Формы искусства Эссе

СЕРГЕЙ  НОСОВ

               ФОРМЫ ИСКУССТВА
                ЭССЕ


         Формы искусства конечно же связаны с образом жизни человека самым тесным образом.
          Вот жил человек в пещерах и на стенах пещер и создавал свои первые наскальные рисунки.
           Кстати эти наскальные рисунки первобытных времен вовсе не так просты как кажется - они полны жизни и движения и удивительно энергетически заряжены живой радостью бытия.
              Ведь это обычно - бегущие фигуры охотников за добычей, фигуры тех кто страстно занят любовью…  Все в движении, все необычайно динамично и полно энергии живой жизни.
               Потом так изображать жизнь в ее непрерывном живом и страстном процессе - разучились.
              Пошли статуи… И опять статуи.
              Сначала статуи  богов и «божков». А потом  статуи героев и победоносных полководцев,  императоров и прочих начальников древних времен.
                Изображать живую жизнь разучились. И вероятно к самой живой жизни действительно потеряли вкус - всюду появились бесконечные запреты, строгая субординация, приказы и наказания…
                В первобытные времена этого не было. И вероятно тогда человек наслаждался жизнью более открыто,  свободно и раскованно. Что и отразилось в наскальной живописи.
                Письменность появилась очень давно. Есть глиняные таблички времен Древнего Вавилона и Древнего Египта.
                Но тогда в культуре письменность вряд ли имела  особое значение.
                Хотя и утверждается в Библии что мол вначале было Слово…
                Неведомо где именно, в каких мирах «Вначале было Слово»… Но в человеческом мире вначале было изображение…  Вот та же наскальная живопись, потом всевозможные идолы из дерева и камня, наконец статуи богов и героев… И только потом по настоящему пришло в человеческий мир письменное пророческое и художественное Слово.
                Какие-то признаки существования художественной литературы находят и в Древнем Вавилоне - тексты какие-то находят которые якобы можно принимать за романы на глиняных табличках…
                Но все это не позволяет говорить о художественной литературе в полном смысле этого слова до времен Древней Греции и Рима.
                Именно тогда художественная словесность получила все права на жизнь в древнем обществе.
                Однако  сложно было в те времена с распространением рукописей, с всеобщей грамотностью (которой конечно и близко не было)… И потому литература большой роли в древнем обществе не играла и играть не могла.
                Все изменило появление книгопечатания. Книги стали доступны и их действительно стали с этого времени читать не одни монахи и книжники.
                Художественное слово и сама художественная литература в самых разных формах стали развиваться удивительно быстро.
                Произошел фактически переворот в культуре и в общественном сознании - оно обратилось к литературе и было на века с этих пор загипнотизировано литературой, поклоняясь художественной литературе в ее высших проявлениях как богине.
                Но гипноз художественной литературы проходит и уже прошел фактически - сначала в странах Запада, а потом и в странах бывшего СССР.
                В СССР поклонение художественной литературе приобрело официальный характер, но одновременно фактически оказалось в «законсервированном» состоянии - великие писатели были объявлены «полубогами» и был утвержден их официальный культ со всеми вытекающими  из этого последствиями… Ритуалами, «священнодействием» в массовых мероприятиях, культов «святых текстов» литературы.
                Но весь этот мир литературного священнодействия разрушился в одночасье вместе с гибелью самого СССР.
                Новая же власть фактически пустила писателей по миру, бездумно отдала литературные журналы в частные руки, лишила писательский труд статуса официально признанной профессии.
                Гибель литературы в России довершил Интернет - море сайтов поэзии в нынешней России и литературных сайтов (похоже их ныне уже больше 70 в России)  превращает литературное творчество в развлечение бесчисленных толп графоманов и стихоплетов разных мастей, которые не знают ничего о настоящей литературе, да и знать не хотят.
                Наше нынешнее государство поддерживает те осязаемые формы культуры которые «ему видны и понятны». Вот театры - они есть. Значит можно их поддерживать финансово. А литература? - Кто писатель а кто - не писатель? Кому давать деньги за его писательский труд, а кому не давать…
         Чтобы не заморачивать себя этими вопросами предпочитают наши власти забыть о литературе вообще.
          Вот есть у нас певцы и музыканты - и хорошо. Славно  даже!
           Пусть певцы и процветают в нашем обществе.   
             Певцы и музыканты… Алла Пугачева со своими бесчисленными любовниками.. Футболисты наши…. С интимными видео… Девушки фигуристки … Совсем еще юные девушки  раскручивающие свои прелести…
                ---------------------------------------------------------
                Это нынешняя культура… Напишем это слово без кавычек.
                Но может быть все таки есть и «свет в конце тоннеля»….
                Угомонятся графоманы. Поймут что они - не писатели от Бога.
      Власть поймет наконец что глупо талдычить по инерции нечто возвышенное о Пушкине… Произносить о великом Пушкине бесконечные общие слова… И презирать одновременно живую современную литературу.
                И молочные реки побегут по всей стране… И кисельные берега вокруг этих рек будут ждать всех желающих счастья…
                Ну конечно все так и будет когда-то.
                Да вот - неизвестно когда…   


СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Носов  Сергей Николаевич.  Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге)  в 1961-м году. Историк, филолог,  литературный  критик, эссеист  и поэт.  Доктор  филологических наук и  кандидат исторических  наук.  С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником   Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии  Наук. Автор большого числа работ по истории  русской литературы и мысли и в том числе нескольких   известных книг  о русских выдающихся  писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории  русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990;  В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб.  Издательство «Дм.  Буланин» 2008;  Антирационализм в художественно-философском творчестве  основателя русского славянофильства И.В. Киреевского. СПб. 2009. 
    Публиковал произведения разных жанров  во  многих ведущих российских литературных журналах  -  «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской  русскоязычной газете  «Русская мысль» и др.  Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате  - в ленинградском самиздатском журнале «Часы»   1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки»  был допущен и в официальную советскую печать.  Входил как поэт  в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал  стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ»  и «ДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах «Семь искусств» (Ганновер), в  петербургском  «НОВОМ ЖУРНАЛЕ», альманахах «Истоки», «Петрополь»  и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах. 
После долгого перерыва  вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и  во многих изданиях за рубежом от  Финляндии  и Германии,    Польши и Чехии  до Канады и Австралии  - в журналах «НЕВА», «Семь  искусств», «Российский Колокол» , «ПЕРИСКОП»», «ЗИНЗИВЕР», «ПАРУС», «АРТ»,  «ЧАЙКА» (США)«АРГАМАК»,  «КУБАНЬ».  «НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА), « ДЕТИ РА», «МЕТАМОРФОЗЫ» ,  «ЛИТЕРА  НОВА», «ГРАФИТ», «ЛИТКУЛЬТПРИВЕТ!»,  «СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ),   «МУЗА», «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ»,  «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ, «РОДНАЯ КУБАНЬ»,  «ПОСЛЕ 12», «БЕРЕГА»,    «НИЖНИЙ НОВГОРОД». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ»  и др.,   в  изданиях  «Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ»,  «ПОЭТОГРАД»,  «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН»,   «АРТБУХТА», «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» ,  «АВТОГРАФ»,  «Форма слова»  и «Антология литературы ХХ1 века», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР», «45-Я  ПАРАЛЛЕЛЬ»,  «ПОРТ-ФОЛИО»Й (КАНАДА),  «ПОД ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ»,  «БИЙСКИЙ ВЕСТНИК»,   «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ» (ГЕРМАНИЯ), «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД) ,  «КОВЧЕГ»,  «РУССКОЕ  ПОЛЕ»,   «СЕВЕР», «РУССКИЙ ПЕРЕПЛЕТ», «БАЛТИЙСКИЙ БЕРЕГ» (КАЛИНИНГРАД),  «ДАЛЬНИЙ ВОСТОК»,   «ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ), в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборниках «СЕРЕБРЯНЫЕ  ГОЛУБИ(К 125-летию  М.И. Цветаевой),  «МОТОРЫ» ( к 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского), «ПЯТОЕ ВРЕМЯ ГОДА» (Альманах стихов и прозы о Любви. «Перископ»-Волгоград.  2019),  «Я ДУМАЮ. ЧТО ЭТО ОТ БОГА…» ( Сборник стихотворений современных авторов к 80-летию Иосифа Бродского. «Перископ- Волга». 2020 ) и в целом ряде других литературных изданий.
    В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий – -премии  «Поэт года», «Наследие»   и др.   
     Является автором более 18-ти тысяч поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой поэзии.
     Стихи переводились на несколько европейских языков.  Живет в Санкт-Петербурге.   


Рецензии