Прогресс, или ничего необычного

     Когда интересуются, сколько мне лет, честно отвечаю - семьдесят четыре и добавляю, всего семьдесят четыре.  Имею право, ведь моей маме через полтора месяца исполнится девяносто шесть!  Только вдумайтесь, девяносто шесть лет!  То есть она уже почти целый век живёт на свете и, несмотря на старческие болезни и слабость, не собирается нас покидать.  Говорит, что президент обещал столетним старикам выплатить по сто тысяч рублей, и ждать осталось недолго, каких-то четыре года.  Ей эти деньги нужны, чтобы раздать своим внучкам и правнуку, притом,  что они все работают и не бедствуют.  Просто в этом она видит свой долг и предназначение.  Она всю жизнь всё отдавала людям, родным и не родным.
     Думаю о ней, слушаю её, пытаюсь, и даже представить не могу, что она пережила: беспросветный труд, страшную войну (с 1941 по 1945 годы была на фронте солдатом-связисткой), выдержала довоенный и послевоенный голод - настоящий, смертельный, чудом осталась жива.  В полной мере испытала долю жены военного, постоянно переезжавшей вместе с ним с места на место, вырастила и вывела в люди троих детей, смолоду и до пенсии работала учительницей, а теперь живёт одна.  Муж и двое младших детей умерли. Когда я предлагаю маме переехать ко мне, в ответ слышу: «Мы обе такие упёртые, будем постоянно ссориться.  А так, я сама по себе, никто мне не указ, только этот гадский коронавирус всё портит.  Из-за него мы не можем ходить друг к другу, твой милый муж не сварит и не принесёт моего любимого, вкусного супчика, (секрет этого супа заключается в том, что в кастрюле средних размеров варится полтора килограмма говядины), а ты не сходишь со мной в магазин, аптеку и поликлинику». 
     Размышляя над этими словами, я вспомнила, что мама однажды уже отказывалась от помощи.  Когда ей исполнилось девяносто, социальные службы прикрепили к ней сотрудницу, милую женщину, которая должна была помогать по хозяйству.  Несмотря на то, что она выполняла свои обязанности безукоризненно, через месяц по маминой инициативе они распрощались.  Сопоставляю эти два отказа и начинаю понимать, что мама остаётся в одиночестве неспроста.  Как все старики, она боится что-либо менять в своей устоявшейся жизни, покидать насиженное место, а главное перестать работать - заполнять дни хозяйственными делами, приготовлением пищи, уборкой, стиркой, планированием последующих дней, выполнением этих планов, думами о родных, заботой о нашем здоровье и благополучии.…   Всё это составляет смысл маминой жизни.  Переехав ко мне, она лишиться этого смысла, и век её остановится.         
     Из-за пандемии мы временно общаемся по телефону, моя дочка помогает бабушке с покупками и платежами, да ещё Оля и Таня, сравнительно молодые подруги маминой младшей дочери, навещают её и приносят продукты, дай им Бог здоровья.
     К счастью мама много читает, но, к сожалению, постоянно смотрит телевизор, а это, как известно, разуму не на пользу.  Кроме того, стремительно ускорившийся технологический прогресс начал ставить её в тупик, не стыкуясь со знаниями, полученными в середине прошлого века, например, как включить современную стиральную машину, или найти нужный канал по телевизору – их стало так много этих каналов.  Благодаря телевизионной рекламе, будь она неладна, мама закупает огромное количество лекарств, тут же выбрасывает инструкции по их применению – мешают открывать коробочки (!) - и напрочь забывает, чем от чего лечиться и в какой дозе принимать таблетки. 
      Сегодня она полдня расстраивалась из-за того, что ей до сих пор не прислали квитанцию на оплату бытового газа. Как все советские старики, мама приучена неукоснительно следовать государственным правилам, срокам и предписаниям.  Помогаю  разрешить эту проблему с помощью компьютера и телефона: теперь я у мамы справочное бюро и связь между прошлым веком и нынешним. 
     Однако с неприятным удивлением осознаю, что мою собственную связь между сегодняшним призрачным днём и неясным будущим начинает осуществлять моя дочка, что поделаешь - прогресс!  Мы с мамой за ним не поспеваем. 
     В общем, ничего необычного, но как грустно каждый день на шаг отставать от жизни…

24.11.2020   


    


Рецензии
Лично я не отстаю, мне всё ясно и понятно. Очень удобно многие вещи стало делать через интернет. Да и вообще не вижу сложностей ни в чём.

Стефа Рейо   01.09.2023 18:35     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.