Весьма уважаемый...

Заключение к сборнику прозы Евгения Эвнина "Здесь нельзя быть усталым..."

   Весьма уважаемый мной писатель, профессионал-литературовед, прочитав собранный мной материал – прозу Евгения Эвнина, кратко оценил: «Банальные очерки».
   Ну – да. Но – несколько слов в защиту. Что вообще есть очерк? Обратимся к Википедии. «О;черк — одна из разновидностей малой формы эпической литературы — рассказа, отличная от другой его формы, новеллы, отсутствием единого, острого и быстро разрешающегося конфликта и большей развитостью описательного изображения. Отличия зависят от особенностей проблематики очерка. Это полухудожественный-полудокументальный жанр, в котором описываются реальные события и люди.[1]
Очерковая литература затрагивает не проблемы становления характера личности в её конфликтах с устоявшейся общественной средой, как это присуще новелле (и роману), а проблемы гражданского и нравственного состояния «среды» (воплощённого обычно в отдельных личностях) — проблемы «нравоописательные»; она обладает большим познавательным разнообразием».
   Итак, жанр это полухудожественный – в самом определении заложена некая снисходительность. В нём, очерке, более присутствует описательное изображение. По сути, это слепок повседневщины, а она действительно банальна – встаём поутру, завтракаем, день проводим в работе, что по большей части рутинна, остаток дня посвящаем семье… Вот, если сублимировать, единичный кристалл, один из множества, что, будучи собраны в огромном количестве по пространству и времени, составляют мозаикой необъятное панно Жизни.
   И наше собрание прозы Е.Эвнина есть (по крайней мере в условно вычленяемой первой, более ранней её части) запечатлённый памятник труду одного из рядовых многочисленной армии журналистов своей эпохи.
   И это был честный труд. Журналистика, как и любое большое явление, многолика. К ней приложимы различные характеристики, и даже такая: «Никакая журналистика не миссия. Информация лишь товар, который надо успешно подать и продать. С таким убеждением в профессию устремляются новые волны фабрикантов новостей, готовых к забегу: кто быстрее расскажет о верёвке в доме повешенного». Это я процитировал случайно встретившуюся публикацию в «Российской газете» за 2016 год автора Ядвиги Юферовой. Но я чуть выше обмолвился об «эпохе», а в 60-е годы прошлого века она, эпоха, имела во многом другие отличительные черты. И вот этот «запечатлённый памятник» - это и памятник тем самым годам. Тем-то и будет, я уверен, интересна читателю наша книга. Кто жил в те годы, непременно испытают (конечно, в различной степени) ностальгию по безвозвратно ушедшему, кто не жил – ощутят неповторимый их дух и колорит.
   Идеология, царствующая в человеческом обществе – непременный атрибут. И если журналист Е.Эвнин определяет кого-то как строителя коммунистического будущего, то это, во-первых, непреложное требование профессии, относимой к идеологическому ведомству, и уж где-то в седьмых – восьмых в какой-то мере соответствует его собственному строю мыслей. Но – абсолютного расхождения здесь нет, иначе надо быть прожжёным циником и лицемером. И в свете такого недопущения лично я понимаю мотивы его репортёрского проникновения в дом гадалки (обманного и, значит, непорядочного по своей сути). Вспомним: это 60-е годы 20-го века. Моральный кодекс строителя коммунизма! Занятие гаданием – антиобщественно и даже преступно, если это сопряжено с «отъёмом» денег и ценностей у обманутого «клиента». Пресечь такую деятельность – моральный долг советского человека.
   Вернусь к Википедии: «Очерковая литература обычно сочетает особенности художественной литературы и публицистики…   Журналист-газетчик Е.Эвнин был разнообразен в своих темах, мастеровит в части пользования художественными средствами литературы. Поэтому, когда внутреннее его, творческой личности, развитие потребовало перехода от публицистического творчества к художественному, этот переход дался легко и естественно. Поставив себе целью заняться сценарным писательством, а для этого поступить в институт кинематографии, в качестве вступительной работы он пишет повесть, которой даёт в итоге название «Танец на лугу». И повесть, при неоспоримой конъюнктурности своего происхождения, всё же получилась художественным произведением, убедившим приёмную комиссию в достойно высоком уровне таланта уральца-абитуриента. Конечно, она не шедевр. И спустя год не кто иной, как сам её автор скажет об этом в своей попытке авторецензии. Все остальные, прочитавшие её, уже о ней забыли. А автор – он всегда ответственен за то, что породил.
   А далее идёт ряд этюдов. Что такое этюд сценариста? Это рассказ, предназначенный для воплощения средствами кино. Каковы правила? Вот что я, полный дилетант, вывел для себя, читая наследие Евгения.
   Каждый кадр получает своё словесное описание (абзац), максимально полное и лаконичное. Здесь нет места цветистым образам, лишь самое необходимое.
   Строгая смысловая последовательность. Сюжет выстраиваемой картины не должен иметь никаких провалов или слабин.
   Ну, и ограничусь этим, не буду раздражать специалистов своим «умничанием». Лучше скажу, что, на мой взгляд, этюды Е.Эвнина захватывающи, выказывают высокий потенциал автора.
   …Мне увиделась параллель. С одной стороны – судьба отдельно взятого молодого человека с большим зарядом творческой энергии, целеустремлённого, спешащего жить. Название одного из его очерков – «Здесь нельзя быть усталым». Это лейтмотив самой его жизни, модус вивенди, говоря «высоким стилем». «Здесь» означает у него - на этой земле, в этой жизни.
   С другой стороны (используем тот же приём сбора громадного панно эпохи из кристалликов – жизней отдельных людей) – советское общество, советская страна. 60-е годы 20-го века. Динамичное развитие – от разрухи страшнейшей в истории человечества войны к космическим прорывам. Мощнейший потенциал, окрыляющие перспективы. Правда, думающие люди про-видят в этом движении опасные тенденции… Много позже Вячеслав Бутусов будет петь «…на Земле уже случится война, о которой мы узнаем из книг…» Я отношу эти его строки к тому, что произойдёт несколько позже рассматриваемого времени с нашей страной. Но пока – как всё в целом оптимистично, и трудно представить себе какую-то зловещую «точку невозврата», и недаром в очерках Эвнина мелькают штампы о грядущем коммунизме...
   И вот – гибель. Для него, отдельно взятого она одномоментная, по сей день неизвестно чем обусловленная. Для общества, для страны – через исторически довольно краткий период – в мучительной агонии… Вот тут я оставлю место рассуждениям специалистов (историков, социологов, философов), это место будет необозримо огромным, уходящим далеко за рамки нашей книги. И попрощаюсь со своим героем, увы, сбитым на взлёте в бесконечно далёком 1968-м году.


Рецензии