Дети гор. Учителя

«Современная технология, выросшая из христианства, не приведёт к катастрофе только в том случае, если не хищные и не наглые будут управлять наукой»

Андрей Анатольевич Гриб

«Без учеников учёный обычно очень быстро погибает как творческая личность и перестаёт двигаться вперёд»

Пётр Леонидович Капица


В понедельник 23 июня 1975 года поездом Адлер-Ленинград я прибыл на московский вокзал Ленинграда. У меня было серьёзное желание продолжить семейную традицию и по отцовским стопам поступить в военное училище. Поэтому первым делом я отправился в приёмную комиссию Военно-Медицинской Академии им. С.М.Кирова.
Однако вместо того, чтобы после рассмотрения моих документов оказаться в летнем лагере Академии, из-за критичных показателей по зрению меня отправили к председателю комиссии. Тот в свою очередь переадресовал меня в офтальмологическое отделение госпиталя Академии. В итоге из-за угрозы прогресса моего миопического астигматизма с последующим комиссованием мне отказали в приёме документов. В качестве компромиссного варианта предложили обратиться вновь через год, когда станет ясно, прогрессирует ли мой астигматизм дальше или уже стабилизировался.
Конкурс в академии на тот момент составлял более 7 человек на место, поэтому понятно желание приёмной комиссии отобрать абитуриентов не имеющих проблем со здоровьем. Я не стал долго расстраиваться и сейчас станет ясно почему.
Весь 10 класс я занимался на заочных подготовительных курсах в Ленинградском институте точной механики и оптики, который мне рекомендовал старший товарищ уже обучавшийся в этом ВУЗе. Сергей рекомендовал мне идти на специальность «Квантовая механика» - т.е. инженер-исследователь и разработчик лазеров и систем с использованием лазеров. Поскольку я чувствовал себя подготовленным на приличном уровне, то стремился к поступлению на популярные специальности. Ну а лазеры, мазеры, лазерная техника были в центре моего внимание, так как все мы в ту пору увлекались прозой блестящих фантастов – Ефремова, Лема, Брэдбери и свято верили в бескрайние возможности современной техники. К слову, уж если речь пошла о лазерах - из аспирантских анекдотов: аспиранты профессора А.А. Мака Витрищак и Коробицын бахвалились, что лазерную генерацию излучения можно получить даже используя рабочую среду из красного южнобережного портвейна, намекая видать, что алюмо-иттриевый гранат имеет почти аналогичный цвет лазерного стекла.

Короче, в среду, пройдя от метро «Горьковская» по проспекту Максима Горького, мимо старейшего в Петербурге Сытного рынка я оказался в приёмной комиссии ЛИТМО на Саблинской, 14. Здание ЛИТМО заметно в этом районе. Прежде всего благодаря необычной архитектуре дореволюционного здания архитекторов М.М.Перетятковича и М.С. Лялевича постройки 1912 года. Кстати здание было увенчано характерной башней с ротондой и куполом. Мне здание напоминало Цейсовское здание Pentacon, которое изображалось на фирменной продукции всемирно известной фирмы Сarl Zeiss AG из германского города Йена. В начале века в этом здании находился городской музей, после победы Февральской революции на верхнем этаже располагался первый легальный Петербургский комитет РСДРП. В 1917-1929 г.г. в здании находилась Петроградская Биржа Труда. «До сих пор не могу без ненависти смотреть на это здание», - говаривал писатель Глеб Успенский. На площади Сытного рынка до революции традиционно торговали лошадьми. Наверное, именно поэтому литмовские острословы расшифровывали ЛИТМО – "лошадь и та может окончить".

Что характерно, и второе здание на переулке Гривцова, 14 пользовалось в дореволюционном Петрограде худой славой – в нём была долговая тюрьма, в которой посиживали Достоевский, Горький и многие другие знаменитые граждане, любившие и в картишки перекинуться и поесть в ресторане с цыганами, частенько в долг.
Я подал документы на инженерно-физический факультет на специальность 0620а «Оптико-электронные системы управления, наведения и сбора информации», довольно в ту пору востребованную в оборонной промышленности. При приёме документов меня огорошили известием, что иногородних не берут на инженерно-физический факультет, берут только ленинградцев и в случае успешной сдачи вступительных экзаменов мне предоставят только льготный талон на прописку в частном секторе и только. То есть вопрос поиска съёмного жилья и прописки я должен буду решать исключительно самостоятельно (пресловутый советский статус «лимиты»). Подумав, я согласился и подал заявление на ИФФ, конкурс на нашу специальность составлял три человека на одно место.

На период прохождения месячных подготовительных курсов и вступительных экзаменов всем иногородним предоставлялось общежитие. Я оказался в одной комнате с абитуриентами оптического факультета Будыльниковым Сашей из Башкирии и Сашей Спиридоновым из Осташкова на Селигере.

Жили мы дружно, весело, помогая и поддерживая друг дружку, кормились из общего котла, покупая продукты в магазинах и на Сытном рынке. Мы напряжённо готовились к вступительным экзаменам, редко, иногда, разинув рты бегали по площадям Ленинграда, осмотреть его знаменитые достопримечательности. Когда ходили на подготовительные курсы, мы всё удивлялись, какой сильной подготовкой обладают питерские ребята из физмат-школ, глядя на них, мы самую малость, по-провинциальному комплексовали. Как показали дальнейшие события ходили на курсы мы совсем не зря. Нам действительно там предлагали решать многие задачи, весьма подобные тем, с которыми нам в последствии довелось столкнуться на экзаменах.
Чем нас поразила общежитие на Вяземском, так это тем, что недалече от входных дверей в общежитии стоял пивной ларёк – круглогодично торговавший разливным пивом (зимой – с подогревом). Кстати, это вообще было характерной особенностью ЛИТМО, с какой стороны ты бы не шёл к институту, при подходе к институту обязательно натыкался на питейное заведение либо на один, а то и пару пивных ларей. Питерские пивлари 70-80-х годов – эта тема вообще стоит отдельного рассказа, но об этом в другой раз.

Ещё что было в диковинку – отсутствие в умывальниках и кухнях общежития горячей воды. А невская вода в ту пору отличалась весьма низкой температурой, была просто ледяной и очень мягкой. Намылишь руки, а потом долго и нудно пытаешься их отмыть от мыльной пены, а оно всё не смывается, уже и руки сводит, а они всё-равно мылятся. Так что волей-неволей пришлось закаляться. Общие душевые располагались в подвале в соседнем корпусе, можно было пользоваться через день с лучшей половиной обитателей общаги.

Ну а главный сюрприз – это ленинградский трамвай. Наши окна выходили как раз на Вяземский переулок, по которому ходили 3, 13 и 31 трамваи. И хотя мы жили на пятом этаже, утром часов с пяти начинали движение первые дежурные трамваи, а движение их сопровождалось просто страшным грохотом и лязгом. Возникало впечатление, будто тебе на голову одели жестяной или алюминиевый тазик и со всей дури лупят по нему поленом!

Ещё мне очень понравилось и изрядно удивило одно высокое здание на набережной реки Карповки, выполненное в византийско-балканском стиле под зелёными куполами, но без крестов. В этом здании находилось несколько контор: швейный цех, общежитие, комитет ДОСААФ, вычислительный центр и даже небольшой театр на первом этаже с входом со двора. Как я выяснил у местных бабулек-божих одуванчиков в белых носочках и белых летних шапочках – это величественное здание принадлежало бывшему Иоановскому монастырю, в котором находилась и по сей день находится усыпальница всероссийского батюшки - Иоанна Кронштадтского.
Но вернёмся к основной теме нашего повествования.

Первым экзаменом в моём потоке был устный экзамен по основному профилирующему предмету-физике. Должен признаться, что мне по жизни везёт на встречи с интересными и выдающимися людьми. И в этот раз мне посчастливилось сдавать экзамен не просто институтскому преподавателю, а как я уже узнал позднее, самому Виктору Кирилловичу Кобушкину, автору нескольких популярных учебников и сборников задач по физике. В частности у меня дома был его двухтомник «Минимальная физика» издания Ленинградского государственного университета. Вот уж сюрприз так сюрприз! Но об этом я узнал позднее.

А на предстоящем экзамене меня ждала неожиданность вот какого рода. Я пошёл в первых рядах и вытащил экзаменационный билет под номером №100. И тут совершенно для меня неожиданно, человек, сидящий за столом с разложенными билетами, взял карточку с экзаменационными вопросами, просмотрел задачу, прилагаемую к билету и недовольно сморщив нос, хмыкнул. Чуть подумав, чётким, хорошо поставленным голосом он сообщил мне, весело глядя на других членов комиссии: «Молодой человек, Вам крупно повезло – Вам выпал билет под №100, а в нём такая неинтересная задача. Давайте, я Вам предложу свою задачку!» Честно говоря, я просто опешил и даже рот не успел открыть, как он, пожав крепким рукопожатием мою руку, вручил мне экзаменационный билет с вопросами и карточку с условием его задачи. Я молча пошёл на указанное место и погрузился в изучение условия задачи и выпавших мне вопросов.

Вопросы для меня оказались простыми, а вот задача!...
Я прочитал её первый раз и понял, что я влип как кур во щи, по полной… С ненавистью посмотрел на весёлого преподавателя и только с обидой подумал: «И откуда ты навязался на мою бедную голову».

Тут сказался мой достаточно богатый опыт участия в городских и областных олимпиадах по многим предметам, в которых мне довелось участвовать. Городские олимпиады мне удавалось выигрывать по физике, математике, химии, географии, биологии (низкий поклон нашим школьным учителям – Пальчаку Григорию Семёновичу, Ковалю Станиславу Анатольевичу, Васильевой Раисе Петровне, химичке Вере Марковне, биологичке Асе Петровне). А вот на областных олимпиадах особых успехов я не снискал, да и не удивительно – чемпионы по физике и математике из Донецкой области частенько становились победителями и призёрами не только Всесоюзных, но и международных олимпиад по физике и математике.

Я довольно быстро взял себя в руки и стал внимательно вчитываться в условия задачи:
Итак, едет поезд, в вагоне поезда подвешен маятник, длина маятника известна. Кроме того, известно расстояние между стыками рельс, расстояние между осями колёс и индукция магнитного поля Земли. Нужно было определить скорость поезда, при которой амплитуда маятника будет максимальной и э.д.с. самоиндукции, наводящейся при этой скорости между осями колёс. «Ну, - думаю, подсунул же этот маразматик задачу из серии «идёт поезд через Жмеринку в Бердичев, сколько лет машинисту?» Но делать нечего, решать всё равно нужно, иначе завтра с позором на поезд и домой. Посидел, почухал репу, сообразил, что скорость, которая обеспечит максимальную амплитуду маятника будет при соблюдении условия резонанса маятника, когда поезд будет преодолевать расстояние между стыками рельс как раз за время полного колебания маятника из одного крайнего положения в другое. Вот тогда и колебания маятника не будут срываться. Наступит явление резонанса и амплитуда маятника станет максимальной. Довольный тем, что зверь оказался не таким уже и страшным, начал оформлять решение задачи и готовиться к устному ответу по вопросам. И тут смотрю, мой «шутник» неожиданно подсаживается ко мне за стол – берёт мой листочек с решением задачки и вдруг лицо его засияло в широкой улыбке: «Ну-ка, ну-ка, а что там у тебя за вопросы – давай, рассказывай!» Я рассказываю уверенно, а он вдруг начал рассматривать что-то в окне – то ли  голубей, то ли воробьёв. Потом посмотрит в аудиторию,  на напряжённо сопущих абитуриентов, согнувшихся над листками с задачами и преподавателей, с интересом за ними наблюдающих. И тут мой экзаменатор неожиданно переворачивает мой лист с ответами на вопросы и глядя мне в глаза, спрашивает меня:

- А ты, наверное, шалопай изрядный?
Я опешил от неожиданности:
- А с чего это Вы взяли?
- Да, есть, говорит,- у меня такое чувство!
Я не успел от возмущения даже рот открыть, а он мне:
- Вот чувствую и куришь ты, и пивцо с винцом, небось, уже пробовал? А с барышнями как?...

Моему возмущению не было конца. Я пришёл на экзамен, а меня тут жизни учат, пытают курю я или нет, и какое ему дело какие у меня отношения с барышнями?
А мой экзаменатор, не дожидаясь моего ответа, молча встал подошёл к столу. Поставил оценку, расписался, отдал мне экзаменационный листок, протянул руку, крепко пожал мою, поздравил с отличной оценкой и предупредил, чтоб я не курил в институте в неположенных местах.
- Ступай домой, готовься к следующим экзаменам!
И только тут я уже расслабился, заулыбался…

Довольный, рванул на улицу и тут же затянулся «Стюардессой». Уже потом от знакомых ребят ПО-шников узнал, что у Виктора Кирилловича такой фирменный стиль общения, что он страшный враг курильщиков и просто не переносит, когда курят в институте в коридорах. Что он - душа и любимый преподаватель подготовительного отделения ЛИТМО. Любили его за умение в непринуждённой форме преподавать самые сложные вещи, доступно всё объяснять, за его бесконечные шутки- прибаутки, которые сыпались из него как горох из мешка…

Меня обступили тревожные девчонки-абитуриентки, их мамаши, которые тут же записали условия задачи, опечалились и отошли в сторону, склонившись над задачкой.

Ну а мне только оставалось зайти в ближайшее почтовое отделение и дать телеграмму родителями из трёх слов: «Физика отлично. Студент».
Дело в том, что школу я закончил с золотой медалью и мне для поступления достаточно было сдать на отлично профильную физику, с чем я уже справился. Довольный и окрылённый успехом я отправился в общагу, где насупленные и взлохмаченные Саньки, горячо поздравили меня с поступлением, слегка обидевшись на то, что я не признался раньше, что я медалист. Внимательно меня допросив и разобрав решение задачи, они тут же деловито продолжили готовиться к непростому завтрашнему экзамену по математике письменно.

Оба Сашки старательно готовились к экзаменам, успешно сдали все четыре предмета и поступили на оптический факультет на специальность «Оптические приборы». А меня со следующего после экзамена дня, до конца месяца привлекли к уборке аудиторий после проводимых экзаменов.
Кстати, «вундеркинд» из питерской физматшколы который вместе с нами ходил на подготовительные курсы, получив на устной математике двойку за неверно решённую задачу, в ЛИТМО не поступил…Всё таки вступительные экзамена – это и своеобразная лотерея, да и много зависит от того как абитуриент настроился на конкретный экзамен. Вот Вам и «лошадь и та может окончить», если поступит, конечно….

Вот так и получилось, что выдающийся педагог В.К.Кобушкин открыл мне дверь в храм науки, в котором мне посчастливилось познакомиться и услышать лекции и поучаствовать в практических занятиях таких выдающихся, мирового уровня учёных ХХ века как Михаил Михайлович Русинов – основатель отечественной научной школы вычислительной оптики, Денисюк Юрий Николаевич – отец отражательных голограмм, воспроизводимых при освещении обычным светом, Геннадий Николаевич Дульнев – выдающийся теплофизик, создатель модели поверхности Луны, Андрей Анатольевич Гриб – выдающийся теоретик в области физик элементарных частиц и авторитетный специалист в области космологии, Мак Артур Афанасьевич – разработчик лазеров на неодимовом стекле, выдающийся специалист в области лазерного термоядерного синтеза, академик Петровский Гурий Тимофеевич – основоположник оптического материаловедения и многих оптических технологий, Леонид Фёдорович Порфирьев -  крупный специалист в области теории, создания и испытания оптико-электронных приборов и систем, Вейко Вадим Павлович - крупный специалист в области создания и внедрения лазерных технологий. 

Михаил Михайлович Русинов (1909 — 2004) — советский учёный-оптик, основатель научной школы вычислительной оптики в СССР. Автор множества открытий в области оптики: явления аберрационного виньетирования (1938); явления разрушения центра проекции (1957), ставшее основой инженерной фотограмметрии; явления существования аберраций второго порядка (1986), которое коренным образом изменило представление об аберрациях оптических систем, сохранявшееся в науке около 150 лет. Автор более 320 авторских свидетельств и 22 патентов. Музыкант. Бессменный председатель ленинградской секции любителей зимнего плавания - "моржей".

Юрий Николаевич Денисюк (27.07.1927-14.05.2006) - советский физик, один из основоположников оптической голографии. академик. закончил в 1954 году кафедру спектральных и оптико-физических приборов Инженерно-физического факультета ЛИТМО и начал научную деятельность в Государственном оптическом институте им. С. И. Вавилова. Ещё до появления лазеров начал собственные эксперименты, в которых он использовал излучение лампы на парах ртути и впервые продемонстрировал трёхмерную голограмму. Профессор ЛИТМО, читал у нас курс физической оптики и голографии.
Геннадий Николаевич Дульнев (03.05.1927 - 11.12.2012) ректор ЛИТМО 1974-1986 г.г., выпускник ЛИТМО, создатель и  руководитель научно-педагогической школы университета «Тепло- и массообмен в приборостроении», ведущим специалистом России в области теплофизических свойств веществ. Кроме того, некоторое время занимался вопросами биоэнергоинформатики. Создатель модели поверхности Луны, теоретически доказавший, что поверхность Луны твёрдая, что позволило советским учёным спроектировать первые луноходы и приборы для исследования кометы Галлея. Мастер спорта по альпинизму.

Мак Артур Афанасьевич (15.05.1930 - 21.02.2016) - выдающийся ученый в области лазерной физики, разработчик лазеров на неодимовом стекле, выдающийся специалист в области лазерного термоядерного синтеза, доктор физико-математических наук, профессор. Профессор кафедры Лазерной техники и биомедицинской оптики ИТМО. Заслуженный деятель науки Российской Федерации. В 1993 году А.А. Мак, на базе руководимого им отделения ФГУП НПК «ГОИ им. С.И. Вавилова», создал Научно-исследовательский институт лазерной физики (НИИ ЛФ), являющийся самостоятельным государственным предприятием и ставший одним из ведущих и широко признанных мировых центров по ряду важнейших и актуальных направлений развития лазерной техники. Основоположник и научный руководитель научно-педагогической школы университета «Оптика лазеров».

Петровский Гурий Тимофеевич (1931-2005) Действительный член Российской Академии наук. Президент Оптического общества имени Д.С. Рождественского (1996–2005). Академик Инженерной, Технологической и Метрологической академий Российской Федерации. Оптические стекла Г.Т. Петровского широко использованы в крупногабаритных космических фотообъективах. Принципиально новым было его предложение использовать в любительских и астрономических объективах жидкие оптические среды с особым ходом частных дисперсий. Академик Г.Т. Петровский — один из пионеров отечественной технологии волоконно-оптических элементов. В 70-е годы под его редакцией был выпущен каталог оптического стекла СССР-ГДР, до сих пор сохраняющий научную ценность. Выдающийся физико-химик, организатор науки в ее связи с техникой и производством. Один из авторов современной теории стеклообразного состояния вещества. Крупный специалист в области технологии неорганических материалов-оптических стекол и кристаллов. Генеральный директор ВНЦ «ГОИ им. С.И. Вавилова» (с 1994 по 2002 г.) Один из основоположников и руководителей научно-педагогической школы университета «Оптическое материаловедение и оптические технологии». Работал в Университете ИТМО в должности профессора кафедры оптоинформационных технологий и материалов.
Андрей Анатольевич Гриб (род.1939 г.) Академик РАЕН, доктор ф-м наук, выдающийся теоретик в области физики элементарных частиц и авторитетный специалист в области космологии. В1975-1982г.г. - доцент на кафедре теоретической физики ЛИТМО; 1982-1992 - заведующий кафедрой высшей математики Санкт-Петербургского университета экономики и финансов; член президиума Российского гравитационного общества, член Международной ассоциации "Квантовые структуры", Американского математического общества, совета Европейского интердисциплинарного университета г. Парижа; читает лекции во многих университетах мира; основные научные достижения связаны с космологией и физикой элементарных частиц, впервые высказал идею о связи изменения вакуума при спонтанном нарушении симметрии в физике элементарных частиц и появлении ненулевой космологической постоянной. 

Порфирьев Леонид Фёдорович 1920 - 29.10.2008 Известный специалист в области автоматических ОЭПиС в комплексах навигации и управления авиационной и космической техникой. Ветеран Великой Отечественной войны. Доктор технических наук, профессор. Заведующий кафедрой Оптико-электронных приборов (1972–1992). Проректор по учебной работе (1974–1980). Главный редактор журнала «Известия вузов — Приборостроение». Основоположник научно-педагогической школы университета «Оптико-электронное приборостроение». Полковник. Заслуженный деятель науки и техники РСФСР. Член экспертного совета по ракетной и космической технике. Трагически погиб 29.10.2008

Вейко Вадим Павлович. Родился 9 августа 1940 г.  Доктор технических наук, профессор. Заведующий кафедрой лазерных технологий и лазерной техники. Заслуженный деятель науки Российской Федерации. Основоположник научно-педагогической школы университета «Лазерные технологии обработки материалов и взаимодействие лазерного излучения с веществом» (2002). Действительный член Академии инженерных наук им. А.М. Прохорова. Альпинист

А сейчас мой институт называется Санкт-Петербургским национальным исследовательским университетом информационных технологий, механики и оптики .
К величайшему сожалению, кроме Вадима Петровича и Андрея Анатольевича (многие лета и крепкого здоровья!) моих учителей уже нет с нами, но живы и активно ведут учебную и научную деятельность их ученики, их студенты, которые уже стали солидными руководителями компаний, докторами и кандидатами наук, настоящими учёными, работниками многих фирм и организаций России и не  только...
СПИТМО (ЛИТМО) стал одним из престижных в Питере и в России. Сборная России по программированию, составленная на базе ЛИТМО на мировом чемпионате по программированию в очередной раз (кажется, уже в шестой) завоевала первое место в мире. В Санкт-Петербурге на Васильевском острове недалеко от ГОИ им С.И.Вавилова мой родной институт открыл один из самых популярных среди школьников и студентов интерактивный музей Оптики, попасть в который в дни школьных каникул можно только лишь предварительно зарегистрировавшись на сайте http://optimus.ifmo.ru

А тут мне уместно вспомнить моего Учителя и Наставника в оборонном ЦКБ - Соловьёва Георгия Яковлевича. Он закончил МФТИ. Так ему по жизни тоже повезло – да ещё как повезло! Он вступительный устный экзамен по физике сдавал Петру Леонидовичу Капице. Тот раздал пяти абитуриентам «свою» задачку на устном вступительном экзамене. Только Георгий Яковлевич смог решить как он выражался 25% задачи и сам Капица поздравил его с поступлением в МФТИ. После окончания МФТИ Георгий Яковлевич работал в Сарове под руководством академика, знаменитого советского физика-ядерщика Юлия Харитона.

Осенью 1921 года  ещё никому не известные молодые учёные-физики Пётр Капица и Леонид Семёнов появились в мастерской маститого художника  Бориса Кустодиева и спросил его, почему он рисует портреты знаменитостей, и почему бы художнику не нарисовать тех, кто в скорости станет известными. И великий Кустодиев изобразил молодых амбициозных пижонов-физиков. Молодые учёные расплатились с художником за портрет мешком пшена и петухом, они создали свои научные школы, а их имена и фамилии теперь знает и чтит весь научный мир.

В своё время именно Пётр Леонидович Капица принял активнейшее участие в открытии Новосибирского Академгородка и высшего учебного заведения нового типа – МФТИ. Именно Капице принадлежит идея создания научно-популярного издания для молодёжи и школьников –журнала «Квант», который помог многим ребятам, в том числе и мне определиться с будущей профессией и научиться ещё в школе решать нетривиальные физические задачи.

Так давайте помянём добрым словом наших школьных и вузовских УЧИТЕЛЕЙ и ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ. Беззаветно служивших на ниве просвещения ДЕТЕЙ ГОР советской эпохи! Низкий поклон Вам ДОРОГИЕ УЧИТЕЛЯ, УЧИТЕЛЯ ПО ПРОФЕССИИ, УЧИТЕЛЯ ПО ПРИЗВАНИЮ, УЧИТЕЛЯ ПО ЖИЗНИ!!!

P/S:

Немного подробнее остановлюсь на биографии Кобушкина Виктора Кирилловича. Родился 10 января 1926 года в Ленинграде. В годы Великой Отечественной войны был призван в ряды РККА, участвовал в боевых действиях во время советско-японской войны 1945 года. Чтобы раньше оказаться на фронте, «приписал» себе лишний год.       В 1955 году окончил физический факультет Ленинградского государственного университета им. А. А. Жданова.  С 1960 по 1970 год работал в ЛГУ, а с 1971 по 1987 год – в ЛИТМО. В течение многих лет преподавал физику в ведущих школах физико-математического профиля Ленинграда: с 1962 года в 239-й школе и с 1964 года в специализированной школе-интернате № 45 при ЛГУ. Скончался 23 февраля 1991 года. Похоронен на Серафимовском кладбище в Ленинграде.

В.К.Кобушкин - автор двухтомника «Минимальная физика», желая этим подчеркнуть, что в книге дается некоторый минимум знаний, необходимый для представления о физике в целом. Все изложенное в книге автором преподносилось (частично на факультативных занятиях) учащимся физико-математических школ № 239 и № 45 г. Ленинграда в течение 1964—1969 гг. Вплоть до настоящего времени творческое наследие  В. К. Кобушкина остается актуальным и востребованным учащимися, студентами и педагогическим сообществом. Учебные пособия, автором которых он является, включаются в списки литературы, рекомендуемой для учителей и учащихся, его труды учитываются и используются в научных и диссертационных работах, посвященных развитию теории и методики обучения физике. Среди учеников В. К. Кобушкина - многочисленные профессора, доктора и кандидаты наук, победители Международных, Всесоюзных и Ленинградских физических олимпиад.

Уважаемые читатели!
Первые части цикла смотрите в блоге ХОДАНОВ
ДЕТИ ГОР. Часть первая. Ртуть http://proza.ru/2020/11/10/1722
ДЕТИ ГОР. Часть вторая. Степь http://proza.ru/2020/11/19/905
ДЕТИ ГОР. Часть третья. Терриконы http://proza.ru/2020/11/21/1496


Рецензии