День Ангела

                В память от жития сего отошедшего иерея Ореста,
                священника Тогурского храма, Колпашевской и
                Стрежевской епархии.
               
 Я знал, что завтра у отца Евгения день ангела. Отец Евгения служил в храме Спасителя одного из сел на Украине. Он меня не смышленыша водил по своей церкви. Как и говорила о этой церкви моя тетя, отца моего брата жена. Тетя Вера, говорила: «Отец Евгений пошел в свою церковь». И  я знал. Он пошел в свою церковь. Только почему она его не мог понять.  Почему она его?
Потом он водил меня по ней, и показывал мне иконы, которые были лучше картин, которые висели в учительской школы,  и учитель рисования Олег Тимофеевич. Хорошо писавший картины говорил, показывая на них: «Это подлинники.  Мы с его объяснений знали это картины,  которые рисовали или как учитель говорил:  писали художники.
 Показывая на икону. говорил: «это  «Спас – яркое око» гроза врагу. Таким он был изображен на знаменах в дружинах Дмитрия Донского и Александра Невского. И показывал другую: «Чудо Георгия со змием», на которой был изображен великолепный всадник, поразившего копьем гада, изображавшего змия. А это знаменитая картина из Третьяковке художника Нестерова «Явление отроку Варфоломею», но уже в преклонные годы и под именем Сергея Радонежского.

 Были еще и картины в моем храме,  но во время оккупации фашистов, местный полицай изъял. Боялся что гестаповец, лютовавший в наших краях Гюнтер Шульц, увидит  их,  и призовет к ответу за не догляд.
 Показывая на Сергея Радонежского, он говорил с упокоением: Когда Дмитрий Донской собрал войско, перед самой  Куликовской битвой, приезжал к Сергию, за благословением. попросить на эту битву Дмитрий Донской. Радонежский ему отдал ополчение из монахов, среди которых были герои Осляб и Пересвет. Они то и начинали Куликовскую битву.
 Все это я вспоминал, собравшись к отцу Евгению. Который из - за преклонных лет, и болезней напавших на него сидел дома. Редко когда приходил на литургии. А правил литургии новый священник, отец Александр.
 Я и нес ему завернутую икону «Спас Преображения», уговоривши подарить нам с женой бабушку жены, 98 летнюю старуху. А теперь после того как мы разошлись, жена мне отдала эту икону, взамен на то, чтоб я отказался от своей части от продажи квартиры которую ей оставил уходя после очередной ссоры. Увидев, что семью не сохраню, только еще больше погрязну в грехах, ссорясь с ней. Женой моей. Тем более, что мы по ее инициативе разошлись, подавши ею заявление на развод и с моего согласия.
Отец Евгений лежал на кровати устеленной сухой травы. Он сам попросил прихожан настелить вместо матраца траву, чтоб пахло летом, травой, хотя на улице стояли морозы. На лавках сидели прихожане и вели разговоры о насущном дне. При моем появлении разговоры смолкли и поздоровавшись. Перекрестился в красный угол на иконы Православия я подошел поцеловать руку священнику, который меня приобщил к святому – вере богу.
 Развернув икону, поцеловал ее и подал молчавшему иерею. Он вытерев руки принял от меня икону и поцеловав ее отдал присутствующей  певчей храма Ирине Викторовне. Та с благовением приняла предворительно поцеловав руку священнику и молча, перекрестившись уставилась на о.Евгения. Отец Евгений с трудом преодолев тяжелое дыхание молвил :
    - Матушка Ирина передайте икону старосте храма. Она передается в дар божий храму. И ко мне, так сын божий? Я утвердительно подтвердил кивком головы. Говорить не мог. Я же ему принес в дар а он,  передал в дар храму. Увидев на моем лице недоумение, он молвил:
    - Сын мой. Твой дар я принял. Повторил для меня, как я понял. Принял? Я кивнул головой соглашаясь, говорить пока не мог, слушая. Он продолжил: - На тот свет с собой не возьму а в храм такая икона послужит на благо Божие. Люди будут смотреть и молится. а там может и поинтересуются кто откуда, эта икона. Тогда присутствующие здесь и расскажут об этом эпизоде. Твой дар мне и мою передачу в храм. Так и зарождаются со временем легенды. Согласен со мною.  Сын мой?

 И в изнеможении опустил свое больное тело на кровать. А матушка, помогавшая ему, подоткнула под его больное тело накрытое его одеялом.
 Мы засобирались уходить. Дать отцу Евгению спокойствие. Пусть отдохнет и наберется сил божиих.
 А я шел дом и думал о его поведении. Было о чем подумать.


Рецензии