Любовь не картошка

    

Работа на картошке была хороша своими вечерами,
когда в местном клубе начинались танцы! Танцы были
обычными, - девчонки танцуют, парни наблюдают за
происходящим. Чтобы развеселиться и было что
вспомнить, достали колоду карт: кто вытащит карту с
картинкой, - идет танцевать с девчонкой; а кому
попадется еще и
дама, - танцует с той, на которую мы укажем! И
указывали на самую несимпатичную (на наш взгляд!).
Это заметила Валечка Ефимова, наш профорг и любимица
курса. Но не успела она «власть употребить», -
картина у нас изменилась: кто-то, не ожидая выбора,
пошел уже танцевать со знакомой, а кто-то выбирал
уже сам. Так мы и танцевали, пока в клубе был свет. А
его в деревне давали строго по часам и уже в десять
вечера единственным источником света оставалась
только луна, что не мешало нам еще часик
посидеть, рассказывая анекдоты и веселые байки, с
местными ребятами, оказавшимися на редкость
дружелюбными.

Так мы получили некоторую информацию о местных
знаменитостях. А их было всего две: Баян и Маша.
Баян… Уже все порядком подзабыли ее настоящее имя! А
прилипло оно к ней после того, как из кабины
самосвала, где она и местный тракторист были
заняты любовью, украли баян! Под шумок! Так вот эту
Баян пошел провожать мой друг, Геноссе Миша, как
называл он себя. И уже наследующее утро с ним
здоровались добрая половина автобуса мужиков,
называя его «братком» и крепко пожимая руку!
Деревня– она и есть деревня! Ничего не утаишь!

А я провожал Машу. Маша была строгой девочкой и ,
мало того, -училась в нашем институте заочно. Мы
разговорились и я пообещал показать ей город, когда
она приедет на сессию, - у нас есть что посмотреть!
И я ей все покажу! (Почему-бы не пообещать!)
Прошло время… Как-то быстро… И я уже не помню как. -
получил известие:
- Я здесь! И мне кто-то что-то обещал!
Пришлось вспомнить старые долги, надо было срочно
что-то придумать! В институте как раз распространяли
билеты на какой-то спектакль и я купил два билета.

Все было бы ничего, но уже пару месяцев я встречался
с Тоней с биофака и мы только провели незабываемый
новогодний вечер. Все происходило в заповедном лесу,
в лесной сторожке, отданной нам для встречи Нового
года лесником, родственником Валерки, нашего
сокурсника. Нас было четыре пары, все хорошо знали
друг друга. Было весело и интересно. И не знаю,
почему, у меня словно
«открылось второе дыхание»! Я к утру стал без разбору
уничтожать весь оставшийся алкоголь! Все с удивлением
уставились на меня: кто тебя тащить-то будет?! И тут
Тоня сказала:
- Марик! Пей! Я тебя на руках отнесу!
Она сказала это так, что я поверил : отнесет! И еще:
в ее голосе прозвучало что-то, что я впервые слышал
от девушки! Любовь? Преданность?…

И тут вдруг Маша! Как снег на голову! Не втроем же нам
гулять по городу! Накануне Тоня спрашивала меня о
планах на четверг, а у меня уже были куплены билеты
в театр и я сослался на занятость…

Наши места были в партере и пока не начался
спектакль, мы с Машей весело болтали, вспоминали
«картошку», клуб, посиделки после танцев. Маша
работала воспитательницей в детском саду и смешно, и
с любовью рассказывала о детях.
Лицо ее сияло улыбкой, нежный румянец пламенел на
щеках и я невольно любовался ею. В антракте что-то
заставило меня поднять глаза кверху и на втором
ярусе я увидел всю Тонину группу! И ее подружка
недвусмысленно погрозила мне, подняв кулак! Внутри у
меня словно все оборвалось: не хотел я обидеть Тоню!
Да еще на глазах у всей группы! Ведь она хотела и
меня пригласить в театр, и не пошла из-за меня!

Не помню, как я проводил Машу, что говорил ей,
стараясь не подать виду о своем замешательстве. А на
следующий день после занятий пошел в общежитие к
Тоне, не представляя, что скажу ей, как буду
оправдываться… Лепетать про какую-то «картошку»?
А там меня уже ждали! Пока я дошел до комнаты Тони,
много чего узнал о себе! Но вот открылась дверь и
Тоня громко сказала:
-Замолчите все! Если он пошел, значит, ему это было
нужно! И это не мое и, тем более, не ваше дело!
В полной тишине я, совершенно обалдевший, прошел в ее
комнату. Как всегда, здесь был идеальный порядок. И
Тоня, тоненькая и светлая, словно лучик солнца,
стояла передо мной, пытливо глядя на меня своими
большими  глазами. И вдруг спросила, буднично и
просто;
- Чай будешь?
- Понимаешь… - попытался я.
Но она меня оборвала:
- Ты же не мог поступить иначе?
Я молча кивнул. И поразился мысли: я никогда еще не
видели не слышал такой реакции на свой поступок
(довольно неблаговидный!) со стороны своих родных,
соседей, друзей…

Обстоятельства сложились так, что мы с ней
расстались. Я перевелся на заочное отделение, чтобы
не попасть под
распределение и остаться в родном городе, где я был
нужен больной матери и братьям.
Тоня уехала на Север, вышла замуж за сокурсника.
- Там, говорят, трудно одной, - сказала мне.
Встреча наша была последней. Я долго не мог забыть
Тоню, девушку, которая стала для меня примером в
отношениях мужчины и женщины…
И вдруг! На Хайфском базаре я услышал:
- Марик! Не бери это! Ты что? Не видишь, что он тебя
обманывает?
Марик!… На рынке, когда бываю здесь , я часто слышу
это «редкое» для Израиля имя. Но что-то заставило меня
обернуться, - может, то, что речь шла об обмане? А,
может, женский голос?
- Посмотри, - продолжала стройная темноволосая
женщина в светлом платье и легких спортивных
тапочках, - он взвешивает один пакет, а даст тебе
совсем другой, который приготовлен рядом с весами!
Она говорила это своему спутнику, высокому
темноволосому парню.
- Тоня?! – не веря своим глазам, спросил я.
Женщина повернулась ко мне и… молодому спутнику
пришлось подхватить ее под руку и прижать к себе, -
так резко качнулась она в сторону.
- Мама! Что с тобой? - он с удивлением переводил
взгляд с ее побледневшего лица на меня.
А нас уже окружала толпа возмущенных торговцев и я
постарался как можно быстрее погасить эту вспышку
гнева, взывая к сочувствию женщине, на какой-то миг
потерявшей сознание от жары и неожиданной встречи.
Мы втроем отошли в тихое место и усадили Тоню на
скамью, в тени.
Я принес воды.
- Спасибо… - тихо сказала она. - Вот не ожидала…
Марик,- повернулась к сыну, - иди пока один, ты
знаешь, что купить… А я подожду здесь. Познакомься,
это Марк…
Тоже Марк, твой тезка, - улыбнулась, - мы учились
вместе.
Теперь я узнал продолжение всей истории, той, нашей
истории.
После распределения ее отправили в Тюменскую область,
в сельскую школу. Ни за кого она замуж не
выходила…Вела уроки биологии, химии, домоводства и
даже физики, - все равно зарплата была мизерной. Не
хватало. Родители присылали деньги на теплую одежду.
Три беспросветных года отработала она там и
вернулась в свой Воронеж, домой. Работала в одной из
городских школ. И однажды в школьном коридоре
встретила мужчину, похожего на меня!
Ее первую, так и не забытую любовь!
- Кто это? - спросила в учительской.
И узнала: это отец одного из старшеклассников. Его
вызвал директор: сын жестоко избил одноклассника. И
это уже не в первый раз!
- Я сама подошла к нему, - рассказывала она, - и
попросила после беседы с директором зайти в кабинет
биологии. Мальчик учился у меня в классе. Он пришел.
Был взволнован после нелегкого разговора. И я все
понимала. Была на его стороне:
- Парень первый в классе, - говорил он, - отличник,
спортсмен,
защищает честь школы! И директор говорит: гордость
школы! И я считаю, что сын прав, защищает свою
честь. А как реагировать, услыхав в свой адрес:
«…жид-жид! По
веревочке бежит!…», - и тому подобное!
- И это уже мое, личное… - продолжала она. - Я не
буду тебе рассказывать, как все произошло, но я
родила от него сына!
Мне так хотелось, чтобы он был похож на тебя! И он
похож! Ты присмотрись! - засмеялась, повела плечом.
И от этого движения что-то словно дрогнуло у меня
внутри, всколыхнулось… И так ярко вспомнилось:
пятачок во дворе общежития, жидкий скверик,
скамейка… И это ее движение плечиком, сияющим в
лунном свете, выскользнувшим из- под узкой лямочки
сарафана…
- Он разрешил в свидетельстве о рождении записать себя
отцом, - продолжала она. - Больше мы с ним не
встречались.
Я не хотела этого. Мой мальчик ,только мой! И вот… уже
третий год мы здесь, в Хайфе. Ты не подумай, - я не
искала тебя. У нас своя жизнь, у тебя – своя. Марик
учится в Технионе. Все у нас нормально. Жалоб нет. Я
ухаживаю за пожилыми, ! И послушай меня! Я ничего о
тебе не знала и не хочу знать! С таким трудом
постаралась все забыть… И мне не интересно: ты один
или с семьей? Вижу, у тебя все в порядке. Ну, и у
нас, слава Богу! – она спокойно, уже без тени
волнения смотрела мне в глаза.
-Вон уже Марик идет! Прощай. Будь счастлив!
Она легко поднялась навстречу сыну. Ушли… А я еще
долго сидел, словно приговоренный нахлынувшими
воспоминаниями.

Шли годы. Я помнил о нашей встрече, о чувстве
прикосновения к прошлому, такому теплому и такому
далекому теперь…
Теперь я знаю: у жизни свои законы. Она многое
забирает у нас, забирает самое дорогое, самых
близких, - но она многое и дает. Она дает надежду. Я
потерял жену. Один… У меня есть дети, внуки. Они
рядом. Но я - один. Один – это значит: есть дети,
внуки. Они рядом. Но я - один. Один – это значит: ты
никуда и к тебе никто…
Но все же - я имею право надеяться, надеяться на
встречу. Имею право искать и найти тот светлый
лучик, что дважды мелькнул в моей жизни...


Рецензии
Замечательная история! Такие девушки, как Тоня - одна на миллион. Очень жаль, что тогда не сложилось. Но жизнь - таки да, богата неожиданностями. Иногда приятными. Надеюсь, в твоей жизни их будет ещё много.

Ия Френкель   03.09.2022 09:55     Заявить о нарушении