Стразики жизни часть шестая

В жизни каждого человека есть моменты, которые запоминаются не только надолго, но и отмечаются в памяти яркими звездочками. В общем – то серой ленте бесконечной череды событий вспыхивают маленькие и яркие или крупные и мощные огоньки явлений, выделяющихся особым цветом или яркостью. И мгновенно, услужливая память представляет более или менее полную картину воспоминаний, а также ощущения реальности прошедшего времени. Припоминаются отдельные моменты, окрашенные чувствами, переживаниями, красками природы, запахами степи, лесной чащи, болота или горных вершин. Иногда воспоминания окрашиваются даже тактильными ощущениями, сигналами боли, страха, радости, душевного волнения или умиротворенного спокойствия.

Почему-то захотелось сразу назвать яркие мгновения жизни «стразиками». Потом подумал, что стразы - это блестящие светлые камешки. В то время как события жизни окрашиваются в самые разнообразные цветовые оттенки. Романтические случаи хорошо ассоциируются с розовым и красным цветами. Природные явления могут быть окрашены зеленый или голубой, осень красит мир в желтые и багряные цвета. Торжественные даты напоминают блеск бриллиантов или томность турмалина. Как всегда, выручил всезнающий интернет. Оказалось, что стразы имеют больше сотни цветов и оттенков! И для моих воспоминаний данной палитры вполне достаточно. Для удобства читателей все стразики жизни расположены по группам

Научный и околонаучный мир

Университет. В этом слове содержится очень много уважительного отношения к образованию, много статусного и пафосного смысла. Однако с 90-х годов почти все институты стали университетами, появились и частные образовательные организации высокого звания, что не прибавило весомости ни высшим учебным заведениям, ни их выпускникам с безликими дипломами менеджера или юриста. Следуя общему руслу рыночной экономики, расширили прием на модные специальности на платной основе почти все ВУЗы с многолетней историей. Институты с вековой историей открывали филиалы в регионах. Помимо командированных профессионалов из центра привлекались местные специалисты высокой квалификации, как правило, с ученой степенью кандидата, иногда и доктора наук.
 Контингент студентов был самый разнообразный. Были группы студентов, которые состояли почти полностью из вчерашних школьников, особо выделялись потоки специалистов, получающих второе высшее образование. На филиале получали высшее образование группа работников налоговых служб области предпенсионного возраста. Руководители городских муниципальных и бюджетных организаций в письменной форме вручили ультимативное предложение специалистам с многолетним стажем: или получаете профильное экономическое образование, или будете уволены с государственное службы.
 
Поток налоговиков состоял почти полностью из женщин, получил условное название «Группа 101 бабушка». Самое интересное состояло в том, что все бабушки учились не за «бумажку» с названием диплом, а стремились получить реальные знания. Добросовестно выполняли все контрольные задания, задавали вопросы по теории экономики, не допускали пропусков занятий, сражались с преподавателями за каждый балл экзаменационных оценок. Доходило до курьезов – при объявлении оценки «удовлетворительно», следует протестное заявление. Тройку домой приносить нельзя, так как дочка проверяет зачетную книжку после каждого экзамена. Мало того, что мама получает выговор за нерадивую учебу, так еще и заявление в жесткой форме: «Если ты, мама, получаешь тройки на экзаменах, так почему меня за такие оценки ругаешь? Не имеешь права»!

Пришлось задавать три – четыре дополнительных вопроса и дотягивать проблемную «мамочку» до хорошей оценки.
 Некоторые контрольные и курсовые работы привозил в Москву и сдавал в музей университета. Так, работница местного казначейства при подготовке реферата по экономической теории по теме «История денежного обращения» иллюстрировала свою работу цветными изображениями почти всех казначейских билетов России со времен императрицы Екатерины до советского периода, весьма квалифицировано осветила историю экономических учений по теме реферата - от Аристотеля до лауреата Нобелевской премии Милтона Фридмана.

Студентка из группы «101 бабушка», руководитель местной службы занятости, подготовила настолько представительный курсовой проект по анализу динамики спроса и предложения на рабочую силу в своем регионе, что выводы и предложения работы можно было использовать как ценные теоретические и практические рекомендации правительству страны по управлению трудовыми ресурсами моногородов.

Самая возрастная бабушка группы (50+) предваряла каждую контрольную работу стихами собственного сочинения, посвященными теме работы и преподавателю. Эта поэтесса садится отвечать на экзаменационный билет и радостно возвещает: «Сначала стих»!
- Сначала изложите ответ на билет №13!

После защиты выпускной квалификационной работы руководитель филиала презентовала всем членам государственной аттестационной комиссии сборник самописных стихов, изданных за собственные деньги в местной типографии. Получилась книжечка примерно на семьдесят страниц.

Нужно было видеть и слышать с каким энтузиазмом солидные руководители предприятий и экономических служб «продирались» сквозь дебри новой терминологии экономической теории.

Ректор

Ректором университета более десяти лет работал солидный профессор по внешнему облику и по заслугам - Василий Митрофанович. Для этого руководителя главная фигура в университете – студент. На собраниях, разного рода заседаниях и при личной встрече с преподавателями ректор подчеркивал – не студент для нас, а мы для студентов, не будет студентов, не будет и преподавателей.
В зимнюю сессию Василий Митрофанович проходит по коридору учебного корпуса и видит группу студентов, которые расположились живописным табором с раскрытыми учебниками в руках возле закрытой аудитории. Выяснилось, что преподаватель не пришел на экзамен по неизвестной причине, на кафедре находится только секретарь, которая ничего не может пояснить. Василий Митрофанович пригласил всю группу студентов к себе в просторный кабинет, долго с ними беседовал на тему учебы в университете, расспрашивал, как студенты группы готовились к экзамену, про жизнь в общежитие. После беседы проставил всем студентам оценки по предмету, оценивая знания, как средняя оценка по зачетке, плюс полбалла.

Довольные сдачей экзамена и воодушевленные содержательной беседой с ректором студенты дружною гурьбой покинули университет, и пошли готовиться к следующему экзамену. Доценту, который нарушил трудовую дисциплину, явился на экзамен с часовым опозданием, ректор объявил приказом по университету выговор и перевел на месяц на должность старшего инженера в отдел снабжения.

Всех сотрудников, независимо от возраста, званий и регалий, ректор называл по имени, даже на заседаниях Ученого Совета. Припоминается интересный казус при избрании меня на должность профессора кафедры в далеких 90- годах. Заведующий кафедрой заранее предупредил меня о необходимости явки на заседание Совета, так как могут задавать какие-то вопросы при обсуждении кандидатуры для избрания на должность. Дошла очередь до моей фамилии и Василий Митрофанович объявляет: « Анатолий, ты здесь»?

Встаю ровно посередине большого зала. Василий Митрофанович рекомендует избрать меня на должность профессора и дает краткую характеристику: « Замечательный, очень квалифицированный преподаватель, известный научный работник в отрасли. Но…. баб любит!» Все присутствующие в актовом зале дружно повернули взоры в мою сторону. Я был одет в приличный костюм, голубая рубашка и ярко красный галстук дополнял мою скромную внешность. После такой, прямо скажем не очень лестной характеристики, мое лицо стало одним цветом с окраской галстука. Ректор невозмутимо продолжает: «Видите, какие у нас замечательные работники! Садись, Анатолий»!
 На расширенном Ученом Совете в голосовании участвовали около ста человек. Я не помню точное количество преподавателей, подавших заявление на участие в конкурсе, но почти все претенденты получили по два – три более голосов «против». Лишь несколько кандидатур, включая мою скромную личность, получили сто процентов голосов «за избрание». Я тогда понял, что реплика ректора про мою нравственность была не хула, а реклама. Должен отметить, что реклама была не совсем обоснована.

С первых дней работы в высшем учебном заведении я выработал для себя очень жесткое правило – «на работе женщин нет – есть студентки и сотрудницы». Должен честно признаться, что реализация этого принципа на практике была зачастую не простой, но необходимой, совершенно точно. Первые опыты чтения лекции пришлись на мой возраст двадцать четыре года. Большинство студентов лекционного потока были старше меня. В то время еще действовало правило приема студентов с отдельным конкурсным отбором для абитуриентов со стажем работы на производстве - два и более года стажа, и вчерашних выпускников школ. Причем последних должно быть принято не более четверти от общего числа студентов.

В потоке четвертого курса, где проходила моя первая лекция, насчитывалось около 60 студентов. Несложно подсчитать, что более сорока человек по возрасту старше лектора. После того как я устроился с конспектом командированного профессора на кафедру, представился, назвал тему лекции, послышались возгласы: «Какой молоденький»! Предмет я знал хорошо, неплохо меня подготовила практическая работ инженера по организации и нормированию труда на предприятии. Учебников по курсу не было, поэтому поток работал «на запись». Так что, как только я начинал текст «на запись», или изображал графики на доске, шум стихал, все работали.
 

Почти аналогичный случай произошел спустя 15 лет, когда я читал первую лекцию потоку студентам заочникам, где проходили обучение возрастные слушатели, причем количество представителей прекрасного пола явно преобладало. Этот эпизод происходил в советское время. Специальности нашего факультета пользовались высокой популярностью среди работников горных предприятий Донбасса.
В некоторых потоках численность студентов Украины составляла более половины общего набора потока слушателей. В ходе изложения учебного материала по теме «Оплата труда на горных предприятиях» для разнообразия учебного материала сообщаю, что на подземных горных работах шахтеры получают доплату за время передвижения от шахтного ствола до забоя. Шахтеры всегда были и есть людьми очень быстрыми на всякого рода изречения – назвали эти доплаты «копытные». Получают квиток с начислениями зарплаты, смотрят - «копытные» получил, а у бригадира столько же? Все коротко и ясно. И не надо длинноты – доплата за передвижение под землей от шахтного ствола до рабочего места (забоя). Доплату за работу в ночное время шахтеры обзывают, притворно смущаюсь, и говорю – почему-то «рогатыми». Женская половина потока мгновенно хихикает. Тут же получаю вопрос от студента предпенсионного возраста с первого ряда: « А почему называют эти доплаты «рогатыми».

Ответил, что не знаю почему, так шахтеры назвали! С трудом удалось успокоить аудиторию минут через пять. Женщины, очевидно, вспомнили что-то интересное. Далее лекция протекала, в основном, по программе, без особых лирических отступлений.

Единство и борьба противоположностей

Я проходил обучение в аспирантуре в конце шестидесятых годов. Это был сложный период развития экономической науки в СССР. Впрочем, простотой эта наука никогда и нигде не отличалась. Страсти вокруг теории и практики освещения экономического развития общества никогда не были приглушены. Во все времена и на всех континентах споры в области экономики были очень и очень пристрастными. Известный теоретик науки Карл Маркс объяснил это очень просто – экономика затрагивает интересы людей, поэтому и споры в этой области такие жесткие. Потом добавляет, если бы математические идеи затрагивали интересы общества, то их давно бы попытались опровергнуть.

В нашем институте (Харьковский инженерно-экономический институт - ХИЭИ) работал известный теоретик рыночной экономики профессор Евсей Григорьевич Либерман. Его биография очень проста по изложению и сложна по жизни. Были взлеты и падения, тюремный срок за шпионаж по подметному письму одного из коллег, всемирная известность, как «отца рыночной перестройки» в СССР и непонимание в среде управленцев и экономистов. Но была личная поддержка председателя Совета министров СССР А.Н. Косыгина. В начале 70-х годов прошлого столетия были две теории перестройки экономики: создание СОФЭ (система оптимального функционирования экономики) на базе компьютеризации планирования и программа перехода на рельсы рыночной экономики.
 
Первое направление возглавлял академик В.М. Глушков. Реализация этой программы требовала затрат 20 млрд. рублей, но внедрение СОФЭ должно обеспечить эффект до 100 млрд. рублей в течение 15 лет. Косыгин А.Н. был экономный премьер, поэтому он остановился на использовании рыночных рычагов в реорганизации экономики. По мнению профессора Либермана внедрение рыночной экономики вообще не является затратной. Цена реализации реформы ограничивается стоимостью бумаги, на которой будут изложены новые принципы управления экономикой. Победила беззатратная теория. Если бы страна советов пошла по пути автоматизации системы управления, то интернет у нас был бы на 20-30 лет раньше, денежное обращение перешло бы на электронное, коррупция исчезла, накопление стало бы возможно только на основе личного труда. Кому это нужно было?


В инженерно-экономическом институте тоже бушевали экономические научные баталии. Теория Либермана Е.Г. получила относительное признание в СССР и большое внимание в среде советологов буржуазного мира. Некоторые члены Ученого Совета института с презрением отзывались о работах Либермана. Возник даже термин теории под пренебрежительным названием «либермания». В итоге под коверных разборок Е.Г. Либерман был вынужден покинуть инженерно-экономический институт, и перешел в Харьковский университет, но остался членом Ученого Совета по присуждению ученых степеней кандидата и доктора наук в ХИЭИ, а также руководителем аспирантов. В одной из книг советолога США, которая была прислана по почте профессору Либерману, Евсей Григорьевич был назван «отцом рыночной реформы в СССР». В ответ на этот буржуазный выпад в следующей изданной книге профессор Либерман справедливо написал, что «отцом новой экономической реформы в СССР был ЦК КПСС».

Книга «антисоветчика» была предоставлена профессором Либерманом в кратковременное пользование аспирантам института для критики и ознакомления. Интересно, что в этой серьезной монографии, с претензией на академизм, был небольшой раздел, примерно на 10 страниц, посвящённый анализу социально-экономической категории «блат»(blat).

Отношения «блата», по мнению ученого американца, были свойственны трем странам социалистического лагеря, и способствовали перераспределению доходов населения в пользу людей, которые являются «блатными». Действительно, многие дефицитные товары можно было купить в открытой торговле только по «блату», или по тройной цене на «черном» рынке. К примеру, хорошие женские зимние сапоги стоили в магазине 50-60 рублей, а на «толкучке» - до 200 рублей. Пыжиковая мужская шапка стоила в магазине около 100 рублей, а на «черном» рынке до 350 рублей и выше. Причем подобные товары были настолько дефицитны, что в открытой продаже практически не появлялись. В советской литературе научных исследований по анализу категории «блат» не было.

Исследования аспирантов были также ориентированы в русле рыночной перестройки экономики. Но научная школа института, сохраняла общий тренд на классический подход в экономических исследованиях, и не так-то просто отступала. Еще со времени получения высшего образования в институте хорошо помню, как студенты изучали и упорно конспектировали «Капитал» Маркса. Читается очень сложно, особенно первый раздел. Когда я прочитал в одном учебнике, что рабочие кружки в дореволюционной России с упоением изучали теорию эксплуатации наемного труда, мне стало их ужасно жалко. Понимается классик очень трудно. Когда втянешься в изучение Капитала, и следуешь его железной логике, то становится легче, но не намного.

Вспоминаются стих Маяковского: «Мы Маркса открываем каждый том, как в темном доме открываем окна»! Мне откровенно жаль Маяковского по многим  фактам его сложной жизни, но уверен, что ни одного тома Маркса революционный поэт не открывал, иначе он бы точно бросил свою стихоплетную деятельность. Сергей Есенин был скромнее в своих призывах: «Давай, Сергей, за Маркса тихо сядем, и разберем премудрость скучных строк»! Думается, что неосторожный призыв певца российской жизни так и остался нереализованными.


После 90-х годов прошлого столетия о Марксе практически забыли, но вспомнили Адама Смита и его знаменитый принцип «невидимой руки», который «легко» управляет рынком. Один из популязаторов рыночной экономики мудро добавил, что, если на практике не учитывать принцип невидимой руки, то сработает принцип невидимой ноги, которая даст ощутимый «пинок» плохому экономисту. Начиная с 1990 года, работы Адама Смита в России издавались десятки раз, а Капитал в трех томах – только один раз. Даже великий поэт А.С. Пушкин не только читал, но и правильно понял суть главной работы А. Смита. Характеризуя главного героя романа в стихах Евгения Онегина, Александр Сергеевич отмечает:
 «Он был глубокий эконом, то есть читал Адама Смита и знал, как государство богатеет, и почему не нужно золота ему, когда простой продукт имеет».

 Большинство современные студенты в отличие от Пушкина не только не читают Адама Смита и не конспектируют классиков, но даже и не знают, сколько томов Капитала написал Карл Маркс.


В предисловии к третьему изданию первого тома Капитала К. Маркс писал:
«В науке нет широкой столбовой дороги, и только тот достигнет ее сияющих вершин, кто не страшась усталости, карабкается по ее каменистым тропам». Большая часть современных исследователей экономической мысли не особенно стремятся тащиться по каменистым тропам, а предпочитают иные пути. На мой взгляд, изучать содержание трех томов Капитала в настоящее время не нужно. Но в теории Маркса важен метод исследования. К примеру, характеризуя категорию стоимости, как общественно-экономическое отношение, Маркс пишет: «Стоимость отличается от вдовицы Куикли тем, что за нее не знаешь, как взяться». Это намек на комедию Шекспира «Виндзорские проказницы». В ответ на высказывание Фальстафа в адрес вдовицы, что за нее не знаешь, как взяться, откровенная  вдовица отвечает:
 «Врешь ты все, и ты и твои друзья знают, как за меня взяться»! Очень точное замечание! Стоимость – это не цифра, характеризующая затраты, а определенное общественное отношение.
 
Рыночная экономика решает все гораздо проще. Хорошо помню, когда проходила международная конференция по вопросам ценообразования в начале 80-х годов, советские ученые обсуждали около 40-50 теорий ценообразования. Западный экономист, который был приглашен на обсуждение, вообще не понимая о чем речь, решил все просто – зачем все эти теории, есть кривая спроса, кривая предложения, их пересечение и характеризует равновесную цену. Все остальное решает рынок.

Есть прошлое, есть будущее, нужно жить настоящим, но ностальгию человека по прошедшим временам никто не может отменить.


Рецензии