Къызыл Аскер джолда къалды. Стихи 40-х г. 20в

Когда читаешь эти стихи поэта, сердце переполняет гнев, за  содеянное над Карачаевским народом.
Другого такого верного  народа  Советской Власти, такого патриота России трудно даже назвать.
Народ, численностью в 200 с лишним тысяч  человек, дал фронту огромное количество отважных, прославивших родину ратной славой, джигитов. Здесь всех не перечислить, прилагаю адрес: https://youtu.be/ZLhg-Vqw5zY?t=3641   
Исмаил воспел каждый шаг СССР, гордился любым достижением в стихах и песнях тут же доводил все до народа Карачая.
Его стихи свидетельства  трудового, фронтового, тылового героизма Карачаевского народа.
И те, которые ныне пытаются лепить ярлык депортированным народам, могут квалифицироваться, как глубоко непорядочные люди.

Слишком красивая родина у Карачая, вот потому все это было придумано. Об этом свидетельствуют и капитальные дома в Джингирике и Бирлике, где в разгар войны, сняв с фронта стройбаты,  для «швили», которых переселяли из Грузии на земли Карачая, строились дома, на средства народа и силами народа. Эти дома стоят и по сей день, как памятники геноцида Карачаевского народа.

Потомков этих предателей надо бы сегодня призвать к ответу и принудить к репарациям за преступления  недостойных отцов. Но у нас, к сожалению, как говорится «волк волку – попутчик», а потому никто ответственности не понес.
 
А в результате, и поныне, ни  в чем не повинные народы Кавказа – Карачаевцы, Балкарцы, Чеченцы, Ингуши,  ставшие изгнанниками лишь за то, что на их райской  родине захотелось жить племени «Отца народов» и собратьям Берии, несут печать "изгнанников", не получив от государства никакой должной компенсации за годы тяжелейших мытарств, за гибель более половины народа от голода и лишений, за потерянное имущество, за многолетнее страдание.

Все творчество Исмаила Семенова  – гимн  достоинствам Карачая, который  целиком состоит из хунно - аланских аристократических родов, которые  во все времена были верны любви и чести, доблести и отваге, отличались самоотверженной верностью Родине.

Пронзительное стихотворение «Красная Армия осталась в дороге», пронизана всеми этими высокими чувствами, болью и страданием от своего безысходного положения,  протестом против оккупации, ненавистью к врагу.



КЪЫЗЫЛ АСКЕР ДЖОЛДА КЪАЛДЫ
/джыр/

Немца джыйын таудан тюшюб, элге энди,
Къаршчылыкъны саууту бла басды, дженгди,
Хар юй сайын тинтиу болду, чыракъ сёнгдю…
Эй, не медет, Къызыл Аскер джолда къалды!

Немцаладан ёзенибиз  тола – толду,
«Коммунистле чыкъсынла» – деб буйрукъ болду,
Къоркъуу  уруб  адамланы  бети  онгду…
Эй, не медет, Къызыл Аскер джолда къалды!

Къуллукъ этер адамланы сайладыла,
Юйюрюне джан къоркъуу бла  байладыла,
Тыйгъыч салыб бютеу халкъны къыйнадыла…
Эй, не медет, Къызыл Аскер джолда къалды!

Къарачайда кёзге тюшген  тутукъланды,
Кёзге – башха джетдирилиб,  тартакъланды,
Сыйсыз болуб, таякъ тийиб сорууланды…
Эй, не медет, Къызыл Аскер джолда къалды!

Тутулгъанла  мал  баулагъа  атылгъанбыз,
Гебдешледе мулхарлагъа чулгъалгъанбыз,
Ачлыкъ бла суукъ уруб къаушалгъанбыз…
Эй, не медет, Къызыл Аскер джолда къалды!

Саут – саба къолда джокъду,  баш  кёлтюрюр,
Къараулсуз джол къалмады, адам джюрюр,
Итлери да болгъандыла бизге юрюр…
Эй, не медет, Къызыл Аскер джолда къалды!

Тамадала тайгъандыла, табылмазлай,
Халкъны алай атхандыла, амалсызлай,
Даулет бизни халыбыздан хапарсызлай…
Эй, не медет, Къызыл Аскер джолда къалды!

Эрме  деген – къазауатда,  къалгъан - мында,
Къатын, сабий, къарт  джазылды  миллет  санда,
Ачыу деген кёлде, джанда,  джикде,  къанда…
Эй, не медет, Къызыл Аскер джолда къалды!


Рецензии