Крылья ангела

Моему любимому папе посвящается.

«Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек, а за ним еле поспевает маленький мальчик. Человек остановился, велел ребенку подать старику воды и дать кусок хлеба из запасов.
– Что ты тут делаешь, старик? – спросил прохожий.
– Жду тебя! – ответил старик. – Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?
– Верно! – удивился человек.
– Так бери с собой мудрость:
Если хочешь посадить человеку дерево, посади плодовое деревцо.
Если хочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна.
Но если доверили тебе ребенка на воспитание, то верни его крылатым.
– Как я это сделаю, старик, если сам не умею летать? – удивился человек.
– Тогда не бери мальчика на воспитание! – сказал старик и направил взор на небо.
Прошли годы.
Старик сидит на том же месте и смотрит в небо.
Видит: летит мальчик, а за ним – его учитель.
Они опустились перед стариком и поклонились ему.
– Старик, помнишь, ты велел мне вернуть мальчика крылатым. Я нашел способ... Видишь, какие выросли у него крылья! – сказал учитель гордо и с лаской обвел крылья своего воспитанника.
Но старик дотронулся до крыльев учителя, приласкал их и прошептал:
– Меня больше радуют твои перышки...»


Так началась лекция академика Шалвы Александровича Амонишвили, на которую меня пригласили друзья.

Эта встреча для меня стала очень важной.  Дело в том, что семинар меня совершенно потряс и вот почему. Я услышала удивительные для себя вещи-я все их слышала и видела в исполнении моего любимого папы.

Шалва Александрович рассказывал о гуманистических подходах в педагогике, говорил очень красиво, образно и глубоко. Но еще глубже я понимала смысл его слов…

Я просила папу написать книгу о воспитании детей. Мне всегда было интересно, как у него это получается. Он имел совершенно уникальный подход к детям, я такого больше никогда не видела. Много читала, слышала, но не наблюдала в жизни.  С детства меня окружало много людей, друзей, знакомых, близких, родных, но никогда я не видела, чтобы у ребенка и папы складывались такие отношения, как у нас.  Я попробую свести все это в несколько постулатов, которые, на мой взгляд, делают ребенка счастливым, реализованным и творческим.

Находите время для своих детей. Как найти время?

Папа был всегда занят. Он много и с интересом работал- был главным инженером проекта большого союзного института, часто ездил в командировки и все свободное время посвящал своему увлечению- он стоил дачи. Все время, сколько я его знаю, он стоил дачи! Жил этим, делал это творчески, по-своему, почти всегда из ничего, но строил. И, несмотря на это, он всегда находил время на общение со мной. На мой взгляд это был феномен. Я как -то спросила его, будучи взрослым, занятым человеком, как находить время на общение с ребенком и о сказал, что главное в этом вопросе не количество, а качество. Время, которое мы уделяем детям, должно быть вашим общим временем, здесь и сейчас, что бы было интересно ему- ребенку и тебе. Я поняла его слова только потому, что он демонстрировал это своим примером. Всегда. Он приходил с работы на обед, как я сейчас понимаю по времени совсем ненадолго, но мне казалось, что мы обсудили все и даже больше.

Как поднять ребенка до себя?

Ответ на этот вопрос я не знаю и точно не знал папа. Он делал по-другому, он чудесным образом умел опускаться до уровня ребенка любого возраста. Как ему это удавалось? Наверное, это был талант. И, наверное, он был всегда большим ребенком!!! Он обсуждал со мной проекты, которые мне были интересны в 3 года, в 10 и в 37с одинаковой заинтересованностью с его стороны. И они ему ВСЕГДА были интересны совершенно искренне. Детей очень сложно обмануть, впрочем взрослых тем более.

Нужно ли дружить с ребенком?
 
Наверное, это один из самых важных вопросов, который объединяет в себе все. Выстраивание теплых доверительных отношений с ребенком- это база всего общения с ним. Как сказал Шалва Александрович в своей лекции: ребенок должен быть вашим самым близким другом. Удивительно, у папы почти не было близких друзей, однако мы-дети считали его своим другом без сомнений. В любой ситуации ребенок был для него в приоритете. Не было случая, чтобы он сказал: «Мне некогда, потом, не до этого».

Уважение. Ты меня уважаешь?

Наверное, именно уважение к человеку- это одно из самых главных качеств, которому научил меня папа. Он сам обладал уникальной особенностью общаться с высокопоставленными людьми и с рабочими на его даче с одинаковым достоинством. Меня это качество очень восхищало. Я всегда любовалась тем, как он строит разговор с разными людьми. Это талант. Им всегда было с ним интересно.
Я думаю, что детям было с ним очень интересно, т.к. они чувствовали это уважение. Вот удивительно, чтобы я не рассказывала ему, это было совершенно искренне интересно.
К детям он относился всегда на равных и с большим уважением. Я потом уже поняла, он очень уважал себя, поэтому уважал других людей. Как- то мы ехали в машине и мимо шел нищий, мы стали обсуждать, и я услышала слова, которые меня на тот момент сильно удивили. Он сказал, не дай Бог оказаться в таком положении, в независимости от причин. Если человек просит, то ему нужно дать и все. Почему удивили? Потому что он ставил перед собой и перед другими очень высокую планку: нужно работать, зарабатывать, реализовываться, создавать семью и т.д. И тут вдруг такие слова.

Уверенность. А ты уверен в себе?

Уверенность в себе. Сколько тренингов этому посвящено! Сколько книг написано! Сколько тренинговая индустрия зарабатывает на этом денег. И, к сожалению, ни где не сказано (ну что бы совсем откровенно), что уверенность в себе родом из детства и что если тебе ее в детстве не дали, то всю жизнь ее можно собирать по крупицам, но избытка не будет.
Для девочки очень важна уверенность в своей внешности. Что же делал папа? Он всегда говорил одно и тоже, в любой ситуации подчеркивал внешнюю и внутреннюю красоту своего ребенка. Ах, как тебе идет, подходит, как красиво. Я не помню, что именно он говорил, но ему удалось сформировать у меня имидж «абсолютной красавицы».  Я настолько в это верила, что мимолетный разговор с ним на тему красоты, который хотел кинуть тень на мою уверенность… запомнился мне на всю жизнь . Папа рассказывал о своей юности, о том, что в старших классах он дружил с девушкой, она была потомственной актрисой. Он описывал ее: «Она была очень красивая, просто красавица. И мама ее была актрисой и бабушка, и сестры -все актрисы. Я задала вопрос, почти риторический, не ожидая ответа, ну может кроме утвердительного кивка. Я спросила: «Как я?» и в ответ услышала: «Ну нет, у нее была писаная красота, как у куклы». Сказать, что я была удивлена- это ничего не сказать. Первый раз в жизни я услышала от него, что кто-то был так же красив как я, а то и красивее. Я очень обиделась и долго не могла прийти в себя. Благо этот случай был единичным и больше красоток в его жизни не встречалось!

Уверенность в своих силах очень важна человеку- она помогает ему держаться за свой внутренний стержень. Формируется так же, на мой взгляд и опять, только в детстве. Удивительно, это был единственный человек, с которым можно было поделиться своей идеей или мечтой, и никогда не услышать: «Какой маразм». Хотя идеи, безусловно, бывают разные;  Я ждала его всегда, что бы обсудить новую идею. Он всегда, без исключения, находил время обсудить со мной все, что мне было интересно. И всегда!!!ему было это интересно. Как он это делал? Наверное, он сам любил мечтать и ревностно относился к своим мечтам, оберегал их.

Безопасность.

Ребенку очень важно понимать, особенно девочке, что есть сильный человек , способный за него заступиться. Как удалось папе сформировать во мне такую уверенность, я не знаю. Я не помню, что бы он фактически заступался за меня перед кем- нибудь из моих сверстников или моего окружения. Но  стоило мне рассказать ему любую историю, в которой требовалась его поддержка, как он сразу же говорил: даже не думай, ты совершенно права, я всегда тебя поддержу. И его слова не вызывали сомнения.

А Вы умеете летать?

Крылья. Этот постулат для самого папы был основным. Он старался жить с крыльями и оберегал их. Поэтому с большой печалью он рассказывал о детях, которые в детстве были светлыми, творческими ангелами, а потом крылья их исчезли. Не смотря на все тяготы своей жизни, он всегда растил свои крылья, гордился ими и оберегал. Летать для него было очень важно. Для него не существовало проекта, за который он при желании не мог бы взяться. Это он передал своим детям.
Я много читала в бизнес психологии об установке высокой планке и о амбициозности, но, к сожалению, мой вывод такой же как и в прошлых случаях- или ребенку удалось вырастить крылья и он может красиво летать или он может всю жизнь их стараться по перышку восстанавливать из того, что осталось и учиться понемногу взлетать. А, в большинстве своем просто примут постулат о невозможности полетов.   


Рецензии