В ночном городе

В НОЧНОМ ГОРОДЕ.

По тихому ночному городу устало брёл человек. Тело человека слушалось плохо. Зимний студеный ветер сегодня нежданно-негаданно столкнулся с весной, и  было ужасно холодно. Внизу под ногами то и дело хлюпала вода, чёрные тучи уже с утра затягивали небо. Всё вокруг превратилось в непроглядную сырую мглу. В этих местах прохожие редко встречаются, разве иногда простучат по асфальту редкие каблуки запоздалого прохожего, или залает где-то далеко собака.
Павел помнил большой красный автобус с высокими мягкими сидениями, который почему-то привёз его сюда. Привёз и просто выбросил в ночное тёмное пространство, добавив к этому ещё и большую порцию липкого беспросветного одиночества, которого у иного инвалида и так с избытком. Парень, наверное, мог бы,  попросится на ночлег, вон, сколько ярко-жёлтых окон  впереди, но болезнь давала о себе знать, толстый, шершавый, неповоротливый язык редко выдавал похожую на человеческую речь звуки. В основном Павел привык общаться с близкими ему людьми при помощи жестов и мимики 
Наконец стало так поздно, что в домах один за другим стали гаснуть огни. В пору, было, остановится и заплакать и тут из темноты появился человек. Плотная фигура, высокий рост, неряшливая местами рваная одежда, борода.
- Что, парень, продрог на холоде? А я всё равно знаю, что всё у тебя будет хорошо, а у меня …. Вот кто бы кол берёзовый в руки взял и ударил меня хорошенько им по голове, чтобы мои шарики – ролики на своё место закатились. Я б тому человеку в ножки бы поклонился  и с превеликим удовольствием спасибо сказал. Надоело мне с братишками по несчастью по городу шаги мерить, и по мокрым подвалам спать, великой определённости в душе хочется, так чтобы раз и навсегда одно единственное чудо случилось.
Изменил направление ветер только и теперь лепил мокрый снег куда придётся. А Павел всё стоял и слушал этого странного человека неожиданно пришедшего не только из темноты, а как будто из другого неизвестного  ему мира. Мира трущоб, подворотен, слёз и горькой беды.
Парень так и не понял, откуда появился второй маленький, щуплый, юркий с маленькими же тревожно бегающими глазками
- Что ты, Николай, всём одну и ту же песню поёшь? Возьми в руки, - ударь, не надоело тебе? Человеку может переночевать негде, а ты ему про свою судьбу заливаешь? Судьба и у меня не лучше. Забыл, когда последний раз в бане парился. Наверное, как квартиру продал, да дочку свою схоронил.
Пошли с нами парень не на земле же голой тебе спать. Вон уже ночь вокруг.
Лестница в подвал, по которой спускались уличные пилигримы, была неимоверно длинной и ужасно скользкой. Павел на каждом шагу рисковал оступиться, поскользнутся и полететь вперёд. Наконец ступеньки кончились, и всё трое ощутив твёрдую землю, тут же запнулись за что-то  тёмное и рваное, что лежало у них, на дороге.
- Какой дьявол тут по людям, как по бульвару с копейкой денег круги нарезает?!- послышался снизу сонный, недовольный пьяно-хриплый голос.
-А ты подберись к сторонке, - чем на пути лежать, не видишь, гостя ведём,- резонно возразил щуплый мужичок, - Спросим, так что-то новенькое нам сегодня расскажет, наши – то все житейские истории давно бурьяном времени обросли и просвета не видно. А что не так разве, Аркадий?  Кстати, как у тебя дела?
- О, у меня всё отлично. Я сегодня пьяный, я сегодня был приглашён на вечеринку, я очень извиняюсь, но это очень одна и очень частная вечеринка. На нее приглашён только я, – глухо раздалось с полу   
- Кем ты сегодня был приглашён?  - поинтересовался у лежащего Николай 
- Не поверишь, самим Фёдором Ивановичем Тютчевым он мне так и сказал, - Слушай, друг Аркадий:

Так станемте запоем
Из набожности пить
Что б в божье вместе с Ноем
Святилище  вступить
Вот я лежу тут и жду, когда Бог мне в Святилище своё пропуск выпишет Сметанину Аркадию Юрьевичу.  А если хотите, ложитесь рядом со мной и тоже ждите, я так и быть подвинусь немного….
  Место всем хватит.   А там, у Бога будет мне счастья, я знаю…. Хотя нет, прошу вас, не ложитесь со мной рядом, я в яме?
- В какой такой яме? – Удивлёно поднял брови щуплый мужичок.
- В глубокой яме алкоголизма.
Аркадий, наконец, поднялся. Природа отпустила ему усатое, улыбчивое лицо, широко распахнутые большие серые глаза и лохматые чёрные волосы.
- Пойдём что ли, покажу, где наш народ ночи проводит, - взял он Павла за руку, -  Хотя он народ будто бы и не видит   меня, слишком я для него интеллигентен  и непонятен. Я долгое время в театре служил, Я Гамлета играть готовился, роль учил. А потом в пьяной драке случайно, настроение удивительно мерзкое было, товарища своего ножом чиркнул. Пришёл из тюрьмы ни родителей, ни жены, в квартире чужие люди живут, Аня моя жена продать её успела пока я « по тундре, по железной дороге» колесил в тюремном ватнике. А сама «с офицером ушла» ищи ветра в поле. Ты поэта Есенина знаешь? – «Всё равно кого-нибудь зарежу под осенний свист» - Вот и у меня такая же история. Ну, вот и пришли, - мужчина, покачнувшись, толкнул какую - то хлипкую дверь. Внутри пахло сыростью и затхлостью. На потолке и в углах гирляндами свисала паутина. Многочисленные пауки и паучки, не обращая ни на кого внимания, продолжали свою работу. Полевая мышка несколько раз пробежала по полу.
Страх и ужас до крайней степени овладели Павлом – подумать только, он сейчас здесь останется один, совсем один без друзей, без мамы, без Светланы, как он мог забыть о них, ведь они же помнят и ждут его, они верят, что рано или поздно он к ним вернётся. Вернётся и раскроет перед ними целый мешок ярких удивительных и конечно неповторимых впечатлений.            
- Какого чёрта, холод сюда впускать, не в Крыму живём – раздался старческий густой бас.
- Ладно, не ори, Винт, - пусти человека переночевать Он конечно человек-то новый, только вот горе, какое, природа языка лишила, как есть, ножом срезала у этого парня язык. Напрочь!   
- Ну, ладно пусть на ночь уткнёт в лавку нос, перин у нас пуховых нету.
 В подвале стояло несколько коротеньких лавок, с которых неразборчиво свешивались пятки и подошвы человеческих ног. Люди валялись и на голых досках пола, подослав себе под голову какую-нибудь одежонку. 
Одна из скамеек почему-то была пуста на ней, и устроился Павел.
- Вот тебе и новый отсчёт времени! – тут же выдал Аркадий, - Утром проснулся, встал.… И новый отсчёт времени!  Зато на потолке сухо, не капает. Тряхнуло тебя в автобусе на неровной дороге…. И новый отсчёт времени! Завтра утром отсюда уйдёшь дальше путешествовать или дом родной искать. И новый отсчёт времени! Ну, пошёл я Николай сегодня бутылок насобирать должен был у ночного клуба или на вокзале, наверное, ошивался, значит, деньги есть. Загудим потихоньку… Вино, вино, вино, оно на радость нам дано. Опять новый отсчёт времени приближается, носом чую, а нос у меня – барометр.  А на этой скамейке вчера человек умер, неопределённой жидкости из мерзавчика хлебнул, не глянув трезвым глазом на этикетку….. Опять у него всё  новое там значит.… Так наши не решаются спать тут пока, примета говорят, есть человек этот всё отсюда домой просился Нельзя этого людям вслух говорить « Я домой хочу», а вот думать можно сколько угодно. Примета эта такая есть у людей. Ну, пойду я, ночуй тут пока…
И Аркадий моментально исчез за дверью.
Удивительная штука жизнь! Радость – слёзы, любовь – слёзы, горе – рыдание. Море из слёз. Лежа на длинной лавке в сарае Павел вспоминал соседку тётку Алевтину, ведь именно из-за неё парню пришлось покинуть родной дом.
- Вижу я ты, Пашка на Светлану из семнадцатой квартиры глаз положил? – сидя на скамеечке у подъезда выпытывала она у инвалида. - Куда добром девчонка ещё в школе учится  - А ты немой, да старый для девчонки  видно собираешься ей карты судьбы путать. Я понимаю, зачем она тебе нужна?! Ты всё с матерью под ручку свои полусогнутые ноги переставляешь. А с матерью, понятное дело, ни покурить, ни выпить, матом не поругаться. Тоска. А со Светланой можно, Светлана она тебе всё простит из жалости.
После этого монолога бабы Алевтины Павел ещё какое-то время стоял возле ворчливой старухи, а потом просто взял и не на кого ни глядя, вышел к дороге,  обижено глотая солёные слёзы. Просто так,  навстречу вечернему городу. Однажды парень погода лежал в больнице, и Света там лежала тоже там, так они и познакомились.  Мокрый асфальт, мотоцикл, авария и перелом обеих ног, вот некоторые составляющие её беды. Но, как известно время иногда способно залечить раны.   
Утром Павла разбудил щуплый мужчина:
- Вставай, - сильно тряс он его за плечо,- вон светает уже, работа ждать не любит. Аркадий что-то про заброшенную  фабрику говорил, там раньше тюль на окна выпускали, так железные станки до сих пор под небом стоят. Вот где бедному человеку копеечку заработать можно под присмотром снега, солнца и серого, как наша жизнь, неба.
Павел открыл глаза и огляделся вокруг. Бомжей в сарае почти не было. Только в самом углу копошилось, и издавала какие-то звуки некое подобие человека в грязном, рваном, дырявом и страшно неприглядном белье.   
- Это Мария-сказочница, - кивнул головой в её сторону мужчина,- Каждый день новые истории своей жизни придумывает и рассказывает всем. Ребята уж привыкли не верить ей, а она всё говорит и говорит. Одно слово – сказочница. А вон и сам Аркадий идёт, вот с ним на работу сегодня и пойдём.
 Аркадий, приближаясь к сараю, вскинул голову, тряхнул длинными, чёрными волосами, и громко запел:

Космонавтам – звездолёт,
Брюки клёшь – стилягам.
Бог, как только день придёт
Медь отдаст бродягам

И кастрюлю и ведро,
Плитку шоколада.
Можно старое пальто,
А беды не надо.

Мы с бедой и так живём,
Честно с горем дружим.
Только вот в дырявый дом
Человек нам нужен 
Шли долго. Так же беспрерывно дул холодный пронизывающий ветер, залепляя снегом лица. А короткий серый день уже стремился  навстречу ночи
Наконец, показалась деревня, а за деревней старая заброшенная фабрика та самая на которой люди собирались разжиться таким нужным для них металлом. 
Дело сразу пошло хорошо. Щуплый мужчина, которого, оказывается, звали Анатолий,  нашёл две большие медные трубки, а Аркадий целое ведро гнутых, ржавых отслуживших свой срок гвоздей. И вдруг…. Почему-то рядом с  остатками когда-то чугунной, кованой решётки стоял старенький кособокий дом, наполовину вогнанный в землю. Крыша его давно не крашенная, во многих местах прохудилась и поржавела. А ступени главного крыльца совсем прогнили. Много лет дом простоял заколоченный.   
 Сердце Анатолия гулко застучало
- Поднажмём что ли, братья,- тихо, почти не разжимая рта, спросил он. – Подумаем что ли о том, как отодрать доски, открыть дверь, распахнуть окна?! И жить же потом можно а? Как думаешь, друг, Аркадий. И новенький пускай с нами живёт, если путешествовать не наскучило?! 
 - Давай, - отозвался Аркадий, - Новенького позовём, всё-таки шесть рук лучше чем… - сказал он, оглядываясь вокруг. Но Павла уже нигде не было видно.         

                2
 В деревне Антоновка  почему-то были очень узкие улочки и одноэтажные дома с кружевными занавесками на окнах и яркими цветами в палисадниках. А какие там были длинные заборы, парень довольно долго бежал вдоль них. Бежал до тех пор, пока его не окликнул сильный мужской голос:
- Эй, парень, куда торопишься, гляди, подмётки растеряешь - не найдёшь? 
Павел оглянулся. По улице тяжёло скрипя колесами, катила тяжелая инвалидная коляска. Колеса, застревая в густой снежной каше, вращались плохо, и парень, сидевшей в этой коляске, с большим трудом крепкими  руками тренированного человека приводил коляску в движения. 
- Что без дела по улице нашей бегаешь или гонится за тобой кто? Да вроде я тут у нас Змей Горынычей не наблюдаю, сколько лет здесь живу.… А ты заходи ко мне, у нас теперь никого дома нет, мамка на ферму пошла с утра. Меня Саша зовут, а тебя? Наверное, Путешественник?   
- Паша, - выдавил из себя парень, с интересом рассматривая незнакомца.
-Но вот и заходи ко мне, Паша, ты от кого бежишь-то?
- От бо… жей – сказал Паша и наконец, остановился
- А хочешь, я дома тебе своё стихотворение о бомже покажу? Я, парень, иногда стихами балуюсь в свободное от великого отдыха время. Не поверишь, иногда я радуюсь своим стихам, как выпивки.  Для чего пишу,  спросишь?  Вон там посмотри, дети бабу снежную лепят, - Саша махнул рукой куда-то в сторону – Вон там девочка с собакой гуляет, видишь? У детей есть родители, у собаки хозяйка, а у меня есть мои стихи это всё, что после меня на  этой планете останется, что-то для людей полезное и красивое. Семьёй, как ты сам понимаешь, я обзавестись   не сумел, а стихи останутся. Поэтому мечта у меня есть, издать свою книгу, поэтому, наверное, и осваиваю сейчас дома ремесло компьютерного верстальщика. Занимаюсь подготовкой полиграфической продукции к печати. Книги, календари, почетные грамоты – зона моей ответственности.   Ты не думай, что я инвалид.  Инвалида от других нормальных людей в жизни должен отличать безудержный сумасшедший оптимизм, тот самый который, придя к нему, однажды  поведает своему хозяину о том, что отсутствия у человека ног не даёт ему право опускать руки. Причём оптимизм этот самый человек обязан в себя с молоком матери впитать. Потому что, если в человеческом организме ненароком чёрт своё гнездо свил, так он ровно через две неделе,  после травмы наружу и вылезет.  И тогда уж инвалиду этому все, вокруг должны будут, а он будет лежать как бревно на диване, и ждать жалости ото всей округи и от друзей-приятелей, и от родных и от мамы с папой.  Безудержный оптимизм в нашем положении так же необходим, как иному больному таблетка от гриппа чтоб моментально от нытья и отчаянья выздороветь.     А  ты, каким из великих чудачеств на этом свете занят, молодой человек, приятной наружности?   
Всё это время пока парень на коляске говорил, Паша делал такие движения, как будто глотал какой-то кусок, застрявший у него в горле, а затем довольно внятно и членораздельно произнёс:
- Я просто по нашей земле хожу и с мамой живу, а ещё Света есть, я люблю с ней паясничать, то есть обязательно делать что-нибудь не то – у нас с этой девочкой всегда так.
- Любишь её? – спросил Саша, - открывая ключом дверь своего дома. – Заходи ты в дом первым, ты гость?! Что испугался? –  Я понимаю, тебе трудно…. Ты многим людям веришь, но у многих людей совсем другое истинное лицо.   
Дома Саша порылся в столе, достал несколько тоненьких тетрадок со стихами, усмехнулся, сунул их обратно. Вытащил ещё один листок, исписанный быстрым, мелким подчерком и прочитал, немного откинув голову назад:   

 БОМЖ

Я знаю, бить нехорошо, -
- сказал он мне слегка нахмурясь –
- «Стреляли» мячиком окно
Мы не однажды в шуме улиц

Весной кораблики несли
В большую лужу у дороги
Ударь меня и не юли
Да так, чтоб не держали ноги

Тяжёлой палкой по спине,
По голове мячом упругим
Ударь!  Удар пройдёт по мне,
Ударь! Тогда мне станешь другом?

Тогда быть может голова
Вдруг против мыслей всех восстанет
А вместе с ней и жизнь моя
На место праведное встанет

А мне хотелось переплыть
Чужой тоски большую реку
И самому чтоб не заныть
Сбежать быстрей на дискотеку

Там жизнь всегда чудес полна,
Набита радостью, мечтами….
В тот день я «видел» допоздна   
Мужчину с грустными глазами

- Ты, тоже я смотрю, загрустил, нам раскисать никак нельзя Я считаю в перипетии жизни  надо бросать человека, как в воду; выплывешь,  - значит и дальше станешь плавать, не выплавишь, - чёрт с тобой тони, если того стоишь. Я выплыл. У меня работа есть, родители, я зарабатываю сам. А когда машина на мокрой дороге перевернулась, всё небо красным было, и судьба исключительно черными красками рисовалась, чёрная дорога с препятствиями на каждом шагу, какой уж тут оптимизм может быть?  Оптимизм он потом на фестивале поэзии  появился, когда я неожиданно для себя одно из первых мест занял. А ты….. Я по земле хожу, со Светой дружу, люблю? А она тебя любит?!    Мало что-то доказать, нужно это самому себе доказать для начала, а потом уж девчонке. Ну, ты чего всё сидишь, молчишь-то? В рот воды набрал?   
 Пашино лицо вдруг необыкновенно преобразилось, стало открытым и радостным, рот растянулся до ушей, щеки округлились.
- Я мимо не бросил, совсем не бросил. Только… ты не перебивай меня…. Ладно….А то, - говорить Паше было тяжело грубый, шершавый, как наждачная бумага язык хозяина слушался плохо, - я сорву…сь и не смогу рассказать, как мы с ребятами…. Бело-чёрный мячик бросали долго и он у меня…в кольцо высоко летел. А так я тебе всё-всё…. Расскажу всю правду без хитрости.
- Хорошо, - обрадовался Саша, - Ты успокойся и рассказывай…. Не спеша рассказывай мне, подробно, так легче….
И вдруг быстрый девичий кулачок громко забарабанил в окно Сашиной избы 
- Сашка выходи в городе встреча с поэтом Борисом Красновым будет, поедешь? Через два часа начала? В клубе имени Гагарина. Представляешь, я его видела поэта этого…. Мы, ну, когда он в прошлый раз приезжал, шли с ним до этого самого клуба, и я всю дорогу хотела с ним подружиться: перехватывала его взгляд и улыбалась ему. А он в ответ только молчал, наверное, на ходу придумывал строчки для стихов, а может целой поэмы. Мне говорили, что на свете есть люди, которые могут даже разговаривать стихами. …. В дом – то меня пусти…. Холодно… Зима на дворе?
- Заходи, Таня. Раздевайся, пальто вот сюда вешай, - показал хозяин на вешалку, -  Значит, ты поэта видела? Конечно, я на встречу поеду, а машину нам дадут? 
- Сергей Николаевич обещал Ромку-Ангела попросить.
 Таня, девушка небольшого роста, почти подросток. Не спеша вошла в залитую полуденным неярким, зимним солнцем комнату. И как-то вся вытянулась, стала тоненькая, смущенная, незаметная.
- Интересно, как поэты свои стихи собирают, а потом на строчки нанизывают, как я грибы, что ли сушу по осени?  А вот уже и Ромка-Ангел подъехал. Выходим, Саша, а друга твоего берём, где ты его нашёл, что-то я его раньше не видела?
- Да так, парень мимо проходил и завернул ко мне на огонёк. Мне даже понравилось это где-то глубоко в душе. Он же рисковал жизнью, он же не знал, кто я такой? На мне не написано, что я отставной офицер.  Давай, собирайся с нами, друг, городского поэта слушать.
Старенький грузовик громко рычал и медленно полз по дороге. Хотя дороги, как токовой можно сказать и не было. Уж, какая дорога в деревне зимой! Ромка-Ангел когда-то давно жил в городе и умел разговаривать со всякими людьми вот и с новым человеком в деревне  Павлом разговорился хотя тот и не отвечал ничего потому что стеснялся. Наверное, от стеснения у парня даже покраснели кончики ушей, он это сам, каким-то шестым чувством, почувствовал.
- Ты думаешь, почему меня Ангелом называют, - весело говорил Роман  сидящему на заднем сидении Павлу, попутно крутя баранку потому, что бабушкам местным молоко с фермы доставляю, а иной раз продукты из района везу, почту, по такому-то бездорожью, вот бабки меня ангелом и прозвали. А я на них не в обиде, потому что самое интересное на свете – жизнь и я ей уже очень долго увлекаюсь, седьмой десяток пошёл, а они бабушки эту жизнь прожили и уже точно знают, кто какого звания достоин. А это моё звания, наверное, повыше генерала будет потому, что точно народное.
Павел слушал водителя и  смотрел в окно и нёсся мимо этот зимний день до краёв наполненный солнцем, и ветром, и снегом запах бензина в кабине и белые берёзы и без конца почему-то застряло в уме это короткое слово «поэт» да ещё из города. Будет читать свои стихи, оскорблено поджав губы, смотря на всех злыми, бархатными глазами и обязательно немного подвывать, так должны делать все известные поэты на сцене, - почему думал парень. Хотя естественно не с одним поэтом в жизни знаком никогда не был. Про них, про поэтов, ему что-то, как-то летом, долго рассказывала Света, показывая при этом своему другу различные толстые книги на которые Павел, к сожалению, мало обращал внимание.   
Клуб имени Гагарина был до отказа забит народом.   
- Мы писатели, устроены по-особому, - говорил крупный, кареглазый мужчина с большой окладистой бородой, - Я всегда в тихом падении снежинок на мокрый асфальт слышал какую-то вдохновляющую музыку, которая как бы сама разливается в воздухе и тогда у меня появлялась новая строчка и очень досадно бывает, когда этого не бывает. Смотрите даже вот тут в клубе, на этой сцене у меня уже что-то рождается непонятное, но лёгкое, воздушное и красивое. Например, такое вот стихотворение, которое возникло у меня прямо сейчас здесь:

Утюг совсем вам не кровать,
А птица -  не рыбалка
Не думай, что легко писать
Тут нужен ум, смекалка.   

Последние мои книги называются «Седьмой посох» и «Сказочный смех». В сборнике стихов «Седьмой посох» я писал, довольно долго писал, кропотливо, можно сказать, о ногах, о дорогах, о запылённых кустах и деревьях. А так же о грибах, которые нельзя вдоль дорог собирать.  В сборник «Сказочный смех» собраны более глубокомысленные произведения в основном о погоде, ветре природе  и брёвнах, например, вот такие…. 
- А дров у тебя в запасе тама нету, мил человек, - крикнул из зала маленький рыжий дед в длинном заплатанном пальто и валенках, - А то сам видишь зима на дворе. Вот я и подумал, если о брёвнах говоришь, так может, и дрова где найдутся, я бы купил?
- Тиши ты, дядя Егор, - дёрнула его за рукав сидящая рядом девушка, - Не мешай поэзию слушать, я с детства Блока и Мандельштама  обожаю.
- Так ведь это… оно дрова-то нужны, Люда, Зима? – попытался возразить дед, - холод иной раз так пробирает, какой тут блок, тут грузовик дров нужен нам со старухой Надеждой Сергеевной.
А поэт на сцене между тем, читал стихи дальше: 

Скажи мне, - Кто мечту спугнул,
Спугнул холоднокровно?
Да просто ветер так подул,
Что раскидал все брёвна.   

Вот примерно такие стихи мне удалось выпустить на справедливый суд моего читателя в этих небольших сборниках
И поэт показал рукой, на журнальный столик, стоявший на сцене, где были разложены книги.
- А теперь я стихи скажу, можно? - поднялась с места девушка Люда

Все мы слушали тебя,
Про детей забыли.
Ты не дал нам не бревна
А мы так просили
- И это что такое блок я знаю, сын иногда привозит из города. Как его читают, не знаю, но любить – люблю хорошие сигареты, - опять взял слово дед, - А ты зачем Людмиле этого  Манштама не прочитал? Маншнам этот, судя по названию – немец. А вдруг обидеться и опять против нас войну откроет, как тогда? Война эта такая штука, радости в ней мало, всё больше печаль, да слёзы. У нас во время войны много Мандельштампов стояла, почитай пол деревни. Так может и его видел, не знаю я.  Вот про него немца этого тебе и писать надо, чтобы больше к нам сюда не приходил, а у тебя одни брёвна, да кровати ну совсем некстати.  И надо тебя, милый друг, с крыльца от нас провожати. Я так разумею.  Жалко милиционер  наш Сергей Николаевич сюда в город к племяннику на свадьбу уехал, а то бы он тебе мог показать, товарищ поэт, куды Бог фуражечку вешал.   
- Сейчас к печати готовится ещё один сборник стихов под названием «Дифтерия»- опять начал вещать поэт не обращая внимания на шум в зале поднявшейся после выступления деда Егора, - основной его темой будет тема болезни души в детском возрасте и способы ее предотвращения и там у меня есть такие строчки
Поэт вытянулся, чуть приподнялся на носках, погладил бороду и уже приготовился открыть рот, но тут входная дверь недалеко от сцены немного приоткрылась и из коридора просунулась взлохмаченная мужская голова:
- Люди, извините, пожалуйста, мне репетировать надо, оркестр у меня в коридоре ждёт, у завклуба юбилей скоро.   
 Люди задвигали стульями, сорвались с мест и устремились к выходу. В этой суматохе никто и не заметил, куда исчез приезжий поэт Борис Краснов.
                3
Старенький грузовик всё так же медленно полз по дороге в посёлок. А дорога уже показывает свои капризы. Вот она неожиданно ныряет в глубокий ухаб. Вот грузовик застывает на откосе и медленно съезжает вниз. Вот настил бревенчатого моста скрипит под колёсами машины. Короткая встряска с снова грузовик летит по извилистой коварной дороге.
- Культура, - почему-то сказала Таня, сверкнув глазами в сторону Саши, - Как огромный амбар с зерном, в который время от времени прилетают неведомые птички и разносят в своих клювиках зёрнышки культуры по всему белому свету в деревни, небольшие города, села, разъезды, полустанки.  Кому что достанется кому спектакль, кому концерт, а кто и стихам рад будет. И люди слушают, понимают, смеются и плачут, они в эту культуру влюбляются. Только вот, к сожалению, разные птицы по свету культуру эту разносят. Совсем разные, в нашу деревню богом забытую культуру из города видимо воробьи приносят. А воробьёв другие птицы отгонять привыкли от того самого амбара вот они и хватают в клюв свой, то что успевают схватить пока их не прогнали. А если присмотреться внимательно в клювах-то у этих воробьёв шелуха одна вот они ее в деревню к нам и несут за неимением лучшего. А иначе как еще этого поэта городского назвать можно? Шелуха она и есть шелуха, никуда непригодная. Да ещё у душа у этого поэта цыплячья, маленькая, дохленькая душа, незавидная.
- Да, - поднял глаза на девушку парень, - Некоторые представители культуры своего зрителя берут приступом, в том числе и сердечным.          
 Павел, сидевший на переднем сидении, рядом с водителем, вдруг сделал круглые – круглые глаза и замычал, показывая пальцем на дорогу.
На дороге с поднятой рукой стояла высокая белокурая девушка. Меховая куртка её была расстегнута, а под курткой виднелся тонкий зелёный свитер. Ромка-Ангел остановился,  выпрыгнул  из машины и подошёл к ней. Девушка что-то долго говорила шоферу то, доставая то, убирая в карман брюк какие-то фотографии, а Ромка-Ангел стоял и   смотрел на неё сурово и безмолвно, наконец, он кивнул головой в знак согласия и поманил Павла пальцем
- Поисковая группа «Лиза - Алерт» - пояснил он юноше, - Тебя ищут, говорят, ты из дома сбежал. Вот я тебя сейчас этой девушке и передам из рук в руки, согласен?   
Павел, не слова не поняв из того, что ему сказали, часто-часто закивал головой.
Прошло два месяца. Павел лежал на диване, заложив руки за голову, и думал; «А дома все, оказалось, по прежнему, как будто и не уходил вовсе, а Светка стояла у подъезда и улыбалась чему-то. Может, вспоминала его Пашку в его недолгое отсутствие дома?  А может просто… мало ли какие мысли могут посещать её переполненный заботами мозг? А где сейчас бродит Аркадий, Саша, Анатолий?» 
Павел резко поднялся с дивана и начал одеваться.
- Кабы у нас были лишние деньги мы бы тоже по курортам ездили, а тут не знаешь, чем рты напихать. Деньги у нас в карманах не задерживаются надолго.
Это была первая фраза, которую услышал Павел, выйдя на улицу. И фразу эту произнёс Аркадий
Они с Николаем, как ни в чём не бывало, появились из-за угла родного дома Павла на этот раз чисто выбритые и прилично одетые. Они шли и смотрели на мир прямо перед собой до тех пор  пока нос к носу не столкнулись с Павлом.
- А он мятежный просит дури, он знает, в дури есть покой, - сказал Аркадий хватая Павла за рукав куртки, - Здравствуй, у тебя деньги есть? А то вот он, - Аркадий - указал рукой на Николая, - «дури» желает скушать, и мне непыльной работой занимаются совсем надоело.
- Это какой…… ра….бо….той? – сделав над собой усилие, спросил парень.
- Как это какой работой? Самой обычной и ежедневной работой, пускать пыль в глаза прохожих с острых носков моих  ботинок. Сейчас мне нужны деньги для покупки всего, что в Греции есть…. А то понимаешь, у меня теперь дыра слишком великая образовалась
- Какая такая дыра? – не то проговорил, не то промычал Павел, но Аркадий понял его и поспешил с ответом.
- Ну, понимаешь, дыра это такое бюджетное отверстие в наших с другом карманах…
Павел понял и выгреб из карманов брюк всю мелочь, которая у него была.   
-А то пошли снова с нами в Грецию или на улицу Ленинградскую или в Киев там говорят плеск Днепра и снова каштаны цветут
- Так зима вроде? – То ли спросил, то ли уточнил Николай.
- Неважно, главное  хочу видеть глаза, в которых я могу раствориться. И поэтому, Коля, бери ноги в руки и потопали по дороге навстречу солнцу или снегу, какая нам разница. А, молодой человек, останется тут и запомнит: - Его любил я искренне и нежно. Не дай же бог любимым быть другим.
И два человека оставив Павла наедине со своими мыслями, скрылись за поворотом дороги.    
Опять полетели, помчались длиной вереницей бесконечно пустые не чем не заполненные дни, недели и месяцы. Зима сменилось весной, весна летом, лето осенью и вот в один из таких тёплых осенних дней Павел преодолев свою робость, и нерешительность  вошёл в комнату Светланы. Комната была небольшая, но очень светлая. И по ней очень долго ходили какие-то люди. Люди эти были из учебника математики за седьмой класс из задачи номер сто семнадцать и назывались «путешественники» Дело в том, что Света была младше Павла лет на двенадцать.  И если для парня уже давно отзвенел по коридорам последний школьный звонок, то Светлане ещё только предстояло услышать его прощальную, грустную мелодию. А пока по комнате неторопливо ходили путешественники. Путешественники не имели ни лиц, ни имён, ни характеров у них не было даже одежды. Они отличались только тем, что один из них на сорок минут раньше оставил позади порог своего дома. Пока Павел, как умел, пытался объяснить подруге, условия задачи он явственно видел этих людей в пути и то, как минуты помогли им открыть тайну пройденных километров. Видел и очень жалел о том, что невозможно задать им ни одного вопроса. И вдруг неожиданно откуда-то чистой ажурной волной полилась музыка. Юноша только сейчас обратил внимание на небольшой радиоприемник, стоявшей на тумбочке почти в самом углу комнаты.
- Начинаем передачу, посвященную творчеству мало кому известного пока поэта и композитора Аркадия Сметанина, - бодрым голосом сказал диктор, - Аркадий Сметанин  человек нелёгкой судьбы, ещё совсем  недавно он был человеком без определённых занятий и даже без определённой жизни и  можно сказать существовал.  До тех пор пока лёгкая рука счастливого случая не привела его на подмостки сцены
Тут Света засмеялась и весело сощурившись, показала язык, отвлекая Павла от интервью, - это я не тебе, это я путешественникам, что никак встретится, не могут. Думай тут за них,  когда, наконец, эти сволочи, обнимутся, голову ломай.   
Павел только махнул рукой, опять  повернувшись к радиоприёмнику, и услышал,- А теперь послушайте новую песню автора с таким  говорящим названием «Алло»

В трубку я кричу алло,
Мне с подругой повезло
Что ж прощай у жизни дно
Мне хотелось так давно
Пел до боли знакомый голос Аркадия.

Только стал я кавалер,
Вспомнил, что я инженер
Шахт, заводов. Не пещер,
В них по глупости влетел

И с любимою вдвоём,
В доме мы сейчас живём

- Я просто очень дано искал по свету глаза, в которых желал бы утонуть, чтобы больше никогда не возвращаться к прошлой жизни  и наконец, после долгих лет скитаний мне это удалось. Так что я желаю всем своим слушателям таких случайных или не случайных побед, как у меня,- задорным голосом произнёс  певец и после этого радиоприёмник на тумбочке надолго погрузился в рекламу. 
- Всё надоело,- сказала вдруг Света,- встав со стула и с ожесточением захлопнув учебник,  - пошли, погуляем по парку?
- А задача, вдруг тебе завтра у доски отвечать придётся? – вскинув грустные глаза на девушку, спросил Павел.
- Ничего, целая ночь впереди разберусь, в своей комнате я могу делать всё что хочу, правильно? – Света подняла свои пушистые ресницы, посмотрела на юношу и опять их опустила.   
 Была середина ноября, всё больше и больше приходило на землю пасмурных грустных дней. Всё прочнее и прочнее скрывая за осенним сумраком щедрое солнце.
Шли недолго. Светлана оказалась очень интересным рассказчиком она старалась поведать другу о маленьких своих радостях и победах. Вот они ходили всем классом в исторический музей, и там на неё долго смотрел Славка Евдокимов, а потом угостил её яблоком. А Серёжка Кузнецов больно дёрнул за волосы, когда они вместе бежали в школьную столовую. Затем разговор плавно переключился на 1820 холерный год, где Пушкин совсем не потому застрял в ту осень в Болдино, что его со всех сторон окружило вдохновение, у поэта просто не было возможности уехать оттуда. Холера прочно перекрыла все дороги.
В старом городском парке было многолюдно.   
- Паша, - вдруг услышал парень знакомый голос и тут же рядом послышался скрип колёс
Быстро-быстро вращая колёса коляски Саша «шёл» ему на встречу
- Вот выбрался из посёлка с Татьяной в парк она здесь, сейчас подойдёт, а пока давай с тобой поговорим, ты меня с девушкой познакомишь. Хорошо?
- А что знакомится-то,- задорно блеснула глазами подруга Паши, - Меня Светлана зовут, и про вас мне Павел рассказывал, как сумел и про Таню вашу. Мне с Пашей интересно я даже иногда забываю, что он такой. Это просто мой человек вот и всё, это просто часть моей души, мало ли что теперь мне там мама моя говорит, - в эту минуту в глазах девушки блеснули слёзы, - Не понимает меня мама.
- Да, Светлана, - сказал Саша, - если ты где-то далеко, далеко в душе думаешь связать свою жизнь с человеком расширенных возможностей надо быть готовым к тому, что твои родители обязательно будут против ваших отношений. Потому что мы живём немножко в другом мире. Хотя это совсем не важно, в каком мире живём мы, важно то, какой мир живёт внутри нас. Мокрые листья клёнов на дорожках парка это красиво. Этот парк ещё утром был под властью дождя. А единственная улица у нашей Антоновке почернела , как всегда в эту пору стала непроходимой. А мне сегодня ночью океанские корабли снились.   Я  почти всё про них знаю, какие у него снасти, из какой страны этот корабль прибыл, сколько тонн груза он может поднять на борт. Я даже домик у моря собираюсь купить, хочу чаек прямо из рук кормить.
- Если ты, Саша, купишь домик у моря, тебе позвонят даже двоюродные одноклассники, - послышался веселый голос Татьяны.
Лицо Саши моментально изменилось, стало каким-то отчаянным, он внимательно посмотрел на Павла и произнёс, - Ты права, Таня, но, может быть, тогда этот парень научится природу чувствовать. А то, «с мамой живу, по земле хожу и Света рядом, да разве в этом счастья человека? Счастья человека в том состоит, чтоб  своими глазами увидеть, как;
    Поперёк моря лежит   
Чудо-юдо рыба-кит
Все бока его изрыты,
Чистоколы  в рёбра вбиты,
На хвосте сыр-бор шумит,
На спине село стоит*

  - Так давай чаще видится,  это же так просто?! - и Светлана сама,  удивившись этой идеи, громко захлопала в ладоши от радости. 
- Тем более есть у Саши мечта заработать на средства передвижение, - поддержала её Татьяна. – Так что будем дружить домами, а увлечением, думаю, Саша с вами поделится. 

   * Пётр Ершов « Конёк- горбунок».

   - Только способность писать стихи, чур, я оставлю себе, - засмеялся Саша, а, как книги верстать покажу с удовольствием. Пусть приходит, сидит, вникает, изучает, учится, мускулы ума развивает. Кстати, недавно видел в городе, знаете кого Бориса Краснова, который в клубе Гагарина нас своей поэзией пичкал. Одно  время он работал в газете. Газету эту все читали, но стихов его никто не знал так, и погасла муза поэта и теперь с погасшим взором  сидит  в бороде своего хозяина  и учит его работе делопроизводителя у нас конторе в Антоновке, говорят неплохо у того получается.   
Некто не нашёлся, что ответить Саши на город стремительно надвигались сумерки. Город засыпал покрытый пасмурным осенним небом. Стояли друг против друга люди, и повседневная загадка нового дня всегда готовая распахнуть для человека и слёзы и смех и горя и печаль надо было только войти в этот день, и люди сделают это завтра. И среди них по дорогам завтрашнего дня будут шагать и наши герои  и у них, конечно, всё и всегда получится, ведь мечта ещё никогда не подводила человека. Будем надеяться, не подведёт и на этот раз. 
Сергей Карпеев 8-22 ноября 2020 года.
      
 


   
            


Рецензии