Ее кабаны, лоси, бобры...

Друзья!

Часто мне не удается сфотографировать птицу или дикого зверя в природе. Мешают несовершенная фотоаппаратура, погодные условия, внезапность появления пернатого объекта, скорость его полета и многое другое.Даже определить вид не всегда удается.
Можно было бы сделать рисунок по памяти, но нет художественного таланта.
И все же во многих определителях птиц есть их подробные описания и изображения. Появляются и...фотоопределители!
Из Сети.
"Сегодня у нас хорошая новость для орнитологов, фотографов, бёрдвотчеров и всех, кто неравнодушен к птицам. Ждём тираж новой книги! В продаже полный фотоопределитель птиц России появится уже в декабре!
;ПТИЦЫ РОССИИ; ; ФОТООПРЕДЕЛИТЕЛЬ; К.Е. Михайлов, Е.А. Коблик
В определитель вошли все виды птиц России, в том числе редкие и залётные. Для каждого вида приводится описание, а главное — тщательно подобранные фотографии, на которых видны самые важные признаки. Это первый полный фотоопределитель птиц нашей страны, который выходит в одном томе. Небольшой формат и полнота издания делают его незаменимым справочником как для любителей птиц, так и для профессионалов".
Замечательно!
Но обидно,что не издаются хорошие рисунки диких зверей России, сделанные  биологами государственных заповедников.
Вот что пишут читатели:
"Когда ты почти могучий вепрь, но забегался по делам и выкроил пять минуточек, чтобы спокойно посидеть на брёвнышке и выдохнуть.
Умственные способности диких свиней находятся в одном ряду с теми, которые демонстрируют представители видов, считающихся "интеллектуалами" - собаки, шимпанзе, слоны, дельфины. Просто кабаны не слишком их афишируют. Это социальное животное, формирующее стада с матриархальными порядками. Старые самцы живут обычно поодиночке и присоединяются к стадам лишь на некоторое время.

Посмотрите на дерево, перед которым этот кабаняка решил посидеть. Несколько поколений диких свинтусов использовали его шершавость, чтобы почесать себе бока, повизгивая от удовольствия. Чешутся кабаны не только чтобы не чесалось, но и чтобы оставить о себе напоминание для сородичей. Получается кабанья смс-ка - "У меня всё хорошо, недавно ходил на южное болото - ребятки, там весело!"

Видео снято фотоловушкой в Окском биосферном заповеднике, расположенном в северной части Рязанской области (в 300 км от Москвы). Мы искренне желаем его сотрудникам интересных наблюдений, лёгких учётов, долгожданных половодий. Побольше вам лосяш, бобряш, выхухоляш, аистяш и конечно кабаняш, дорогие друзья!".
...Да, побольше диких зверей и их изображений- фото ли, видео или простым карандашом! (Надежда Панкова:Попытка рисовать бобров для книжки про бобров)) Так и хочется цвета - золотой и ржавой дубовой осени, но предполагались картинки ч/б.).
И все же надо-надо Наде  переходить на цвет, на акварель!
Ведь художники-анималисты использовали возможности цвета с древности, рисуют красками и сегодня!

Вл.Назаров

*******************
1.Звериное искусство: художники о животных в своих работах

Вместе с проектом «Объединение» — онлайн-галереей современного искусства и новым медиа — мы попросили нескольких художников рассказать о том, почему они рисуют животных, что за история стоит за этими героями, и какие звери их вдохновляют.

У меня две собаки, гладкошерстная и жесткошерстная таксы Жужа и Фима. Они пожилые, Жужа сломала позвоночник шесть лет назад и ездит на коляске. Она продолжает оставаться такой же счастливой собакой, как и прежде, так как хозяева проводят с ней не меньше времени, а, наверное, даже больше — носят ее на руках и внимательно следят за здоровьем. Кроме того жизнь складывается так, что за последние годы они обе побывали в Венгрии, Австрии, Испании, Италии, Франции.

Конечно, любые животные влияют на жизнь их хозяев. Если собака появилась в доме осознанно, то он наполняется радостью, а вся жизнь начинает напоминать мультфильм. Я считаю, что животным свойственны все эмоции человека, они выражают их больше в силу открытости и отсутствия комплексов. Они более непосредственные, у них живее мимика, и мое сознание отражает их мимику для меня ярче, чем людскую.

Эти психологические и мимические особенности животных заставили меня иначе взглянуть на мое творчество. Животные в моих картинах занимают в основном мужскую, маскулинную роль. Это верные, надежные спутники русалок и так далее. А еще я соединяю животных, которые не встречаются в жизни. Например, гепард и дельфин в картине, которая была показана на последней выставке Sample-Art.

Недавно я сделала серию работ, которая называется сиамские близнецы, «Siam Twins». Это симбиоз леопарда и черной пантеры. Если бы меня не обделили на этом свете, то я бы превращалась в обезьяну, когда у меня хорошее настроение, и в большую независимую кошку, когда испытываю страдание, грусть, злость и потребность в уединении. Я бы научилась меланхолично реветь, как черная пантера. Люди бы слышали мой рев и понимали, что на мою территорию лучше не заходить сегодня.

Обычно я беру бумагу и смотрю на ее линии и фактуру. Отталкиваясь от этого, я начинаю рисовать, и появляются разные существа, символы, знаки и образы. Но в случае с кошками было все немного иначе. Я проснулась, и увидела, что ко мне приближалась фигура. Я долго прищуривалась, чтобы понять, кто это и что это. Подойдя немного ближе, я увидела симбиоз двух кошек. Такое, конечно, не очень часто происходит.

Что касается планов, связанных с животными — может быть, мое хорошее настроение достигнет своего апогея, я сделаю маленьких миниатюрных обезьянок и спрячу их в тарусских лесах и полях. Потом нарисую карты с маршрутом для своего семейства. Они возьмут с собой бутерброды и пойдут искать мои тайники.

Животный мир в целом составляет большой корпус моих работ. Мне удобнее всего говорить о глубинных вещах через образы животных. С одной стороны, мы интуитивно наполняем их характерами, потому что большинство растет на сказках о братце волке, лисичке-сестричке, и прочем разумном зверье. С другой стороны, человек всегда идентифицирует мир со своими чувствами, чтобы упрощать его понимание — дождь пошел назло, а собака капризничает. Хотя ни тот, ни та, не обладают такими свойствами в принципе. Анималистические сюжеты так или иначе общаются с нашим эмоциональным восприятием — потоком образов и ассоциаций.

Не помню, что такое во мне сидело, но я мысленно прямо просил у вселенной послать мне лебедей в темноте для съемки. Месяц спустя я оказываюсь на Патриарших прудах вечером в компании друзей, и лебеди подплывают прямо к нам, супер-близко. С собой у меня был только допотопный телефон, и я уничтожил его фотографиями. После десяти минут безостановочной фотосъемки телефон отключился и больше никогда не подавал признаков жизни. Не жалко, гештальт закрылся.

Я очень люблю рисовать животных, для меня это такая же бесконечная метафора, как цветы и растения. Я не фанат антропоцентризма, мне кажется, что сейчас, когда мы живем в мире с гуманистическими идеалами, важно напоминать (себе в первую очередь), что мы не одни на этой планете.

Особую любовь я питаю к тиграм и гориллам. Мой дедушка был художником, и у него была огромная картина с тигром в траве. Я очень ее любила в детстве и, мне кажется, что истоки любви к тиграм кроются именно в этой картине. Горилл я любила всегда из-за фильмов о Кинг Конге, но после книжки Дайаны Фосси полюбила особенно нежно и сильно.

Животные всегда меня вдохновляют. Когда я их рисую, меня больше всего удивляет, насколько мы похожи — у них тоже есть колени, ступни, ребра, они такие же чувствующие существа. Осознание этого поражает меня каждый раз.

На моих работах целая тусовка из животных, некоторых я не видела вживую никогда, например, гепардов или дельфинов. Думаю, началось всё с котов. В детстве мне больше нравилось проводить время с кошкой Барбарой, чем с детсадовскими друзьями. Недавно я нашла открытку на её день рождения, которую нарисовала в семь лет.

Тогда же я разрывалась между тремя будущими профессиями – биолог, художник и астроном. Потом узнала, что биологу придётся резать животных, чтобы узнать как они функционируют, и выбор пришлось сократить.

После этого была череда из хомяков, крыс, светлячков, раков, головастиков, муравьёв (и это неполный список). Стало понятно, что животные меня, как минимум, увлекают. А моим первым заработком в 15 лет стала работа в зоопарке. Я проработала там два лета, и после этого животные стали существенной частью моего мира и причиной некоторых переживаний.

В картинках с животными я меньше думаю над историей, чем в остальных работах. Когда я беру образ животного, то смотрю на него как на самодостаточный объект, который остаётся зарифмовать с окружением. Процесс выглядит так – у меня есть список фаворитов и я выбираю того, с кем мне хочется поработать. Ищу 3D модель этого животного и думаю, где бы этой модели сейчас классно было бы оказаться. Так интуитивно я придумываю мир, в котором животному будет хорошо.

Это моя собака Лебовски, домашние гуси, динозавры и домашний кролик! Безусловно, животные вдохновили меня на создание работ. Вместе с Лебовски я провожу каждый день в мастерской, гусей и кролика видел в детстве у дедушки, динозавры — мое тотемное животное!

Что касается моих планов с животными и картинами — обычно я ничего не планирую дальше чем на середину дня, но если вдруг в будущем мне доведется побывать в Африке, хотелось бы нарисовать жирафа.

У меня две собаки — Киря и Пушка. С Кирей у нас особенные отношения, потому что это особенный пес. Наверное, каждый так думает про своего питомца, но он правда на своей волне. Я вижу мудрость в его глазах, но иногда поступки заставляют на пару секунд усомниться в ее наличии. Мне часто говорят, что мы очень похожи и, наверное, это действительно так. Порой я начинаю более философски задумываться над этим утверждением. У меня ступор,  когда я пытаюсь провести параллель между собой и Кирей, который выбирает один из сотни камней и начинает грызть его, царапать, лаять. Что это может значить? Я не знаю. Знаю, что он моя вторая половина.

Пушка появилась через полтора года после Кири. Она была трудным подростком. Уничтожала все вокруг. Причем не только зубами, но и калом с мочой. Первый год был непростой, но потом она резко изменилась. Сейчас это очень ласковая, человечная, заботливая собака. Она спит головой на моей подушке, тщательно ухаживает за моим лицом, вылизывая его по несколько минут. Может дать отпор, если почувствует, что я или Киря в опасности. Дама она с характером, но достаточно приятным, просто ее много чего бесит, как в принципе и меня. Вообще, мне кажется она думает, что я ее сын, хотя по факту она моя дочь.

Можно сказать, что благодаря собакам я и начал более или менее серьезно заниматься искусством, хотя по большому счету для меня это все же баловство. Собаки — это то, что я действительно люблю. Мне нравятся их разные характеры и причуды, своего рода человечность и, конечно же, их разные формы. Очень люблю собаку как образ чего-то хорошего, сумасшедшего, спокойного, верного, хитрого. Она может быть кем и чем угодно, но в тоже время собака остается собакой хотя, например, больше похожа на жижу или молнию.

В какой-то момент под впечатлением от художницы Feye Moorhouse я нарисовал картину «Собачья площадка». Наверное, с этого и начался мой путь в изобразительном искусстве. В начале я рисовал собак в разных невероятных или вполне обычных ситуациях. Это было моей концепцией — просто смешные собаки. Никакого смысла, только сюжеты. Но все в нашей жизни либо эволюционирует, либо деградирует. Не знаю по какому пути пошел я, но постепенно я начал рисовать не только животных, понял, что хочу транслировать что-то еще. Сейчас на моих картинах стали реже встречаться животные, просто потому, что иногда собака в моих руках не может донести то, что я хочу. Но это только оттого, что у меня такие руки.

«Собачья площадка». Название говорит само за себя. Это одна из моих любимых картин. Мне кажется очень милым, что какой-то чел принес своей собаке цветок.
«Негро 3 купюры». История основана на реальных событиях. Бродячий пес Негро, живущий на территории университета в Колумбии увидел, как студенты покупают еду в ларьке и начал приносить листики вместо денег, чтобы купить печенье. На картине изображены его следующие крутые покупки типа острова, туфелек или вазы.
«Мескалин». Своего рода трип-репорт которого у меня не было, а хотелось бы. Пустыня, лошадь-шаман, собака-ковбой, в небе воют койоты и волки, по земле ползают змеи и ходят буйволы. Все это вместе, все взаимосвязано.

Это пёс неопределенной породы, наверное, фокстерьер. Отношения у нас с ним чисто формальные — это просто воображаемый герой картины.

Я размышлял на тему путешествий, в особенности на внедорожниках. Во время поиска сюжета подумал о собаках, которые проводят время в дороге с хозяином. Мне это показалось забавным и любопытным — вот, собственно, и вся история создания этой картины. А вообще животные, а именно собаки, мои регулярные спутники в работах. Скоро увидите новые сюжеты.

У меня две кошки — Мурзик и Зая, я забрала их по объявлению на дверях магазина, сразу обоих. Они не родственники, хотя очень похожи. Зая немного помладше, она очень смелая и любознательная. Мурзик — супер ласковыи; и общительныи;, но немножко трусишка. Вместе они — Мурзилки.

Не могу сказать, что животные в целом влияют на мое; творчество, я люблю за ними наблюдать и общаться с ними, а вот рисовать животных я не очень люблю. Но маленькую картинку я сделала именно про Мурзилок. У меня была рамка, которую сделал еще; мои; прадедушка, и я долго придумывала сюжет. В итоге решила посвятить его котикам и арбузнои; пеперомии.

Животные всегда появлялись в моих работах, с самого детства. Собачки, котики, драконы, единороги встречались очень часто. Я росла на диснеевских мультфильмах, и у каждой принцессы был зверек-помощник. Так и у моих героев всегда были спутники-животные.

В 13 лет у меня появился долгожданный дружок. Я мечтала о мопсе как только прочитала книгу Молли Мун и ее приключениях с мопсом-гипнотизером. Взросление было непростым, и собака появилась в нужный момент. Я не чувствовала себя одиноко и много времени проводила с Улей. Имя я решила не менять, оно ей подходило— она была очень умной собакой и часто вела себя как человек. Уля стала новым вдохновением и появлялась постоянно в моем скетчбуке или картинках.

В 2018 году я закончила работу над своим зином Chill Pill, это своеобразный дневник, где реальность перемешалась с вымыслом. Среди странных и веселых персонажей есть и мы с Улей. Это небольшие эпизоды из жизни, теплые воспоминания о нашей особенной дружбе. К сожалению, зин вышел только в прошлом году, когда Ули уже не стало. На последней странице есть посвящение ей, как важной части не только книги, но и моего взросления.

С тех пор прошло уже больше года, и мои родители взяли новую собаку. Я часто провожу с ней время, она ужасно смешная и нелепая. Возможно, она тоже когда-нибудь появится в моих иллюстрациях.
https://rrrrrrr.ru/
*****************

2.Рисующие животных

Анималистический жанр присутствует в истории человечества с самого начала! Помните рисунки в пещерах? Человек изображал животных и себя вместе, где они были как помощники, а где-то они были как жертвы. Из чего я могу выявить, что анималистический жанр так же важен, как человеческий портрет!

Животных изображать трудно, ведь нельзя выучить анатомию одного животного, что бы рисовать всех правильно. А их шерсть? Чешуя? Их грация? Рисование животных совершенно отлично от рисования людей, природы и предметов (это логично так-то)

В средневековье тоже были художники анималисты, животные стали появляться в сказочных мотивах, в бестиариях их нужно было изображать, что бы сохранять знания на будущее
. Изображения из того времени выглядят для нас чудно, и надо признать художники еще не накопили знаний для того, что бы рисовать животных достаточно схоже с реальностью.

В эпоху возрождения животных стали изображать с натуры, что было очень трудно в те времена! Так как сфотографировать животное тогда не могли, а удержать на месте зверя надолго не получатся. Но такие старания заимели колоссальный эффект в плане сходства с оригиналом. Животные стали появляться на портретах, стали появляться картины где были только животные однако, всё еще были небольшие "странности" в виде полу-человеческих лиц у кошек и собак, однако это обусловлено тем, что многие художники умели рисовать только человеческие лица, но не животные морды

Всё больше и больше становилось картин с животными, их стали изображать реалистично и так же хорошо, как изображают людей, анималистический жанр стал самостоятельным и жил и живет во все времена как тогда так и сейчас. Сейчас анималистический жанр встречается как в классическом виде в реалистичном рисунке, так и в виде иллюстраций к детским сказкам и стишкам

Отдельного упоминания стоят художники которые не изображали животных на холстах, а создавали их статуи, делали реалистичных кукол или писали о них, ведь это тоже животные.

Наконец, хочу рассказать о тройке художников-анималистов, которые завоевали мой интерес и внимание, более расширенную информацию вы как всегда сможете найти в сети как и я.

Брайтон Ривьер (1840-1920) английский художник-анималист учившийся в Оксфорде, всему учился у своего отца который тоже был художником и потому в семнадцать лет его картины уже попали в Королевскую Академию Искусств. Почти сразу Брайтон полюбил изображать животных на своих полотнах, особенно кажется он любил собак, так-как они были самыми частыми участниками его картин! Как он изображал собак, глядя на его картины чувствовалась доброта, любовь и радость, просто прекрасно! Так же у Брайтона был собственный зверинец в студии, где были лошади, свиньи, коровы, овцы и... собаки, поэтому Брайтон мог рисовать многих животных сразу с натуры.

Знаменитый Чарушин Евгений Иванович(1901- 1965), чьи иллюстрации и рассказы знает или слышал почти каждый ребенок! Так же и ему самому его семья и его окружение прививали любовь к природе и братьям нашим меньшим. Мать Евгения водила того в лес за ягодами, орехами и грибами, а так же Евгений ходил с лесниками и охотниками, и еще у него дома был домашний зверинец с тетеревами, индюшками, утками и лесными животными, которых он лечил вместе с матерью, а так же у них был свой садик с лесными цветами. Стоило подрасти ему, так он начал еще больше изучать природу и попутно зарисовывать её! Увлечение Чарушина природой порой доходило до смешного. Однажды он решил есть все, что едят его друзья-птицы, и заболел брюшным тифом. А однажды вместе со стадом коров переплыл широкую реку Вятку. Чарушин окончил Ленинградскую академию художеств и его пригласили на работу в издательство "Детгиз" где проиллюстрировал более ста книжек!

Франц Марк (1880- 1916) немецкий художник который всю жизнь писал животных и считал (в чем я с ним солидарна) что они существа высшие, смотрел на мир их глазами и пытался найти в их жизни ту близость с природой, которую утерял человек. Франц был мечтателем, он любил лошадей и говорил со своей собакой, в детстве он хотел быть священником, как подрос мечтал женится, к концу жизни хотел очищения мира войной (не одобряю конечно)только эти мечты, он не смог выполнить, его ждала судьба художника! И да, его картины весьма отличаются от картин тех художников, которых мы видели ранее, и животные на них не реалистичны, но всё же мне очень нравится его фигурная манера изображения животных.
https://zen.yandex.ru/id/
******************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
24 ноября 2020 года.


Рецензии