Метаморфозы легенды о человеке

 
                МЕТАМОРФОЗЫ  ЛЕГЕНДЫ О ЧЕЛОВЕКЕ
               
                И звезды сильней заблистали,
                И кровь ускоряет свой бег,
                И смотрит с улыбкою Сталин -
                Советский простой человек.
                Василий ЛЕБЕДЕВ-КУМАЧ


       Не все боги улыбаются. Не все боги гневаются. Но все они милостивы и благосклонны,  исполнены  великой любви к  людям. Так было принято считать  во все времена в   мире  богов, царей и гробниц.  Почти так считают многие из нас  сегодня, свидетели  и очевидцы улыбок разных  вождей и фюреров,  генсеков и президентов. Но кому  из смертных повезло увидеть  лично настоящего Создателя Вселенной и  рассказать потом о Его  Улыбке людям?    Увы, нет свидетелей,  нет очевидцев времён палеолита и хеттско-хурритской  цивилизации. Скромно умолчали об улыбчивых богах  жрецы  эпохи Хаммурапи и эпохи Птолемеев. Смолчали  вещуньи  и ведуны, сивиллы и пророки, рыцари-тамплиеры и Святая инквизиция, оккультное  рыцарское общество «Туле» и мистический отдел НКВД под руководством  чекиста-оккультиста, основателя первого  советского концлагеря смерти СЛОН  Глеба Бокия.  Здесь есть о чём молчать и что скрывать. Увидеть улыбку Бога, по мнению    теософов,  – это значит  мгновенно умереть или стать  бессмертным, а потом  навсегда покинуть  мир  простых людей. Но видно,  вправду  боги не смеются и даже  не улыбаются.   В самом деле, кто из  апостолов-учеников  видел  задорно хохочущего Христа, своего Учителя? Кто из  современников седой древности  рассказал нам об улыбающемся   Магомете или о смеющемся  Шиве?
      Совсем не до  смеха и улыбок было Заратустре. Особенно, когда он  впервые  вышел к людям на базарную площадь и стал им говорить  о любви к ближнему своему  и человеческой мудрости, о блаженстве против воли, о  трояком  зле, отступниках   и новых кумирах,  об умалении добродетели,  о свободной смерти и трёх превращениях, о высшем Человеке, Сверхчеловеке и последнем человеке.  (1) 
   Говорят, что  иногда просветлённо и чуть заметно улыбался  Будда, да и то весьма редко, в основном, когда погружался сам в себя, в нирвану собственного духа. У разных богов была  своя особая улыбка. У Реи, дочери  Урана и Геи – своя, материнская,  у её родного брата и мужа  Кроноса, пожирателя собственных детей, – своя особенная,  ни на что не похожая безумная  улыбка людоеда.   У Демона – скептическая улыбка бунтаря и нигилиста,   у Ангела с золотыми волосами  – своя,  светоносная и умиротворяющая, «свете  тихий, свете ясный»  в храме в день Рождества Христова.  Уже тогда, в эпоху первого  колеса и медеплавильного горна,  многим  мудрецам  стало ясно, что без доброжелательной улыбки совершенный человек вообще немыслим.
     Читая военно-патриотическую литературу,  исторические очерки о великих  политиках и правителях, о воинах и полководцах, рассматривая  их парадные портреты,  мы  тем самым соприкасаемся с антропологической  (эволюционистской) мифологией и романтизированной философией мира, с мифотворчеством в  истории, в культуре и политике. Находясь в  столичных и провинциальных музеях, мы рассматриваем, по сути, своё весьма искажённое и   приукрашенное   прошлое, не замечая, что почти все   портреты   исторических персон скрываются   под масками придуманных  богов и сотворённых людьми  идолов. (2)
     Мировая история изначально  и по сути – это  мифологическая история и почти все  её  основные фигуранты  являются её порождением в результате великих переломов человеческой души, причудливых метаморфоз, вариантов и вариаций, за которыми виды все прошлые мифологические превращения. Человек, выступающий  на политической арене как земное божество,  является, по сути,  продуктом этих мифических превращений. Бог,  превратившийся в быка, и нимфа Ио, дочь речного бога Инаха, превращённая в белую   корову…  Бог, раздвигающий воды Иордана, чтобы жрецы и воины  завоевателя  Иисуса Навина могли  перейти на другой берег  реки по сухому дну. Сын мелкого австрийского чиновника становится покорителем  Европы и божественным Адонисом Прекрасным и Создателем  Тысячелетнего Рейха. Сын грузинского сапожника и несостоявшийся  священник  становится «божественным» Царём царей  и создаёт  могучую  Советскую  Державу   на крови.
     Миф в этом случае отображает немыслимые чудеса творимые богами, он кодифицирует мысль, укрепляет дух и мораль, объединяет  в  час беды племена и народы, вдохновляет на подвиги и созидание, оправдывает социальные  установки и определённые правила поведения. Одним  словом, миф и легенда лежат в основе любой идеологии и пропаганды, войны и мира, насилия  и грабежа, разорения и немыслимого обогащения. «Нас  вырастил Сталин  на гордость народу и Ленин великий нам  путь  указал».
       Среди многочисленных антропогонических, близнечных  мифов, исторических преданий,  романтических эпосов,  сказаний и легенд о богах, демиургах и героях    есть, пожалуй,  одна великая и вечно  живая,  актуальная и трагически безысходная  легенда – Легенда  о совершенном  Человеке.  Легенда о человеке  как о земном божестве  и Царе  всех  Царей, который в прошлом был мифическим, а в настоящем стал  реальным и легендарным.   Легенда о  Человеке – это  длинная  череда  всевозможных метаморфоз и преображений  человека умелого  по пути к человеку разумному, человеку Знаний.
      В архаических мифах  «мифологический царь» – это  альфа-самец, родоначальник, вождь пещерного первобытного коллектива, культурный герой, репрезентант «божественного царя» (divine king).  Ему положено почти всё, что не положено простому смертному, ибо в его руках универсальный символ власти –  скипетр, посох и ветвь как аналог  мирового древа.
      В развитой (высшей) мифологии  самым лучшим из  земных  царей, самым эффективным менеджером и управителем,  самым гениальным стратегом и тактиком, военным предводителем, главнокомандующим и  Верховным законодателем, обвинителем и Судией  являлся Небесный Царь царей и Создатель  Мiра.  Могущественный бог солнца Sivini  впервые  был обретён в качестве  покровителя, надзирателя и помощника  по воле жрецов в Урарту и назван ими  своим   национальным богом.  Сиу-Суммис, (Sui-snus), «бог наш» упоминается  в надписи царя Аниттаса.  Бог наш! Будем как боги! Станем совершенными людьми! Например, евреи, не имевшие до Саула земного царя, прилагали  к  своему Яхве царскую титулатуру и представляли его своим самодержцем и военным предводителем, защитником,   советником-наставником и кормчим. По мере увеличения численности посредников между Богом и людьми среди земных божеств из воинской и жреческой    среды, вместе с кризом власти возрастал и кризис  веры, которая  преображалась во множестве вариаций в доходный бизнес.  Ключи от Рая  Небесного и от  сокровищниц земных «скупых рыцарей» захотелось  иметь в своих руках не только одному непогрешимому Папе Римскому. В средние  века и Новое время возникла яростная  борьба  между «божественными»  властителями за материальные и духовные ценности, за власть над волей и духом «простого человека». После многих религиозных и династических войн возник религиозный кризис, породивший во властных элитах непомерную гордыню и спесь, зооморализм  и  запредельный нигилизм и  сатанинский клич: «Бог умер!  Да здравствует Сверхчеловек!»  Она стала одной из самых существенных метаморфоз  легенды о Человеке.
      Не с приобретением ли Бога в коллективную собственность в качестве вождя и царя начинается легенда о Человеке и  о «божьем народе»?  И не с превращения ли  племенного вождя в божественного царя и в любимца Бога начинаются причудливые порой уродливые метаморфозы этой вечной легенды человечества? Приватизировать богов (подкупить их) и самому стать хоть на время божеством – пример  невиданной и запредельной человеческой гордыни, на фоне которой сразу же  меркнет  первородный  грех Адама и даже смертный грех братоубийцы  Каина – нашего неулыбчивого  угрюмого прародителя. 
     Чтобы Бог был всегда рядом,  для него  было устроено переносное  походное святилище (скиния Завета), шатер, где Бог будет открываться вождю племени, говорить  с ним,  крепить его власть над народом, творить  чудеса от его имени и наводить своими знамениями  и чудесами  страх и ужас на соседние  народы. Живущий среди  конкретного народа Бог земной и Бог Небесный в своём  храме-шатре являлся тогда  таким же  надёжным, сдерживающим фактором  против чужой военной  агрессии, как   сегодня  таковым является   ядерная, водородная  супербомба, подложенная под большим секретом под  континент потенциального  противника по сверхсекретному  проекту академика  Андрея Сахарова. (3)
     Не оттуда ли, с ветхозаветных времён, берёт начало  боевой клич многих  народов и почти всех военачальников  и полководцев: «С нами Бог! Наше дело правое  -  мы победим!» Когда Бог рядом, то намного  легче управлять изменчивым и переменчивым  народом. Когда Бог рядом, ты во всей силе  власти, с тобою сила и богатство, твой авторитет  незыблем и  высок и тебе позволено всё на свете. На все каверзные  вопросы всегда готов ответ: «так угодно Богу».   А тот, кто с этим будет не согласен, «кто не послушает слов твоих во всем,  тот будет предан смерти». (1 Иисус Навин. 18)  Когда Бог рядом, вождь племени сам становится земным божеством, а со временем  и «божественным царём». Здесь многое зависит от уровня  интеллекта жрецов, их качества и количества и от численности преданных  охранников и  свирепых надзирателей народа.
      То, что для простолюдинов является преступлением и смертным грехом, для божественного царя  – нормальными и даже священным, экзотерическим и мистериальным, где считается  сакральным даже  инцест – кровосмесительная связь  родителей и детей, брата и сестры. Для «божественных царей» изначально были  сняты  брачные и иные запреты в наиболее важных ритуалах – инцестные браки стали традицией многих фараонов и царей, ибо  от такого  сакрального  инцеста происходит новое поколение людей  и «новые цари» после «конца света». Тот «божественный»  земной царь, который позволяет себе всё, что угодно, (например, быть отцом и мужем родной дочери) равен Богу, Тому Кто  Может  Всё. Такими были и такими себя мнили все земные владыки Древнего Востока и Египта,  Месопотамии и Древнего Рима. В ХХ веке на титул «божественных вождей»  и демиургов Нового времени  претендовали Гитлер  и Сталин.
     Божественный царь отвечает за благополучие своего народа и порядок в человеческих делах. Он определяет  вектор и цикличность развития общества. Это он –  автор и генератор идеи возвращения мира к идеальному начальному состоянию, без чего планете, человеку и всему живому грозит гибель. Это в его мифологическом сознании существует  только настоящее (которым он повелевает), которое,  однако, чрезвычайно ёмкое и быстротекущее: в настоящем повторяется прошлое: в будущем настоящее.
      Божественному царю, чтобы пребывать   постоянно в своей славе и могуществе,  надо постоянно регенерировать время в линейной плоскости не только коллективно и ритуально, но и лично, индивидуально – сдвигать горы, осваивать новые земли менять течение рек, рыть каналы и тоннели, бороться с засухой и пандемией,   быть покорителем природы и победителем вражьих сил. Такая незыблемая и неизменная установка действует с успехом до сих пор и ярко проявляется в культе личности сегодняшних политиков.    
     Только божественный царь способен стать  владыкой времени и творцом истории, стать  самому в центре  природного круговорота  вечно повторяющихся циклов, эпох, эонов. Только он  способен через освоение новых земель повторить создание из хаоса упорядоченное бытие, где каждая  победоносная война  повторяет архетипическую  битву предков или богов, где всякая смерть – это смерть первого  совершенного (идеального, безгрешного) человека, а брак –  инцестный (сакральный)  брак  детей Адама и Евы. (4) 
     Справедливые («добрые») божественные цари магическим путём обеспечивают благополучие своего народа, гарантируют изобилие хлеба, богатый урожай, обилие мёда  в дуплах у пчел, плодовитость  женщин, высокую рождаемость красивых и здоровых детей внешне похожих на своих прекрасных отцов. А если царь еще не корыстолюбив, не алчен, как Мидас,  а даже щедр и человечен, то люди в его царстве живут долго, в его стране  почти не бывает  детской смертности, и  нет уродов, инвалидов от рождения    и умственно  неполноценных. 
       Беззаконный  же правитель и тиран обрекает  народы на  немыслимые страдания, на нищету, голод и чуму. (Гесиод). Завоевание своего царского достоинства он добивается не  победами над драконом, змеем, злобными  чудовищами  или соседями-врагами, не  благоустройством  своей страны, а  войной со своим народом, вопреки основным заветам солнечного бога – нести в мир свет, тепло и жизнь. У таких правителей, носителей тотального насилия и разрушения,  даже  линейное  время  как бы движется вспять, а     биокосмические ритмы   дают сбой, наступает стагнация,  коллективное  помутнение рассудка, «затмение  умов», очередная разрушительная Смута.  И тогда  развитие общества идет в сторону регресса, деградации по сравнению с «началом»: ритуал, акт по возрождению  утраченного «золотого рая» (коммунизма в новом варианте)   откладывается на неопредЕлённо долгий срок, вплоть до сумерек времён и гибели богов. (5)    
    Божественный царь – это, как правило, главный  жрец и культурный герой,   отец всего племени, самый главный в групповом браке любовник-муж-отец  всех женщин в одном лице. Он определяет дух своей идеологии и суть своей воинствующей веры. Вера в божественных царей и  в совершенного Человека-Демиурга - древнейшая религия  человечества. К сожалению, концепция божественного царя редко подвергалась  критике при его жизни, современники и их потомки  всегда были осторожны в вопросах практической теологии и психологии верховной власти.  Мифология  царей-демиургов, их ритуальная «поведенческая  мифология» оказалась более исследованной, чем  сама природа властолюбия, с её нездоровыми мотивами мирового господства. И совсем не случайно,  что некоторые древние  традиции представляли  Царей богов  бывшими земными царями легендарного героического  прошлого. А  в других мифологиях первых земных царей  называли  посланцами Царя богов, верховного небесного Владыки, потомками детей солнца. Параллелизм  Царя  богов и Царя народа выражается в самых различных формах культа и титулования Царя Царей  богов, в титуле Царя богов, который лег в основу всех прижизненных титулов императоров  и монархов. Мифология божественных царей породила  теорию  цикличности и  определила  специфику времени и истории, когда время ритуала повторяет мифическое время «начала»,  а мифическое прошлое определяет повседневную жизнь коллектива, вождя  и простого (в том  числе и советского – А.А.) человека.
      Миф о  Гильгамеше, ищущем бессмертия, о Шакьямуни  Гаутаме, последнем земном будде, о сынах  солнца, ставших земными божествами и царями.  За многие тысячелетия она была для  гуманистов всех времён и народов  неким  вдохновением и утешением, на их мучительном и  тернистом  пути к самовоспитанию и совершенству. На протяжении  семи тысячелетий она была основной главой  коллективного  романтического   эпоса, неким  героическим, в сущности мифическим, образцом для последующих поколений. Когда пещерный антропофаг-оригинал впадал в безумие и каннибализм, принимал мистический  образ  Черного  Волка и  слишком далеко отдалялся от легендарного  идеала, то  наступало всеобщее  огорчение и смятение умов, утрата  веры в человека,  в его высокое предназначение. 
      Истоки этой великой Легенды и  древней, этой  старой  антропологической   Сказки,  которой, по словам Гёте, «суждено всегда  быть  юной», нужно искать в мифологии  сравнительно культурных народов, в типичных мифах, касающихся происхождения мира и людей, природы жизни и смерти – в астральных и солярных мифах,  в лунарных  и близнечных,  антропогонических и   космогонических мифах.
     На протяжении всего развития человеческого общества, в силу   изменяющихся  общественных условий  мифология постоянно подвергалась существенной трансформации, контаминации (смешению мифологических сюжетов), расслаиванию (возникновение мифологических сказаний о происхождении аристократических родов),  размежеванию,   циклизации (превращение мифа в историческое предание) и бесконечным  метаморфозам (превращениям, преображениям). 
     Говорить о том,  что  мифология  как форма  общественного сознания, как ступень  познания мира, исторически изжила себя в нашей  стране, ещё рано, преждевременно. Как и в далёкие, древние времена, ещё в эпоху возникновения   на планете четырех «интеллектуальных пятен» и первых государственных образований, когда человечество ещё пребывало в «нежном возрасте», так и сегодня, в эпоху квантовой физики, искусственного интеллекта и робототехники,  мифология  продолжает оставаться «аристократической» для избранных  и «плебейской» для  профанов-простолюдинов. Как тогда, в связи  с делением общества на классы, так и в Новейшие времена  (не без помощи жрецов)   мифологические сказания и поэмы о  легендарных героях и демиургах разного происхождения изображаются  как предки «знатных аристократических» родов в одном иерархическом ряду с «отцом  богов и людей». Так создавалась «высшая мифология», которая видоизменялась и трансформировалась в силу своей синкретической природы, сыграв значительную роль в генезисе различных идеологических форм  и политических течений.   Напротив, в верованиях народных масс преобладала в основном «низшая мифология», более грубая и непосредственная, «натурфилософская», оказавшаяся весьма живучей и наиболее устойчивой. Именно она, по мнению итальянского мифолога Джамбаттиста Вико,   создала особую философию мифа, с его «божественной поэзией», с чувственной телесно-эмоциональной конкретностью и специфическими  формами мышления, сравнимыми с детской психологией. (6)
         С появлением письменности «высшая  мифология» претерпела несколько революционных превращений чисто прагматического, практического   характера.  Изначальный изустный,  хтонический   миф  о борьбе героев-титанов «верхнего мира»  с подземными и  пещерными чудовищами и силами  зла становится историческим преданием, сказанием и хроникой героических событий и подвигов своих героев-предков, историей  и эпосом. Эпическое время  в историческом предании-легенде, как правило,  это  давний героический эон героического племени (народа, этноса),  достойного   быть  лучшим  образцом для  подражания. Мифологическое время преобразуется в эпическое. И  тогда  МИФ СТАНОВИТСЯ  ИСТОРИЕЙ,  А ИСТОРИЯ – СКАЗАНИЕМ  И  МИФОМ, где мифическое и сказочное прошлое становится  КВАЗИИСТОРИЧЕСКИМ  ПРОШЛЫМ.
      Герои-титаны и гиганты становятся  героями-предками сильных и могучих родов, они получают конкретные имена и прозвища, названия мест своего пребывания  и свершения  своих побед. Историческое предание и письменная хроника отличаются  от архаического эпоса и мифа уточнённой географией и топонимикой, указанием маршрутов и путей своих героев, наименованием племён и государств, перечислением  войн, моровых  язв, голодных лет  и неурожаев.
       Историческое предание  является  предисловием  национальной истории и  повествует  об  образовании  и устройстве первых   государственных и общественных учреждений. Мифическая борьба  за Космос против Хаоса  преобразуется в борьбу против своих  соседей-захватчиков, в защиту своих богатств и ценностей от грабителей-мародёров и насильников. Героизм жреца и шамана в ходе магических войн уступил место воинской ГЕРОИЧЕСКОЙ ЭТИКЕ  ВОЖДЯ  ПЛЕМЕНИ. Боги и эпические герои приобрели  более реальные черты и стали жить среди людей. Бог спустился с небес на землю и стал жить, в специально для него построенном  Храме, а жрецы при  Храме или около него. В обществах, имеющих развитый аппарат власти, механизмы управления и достаточно  продвинутую    технологию (тонкую обработку камня,  металла и дерева, изготовление оружия и транспортных средств) широкое распространение получили астральные, солярные и близнечные мифы. 
     Из них, в борьбе за власть,  наиболее  популярными оказались  солярные мифы, где главным  персонажем (богом и героем)  является  солнце и его дети-близнецы –  брат и сестра, которым суждено быть мужем и женой, и соответственно рожать земных  божеств и владык, царей и тиранов.  При этом, в архаичных  солярных мифах  солнце зачастую  играет второстепенную роль – настоящий герой и демиург способен солнце подчинить себе, грубо  стащить  его за волосы  рукою  с неба, превратить его в слугу-служанку, унизить и убить стрелой из лука, как это сделал мифических герой по имени  Серебро. В тех    бурно  развивающихся обществах, где  продолжали неуклонно возрастать функции  «Священного царя», как правило,    увеличивалась  и значимость культа бога солнца. Солнце стало для земных  восточных владык приёмным родителем и покровителем, могучим  союзником и даже  помощником, и его движение по небу  можно было (с божьей помощью)    остановить заклятием: «Стой, солнце, на Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою!».  Так  своим словом  остановил  наше светило   Иисус Навин из колена Ефрема, служитель и преемник Моисея, беспощадный покоритель  земель к западу от Иордана, перед которым расступались воды, и трепетало в ужасе и  страхе всё живое на земле. (7)
        В более развитых солярных  мифах  солнце уже не демиург, помогающий  герою Гильгамешу побеждать чудовищ в его   трудных поисках бессмертия, а воплощение всех главных богов солнца (единый бог всего Египта в царствование «сына   бога солнца Атона» –  Аменхотепа IV). Солнце – это «один единственный царь вселенной и владыка неба», держащий в своих руках Знак  Жизни «АНХ», символ того, что жизнь всему живому на земле, царям  и людям, дана Атоном («диском солнца»).   А кому из наследников героев-предков не хочется быть сыном или дочерью  солнечного бога? Кому не хочется  иметь свой персональный атман (свое  особое универсальное психическое начало)  и слушать в храмах гимны посвящённые тебе лично: «Да живёт вечно Ра,  ликующий   на небосклоне своём!» (Анатолий Апостолов. Человек как земное  божество. – ПРОЗА.РУ)
    Не этим ли  мифологизированным  понятием атмана и своей присвоенной  небесной, «солнечной родословной» объясняется монархическая, государственная     ТИТУЛАТУРА (титулы)  всех  великих владык и покорителей земель, царей и императоров: «Моё солнечное божество  страны хатти и  столицы мира Хатутаса, царь всех царей, сущий в двух именах Нахсаратт («Страх») и Веритема («Ужас»)…».
     И не со священных  ли Таблиц Судеб, имён  и мировых  событий  бога писцового искусства Набу (сына Мардука) начинаются родословные  книги царей и великих князей? Не с героических ли  сказаний о подвигах  легендарных Гильгамеша и Лугальбанда и вполне реальных царей-правителей Урука, «сынов бога солнца» начиналась письменная мировая история, история царей и царств, были и былички  о   священных инцестных браках?   И  первые, дерзкие представления о ЛИЧНОМ БОГЕ каждого человека, который облегчает ему доступ к великим богам, к верховному богу-покровителю для определения своей Судьбы и благословения на Власть. (8)
     Красивые исторические легенды и героические мифы даны нам, простым, обыкновенным людям (простолюдинам), завещаны нашими предками   в порядке общенационального   утешения и духовного вдохновения.  (9)
      В  них в торжественно-повествовательных тонах  рассказывается о героизме наших предков в самых трудных и самых невыносимых для них обстоятельствах, когда даже поражение в бою считается  духовно-нравственной победой. И это понятно, ни один народ  не желает признавать своих поражений перед злом, своего бессилия в борьбе с ним.   Баллады, саги и песни о славных рыцарях-героях, с их культом наслаждений чувственной любви и красоты «Неистовый  Роланд»  Лудовико Ариосто и  предания об  Арионе, божественном певце, очаровавшего своим пением  дельфинов.   
      Легенды о  великой Любви.  Миф о прекрасной Лаодике, девушки из страны  гипербореев и  хранительнице предметов культа  храма Аполлона. Кто из нас не знает   девушку   из  виноградника Суламифь из «Песни песней»?  А как  таинственно очаровательна  чудесная дева из Инада,  японская земная богиня Кусинада-Химэ и прекрасная  Кунти из «Махабхараты»,  родившая от всех без исключения  богов,  вполне здоровых  детей-наследников! А  этот  странный миф о дарительнице добра и зла  великой богине  из современного штата  Мичоакан  и матери  всех богов прекрасной  Куеравапери, «которая рождает дождь», насылает на людей  голод, эпидемии и смерть. А как эротичен и соблазнителен миф о семитской   богине любви и  плодородия Кадеш –  ипостаси Астарты, Асират, Анат или Хатор,   стоящей совершенно обнаженной на могучем льве   с цветами и со змеями в руках!  Красивые и страшные легенды о богах и богинях, о мужчинах-воинах и жёнах-мироносицах, о царственных блудниках и блудницах. Но те и другие несут  каждому новому  потомству  свою мораль и  свои вековые традиции, каждая легенда  по-своему определяет выбор между добром и злом, делает легендарными героями злодеев и убийц. Так легендарным героем стал  ветхозаветный самаритянин и евангельский  царь Ирод Великий, устроивший избиение младенцев. Легендарной стала  глубоко человечная и благородная голая всадница, добросердечная и прекрасная  леди Годива, которая преодолела свою стыдливость ради благополучия простых горожан Ковентри  и блудница Роав из Иерихона, которая спасла себя от смерти ценой гибели родного города  и всех его жителей.
     Легенды о  «небесной химии» и  о   той лукавой и неизъяснимой  тысячелетней  загадке в глазах красавицы, у которой, по меткому замечанию Фридриха   Ницше, нет  на земле иной  разгадки, кроме будущей беременности. И легенды, были и былички  о беспримерном  героизме  мужчин…  как  о самоутверждении на час по собственной природной сущности или по чужой властительной гордыне человека, возомнившего себя земным божеством. (10)   
       Культурный герой – носитель знаний и  культуры, первый человек, учитель людей Куксу («Большая голова»).  Это  строитель храмов и жилищ,  золотых дел мастер  и кузнец, «божественный, универсальный мастер» Гефест, способный выковать из металла небесные светила – звезды, Солнце и Луну, Слово, Песню и Свадьбу!       Это покровитель  всех кузнецов, носитель сверхъестественных сил,  высших знаний (и технологий), укротитель огня Вишвакарман, странник-воин, собиратель земель  и борец Гильгамеш, герой-защитник,   богатырь-пахарь изначальных времён,  Калеванпойка герой-мститель Куллерво. Из всех легенд и мифов  народов  мира основной и  вечно живой антропологической  сказкой  человечества является Легенда о  совершенном  Человеке.
      Стать и быть бесконечно долго земным божеством – заветная  мечта всех гордецов и честолюбцев народов мира. Совершенный (настоящий)  человек – это  тот, кто   в поисках своего бессмертия постоянно  стремится к совершенству самого  Бога. Позднее, уже во втором тысячелетии  культурного героя и добытчика всех человеческих благ сменил герой-воин, покоритель и грабитель, человек с мечом и «человек с ружьём».  Гигантомания и битвы божественных героев превратились в политические игры, а  рыцарский кодекс  чести героев-демиургов уступил в XVIII веке  место  моральному кодексу лапутян, впервые опубликованным  для чопорных англичан со слов  честного  очевидца Гулливера публицистом  Джонотаном Свифтом. Во главе всех жизненных ценностей стало не переустройство мира  с помощью демиургов и культурных герое, а ТУПОЕ АЛЧНОЕ НАКОПИТЕЛЬСТВО, беззастенчивый, наглый обман, мародёрство и грабёж, тотальное насилие и гнёт, под флагами  буржуазной демократии и коммунистической справедливости. На смену астральным  мифам пришли мифы социально-политические, а вместе с ними и новые сочинители  легенд, мифов,  сказов и сказаний, былин и быличек.
      Одним из главных заблуждений людей ХХ века явилось  их  тотальное мистическое  очарование  своими вождями в самые трагические и  ужасные   для себя периоды  существования, привычка народных масс из  век в век наступать на одни  и те же грабли. Виной всему привычка создавать себе кумиры и поклоняться  идолам себе во зло  и во вред своим потомкам.  Именно тогда  люди стали гнушаться  слабохарактерной человечности благородных умов. Когда все уверовали в благодать насилия, что силу урезонивает и смиряет не убеждение и не увещевание, не логический интеллект и не фактор понимания, а только сила – удар железной палицей  по черепу или между глаз. Когда человек умелый сумел вместить все основные черты добрых и злых богов. Это была одна из первых метаморфоз  легенды человеке-герое.  Вторая метаморфоза случилась  в эпоху смены    «священных профессий», когда перестали быть благородными  земледелие  и кузнечное дело, когда самым благородным оказалось воинское дело, профессия  жреца и музыканта, когда  вождь становился  земным божеством и самым  совершенным  человеком. Когда такая метаморфоза легенды о человеке происходит, именно тогда
                Со Сталиным, борясь  и побеждая,
                Весь народ за Сталиным идёт…
   Творить себе кумиры  народным массам помогали  в основном жрецы-правители и  даже учителя  нравственности, такие как Сократ и апостол Павел. Первый был учителем   двух афинских тиранов Кармида и Крития и объяснял, что "господствовать могут  только те, кто  владеет ЗНАНИЕМ ПОСЛАННЫМ НЕБОМ, а общественный, даже самый  добродетельный человек, не может этого  брать на себя". Второй  был учеником  Христа, и   объявил земную власть тирана и начальника от Бога, учил, что на земле "нет  власти не  от Бога" и что  без насилия властей, без  господ и рабов, в этой жизни никак    не обойтись.  Нужна  совершенно иная система воспитания и образования человека человеком.  И только  от уровня КОЛЛЕКТИВНОГО (НАЦИОНАЛЬНОГО) ИНТЕЛЛЕКТА и системы воспитания и просвещения, зависит  уровень подготовки  кадров для государственного управления, для  воспроизводства  служилого (чиновного)  сословия  нового типа, "просвещённых принцев".   
      Еще совсем недавно, в  XX веке, на глазах двух поколений  русских людей в результате  грандиозных  социальных катастроф,  голода и войн,  в стране   возникла благоприятная питательная почва для распространения в массовом  сознании нового   «социального» и «политического» мифа.     Возникла в одночасье  советская мифология, в которой причудливым образом   перемешались   элементы  «высшей» и «низшей»  мифологии.   Мистическая мифология большевистской правящей верхушки, касающаяся переустройства мира и планирования светлого будущего,  сопровождалась втайне  грёзами о вечной жизни и бессмертии,  с банальными, архаичными  представлениями о загробной жизни, о Судьбе и Воздаянии. В течение последних семи  десятилетий XX века древняя Легенда о совершенном Человеке превратилась  в результате социально-антропологических экспериментов  большевиков в легенду о советском человеке, человеке особого типа и чекистской закалки.  Об этих простых советских героях  задорно пелось в «Песне о Сталине» на слова  В. Лебедева-Кумача:
                Отбросивши сказки о чуде,
                Отняв у богов небеса,
                Простые советские люди
                Повсюду творят чудеса.
     Однако создание  человека нового типа в принудительном порядке, на голодном пайке и на рефлексах лабораторных собак  физиолога Ивана Павлова  не состоялось.     Всего  семь десятилетий длился социальный эксперимент под руководством  бдительных чекистов-воспитателей и родной Коммунистической партии. Потом вдруг  рухнула  Всесоюзная   Высшая Партийная Школа (ВПШ и ВКШ), а с нею и Агитпроп (система  советской  гражданственности   и военно-патриотического воспитания).  И сразу  все прозрели.  Вдруг оказалось,   что миф о настоящем, советском человеке – это  совсем  не  логическое и  даже  не  мифопоэтическое продолжение вечно  живой и актуальной  Легенды о совершенном человеке,   а всего лишь  злая, уродливая  карикатура на неё.
      Как показало   время, век советской мифологии по историческим меркам был недолгим. После жалкого и унизительного развала  СССР, многим специалистам по исторической и политической мифологии,  стало  ясно, что как такового нового советского человека никогда не  существовало, что он фантом, порождение больной фантазии  кремлёвский мечтателей-мистиков и  чекистов-оккультистов,  биологический  фантом    из  идеальной придуманной  призрачной страны Лапутии. Советский человек как  эталон  самого совершенного в мире человека, мизантропа-интернационалиста, как строитель  идеального коммунистического общества, оказался человеком мистическим, мифологическим. Именно методами подтасовок, подмен, фальшивок философы из чекистов позднее выстроили убогое учение о «новом советском человеке», осуществили так называемую "перековку", перевоспитание "классово-близких" уголовных в новых "строителей коммунизма". Результат мы пожинаем до сих пор - "совок" в умах, "вата" в душе вывернутой наизнанку.   И  бесстыдное   наглое бахвальство,  тотальная ложь по поводу всех  своих  достижений во всех сферах человеческой деятельности   выдаваемое за исторические достижения.
В советской мифологии Хомо  советикус    скорее был сказочным  коллективным героем-демиургом, нежели вполне реальным, спортивным и  физически красивым  по всем эстетическим   параметрам советского  живописца-монументалиста, лауреата Сталинской премии Александра  Дейнеки.  Современные политологи и футурологи  говорят, что  созданием советского гомункула занимались не те люди, не   специальные  научные структуры, не специалисты по биологической инженерии, а силовые структуры и чекисты-менеджеры, наследники тех, кто под руководством  Лаврентия Берии  чудесно претворял  в жизнь советский атомный проект. Но оказалось, что создать советскую  ядерную  сверхбомбу намного легче, чем нормального, адекватного, здорового человека. В результате получился  не советский совершенный Человек, а  осторожный, «премудрый  карась» в духе Салтыкова-Щедрина и даже  хуже,  возник  зашторенный «совок» в прямом и переносном смысле.(11)
      Не стали образцами людского  совершенства и вожди  Советского Союза, ещё труднее (почти невозможно) стать совершенными людьми  представителям нынешней российской правящей элиты. И проблема эта  вполне очевидна: «какое семя, такое  и племя» (Владимир Даль)      За каждой отдельной политической фигурой, претендующей на новое величие земного божества («божественного» царя) проглядывают такие же «легендарные»   герои  нашей отечественной мифологической истории, какие были  в своё время у  египетских фараонов и вавилонских царей.  Когда нам с экрана телевизора улыбается Владимир Путин, то значит, что это нам   из-за его спины улыбается в усы товарищ «Сталин – советский простой человек». А за улыбчивым вождём с неизменной трубкою в руках, улыбается Пётр Великий с глиняной голландской трубкою в зубах, а за  улыбчивым «Отцом Отечества»,  умелым корабельным плотником и ловким рубщиком голов  сурово   хмурит  брови Иван Грозный, богоданный борец с крамолою,  с тяжёлым, острым  посохом в руке.  Вот почему улыбка полубога, демиурга  и земного божества всегда немного странная. В ней проскальзывает чуть заметное  предчувствие  своих ближайших поражений, как ещё  один  печальный  эпилог  «сумерек богов» в далёком прошлом. Ведь  в каждой такой мистической исторической ретроспективе отмечен путь восхождений от земного праха к небу, и снисхождение (падение) духа в материю и в плоть, в  вырождение и в коллективную (корпоративную) дебильность.      И где здесь миф, и где реальность, где историческое предание, а где   фантасмагорическое, кромешное видение, сразу определить сложно. Не получилось у большевиков  покорить  всё живое на планете, поработить его и стать Хозяином  всего  на свете. Увы, братья Стругацкие  правы: трудно быть богом. Трудно, очень трудно  «пастушонку Пете тонкой хворостинкой  погонять скотинку». (Сергей Есенин). Сладко, но трудно быть земным смертным  божеством.
       QUOD LICET JOVI, NON LICET BOVI. Что дозволено Юпитеру, не дозволено быку.    Не дано даже самому великому правителю стать демиургом и  совершенным человеком, чтобы играючи  повелевать временем, пространством и материей, победить смерть и стать бессмертным богом. Великие подвиги и  кровавая слава тиранов ХХ века завершилась   гибелью и сумерками  наших рукотворных  земных богов, главных виновников наших коллективных заблуждений и массовых  душевных болезней. Их мир корнями уходит в советскую мифологию. Поскольку она лжива  и  фальшива,  то  они тоже вынуждены все время врать. Творить ложь и мифы, легенды и былины в СМИ, в эфире и печати, в учебниках и  в исторической науке.  У них та же пещерная «философия жизни», что и  у «божественных царей» седой древности, те же  душевные болезни и низменные страсти, подогреваемые Черной Троицей – алчностью, завистью, ревностью. У нынешних «хозяев жизни» та же мания величия и та же немыслимо завышенная самооценка, характерная   для    носителей эгоцентризма и зооморализма, как  библейская  Роав-блудница из  Иерихона или   как  римский император, «божественный» Нерон.  Продажная красавица  Роав считала, что её жизнь вполне стоит   полного разрушения города Иерихона («Города пальм») и  гибели всех его  жителей, вплоть до женщин и младенцев. (12)
    Сумасшедший  император Нерон также считал себя непреходящей всемирной ценностью, не имеющей вообще цены, ценил  свою персону  дороже города Рима и всей Римской империи. Позднее, в Средние века, в эпоху капитализма и реального коммунизма всё эти  психически ненормальные, тщеславные  честолюбцы, в угаре мании величия стали полагать, что  ради их  эгоистических интересов и больных желаний,  должны трудиться и страдать, переносить лишения и гибнуть сотни тысяч и даже миллионы людей.  Среди них сегодня много жалких эпигоном и ничтожеств, которые не по заслугам требуют  от своих народов пылкой жертвенной  любви и непомерного к ним уважения. Большие люди маленького роста, родные и двоюродные братья  грозного и страшного Крошки Цахеса, они почему-то  всегда  уверены, что народ любит и  всегда поддерживает, что народ не позволит врагам Отечества лишить их власти. Так, например,  считал наивный последний русский император и милостью Божией  Самодержец Николай II  Александрович и «Голубь мира», трижды Герой  Социалистического Труда, генсек Никита Хрущёв: «Народ не позволит!». При этом для всех авторитарных  правителей, как «божественных», так и не очень обожествлённых, характерна одна черта – самонадеянно   отождествлять свою бесценную и непогрешимую персону с Отчизной, с Родиной, чтобы миллионы жертвенных патриотов гибли одновременно за  Царя (фюрера) и Отечество (Фатерланд).
       У каждого из исторически мифологических  Монстров  власти был свой кровавый путь восхождения  к сияющим высотам, у каждого был "свой  роковой  паденья  час",  свои "сумерки богов" (Gotterdemmerung) в духе оперы Рихарда Вагнера "Кольцо Нибелунгов".  Один проваливался в Бездну в бункере  под старым корпусом рейхсканцелярии   под грохот советской  артиллерии,  другой  уходил в  белую ночь Небытия   в полной беспомощности, в  гробовой тишине на Ближней даче,  на полу, в лужице  собственной  мочи, в окружении своих врагов-соратников.  Именно в прошлом веке-людоеде и произошла самая страшная  метаморфоза  Легенды о человеке – с каждой  гибелью  земного божества легенда о совершенном Человеке блекла на глазах нескольких поколений людей  и сжималась в точку как шагреневая кожа, а вместе с ней  обессмысливались и обнулялись все  благие начинания великие деяния обманутого  властительными  монстрами  человечества.   Эксперимент по созданию некоего Гомо  советикуса не состоялся, не получился, позорно лопнул, потому что эгоистическая сущность обывателя («бездельника-потребителя») взяла здесь верх и  победила идеологию Третьего интернационала, коммунистическую идеологию.  В  начале третьего  тысячелетия  могучий Фининтерн окончательно победил  большевистский  легендарный Коминтерн. 
       Оказалось, что человек жив не тем, что он делает и ест, а своим неукротимым желание БЫТЬ И ТВОРИТЬ, своим высоким, выстраданным Сознанием, Знанием, Интеллектом, трезвым Рассудком  и крепкой Памятью. Только такого  высшего сорта  граждане не могут  стать   потенциальными жертвами  БОЛЬНЫХ ВЛАСТЬЮ  ИНДИВИДОВ. Паноптикум Зверей и Монстров власти ХХ века сегодня  должен стать  для нас своеобразным кладбищем людских  пороков и эпохальных  преступлений, экспериментальной клиникой судебной  психиатрии  и психосоциальной  Лабораторией по   экспертизе МАССОВЫХ ЗАБЛУЖДЕНИЙ, где легенда о совершенном  Человеке должна стать историей болезни, её окончательным   эпикризом.   Оказалось, что не на всех  социальных мифах и легендах можно  разрабатывать новую идеологию и создавать гармоничное общественное устройство. Лишь только некоторые из общественных устройств  годятся сегодня  в качестве  образца для подражания  и воспитания  у  новых  поколений  гражданских, патриотических чувств. 
примечания, источники, литература
1.Фридрих Ницше. Так говорил  Заратустра. Книга для всех и ни для кого. Пер с нем. –М.: Интербук (Сер. «Страницы мировой философии»), 1990, СС. 21,41,124,145, 165, 254.
2. Кэмпбелл, Дж. Маски бога : Созидательная  мифология / Д. Кэмпбелл. - М. : Золотой век, 1998.

3.Так во времена генсека-волюнтариста  Хрущёва  в ЦНИИ-12 Министерства обороны  обсуждалась идея вызвать искусственное цунами мощным (до 100-мегатонн т. э.)  ядерным взрывом у берега США, (реализация  сверхсекретного проекта Андрея Сахарова Т-15). Во времена Брежнева-Андропова обсуждался  похожий проект «Статус-6», но тоже  был отклонен в ЦК КПСС как «несвоевременный».  В  КГБ уже тогда   разрабатывался  план по ликвидации СССР.     Наконец, уже в РФ,   11 ноября 2015 года был продемонстрирован  макет  ядерной торпеды  «Статус-6»,    с дальностью хода 10 000 км, глубиной хода 1000 метров и калибром 1,6 метра, близкого к Т-15.    (Анатолий Апостолов.  Человек  как земное  божество. – ПРОЗА.РУ)

4.  Надо признать, что  в древнем мире, в эпоху неолита и бронзы, инцест    иногда соответствовал снятию  брачных запретов в наиболее важных ритуалах и мистериях.   Инцестные  браки и сожительство (брата и сестры) были в царских традициях. Инцест  в династических кастах, в тайных религиозных сектах и общинах, у рыцарей-храмовников   и у масонов  был частым явлением. Особенно распространёнными были  брачные союзы с кузинами и племянницами. Инцест имел место  в Западной Европе и  в России в Доме Романовых  в лице императора Александра I Благословенного и его  младшей  красавицы сестры  Екатерины Павловны, бурный и страстный роман которых проходил во время их пребывания в Лондоне. Александр, как победитель  Наполеона, возомнил из себя земное божество, и  вместо того, чтобы проживать по протоколу во дворце Сент-Джеймс в гостях у принца-регента, предпочёл остановиться у своей «возлюбленной  подружки и глупышки»  сестры Катеньки в гостинице  Пултени, где были все условия для комфортного секса.  Для  Александра  единокровная сестра Екатерина была всю жизнь идеалом чувственной, плотской любви. Об этом говорят чудом сохранившиеся его страстные письма к ней: "Ваша любовь необходима для моего счастья, потому что Вы самое красивое создание в мире!... Я люблю Вас до сумасшествия, до безумия, как маньяк!... И надеюсь насладиться отдыхом в Ваших объятиях…<…..> и покрыть Вас нежнейшими поцелуями в Вашей спальне в Твери...". Именно в ту пору незамужняя английская принцесса София Матильда Великобританская (1777-1848)  растила своего сына, рождённого  от своего единокровного старшего брата Эрнста Августа. Будучи натурой страстной она делила ложе с генерал-майором Томасом Гартом,  весьма грубым  и жестоким в обхождении с дамами, но зато  неутомимым любовником.  И это ни  у кого не вызывало возмущения и  никем  в обществе не осуждалось. Наоборот, при английском дворе инцест принцессы Софии был предпочтительней,  чем её  плотские утехи со стариком-шталмейстером.  Тема инцеста – негласно табуированная тема во все времена, ибо  она напрямую связана с глобальными  социально-демографическими  катастрофами, с длительными войнами и гибелью огромного количества мужчин детородного возраста. В России инцест получил широкое распространение в сельской местности и  в системе ГУЛАГА  после окончания второй мировой войны. (Анатолий Апостолов. Эта третья,  кромешная Смута. – ПРОЗА.РУ)

5. Вико  Джамбаттиста, (Giambattista Vico) Основания новой науки об общей природе наций. М., Киев, 1994.-  Михаил Лифшиц. Дажамбаттиста Вико. // Собрание сочинений в трех томах. Том II. Москва, "Изобразительное искусство",1986, С. 4-56.
6  «И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не это ли написано в книге Праведного:  «стояло солнце среди неба, и не спешило к западу почти целый день»?  (Книга Иисуса Навина. Гл. 10,  стихи  12,13).
7.  Хрестоматия по истории  Древнего Востока, ч.1-2, М., 1980; Мифология  древнего мира, - М.1977; Эпос о Гильгамеше. (О всё видавшем»), пер. с аккад. М. – Л. 1961. Боги, цари, гробницы. М.1961.
8.Элиаде Мирчи. «Миф вечного возращения: архетипы и повторение».  «Образы и  символы», «Священное и мирское» // Сборник трудов М.Элиаде.  - М.: Издательство «Ладомир»,2000.  Четвёртая часть книги, «Ужас перед историей», показывает, как мифу о вечном возвращении удаётся сохраниться даже в современном мире. Обсуждаются проблемы  исторического мифа в новейшей истории    и вопросы  политической воли  в историческом процессе.
 9. К таким совершенно фантастическим легендам  можно отнести  «Сказание о невидимом граде Китеже – городе, якобы ушедшему под землю, чтобы не покориться   татарскому завоевателю – хану Батыю. В этой  легенде во всей полноте отражена национальная боль завоеванного  и порабощённого славяно-русского народа. Для русских Ордынское иго было таким трагическим событием космического  масштаба, как для древних иудеев  было Вавилонское пленение. К произведениям легендарного характера (где  вымысел  значительно  превышает историческую  реальность)  относится, например, «Сказание о конце Новгорода» (XV в.) или «Сказание о псковском взятии»(XVI в.).       Если сказы и сказания как виды древнерусской повествовательной литературы легендарного характера служили  своеобразным украшением многих трагических и неприглядных исторических событий, то, например, «жития святых» и отдельные повествовательные сказы нравоучительного характера отобразили  грёзы наших предков о совершенных, «богоугодных» женщинах и  благородных мужчинах.
 10. «Король Кофетуа и нищенка».  Крымская легенда «Хан и его сын»,  «Житие  Петра и Февронии  Муромских», «Легенда о прекрасном Пекопене и красавице Больдур» Виктора Гюго отобразили  грёзы наших предков о совершенных женщинах и  мужчинах.  И здесь в этих легендах о человеке заложены всё те же утешительные прозаические нарративы, что и в исторических мифах и легендах, те же элементы трагических заблуждений и разочарований  в  психологической проекции  «победивших» и «побеждённых». (Анатолий Апостолов.  Легенда о совершенном Человеке.  Серия  статей и эссе. - ПРОЗА.РУ)
11. Говорят, что   все эксперименты по созданию советского сверхчеловека  представляют государственную тайну. Говорят, что геном советского человека строго засекречен  нашими  спецслужбами.  В тоталитарном государстве всё, что касается правды о природе человека и о  его  реальной общественной деятельности — всё является  государственной тайной.  Точный  состав генома  совершенного советского (совершенного) человека  никогда не предавался огласке  — это государственная тайна. (Сергей Доренко. «Говорит Москва».) Всё, что касается выведения искусственным  путём  людей иной особой  породы, относится сегодня  к  сфере военных разработок и ведению информационных пси-войн. Что касается советского мифа о совершенном человеке, строителе коммунизма, то он во время третьей, кромешной Смуты 90-х годов  существенно деформировался в худшую сторону. Выяснилось, что  современный  политик практически лишен морали, что он  ни за что и никогда, даже случайно, не может стать  гуманным, прозорливым, мудрым  человеком. Так, например, Борису Ельцину, по утверждению Михаила Полторанина, было все равно, какой страной править –главное стоять у руля и быть  над всеми господином. Ради сохранения  личной власти Ельцин был готов, по утверждению охранника Коржакова, «укокошить полстраны» Гуманизм и сострадание вредит  политической карьере, сила ломит силу, а в самом насилии над людьми  есть особое «божественное» наслаждение, близкое к оргазму.   Философия жизни наших пастырей и пастухов,  надзирателей над  народом, такая же пещерная, как и полторы тысячи лет назад.   Бандит, насильник и убийца  со статусом и при деньгах  стал культурным Героем и Демиургом  современной России,  а её  единоличный Правитель и Верховный Главнокомандующий, её очередной  Президент – самым совершенным  Человеком нашего времени,  КОТОРЫЙ МОЖЕТ ВСЁ.  Он Тот, Кто  не боится Закона Воздаяния.  Он Тот, Кому    не нужен  Закон о непогрешимости и неприкосновенности. Он – бог Солнца – Ра.  Он – Иеху, царь Северного царства.  Он сам себе Закон, он себе Судья и сам себе Палач. Непобедимый Владыка, сидящий в тени тысячелетнего анчара, пожилой, несчастный смертный человек, мешок с костями и ливером, пожива для  голодных псов близ  незаконно приватизированного  виноградника Навуфея.  (3 Книга  Царств 21:23).   
12. О  красавице Роав - блуднице  из Иерихона  рассказывается  в одной из книг Ветхого Завета – Книге Иисуса Навина. Здесь в   ровной повествовательной интонации рассказывается о цене   измены  и предательства, о том, что  у отдельно взятых людей и у целых групп людей свой особый взгляд на ценность человеческой жизни, на природный альтруизм  и отчизнолюбие, на жертвенную любовь и  животный эгоизм,   
      Это  она, Роав,  спрятала израильских лазутчиков у себя в доме в Иерихоне и тем самым спасла их от расправы. Это Роав, ради сохранения  своей жизни и жизни своих родственников (матери, отца, сестёр и братьев), вывела  ночью  тайком из города  шпионов Иисуса Навина  в горы, а их преследователей направила по ложному пути.  Эта библейская легенда, древнее сказание и быль поучительна для  всех людей  без исключения тем, что   какой  может  условной и символичной, высокой и ничтожной цена отдельной  человеческой жизни и даже жизней  десятков и сотен тысяч людей. Заодно легенда  о блуднице Роав повествует нам о том, как можно унизить целый народ через высокую оценку  жизни  одной проститутки, которая обошлась  гибелью  цветущего города-государства. Предал Иисус Навин город Иерихон  уничтожению, «предал  заклятию  всё, что в городе, и мужей, и жен, и молодых и стрых, и волов, и овец, и ослов. Всё истребили мечём. А Роав же блудницу и дом отца её и всех, которые у неё были, Иисус оставил в живых, и она живёт среди  Израиля до сего дня: потому что она укрыла посланных (лазутчиков), которых посылал Иисус для  высмотрения Иерихона. В то время Иисус поклялся и сказал:  проклят пред Господом тот, кто восставит и построит  город  сей  Иерихон». (6 Иис. Нав. 20-25)  В книге Навина ничего не сказано об отношении израильтян к предательнице своего народа.  Скорее всего, оно было равнодушным. Её боялись открыто осуждать и презирать,  ведь она была для  них персоной неприкосновенной.   Вряд ли блудница  Роав    мучилась укорами совести и помышляла о самоубийстве. Она   жила в достатке и неге под покровительством израильского вождя. Таких продажных и готовых на всё  жриц любви, как она,  у нас сегодня  миллионы. Привыкшие к тотальному насилию, они согласны    на любое  насилие от кого угодно в любой извращённой форме за чечевичную похлёбку и кусок колбасы, за некий  социальный статус  и государственное обеспечение.
19.11.2020


               


Рецензии