В ответ на документальный фильм А. С. Пушкин

В ответ на "документальный" фильм "А. С. Пушкин": "Разговор о происшествиях и нелепых подозрениях". Тема настолько жёванная и пережёванная, старая, но в той или иной политической ситуации продолжает всплывать.
Есть одна страница пустая в этой теме, и я попытаюсь её заполнить и преподнести на суд читателя. Речь идёт о надмогильном памятнике пустой могилы великого поэта не только России.
 Я сам ничего утверждать не буду. Читайте дневник.
Ученик и автор воспоминаний о К.П. Брюллове Мокрицкий А.Н. поделился с читателем о посещении Пушкиным А.С. мастерской художника за два дня до роковой дуэли поэта.
"25 января 1837. Сегодня в нашей мастерской было много посетителей – это у нас не редкость; но, между прочим, были Пушкин и Жуковский. "Сошлись они вместе, Карл Павлович угощал их своей портфелю и альбомами. Весело было смотреть, как они любовались и восхищались его дивными акварельными рисунками, но когда он показал им недавно оконченный рисунок: "Съезд на бал к австрийскому посланнику в Смирне", то восторг их выразился криком и смехом. Да и можно ли глядеть без смеха на этот прелестный, забавный рисунок? Смиринскмй полицмейстер, спящий посреди улицы на ковре и подушке, - такая комическая фигура, что на неё нельзя глядеть равнодушно. Позади него, за подушкой в тени, видны двое полицейских стражей: один сидит на корточках, другой лежит, упёршись локтями в подбородок и болтая босыми ногами, обнажёнными выше колен; эти ноги, как две кочерги, принадлежащие тощей фигуре стража, ещё больше выдвигают полноту и округлость форм спящего полицейского, который будучи изображён в раккуре, кажется от того ещё толще и шире.
Пушкин не мог расстаться с эти рисунком, хохотал до слёз и просил Брюллова подарить ему это сокровище; но рисунок принадлежал уже княгине Салтыковой, и Карл Павлович, уверяя его, что не может отдать, обещал нарисовать ему другой. Пушкин был безутешен: он с рисунком в руках стал перед Брюлловым на колени и начал умолять его: "Отдай голубчик! Ведь другого ты не нарисуешь для меня; отдай мне этот".
Не отдал Брюллов рисунка, а обещал нарисовать другой. Я, глядя на эту сцену, не думал, что Брюллов откажет Пушкину. Такие люди, казалось мне, не становятся на колени перед равными себе. Это было за четыре дня до смерти Пушкина".
Брюллов не отдал рисунка, но обещал Пушкину написать его портрет и назначил время для сеанса. На беду дуэль Пушкина состоялась днём ранее назначенного сеанса".
В брошюре: "Неизданные письма Брюллова и документы для его биографии" в письме под №8, Брюллов упоминает принадлежащий ему бюст Пушкина. Он приобрёл этот бюст через несколько дней после смерти Александра Сергеевича, велел позолотить и держал его на пьедестале в своей мастерской".
Брюллов получил надмогильный памятник Пушкину в стихах, и, выполняя обещание нарисовать поэта, воплотил его образ в архитектурном памятнике на его могиле, не зная, что она без тела (пустая).
Наталья Николаевна выполнила сердечное обещание, данное не только мужу, но и Брюллову.
"Изготовление памятника осуществлялось полностью за счёт его вдовы", "опекуны не нашли возможным изыскать 3 тысячи рублей, не урезая при этом отчисляемых ей сумм, и это не делает им чести". В письме к другу Пушкина Павлу Нащёкину Наталья Николаев пишет: "Сердечный обет, давно предпринятый мною, выполнен. Могила мужа моего находится на тихом, уединённом месте, местоположение не так уж величаво, как рисовалось в моём воображении."


Рецензии
Эта история с Пушкиным и Брюлловым очень любопытна, если, конечно, это не лит. анекдот, что тоже, конечно, забавно. Спасибо.

Семен Сухолуцкий   04.01.2021 23:51     Заявить о нарушении