Уроки Снежинки. Полный шахматный всеобуч
Опыт преподавания детям в "Шахматной Шкатулке" в детсаду №10 "Снежинка" в Урае.
Первое: ритуалы. Огромную роль играют в воспитании малыша ритуалы. Покажу это как раз на примере шахматных занятий.
Подготовка к занятию: торжественная выкладка на стол для занятия доски и коробочки с фигурками. О каждой коробочке расскажу в дальнейшем. Важно, чтобы малышка услышав «шахматы» усваивала: первым долгом расчищают место для занятия, торжественно выкладывают доску и рядом выставляют одну из коробочек для занятий. Коробочек как минимум три.
В одной шахматные фигурки.
Во второй фигурки животных по размеру такие, чтобы каждая легко умещалась на одной клеточке доски.
В третьей фигурки солдатиков и фантастических «пришельцев» также легко помещаемые на клеточки доски.
Кроме этого, полезно иметь и настоящие шахматные часы с двумя циферблатами и флажками.
Выкладка состоялась, ребёнок удобно сидит за столиком с шахматной доской.
Завершение занятия. Ритуальная фраза. Вы её сконструируете сами, но важно, чтобы она всегда завершала занятие. После чего фигурки торжественно складываются в коробочку, доска торжественно удаляется со стола и коробочка с фигурками прячется в свой уголок и объявляется нечто, вроде: «Доска и фигурки отправились спать, а мы теперь будем с тобою… гулять»
Продолжительность занятия не более десяти минут в первый и второй год занятий.
Оптимально два занятия в неделю в одно и то же время.
Ядром каждого занятия является «сказка».
Сказка здесь – это короткая простая история, которую вы сочиняете сами.
Я постараюсь дать примеры «сказок» для каждого занятия, но лучше будет, если вы, чувствуя свою Малютку лучше дистанционно заочного дедушки, будете подстраиваться под конкретную ситуацию «на месте». Главное – вдохновение и отсутствие фальшивых нот в голосе. Фальшь малыши чувствуют мгновенно. И не прощают её уже никогда.
Общее представление о целях и средствах их достижения.
Одно занятие с малышом мы называем «погружением».
Вся Программа рассчитана на ЧЕТЫРЕ ГОДА, то есть на ТРИСТА ПОГРУЖЕНИЙ.
75 погружений в год. Это примерно 38 недель с занятиями.
Естественные паузы: Новый год, Весенние праздники, совместные выезды на природу и к родственникам, отпуска, каникулы, срочные работы, болезни и недомогания.
Лучше всего ритмично заниматься и не пропускать без уважительных причин, уж поверьте мне, если удастся подряд отзаниматься 38 недель – это всегда ЧУДО, после такого можно смело пару месяцев отдыхать от. Но на практике Дай Вам Бог нацарапать за год эти самые 38 недель.
Иногда приходится переходить на «интенсив» по 3 занятия в неделю, чтобы нагнать проопущенное.
Ваша основная цель, чтобы ребенок прочно усвоил четыре высшие абстракции: поле, фигура, ход.
Ход, поле, фигура – основа всех игр на плоскости. Всех!
За каждым из этих понятий скрывается фантастическое число объектов и процедур.
Если эти понятия усвоены ребёнком «правильно» и достаточно «полно», он уже имеет высоко дисциплинированное мышление, а именно это и является целью «шахматного всеобуча».
Не «играть в шахматы» — это «побочный продукт» - а именно высоко дисциплинированное мышление. Умение работать головой системно, продуманно, ответственно, спокойно в том числе и в неблагоприятной внешне обстановке.
Средствами достижения этих целей и является система из трехсот погружений в материал.
Триста погружений это четыре тысячи пятьсот минут целенаправленного воздействия на развивающееся мышление вашего ребёнка, при котором задействованы активно его эмоции, его чувства, его внимание, его впечатлительность, его ощущения прекрасного и волшебного.
Во время погружений вы активно используете игры цвета, музыки, слов, собственные ощущения на уровне мелкой моторики пальцев, рук малыша, его речевого аппарата.
Вы обращаетесь к его способностям фантазировать, творить, перевоплощаться.
Вы демонстрируете ему всё многообразие внешнего волшебного непередаваемо прекрасного мира. Шахматное занятие в этой системе – это всегда погружение в позитив, в доброе, разумное и вечное. И всё это ИГРАЯ, не навязчиво и в то же время предельно интенсивно.
Когда занятие завершается ребёнок про себя должен как бы чувствовать:
«Как? Уже всё закончилось? На самом интересном месте?! Ах, как жаль!»
Он этого не произносит. Не проговаривает. Но он это именно чувствует.
Высшая оценка за проведенное занятие, когда ребёнок начинает учить освоенной микроигре кого-нибудь из своего окружения.
Я еще ничего не сказал о микроигре?
Каждая Сказка на занятии (ровно одна на одно занятие) это всегда одна Микроигра!
То есть настолько простая и понятная игра, что ребёнок впервые увидев её сразу готов сам в неё играть.
Арсенал микроигр – это основная база для успешного проведения ребёнка через серию погружений в материал.
Ну вот, вроде бы все необходимые предварительные замечания сделаны!
Приступаем?
Погружения 1-5 здесь:
http://proza.ru/2020/11/24/1001
Погружения 6-10 здесь:
http://proza.ru/2020/11/25/209
Свидетельство о публикации №220112400589