13. 2 Спящие

                Из книги «В поисках чудесного» П.Д. Успенского,

слова Успенского:

(стр.333) «Наконец мы вернулись в Петербург. Гурджиев  ехал в Москву, и мы отправились с Финляндского вокзала прямо на Николаевский. Проводить его собралась довольно большая компания. Он уехал.

Но до окончания чудесного было ещё очень далеко. Поздним вечером того же дня опять происходили удивительные явления: я «беседовал» с ним и видел его в вагоне поезда, шедшего в Москву.

Затем последовал какой-то странный период, длившийся около трёх недель, в течение которого я время от времени видел «спящих людей».

Через два или три дня после отъезда Гурджиева я шёл по Троицкой и вдруг увидел, что идущий мне навстречу человек – спит. В этом не могло быть никакого сомнения. Хотя глаза его были открыты, он шагал, явно погружённый в сон, и сновидения, подобно облакам, пробегали по его лицу».

                Как он это понял? Он увидел скрытые эмоции?

«Мне пришло на ум, что если смотреть на него достаточно долго, я увижу и его сны, то есть пойму, что он видит во сне. Но он прошёл мимо. Следом за ним прошёл другой человек, и он тоже спал. Проехал спящий извозчик с двумя спящими седоками».

                Сущность спала, а личность нет? Где находилось  сознание человека? В личности. Получается, чтобы проснуться, нужно переместить своё сознание в сущность. Так ли это?  Жизнь личности – это сон сущности?

«Неожиданно я оказался в положении принца из «Спящей красавицы». Все вокруг меня были погружены в сон. Ощущение было явственным и несомненным. Я понял смысл утверждения о том, сколь многое ещё может увидеть нашими глазами – многое такое, чего мы обычно не видим».

                Были ли это виденья физических глаз? Или это открылся третий глаз человека?

«Потом они  повторились на следующий день, но очень слабо. Я сразу открыл, что, стараясь вспоминать себя, я мог усиливать эти ощущения и увеличивать их длительность настолько, настолько у меня хватало сил не отвлекаться, то есть не разрешать вещам и всему окружению привлекать моё внимание. Когда внимание отвлекалось, я переставал видеть «спящих людей» - вероятно, потому, что засыпал сам».

                Вспоминание себя, не является ли это выходом сознания из физического тела человека? Подобное можно ощутить, когда играешь в виртуальную игру и глубоко погружён в неё. Человек ничего не замечает вокруг, кроме своей игры. Погружение сознания в игру, при концентрации внимания (сознания) на ней.

«Я рассказал об этих опытах нескольким нашим людям, и у двоих из них, пытавшихся вспоминать себя, возникли сходные переживания.

Потом всё пришло в норму. Я не мог окончательно понять, что случилось, но со мной произошёл глубокий переворот.

Несомненно, во всём, что я говорил и думал в течение этих трёх недель, было немало фантазии. Однако я увидел себя – то есть увидел в себе много таких вещей, которых никогда раньше не усматривал. Сомнения в этом быть не могло, и хотя впоследствии я стал таким же, каким был, я не мог уже не знать того, что со мной произошло, не мог ничего забыть.

Однако я понял тогда с неоспоримой ясностью – никакие явления высшего порядка, то есть явления, превосходящие категорию обычных, каждодневных и называемые иногда «метафизическими», нельзя наблюдать или исследовать обычными средствами, в повседневном состоянии сознания, как физические явления. Совершенно нелепо полагать, что удаётся изучать такие явления высшего порядка, как «телепатия», «ясновиденье», предвиденье будущего, медиумические и тому подобные явления так же, как изучают электрические, химические и метеорологические явления. В явлениях высшего порядка есть нечто, требующего для их наблюдения и изучения особого эмоционального состояния. Это исключает возможность «правильно проведённых» лабораторных опытов и наблюдений.

Второе интересное заключение, к которому я пришёл описать гораздо труднее. Оно относиться к замеченной мною перемене некоторых моих взглядов, формулировок целей, желаний и надежд. Многие аспекты этого прояснились для меня только впоследствии. И потом я обнаружил, что именно в это время  в моих взглядах на самого себя, на окружающих и особенно на «методы действия» начались вполне определённые перемены, - если не прибегать к более точным определениям. Описать сами  изменения очень трудно. Могу только сказать, что они никоим образом не были связаны с тем, что было сказано в Финляндии, а оказались результатом эмоций, которые я там пережил.

Первое, что я смог отметить, было ослабление крайнего индивидуализма, который до недавнего времени был основной чертой моего отношения к жизни. Я стал больше видеть людей и ощущать свою общность с ними. Вторым было то, что где-то глубоко внутри себя я понял эзотерический принцип невозможности насилия, то есть безполезности насильственных мер для достижения каких бы то ни было целей. С несомненной ясностью я увидел – и больше не утрачивал этого чувства – что насильственные меры в любом случае приведут к отрицательным результатам, противоположным тем целям, ради которых они были применены. То, к чему я пришёл, было похоже на толстовское непротивление; но это совсем не было непротивлением, так как я пришёл к нему не с этической, а с практической точки зрения, не с точки зрения благого или злого, а с точки зрения более успешного и целесообразного».

                Чтобы человек воспринял знания, он должен пожелать этого. Насильно человека научить нельзя, но человек может научиться, если пожелает этого. Только избавившись (осознав своё единство со всем сущим) от своего ложного Эго (личности) можно расширить своё сознание.
 


Рецензии