуда вы так хорошо знаете Агафьева?

АГАФЬЕВ опускает руку с пультом, его глаза расширены, рот слегка раскрыт.

ФЕЛИКС
Агафьев редактировал мою первую опубликованную рукопись. Если честно, до личной встречи я совершенно не представлял, какой он на самом деле.

ВЕДУЩАЯ
(заинтересованно)
А каким он казался?

ФЕЛИКС
Ну не знаю. Таким добрым интеллигентным старичком, живущем в мире своих фантазий и книжек. Мы же всегда думаем про любимых писателей только хорошее, верно?

ВЕДУЩАЯ кивает. АГАФЬЕВ сжимает руку с пультом, неотрывно глядя в экран. КРУПНО: яичница в сковороде начинает подгорать.

ФЕЛИКС
Вот например, вы знали, что у него в кабинете висит его огромный портрет?

ВЕДУЩАЯ
Нет. А что в этом плохого?

ФЕЛИКС
Ну, много вы знаете людей с огромными портретами самих себя? Это же мечта нарцисса. Агафьев построил вокруг себя культ личности. Когда дело касается писательства - только его мнение верно. Он один мой рассказ вообще полностью переписал. Он должен всё контролировать, есть у него такая мания. Но это ещё не самое худшее.

ВЕДУЩАЯ заинтересованно склоняет голову.

ФЕЛИКС
Я же в детстве зачитывался его книгами. И я даже не подозревал, что мой любимый писатель, автор книг для детей и подростков, до этого публиковал порно-похабщину!

В зале в студии слышатся удивлённые возгласы зрителей.

ФЕЛИКС
Да-да, вы не ослышались. Он тогда писал под псевдонимом, Григорий Гарландский. Об этом мало кто знает. Потом, видимо, решил, что на
эротике с инопланетянами денег не заработаешь и переключился на детские книжки. Я её даже разыскал.

ФЕЛИКС вытаскивает из внутреннего кармана пиджака потёртую маленькую книгу в мягкой обложке. КРУПНО: На книга надпись "ГРИГОРИЙ ГАРЛАНДСКИЙ. КОСМИЧЕСКАЯ СТРАСТЬ АНДРОМЕДЫ".

ФЕЛИКС
(с серьёзным выражением, глядя в камеру)
Дорогие зрители, пожалуйста, уберите детей и подростков от экрана. Я не хочу травмировать их нежные души, потому что сейчас я зачитаю вам отрывок с рейтингом "восемнадцать плюс", написанный Агафьевым.

Слышны взволнованные возгласы аудитории. ВЕДУЩАЯ улыбается.
ФЕЛИКС раскрывает книгу.

ФЕЛИКС
(громко и выразительно)
Её прекрасные фиолетовые бёдра призывно блестели в свете трёх лун Андромеды. Мэриус почувствовал, как бьётся его сердце от возбуждения...

В зале студии слышатся смешки зрителей. ВЕДУЩАЯ, прикрыв рот пытается сдержать смех.

АГАФЬЕВ роняет пульт, всё ещё глядя на экран. Он пытается наклониться, чтобы поднять пульт, лицо его вытягивается, глаза расширяются, АГАФЬЕВ хватается за сердце. Яичница в сковороде окончательно подгорела, чайник булькает от закипания и свистит.

АГАФЬЕВ пытается удержаться на ногах. Чайник свистит. АГАФЬЕВ с криком падает на пол, корчится, руки его крепко прижаты к груди, глаза сжаты от боли. Чайник громко свистит, отдалённо слышно, как ФЕЛИКС декламирует отрывок из книги. АГАФЬЕВ корчится и замирает.


11. ЭКСТ.ДЕНЬ.КЛАДБИЩЕ

КЛАРА ИОСИФОВНА, полностью одетая в чёрное, всхлипывает, вытирая слёзы платком. Рядом с ней стоит МАРК, в чёрном, он мрачно смотрит на могильную плиту напротив них. На плите высечена надпись: АГАФЬЕВ ВИКТОР ЕВГЕНЬЕВИЧ 1948-2020. На могиле лежат цветы и похоронный венок.


ЭКСТ.ДЕНЬ.ПАРКОВКА У КЛАДБИЩА

КЛАРА ИОСИФОВНА и МАРК идут по тротуару, КЛАРА ИОСИФОВНА всхлипывает.



МАРК
Клара Иосифовна, вам куда нужно ехать?

КЛАРА ИОСИФОВНА
(с подрагивающими плечами)
На Петрова... Вы не беспокойтесь, я сама...

МАРК
Даже слышать не желаю. Я вас подвезу.

МАРК и КЛАРА ИОСИФОВНА останавливаются у серебристой машины. МАРК вытаскивает ключи, нажимает на кнопку, двери машины разблокированы.

МАРК
Вы только меня подождите в авто, пожалуйста. Я парковку оплачу и вернусь.

МАРК открывает дверь машины КЛАРЕ ИОСИФОВНЕ, дожидается, пока она сядет на сиденье, закрывает дверь. МАРК идёт к счётчику парковки.

ЭКСТ.ДЕНЬ.УЧАСТОК СО СЧЁТЧИКОМ ПАРКОВКИ

Из машины-счётчика со скрипом выходит оплаченная квитанция. МАРК берёт квитанцию, замечает на столбе сбоку приклеенную афишу с изображением ФЕЛИКСА. МАРК приближается к АФИШЕ. КРУПНО: улыбающееcя лицо ФЕЛИКСА, надпись:
БЕСТСЕЛЛЕР ОТ МОЛОДОГО АВТОРА "АГАФЬЕВ - ТЁМНАЯ СТОРОНА ГЕНИЯ" ТЕПЕРЬ НА ЛИТРЕС ВСЕГО ЗА 399 РУБЛЕЙ!"

МАРК смотрит пару секунд на афишу. МАРК сдирает афишу, рвёт её на мелкие куски, топчет обрывки на асфальте, ревёт в ярости. МАРК заканчивает рвать афишу, смотрит на асфальт, тяжело дышит, вытирает пот со лба. Идёт в сторону машины.

На фоне отъезжающей машины МАРКА видны обрывки афишы, валяющейся на асфальте. Ветер треплет обрывок с изображением улыбающегося лица ФЕЛИКСА.


Рецензии