Поддержки и подпрыжки. Охота на слова

Эти два слова – ПОДДЕРЖКИ и ПОДПРЫЖКИ – взяты из реплик Татьяны Анатольевны Тарасовой, в прошлом прославленной фигуристки, а ныне председателя жюри увлекательного шоу на Первом канале «Ледниковый период» и «Ледниковый период. Дети». Люблю фигурное катание за высокое мастерство, за творчество, за доброту, а ещё за внимательное отношение к образному русскому слову.

С её отцом, великим тренером, создателем легендарной хоккейной сборной СССР,  на протяжении долгих лет не знавшей себе равных в мировом хоккее, Анатолием Владимировичем Тарасовым я раза три здоровался за руку, когда он приезжал в Челябинск проводить финалы «Золотой шайбы», а я как секретарь Кыштымского горкома комсомола участвовал в заседаниях оргкомитетов по организации этих увлекательных игр для детей. Масштаб Тарасова – вся страна. Я отвечал за организацию игр в пределах нашего небольшого городка.

Татьяну Анатольевну Тарасову я наблюдал по телевизору задолго до знакомства с её отцом. Ещё в мои студенческие годы мы смотрели по телевизору в общежитии, как она на   пару с  Георгием Проскуриным каталась на  международных соревнованиях, в том числе на  Всемирной  Универсиаде 1966 года. А потом она неожиданно исчезла с телеэкрана, оказывается,  из-за травмы. Зато появился ярчайший тренер фигуристов. Самым большим удивлением для меня было то, что мы родились в один год, я в августе, а она 13 февраля 1947 года.

В Википедии отмечено, что её ученики выиграли в общей сложности 41 золотую медаль на чемпионатах мира и Европы, а  ещё семь золотых олимпийских медалей. Но не об этом речь. Я люблю смотреть ледовые шоу, где она возглавляет жюри. Я всегда прислушиваюсь к тому, что говорят спортсмены, тренеры, члены жюри, ведущие.

Что мне не нравится? Очень часто звучит иностранная музыка на чужих языках. И музыка нередко из фильмов, где прославляется зло. Если бы тексты были на русском языке, многие бы постеснялись их исполнять… А когда не понятно – всё  сойдёт.

Что я заметил? Татьяна Тарасова выделяет русских певиц, русских музыкантов, русские стихи, но вслух никогда не говорит об этом. Похоже, использование зарубежной музыки вызвано желанием достойно выглядеть на соревнованиях за рубежом, где русофобия в последние годы льётся через край.

Вот посмотрите на факты. В  середине 1990-х годов Тарасова организовала ледовый театр «Все звёзды», в группу тогда вошли многие знаменитые советские фигуристы. Театр прожил  14 лет. Тарасова была и тренером, и балетмейстером, и режиссёром. При её участии создавались настоящие классические балетные представления: «Ночь на Лысой горе», «Спящая красавица», «Золушка», «Аленький цветочек». В репертуаре были поставленные Тарасовой серии «Русские на Бродвее», знаменитые бродвейские спектакли «Вестсайдская история», «Фантом в опере», «Кабаре», «Кордебалет», «Кошки» и другие.

Практически в каждом спектакле Тарасова выдаёт на-гора немало интересных словесных образов. «Может, я дура, но мне нравится», - вот её оценка выступления Надежды Михалковой и Максима Маринина 24 октября 2020 года.

А в катании Яны Хохловой и Вячеслава Чепурченко в том же октябре она выделила ПОДДЕРЖКИ и ПОДПРЫЖКИ. За второе слово я уцепился, посчитал, что ПОДПРЫЖКИ - это неологизм, созданный по давно существующим нормам и правилам русского языка. Но я ошибся. Есть такое слово в словаре у Владимира Даля.

ПОДПРЫГИВАТЬ, подпрыгнуть, припрыгивать; подымаясь на месте прыжком, опять становиться на ноги. С райка глядят подпрыгивая, чтобы видеть через других. Ребенок подпрыгнул от радости. || — подо что, прыжком попасть под испод чего-либо. Подпрыгиванье, подпрыг, подпрыжка, действ. по глаг. Ходить вподпрыжку; доставать вподпрыжку. Толковый словарь живого великорусского языка

Оказывается, уже давно есть и существительное подпрыжка, и наречие вподпрыжку, о которых мы забыли.

А 21 ноября Илья Авербух заявил, что катание Татьяны Волосожар и Евгения Пронина было ЧУДОВИЩНО ХОРОШО. Эту фразу можно представить, в качестве  ошибки говорящего, а так же, что это  яркая выразительность русской речи, как оксюморон, как кислая умора.


Рецензии