Нахский обычай присоединения к роду

Чеченцы, как и другие народы, относящиеся к нахскому этносу, веками следовали целому комплексу обычаев, которые заменяли им «писаный» закон и лежали в основе их  своеобразной государственности. Это «обычное право» было достаточно детализированным и охватывало все стороны общественных отношений, в том числе отношения между родами, кланами и даже с другими народами.

Существовало несколько обычаев побратимства, присоединения к семье, роду или тейпу (клану). Все они, как правило, служили для защиты и сохранения жизни слабому, гонимому и преследуемому. Об одном их этих обрядов я давно слышал, но мало где читал.

В нашей истории часто было так, что в роду не оставалось ни одного мужчины. Но если оставались один-два человека, то они вынуждены были к кому-то примкнуть: жить без защиты общины раньше было почти невозможно. Были также пришельцы из других народов, волею судеб попавшие в чеченские края и решившие остаться там навсегда. Все эти люди часто прибегали к обычаю присоединения к другому роду. Они приходили к "большим людям" (предводителям в силу рассудительности и авторитета, а не просто старым, как часто думают)  избранного ими рода и заявляли: мы такие-то и такие-то, нас осталось от такого-то рода или такого-то тейпа  столько-то мужчин и столько-то женщин, примите нас к себе. Те совещались. В случае положительного решения, пришельцы забивали белого быка и устраивали угощение. (Об этом обычае вам расскажет любой пожилой чеченец. См. также: Алироев И.Ю., Маргошвили Л.Ю. Кистины. – М., 2006. – С.214).

Люди, прошедшие обряд белого быка становились полноправными членами рода, фактически – братьями, на которых распространялись даже требования запрета родственных браков или кровной мести. Таких людей первое время называли, причём без всякого намёка на какую-либо укоризну, "сту бийна вежарий" (т.е. просто – "братья, забившие быка"). Хотя среди тех, кто их принял, всегда находился какой-нибудь бестактный и безмозглый болтун, который называл их "сту биъна вежарий", т.е. "братьями,  съевшими быка".

Но вообще этот обычай очень приветствовался. Принять кого-то в свой род было почётно и, кроме того, давало много преимуществ – ваш род становился крупнее и сильнее и ваши новые братья добровольно брали на себя множество обязательств, в том числе первыми шли в бой или на войну. А для приёмной семьи это зачастую был единственный шанс для выживания, поскольку она получала не только материальную и моральную поддержку, но и физическую защиту. 

Обычай принятия в род был достаточно распространенным, и если вы спросите даже и сейчас в горских сёлах, вам, скорее всего, расскажут о таких случаях в собственной истории. Часто эти приёмные семьи со временем разрастались так, что превышали по численности тех, кто их принял, но неизменно уважительно относились к ним, называя их «хьалхара нах», предводителями.

Но помимо этих законных новых членов рода и тейпа, прошедших один из обрядов  побратимства, были и такие, кто пришёл неизвестно откуда, но назвался таким-то и из такого-то тейпа. Про таких вам тоже могут сказать в наших сёлах: мы, конечно, все чеченцы и добрые соседи, но вот эти мы не знаем откуда и кто. Потому что и подобных случаев особенно много было в 19 веке, когда чеченцев постоянно гоняли по всей их небольшой территории: чеченские сёла сжигались и уничтожались, укрупнялись и ликвидировались, население изгонялось и вырезалось, выселялось и переселялось, разоружалось и «умиротворялось». В частности, в царские времена, после завоевания, аулы "укрупнялись", – так начальству было легче "окучивать" население, т.е. считать, контролировать, собирать налоги, "держать в узде". К основному населению сёл добавлялись ещё люди по самым разным причинам – скрывающиеся от репрессий за активность в военное время и во время восстаний 1860 и 1877 годов, не желающие селиться там, где им велят, абреки, скрывающиеся от кровной мести или изгнанные из своих общин за бесчестные проступки и т.п.

Сегодня, что бы ни говорили острые или злые языки, народы уже сложились. Из тех, других, а также третьих, четвертых и т.д. И нет никакой необходимости ни в подобных обрядах, ни даже в знаниях о том, чьим предкам пришлось их пройти.


Рецензии
Об этом не говорят сейчас, но память человеческая не умирает. Нет-нет, но иногда и напоминают в крайних случаях.

Зура Итсмиолорд   29.02.2024 11:56     Заявить о нарушении