Кинорежиссер Юрий Озеров

Отечественный кинематограф был богат на выдающихся кинорежиссеров. Достаточно вспомнить Сергея Эйзенштейна,  Григория Александрова, Михаила Ромма, Сергея Герасимова, Сергея Бондарчука.  К этой плеяде известных всеми миру и почитаемых творцов шедевров кино принадлежит и человек, о котором речь пойдет ниже.

Юрий Николаевич Озеров - великий советский кинорежиссер-монументалист, появился на свет в семье певца Большого театра Николая Николаевича Озерова и Надежды Ивановны Сахаровой в 1921 году. Предки Юрия по отцовской линии были священниками, которые, как известно, обладают могучими красивыми голосами. А по материнской линии дедом Юрия Николаевича был врач Иван Сергеевич Сахаров. Знаменитым стал и младший отпрыск семейства - Николай Николаевич Озеров, который прославился на весь Советский Союз как спортивный комментатор.

С ранних лет мальчики впитали в себя дух высокой культуры: в доме родителей часто гостили именитые актеры, режиссеры и певцы: К.С. Станиславский, А.В. Нежданова, Л.С. Собинов, В.И. Качалов, С.М. Козловский, С.Я.Лемешев. В семейном архиве сохранилось фото, где на руках у отца русской театральной школы К. Станиславского сидит маленький Юра.

В семье Озеровых почитали мать Надежду Ивановну. Для всех домочадцев она была эталоном женственности и материнства. Свою сыновнюю любовь братья Юрий и Николай пронесли через всю жизнь.

В детстве Юрий Озеров увлекся написанием картин. Он даже посещал художественную школу, где делал успехи. Но по окончании десятилетки он принимает решение поступать на актерский факультет. В 1939 году Юрий проходит по конкурсу в Московский театральный институт (ГИТИС), где проучился два года до начала войны. Но 22 июня 1941 года его планы, как и планы и мечты многих советских граждан того времени, были разрушены.

Юрий Озеров сразу же идет по призыву в советскую армию связистом. Он прошел всю войну и дослужился до звания майора, закончив за год до победы Военную академию. В битве под Кенигсбергом, видя весь ужас происходящего, молодой лейтенант дал себе зарок, что если ему удастся выжить, то он обязательно снимет об этом кино. И он остался жив.

Юрий Николаевич награжден многими орденами, среди которых медали «За оборону Москвы», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией».

Сразу после победы молодой военный решает продолжить прерванное образование и поступает на театроведческий факультет театрального института. Но участие в ВОВ наложило свой отпечаток на мировоззрение молодого человека. Он не может найти общий язык с сокурсниками, бывшими выпускниками школ, и принимает решение перевестись на режиссерский факультет ВГИКа.

Его мастером становится И. Савченко, талантливый педагог, который воспитал целую плеяду грандиозных мастеров советского киноискусства: С. Бондарчука, А. Алова, В. Наумова, М. Хуциева, Ф. Миронера, Л. Файзиева, С. Параджанова, Ю. Вышинского.

Среди своих новых сокурсников, которые стремились к индивидуальности, к поиску новых форм и содержания, Юрий Озеров всегда выделялся тягой к реализму. Но выбираемые им сюжеты и манера подачи материала завоевали сердце зрителя своей глубиной и правдивостью.

Уже первые работы режиссера вошли в копилку мирового кинематографа. Это киноленты «Арена смелых» о советском цирке, «Сын», где главную роль сыграл восходящая звезда Л. Харитонов, «Кочубей» - легенда о герое гражданской войны с Н. Рыбниковым в главной роли.

Интересует Юрия Озерова и советское искусство. Так появляется фильм «В праздничный вечер» о знаменитых в то время музыкантах Рихтере, Ойстрахе, Когане. Успешным опытом стала лента по рассказам Ярослава Гашека «Большая дорога», которая была создана вместе с чешскими кинематографистами в юмористической манере.

Знаменательным событием тех лет становится картина «Фортуна» об истории албанского освобождения во время войны с фашистами, которая была создана совместно с албанскими коллегами. Талантливый режиссер постепенно подходит к важной для себя теме: Великой Отечественной войне.

В 1963 году на экраны выходит американский фильм «Самый длинный день», рассказывающий о создании второго фронта американцами и англичанами. По версии западных кинематографистов получалось, что основную роль в победе над фашизмом сыграл именно западный фронт. Что в это время происходило в СССР и на востоке Европы, в киноленте умалчивается. Этот фильм стал потрясением для многих отечественных деятелей искусства, которые на собственном опыте испытали все тяготы войны.

После разговора с партийным руководством Юрий Озеров берется за создание киноэпопеи под названием «Освобождение». Этот фильм соединил в себе черты документального и художественного кино. Все батальные сцены с передвижением войск были воссозданы с документальной точностью. А большой эмоциональный накал игры актеров придал нужное звучание всему фильму. Картина идет более 8 часов. Ее негласным консультантом был сам маршал Г. Жуков.

Костюмы, техника, реквизит создавались по образцам времен 40-х годов. В создании киноэпопеи принимали участие актеры из разных стран Европы. Со всеми из них Юрий Николаевич позднее поддерживал теплые отношения.

Масштабное кинопроизведение состоит из пяти частей и охватывает самые тяжелые и кровопролитные битвы Великой Отечественной войны. На экраны кинолента вышла в 1968-1972 годах в 115 странах мира. Все авторы фильма: Ю. Озеров, И. Слабневич, А. Мягков, Ю. Бондарев и О. Курганов после премьеры были удостоены ордена Ленина.

Следующая киноэпопея, состоящая из четырех картин, «Солдаты свободы» появилась на свет в конце 70-х. Над ней также работала международная команда профессионалов. Режиссер Юрий Озеров получает мировое признание. Повсюду, на зарубежных кинофестивалях его и еще двух маститых режиссеров современности С. Бондарчука и С. Ростоцкого называют «тремя богатырями» советского киноискусства.

В 80-е годы военную тематику режиссера продолжили фильмы «Сталинград», «Битва за Москву». К ним Юрий Озеров, как и ко всем своим кинороманам, сам писал сценарии. Последней его работой о войне стали картины 90-х «Трагедия века» и «Ангелы смерти».

Не оставил режиссер и документалистику. Накануне Олимпиады-80 была создана лента «Спартакиада», а по ее окончании фильм «О спорт - ты мир!». Таким образом весь советский народ в то время смог увидеть хронику событий Московских Олимпийских игр. А кадр улетающего олимпийского мишки стал одним из самых запоминающихся.

О первой жене Юрия Озерова Раисе Сухомлиной известно только то, что она стала матерью первого сына режиссера - Владимира, который получил впоследствии звание доктора технических наук и стал профессором математической кафедры МГУ. Всего у Юрия Николаевича было двое детей. Второй сын Юрия Озерова Николай на данный момент живет в Индии и работает переводчиком.

У режиссера четыре внука - Владимир, Анна, Степан и Юрий, правнук - Дмитрий. Внук Владимир был убит при невыясненных обстоятельствах в 2003 году.

Вторая жена Диляра Керимовна была младше своего супруга на 10 лет. Она работала художником по костюмам. Впервые встретились они на съемочной площадке фильма «Фортуна» и больше не расставались. Супруга была его преданным другом и соратником, при этом оставалась всегда красивой и очаровательной женщиной.

На фестивале в Доме Ханжонкова «Женщины кино» Диляра Озерова получила награду «Жена режиссера - больше чем жена». Она до конца исполнила свой долг перед любимым мужем и проводила Юрия Николаевича в последний путь в октябре 2001 года.

Фильмография
Арена смелых (1953)
В праздничный вечер (1954)
Сын (1955)
Кочубей (1958)
Фортуна (1959)
Большая дорога (1962)
Освобождение: Огненная дуга (1968)
Освобождение: Прорыв (1969)
Освобождение: Направление главного удара (1970)
Освобождение: Битва за Берлин (1971)
Освобождение: Последний штурм (1971)
Солдаты свободы (1976)
Баллада о спорте (1979)
О спорт, ты – мир! (1980)
Битва за Москву (мини-сериал, 1985)
Сталинград (1989)
Трагедия 20-го века (сериал, 1993 – 1994)
Ангелы смерти (1993)
Великий полководец Георгий Жуков (1995)


Рецензии