Мои встречи с мучеником Иосифом Муньосом

       ОГЛАВЛЕНИЕ:

       Предисловие к публикации 2020 года

       Первая встреча, короткая

       Вторая встреча длиною в две недели

       Третья встреча, неожиданная

       Четвёртая встреча на месте мученичества

       Пятая встреча, которой нет конца

       О книге «Монреальская Мироточивая икона и брат Иосиф»


       ПРЕДИСЛОВИЕ К ПУБЛИКАЦИИ 2020 года.

       Воспоминания были написаны в 2002 году. Ныне они дополнены.
       Современный нам православный мученик Иосиф Муньос (1948 – 1997) был испанцем чилийского происхождения. В 1982 году в афонской келье Климеев на Катунаках он чудесным образом обрёл чудотворный список Иверской иконы Богородицы. Вскоре эта икона начала мироточить у Иосифа, жившего в Монреале (Канада) и являвшегося прихожанином Русской Зарубежной Церкви. В течение пятнадцати лет Иосиф был хранителем Иверской Монреальской иконы Пресвятой Богородицы. За эти годы от иконы совершились тысячи чудес и исцелений.
       Под утро 31 октября 1997 года Иосиф Муньос во время паломничества по Греции сподобился мученического венца в городе Афины. С тех пор место нахождения чудотворной Иверской Монреалькой иконы неизвестно. Она сокрылась от нас, но память о ней и её верном хранителе Иосифе жива среди православных во всём мире.

       ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА, КОРОТКАЯ

       Живу я в Москве, но по роду своей деятельности много путешествовала по миру. Когда и от кого впервые я узнала об Иверской Монреальской чудотворной иконе Божией Матери, я не припомню, но всякий раз, прилетая в Монреаль, я надеялась увидеть там чудотворную икону, чтобы помолиться и приложиться к ней, путешествующей по миру, как и я.
 В сентябре 1995 года, будучи в очередной командировке в Монреале, я по обыкновению позвонила настоятелю храма отцу Сергию и спросила, не будет ли какой службы. Он ответил, что вечером будет читаться акафист Матери Божией. Я пошла в храм пешком, и это заняло у меня около часа.
       Когда уже вошла в церковь, то чтение акафиста только что началось. Человек пятнадцать стояли при свечах, читали и пели акафист по книжечкам. Поскольку я не помнила слов акафиста наизусть, а книжки у меня не было, то про себя решила, что акафист читали и молились перед Владимирской иконой Божией Матери, ибо был канун её празднования. Встала я в сторонке и погрузилась в молитву. Сердце моё открылось, душа размягчилась, и я вдруг горько заплакала обильными очищающими слезами покаяния. Это было настоящее духовное очищение. Плакала я так, что некоторые люди оборачивались, но, не зная меня, не решались задавать вопросы и утешать, не мешали плакать и молиться.
       По окончании акафиста все стали прикладываться к иконе и ко кресту. Я подошла последней, но заплаканными глазами не видела самого образа Матери Божией. Приложившись к иконе, я не отошла, а осталась стоять рядом с аналоем. Люди почти все ушли, а я, опустив голову, не глядя на икону, всё стояла и сама не знала, почему.
       Вдруг из алтаря вышел мужчина в тёмной светской одежде. Помню, тогда я ещё удивилась, кто это выходит из алтаря, одетый в мирское (у нас в России такого я раньше не видела). Он спросил по-английски: "Это вы просили ватку с миром от Иверской иконы Божией Матери?". Я сказала: "Нет, я не просила, но я из Москвы, дайте, пожалуйста, ватку мне ". Он дал завёрнутую в фольгу ватку, пропитанную миром, и я спросила: "А где же сама-то икона?" – "Так вот же она", – ответил он, указывая на икону на аналое, возле которого я и стояла. Вот уж воистину и имела глаза, да не видела!
       Как током меня пронзило, упала я на колени перед иконой, стала класть земные поклоны и прикладываться к святыне. А человек тот тихо исчез, да я о нём и забыла. Никого не было в церкви – только икона и я. Вот я и сподобилась увидеть чудотворную икону! И лишь спустя годы я поняла, что это была моя самая первая встреча с Божьим человеком, братом Иосифом – хранителем мироточивой иконы.

       ВТОРАЯ ВСТРЕЧА ДЛИНОЮ В ДВЕ НЕДЕЛИ

       Узнала я, что в городе Сан-Пауло (Бразилия) состоится восьмой Всезарубежный съезд русской православной молодёжи и решила принять в нём участие вместе с дочерью Анастасией и мужем Николаем. Устроители съезда, священники о. Георгий Петренко и о. Константин Бусыгин, сообщили, что все две недели на съезде будет Иверская икона Божией Матери. В аэропорту Сан-Пауло встретил нас отец Константин и привёз к себе домой. Жил он с семьёй при храме Святителя Николая Чудотворца. Тут и произошла моя вторая встреча с братом Иосифом. А было это так.
       Мы с мужем и дочкой находились в гостиной. Отец Константин сказал: "Сейчас сюда икону принесут" и ушёл куда-то. Спустя минут пять мы увидели, что по дорожке к дому идёт высокий человек в скромной тёмной одежде и несёт перед собой Иверскую Монреальскую икону, а вслед за ним идёт с молитвой отец Константин. Мы склонились пред иконой, брат Иосиф (это был он!) прошёл в гостиную и положил бережно икону на приготовленный в красном углу аналой. Все присутствовавшие по очереди подходили, делали земные поклоны и прикладывались к иконе. Брат Иосиф был тут же, рядом, но стоял тихо и скромно где-то в углу и по обыкновению был незаметен. Матушка отца Константина хлопотала, накрывая на стол здесь же в гостиной, вели тихий разговор о жизни в России – эта тема обычна при встрече русских за границей. Помолились перед иконой и сели за трапезу. Брат Иосиф улыбался, был общителен и приветлив.
       Съезд проходил в гостинице Terras Altas в живописном загородном местечке в горах, в 60-ти километрах от Сан-Пауло. Каждый день начинался и заканчивался молитвой перед двумя иконами – покровительницами съезда: мироточивой Иверской Монреальской иконой Матери Божией и иконой святителя Иоанна Шанхайского и Сан-францисского. И каждый день мы виделись и говорили с братом Иосифом, который всегда находился где-то рядом с иконой, бережно её охраняя. Ещё до начала съезда брат Иосиф дал согласие привезти икону на съезд, но потом пришло сообщение, что приезд его откладывается. Организаторы подумали: "Неужели мы не достойны принять у себя такую святыню?". Однако с Божией помощью брат Иосиф с иконой благополучно всё же прибыл в Сан-Пауло.
       Чудо мироточения, свидетелем которого брат Иосиф был пятнадцать лет, происходило у нас на глазах ежедневно. Никто из участников и гостей съезда не остался без драгоценного кусочка ватки с чудодейственным миром из рук брата Иосифа. А в одно утро брат Иосиф привлёк внимание всех, кто был рядом, и мы стали свидетелями того, что покров на аналое под иконою весь пропитался за ночь миром – так обильно оно истекало и так чудесно благоухало. Люди с благоговением клали земные поклоны перед образом Пресвятой Богородицы, мы видели в этом знак особого благоволения Матери Божией ко всем участникам съезда, ко всем нам, грешным и недостойным.
       Вечерами читали и пели акафист перед чудотворной иконой. В небольшом зале места было немного, и люди плотно стояли друг к другу, все от мала до велика (на съезде были люди всех возрастов). Раскрыв книжки с акафистом, читали и пели со слезами на глазах вдохновенные слова: "Радуйся, благая Вратарнице, двери райские верным отверзающая". Атмосфера была особенная. Все, как один, в едином порыве, возносили молитвы к Пресвятой Богородице. Здесь не было, да и не могло быть, праздных, случайных, скучающих или безразличных людей. Я много бывала в монастырях, в том числе и на больших праздниках, но не помню, где ещё и когда так молились.
       Как-то на молитве я оказалась рядом с братом Иосифом и невольно могла видеть его лицо во время чтения акафиста. Оно было спокойным и радостным, глаза – влажные от слёз. Брат Иосиф был человеком эмоциональным, энергия от него исходила добрая и тёплая. Стоять рядом с ним и молиться было легко и спокойно.
       Помимо ещё одной девушки, дочери священника, моя семья была единственной из России. Доклады на съезде были интересными и полезными. Вокруг некоторых тем разворачивались серьёзные дискуссии. В одной из таких дискуссий, после доклада "О душе" протоиерея Владимира Шленева из Аргентины, стали обсуждать вопрос о том, всегда ли нужно оставлять в тайне исповеданный грех, а может, чтобы бесы трепетали, стоит обнародовать его, не называя, конечно, имени согрешившего, и обнажить перед другими людьми в назидание, дабы было неповадно впадать в такой грех. Мнения людей, громко и возбуждённо споривших, разделились, и тут внезапно взял слово брат Иосиф. Он говорил по-испански. Как всегда, речь его была спокойна, голос бархатно-мягкий. Зал перестал волноваться, все затихли, внимая словам хранителя чудотворной иконы. Его выступление переводил на английский язык иеродиакон Феофилакт (Джорданвилль, США).
       Брат Иосиф рассказал историю (как я сумела её понять и запомнить) о том, как один монах согрешал блудом с женщиной в своей келье, а другие братья жаловались на него настоятелю монастыря. В конце концов, настоятель пришёл в келью несчастного монаха, а тот спрятал женщину в бочку и сам уселся на неё. Мудрый настоятель не стал устраивать обыск, он просто, но строго и с любовью посоветовал монаху никогда больше не делать подобного, ибо это нехорошо и погибельно для души. Сам же, дабы успокоить братию, сказал всем, что никого в келье нет, мол, ошибка вышла. Братия успокоились, о грехе перестали судачить, а монах, пережив сильный стыд и страх, более не возвращался к тому греху. Получается, чтобы побороть грех, не стоит поднимать шум и устраивать судилище. Полезно бывает спокойно, иногда даже молча, но твёрдо и решительно противостоять бесовским искушениям. Такой урок любви и мудрости из жизни святых отцов преподнёс всему съезду брат Иосиф.
       Была у брата Иосифа мечта: привезти чудотворную икону в Россию. В один из дней подошёл он ко мне и обратился примерно с такими словами: "Скажите Владыке Митрополиту Виталию, что нужно, чтобы Иверская икона Божией Матери приехала в Россию". И добавил, что в России люди должны тоже стать свидетелями чуда мироточения. Что это, мол, не опасно: в Болгарии икона уже побывала, и всё хорошо было, ведь Матерь Божия сама сохранит и свою икону, и всех нас, а русским в России тоже надо дать возможность помолиться перед чудотворным образом. Я ответила, что постараюсь обязательно сказать владыке Митрополиту Виталию.
       Правда, случая такого мне не представилось. Священники и епископы из России обращались к первоиерарху РПЦЗ с просьбой разрешить привезти икону в Россию, но, к сожалению, этого так и не произошло. Но что интересно? В России обычные люди, когда им даришь образок Иверской Монреальской иконы Божией Матери, принимают его с радостью, и изумлённым благоговением, они знают об этой иконе. А теперь уже выпущены и книги, и видеофильмы, повествующие о мироточивой Иверской Монреальской иконе и о верном её хранителе брате Иосифе.
       Иногда в дни съезда можно было видеть брата Иосифа одного, молчаливо погруженного в свои мысли, а может быть, в молитву; но чаще он был окружён множеством людей. В моей памяти всплывает картинка: жаркий солнечный день, Иосиф с молодёжью за круглым столом, в тени большого зонта оживлённо беседуют. О чём он с ними говорил? На какие вопросы отвечал? Было видно, что всем им вместе хорошо, что они понимают друг друга.
       Моя тогда шестнадцатилетняя дочь Анастасия вспоминает, что, кроме прочего, говорила с Иосифом о моде. Он сам поинтересовался её вкусом, и она сказала, что ей больше нравится европейский стиль в одежде, более строгий, сдержанный и элегантный. Брат Иосиф согласился и одобрил это мнение, сказав, что он разделяет вкус Насти в одежде.  Мне думается, что Иосиф не потому так говорил, что его особо интересовала тема моды или одежды, а потому, что умел брат Иосиф поддерживать разговор с молодыми людьми на интересующие их темы, постепенно и ненавязчиво подводя к духовным вопросам.
       Вообще при общении от брата Иосифа веяло спокойствием и умиротворением. Рукопожатие его и голос были мягкими, добрыми и тёплыми. Он был человеком высокого роста, но умел так скромно держаться, словно его тут и нет вовсе. Я могла бы сравнить его с большим белым мягким облаком, которое видишь, но нельзя потрогать руками. Теперь я жалею, что не использовала каждую минуту, чтобы больше говорить с братом Иосифом. О, если бы тогда я понимала, с каким человеком Бог меня свёл.

       ТРЕТЬЯ ВСТРЕЧА, НЕОЖИДАННАЯ

       Осенью 1997 года я прилетела в столицу Греции Афины за три дня до начала Международного конгресса Ассоциации профессиональных бортпроводников, в котором мой коллега Игорь и я представляли авиакомпанию Аэрофлот. Не знала я тогда, что в эти самые дни в Афинах находился и брат Иосиф. Пятницу, субботу и воскресенье я провела в греческом старостильном монастыре в местечке Фили на окраине Афин, молилась, говела, причащалась. И в эти же самые дни убиенный брат Иосиф лежал бездыханный в одном из номеров гостиницы древнего города…
       Я много путешествовала по миру, но никогда не имела привычки звонить из-за границы домой. Но в тот раз сотрудница представительства Аэрофлота в Афинах Ирина буквально настояла, чтобы я позвонила в Москву из офиса Аэрофлота, хотя был уже довольно поздний вечер.
       Когда же я услышала по телефону тревожный плач-возглас моей дочери Анастасии, то поняла, зачем мне надо было звонить. "Мама, - тревожно кричала дочка, - где ты в Афинах?! Где-то там убили брата Иосифа"… Говорить мы не могли, мы плакали. И сейчас, спустя четыре года, трудно вспоминать о тех событиях без слёз. Видя моё потрясение и горькие слёзы, спутники мои спросили: "Родственник умер?". "Нет, - сказала я, - не родственник". И больше говорить не могла...
       На следующее утро, за два часа до рейса в Москву, я помчалась на такси в русскую церковь. Оказалось, что в тот ранний час в церкви ещё никого не было, лишь какой-то мужчина подметал первые осенние листья в церковном дворе. К нему я и обратилась с вопросом об убийстве Иосифа, но он ничего не знал о случившемся. В газетах информации об этом я тоже не нашла. Всем сердцем и всею душой я почувствовала невыразимую словами, невосполнимую потерю и скорбь утраты брата Иосифа. И казалось странным, что Афины этого не заметили, что мир продолжает спокойно жить, словно ничего не произошло. Только прилетев в Москву, я узнала некоторые подробности несчастья. Так, даже в самые последние дни земной жизни брата Иосифа я оказалась недалеко от него, в одном с ним городе, разделяя с ним пространство и время.
       ...А спустя год, раб Божий Владимир Машков, отец моего мужа, который и мне заменил отца с тринадцати лет, сподобился преставиться ко Господу именно 31 октября – в один день с братом Иосифом. Непростое совпадение, которое запечатлелось в памяти моего сердца до конца дней.

       ЧЕТВЁРТАЯ ВСТРЕЧА НА МЕСТЕ МУЧЕНИЧЕСТВА
 
       В 1999 году мы с сыном прилетели в Афины. Одной из целей нашей поездки было посетить место, где произошла трагедия, и был умучен  избранник Божией Матери Иосиф Муньос Кортес (в тайном постриге монах Амвросий).
       В шумном городе с замечательной и древней историей, среди множества улиц мы, наконец, нашли ту, на которой стояла гостиница, где жил брат Иосиф в свой последний октябрь на этой земле. Здание нашли по номеру дома, но вывески на нём уже не было! Мы узнали, что сменился хозяин гостиницы и идёт реконструкция по новому плану, так что войти туда уже не представлялось возможным. Для нас эти обстоятельства стали огромной неожиданностью. Казалось бы случайность… Но какая-то странная. Ведь после перестройки и ремонта не останется никаких следов пребывания в этом здании мученика Иосифа.
       Недалеко находилась другая действующая гостиница, где собственно и произошло то загадочное убийство.
       В холле гостиницы было оживлённо. Множество гостей расположились в креслах, кто-то с чашечкой кофе просматривал свежие афинские газеты, другие покупали что-то в сувенирных киосках. Подойдя к стойке администрации отеля, мы прямо спросили служащего, как найти номер гостиницы, где два года тому назад был убит Иосиф Муньос. Дело тогда было громкое, велось судебное расследование, имевшее резонанс в прессе. Клерк мгновенно понял, о чём идёт речь и тут же ответил, словно заранее заготовленной фразой, что посмотреть этот номер нам нельзя, поскольку в нём сейчас есть постояльцы и беспокоить их ни в коем случае не следует. Мы отошли в сторонку, чтобы сориентироваться.
       У лифта стояли люди, но мы, заметив вход на лестницу, которой в гостиницах по большей части не пользуются, с деловым видом направились к ней и, как ни в чём ни бывало, поднялись пешком на нужный этаж, без труда найдя дверь, за которой развернулись трагические события с 30 на 31 октября 1997 года. Ни стучать в дверь, ни пытаться зайти в номер мы не стали. А просто в тишине гостиничного коридора постояли возле двери, молча склонив голову, как стоят у края могилы. Слава Богу, никого в коридоре не было, никто нам не помешал молиться, креститься и к двери приложиться. 
       Спустились в холл мы также по лестнице и покинули отель, бережно храня в сердце память об этой ещё одной встрече с братом Иосифом, через которого, «как и через всякого христианского мученика, души верующих как бы встречаются со Своим Владыкой Иисусом Христом, Который есть первейший из всех мучеников»  («Преображенное страдание или Разговор с убиенным братом Иосифом» инок Всеволод).

       ПЯТАЯ ВСТРЕЧА, КОТОРОЙ НЕТ КОНЦА

       На отдание Пасхи 2002 года я прилетела в Вашингтон, где узнала, что сестра брата Иосифа Анжела приезжает из Майами, чтобы помолиться на могилке своего старшего брата Хосе (брата Иосифа). Ехать в Джорданвилль, где на русском кладбище покоился её родной брат и наш брат во Христе, нам предстояло в одной машине целых семь часов. Возможности познакомиться с Анжелой, поговорить с нею я несказанно обрадовалась. Встретились с Анжелой мы в доме протоиерея Виктора Потапова, обнялись, расцеловались, словно были родными или знали друг друга с детства. Вот так встреча! Карими глазами Анжелы на меня смотрел сам брат Иосиф, её руки мягкие, тёплые, бархатные напоминали его руки, а взгляд, улыбка, интонации возрождали в памяти брата Иосифа. Хорошо, что Анжела оказалась очень живой, открытой, общительной и жизнерадостной и охотно поддерживала разговор, в этом тоже напоминая своего брата. Я рассказала Анжеле о моих встречах с её братом, и вот что по пути в Джорданвилль она поведала мне.
       Хосе очень любил её, свою младшую сестру, и много занимался её воспитанием, приучал читать, покупал ей сначала детские книжки, потом более серьёзные и трудные. Он буквально заставлял сестрёнку читать, и теперь Анжела очень благодарна брату за это. Хосе приобщал девочку к искусству, он покупал билеты в театр и водил её на балет, в оперу и на спектакли. Она хорошо помнит эти первые детские впечатления от встречи с искусством.
       Хосе учился в университете и там же брал уроки рисования. Анжела бережно хранит первый рисунок брата: написанные акварелью цветы. Хосе всегда любил путешествовать и отовсюду, где бы он ни был, брат привозил сестре ювелирные украшения: серьги, бусы. Однажды на Рождество Хосе привёз из Индии удивительной красоты бусы из жемчуга и цветных каменьев. Долго лежали они у Анжелы – драгоценный подарок старшего любимого брата. А потом она решила украсить ими две деревянные шкатулки и сделала это так искусно, что получилась работа настоящего мастера – ювелира. А главное, те жемчужинки и цветные камешки, хранящие тепло рук и сердца Хосе, теперь получили новую жизнь в руках Анжелы. Воистину любовь и добро рождают красоту.
       Анжела помнит, что Хосе уже с восьми лет любил ходить в церковь, то и дело по воскресеньям в церкви пропадал. У всех детей есть свои "сокровища", были они и у Хосе. А любил он собирать косточки-частицы мощей, хранил их в специальной коробке, выстланной внутри красной материей. Однажды, когда Хосе был в церкви, средний брат решил полюбопытствовать, всё перетрогал и переложил коробку в другое место. Вернулся Хосе и, хотя не был драчливым, на этот раз задал ему как следует, чтобы впредь неповадно было.
       Одна из любимых с детства пословиц Анжелы: Al que buen arbol se arrima, buena sombra lo cobija. – Eсли к дереву близко подойдёшь, то оно укроет тебя от лучей солнца. Я сказала Анжеле, что мы тянемся к брату Иосифу, как к тому дереву, чтобы он всех нас покрыл своей любовью. И другую пословицу сказала Анжела: "Arbol que nace torcido, nadie lo endereza" – "Если дерево начнёт расти криво, его уже не выпрямить".  Важность своевременного правильного формирования мировоззрения молодых людей, их духовного развития хорошо понимал брат Иосиф, потому серьёзно занимался с сестрой и умело общался с молодёжью.
    
***

       Но вот уже и Свято-Троицкий монастырь. Приехали сразу на Джорданвилльское кладбище, зажгли свечи на могилке брата Иосифа. Священник Владимир Бойков отслужил панихиду по-славянски и по-английски. Анжела плакала. Тихо сидели мы с Анжелой на белой скамейке у места упокоения её брата. Вдруг она протянула мне свёрнутую салфетку и сказала: "Это Вам на память в Россию". Я развернула салфетку, в ней лежал фиолетовый цветок "анютины глазки". Она пояснила: "Это с могилки Хосе. Он очень любил эти цветы и засушивал их между страницами книг. У него много было таких цветов". Я была глубоко тронута этим подарком.
       На другой день при прощании Анжела сказала: "Мне очень дорого, что в России, где Хосе ни разу не был, его знают, помнят и почитают". Она просила передать всем людям в России благодарность, дружеские чувства и самые добрые пожелания.

***

       ...Я стою у красивого креста над могилой брата Иосифа на тихом кладбище Джорданилля  летом, осенью, зимой или весной. И это всё тоже встречи. Да и нужно ли считать наши встречи, ведь в Боге мы вместе всегда.
               
       Москва – Монреаль – Сан-Пауло – Афины – Вашингтон – Джорданвилль. 2002 г.

_____
               
       О КНИГЕ «МОНРЕАЛЬСКАЯ МИРОТОЧИВАЯ ИКОНА И БРАТ ИОСИФ»

Это – уникальный сборник воспоминаний о чудотворной иконе и её хранителе. Он был составлен председателем монреальского Дома Иконы Еленой Сергеевной Голицыной и подготовлен к изданию в джорданвилльском издательстве иноком Всеволодом (Филипьевым). Книга издана московским издательством «Паломник» в 2003 году. У вас есть уникальная возможность заказать последние оставшиеся книги этого издания:
Email: books-inok@ yandex.ru
WatsApp (писать СМС): +79802675124

_____

("Дни памяти брата Иосифа Муньоса": http://proza.ru/2020/11/23/1648)

("Чудеса от Иверской Монреальской иконы в моей жизни": http://proza.ru/2020/11/23/1739)


Рецензии