Глава 3. О газировке и вишнёвом сиропе

 В автобусе мне всегда было плоховато, мутило от запаха или же от того, что автобус вилял по ахунской дороге. Отец, чтоб отвлечь меня, считал со мной повороты, их было десять, и так ехать было легче, когда знаешь, сколько уже осталось. Порой мама специально в дорогу покупала сосучки – леденцы или, как она называла «долгоиграющие  карамельки», «барбариски» или «дюшес», тогда было легче ехать в  автобусе, конфета за щекой помогала.
   А автобус всё крутил, отсчитывая поворот за поворотом. И вот мы на финишной прямой. Остановка «Магазин Сосны»,- отчеканила кондуктор. Мы вышли из автобуса, пахнуло свежим воздухом с ароматом смолы и прогревшегося уже от летнего яркого солнца песка. Мы постояли, дождались, когда автобус уехал, сполоснули руки под колонкой (раньше такие были прямо на улице, вода в ней студёная, но не такая вкусная, как из бабаниного колодца). Ополоснули  мы руки, лица, попили, перешли на ту сторону дороги, где был тот самый магазин «Сосны», давший название остановке. Отец с мамой пошли в магазин, а нас с братом оставили присматривать за вещами.
   Рядом с магазином стояла тележка - ларёк с газировкой, там молодая красивая женщина   в белом фартуке и колпаке наливала из больших, перевёрнутых вниз горлышком стеклянных ёмкостей, похожих на графин вверх ногами, в стакан с газировкой сироп вишнёвого и оранжевого  цвета. Позади тележки стояли баллоны, из которых подавалась по какому-то устройству к тележке газированная вода. Разноцветные волшебные емкости с сиропом привлекли моё внимание и, когда родители вернулись, я стала просить купить мне газировки. Отец и мама уговаривали пойти уже к бабушке, отец показал две пол литровые бутылки с лимонадом, мол, вот такая же газировка.
- Нет, это не газировка, это лимонад. А я хочу вот ту газировку с вишнёвым сиропом.
- Давай купим в автомате рядом за три копейки, у тёти в ларьке стакан стоит четыре копейки, - предложил папа.
   По тем временам да для моих родителей разница даже в  копейку была существенной. Я не стала спорить, но пообещала себе, что когда вырасту и буду получать зарплату, то обязательно буду покупать газировку с вишнёвым сиропом у такой вот красивой тёти с не менее красивой тележкой с бело-розовым огромным зонтом  и стеклянными сосудами со светящимся изнутри волшебным вишнёвым и грушевым сиропом.
  Обещание я сдержала раньше, когда, став студенткой, получила первую стипендию. На  самом деле, газировка из автомата была не такой вкусной, как у продавцов в ларьках под зонтиком, а всё дело в сиропе. Его можно было добавить в двойном размере, так и спрашивала продавец: «Вам с двойным?» И вот тогда газировка становилась необыкновенно вкусной, такую газировку в автомате было не купить, да и сироп в автоматах был чаще всего яблочный и грушевый. Пить полупрозрачную, слегка подслащённую газированную воду было не столь приятно, как газировку «с двойным», да ещё и волшебным   вишнёвым.
   Были потом такие же ларьки с соком и газировкой. В одной ёмкости был сироп, а в две другие продавец наливала из трёхлитровых банок томатный и яблочный соки. Тут тоже как повезёт. Брат мой любил сок яблочный без мякоти, а я с мякотью. Но набор соков был неизменным: томатный и яблочный, только либо с мякотью, либо без мякоти. Тогда я просто выбирала томатный. Рядом на тележке для томатного сока всегда стоял стаканчик с маленькой ложечкой и соль.
  Теперь порой задумываешься, как же мы жили и не болели так?  Пили сок и газировку из одного стакана. В автомате было предусмотрено устройство, чтоб ополоснуть стакан. Стакан нужно было перевернуть вверх дном, поставить на выпирающий кругляшок  и нажать, фонтанчик воды брызгал внутрь стакана, если стакан повертеть, то он ополаскивался весь. Потом стакан, перевернув, ставили в другое углубление под краном, опускали копейку, если хотели несладкой газированной воды или три копейки, предварительно выбрав сироп - нажав кнопку с названием сиропа. Таких автоматов на улице Кирова и Московской было довольно много, но в жаркие дни вода в них быстро заканчивалась. А бывало, что в кармане не оказывалось монетки в три копейки, так что надо было искать, где разменять монетки, либо терпеть. Однажды так хотелось пить, что мы попробовали опустить в автомат монету в двадцать копеек, они по размеру одинаковыми были. Автомат щедро налил нам водички с сиропом, но сдачи, конечно, не выдал. Потом мы с братом придумали собирать к следующей поездке монетки по три копейки, клянчили у мамы из кошелька, если у неё скапливалось много мелочи. Зато поили потом газировкой и маму, и папу, когда приезжали в Пензу.
  И ведь что интересно: стаканы тогда никто из автоматов не воровал. Потом уже,позже, когда я училась в институте, видела однажды, как мужики, соображая «на троих», позаимствовали стакан, но потом, тщательно ополоснув, вернули на место.
  Недавно увидела  я такой автомат именно с газированной водой в торговом центре «Красные холмы», вспомнила детство, но пить газировку из пластикового стаканчика оказалось не так вкусно, как в детстве из большого гранёного стеклянного стакана.

Фото- иллюстрация в интернете в свободном доступе


Рецензии