Никас Сафронов в портретах и пейзажах

Мысль посетить выставку работ известного на весь мир художника Никаса Сафронова, поближе познакомиться с его творчеством, появилась сразу же при прочтении афиши. Это был предпоследний день её работы в Хабаровске, и мы без промедления отправились в Дальневосточный художественный музей на улице Шевченко.


По пути к нему, навстречу, всё чаще стали попадаться группы людей, и стало ясно, что выставка пользуется успехом. Желающим духовно прикоснуться к шедеврам талантливого живописца, не мешал даже пронизывающий декабрьский ветер с Амура. Поднявшись на второй этаж, мы сразу попали в атмосферу праздника, приподнятого настроения людей, окруживших экскурсовода (как узнали позднее, в день проводилось по четыре экскурсии).


Расскажем немного фактов из биографии художника, прочитанных в книге.
 В 1956 году в г. Ульяновск большая семья военного в отставке пополнилась ещё одним сыном, Николаем. Никас - это не псевдоним, так называла по-литовски его мама, у которой в роду есть финско-литовские корни. Привязанность и любовь к своим четырём старшим братьям и младшей сестре, художник сохранил до сих пор.

 
Ещё в школе мальчик начал самостоятельно копировать иллюстрации, репродукции известных мастеров живописи, в том числе  Леонардо да Винчи, а в своих рисунках воплощал мечту о путешествиях в дальние страны, тем самым вырабатывая собственный романтический стиль. Не оставляя замыслов о заморских плаваниях,  после школы он поступает в Одесское мореходное училище. Но быстро осознав, что творчество может открыть для познания мира более широкие возможности, Никас уходит из морского училища и поступает в художественное, в г. Ростов-на-Дону. Проучившись в нём три года, идёт служить в армию, в ракетные войска.


Затем переехал на родину матери в литовский город Паневежис, где работал оформителем в драматическом театре, руководимым тогда Донатасом Банионисом (артистом, известным нашим зрителям по ролям в советских фильмах «Солярис», «Никто не хотел умирать» и прочих). Первая персональная выставка в этом городе,  в 1978 году, принесла ему известность портретиста, экспериментатора, сюрреалиста, тяготеющего к творчеству Сальвадора Дали.

 
Зная совсем немного о творчестве и картинах Никаса, у нас он интуитивно ассоциировался с этим испанским художником (каталонцем), автором картин, удививших нас ещё в юности: «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната», где изображена спящая обнажённая девушка и тигры, выпрыгивающие изо рта рыбы, которая в свою очередь появляется из слегка очищенного плода граната, расположенного на картине внизу слева, и слоном на заднем плане, идущим или подвешенным на тоненьких ногах – нитях; «Постоянство памяти» - мягкие часы, как бы стекающие с края стола, подсказывающие, что память не постоянна и не вечна.


Работы Никаса уже хорошо покупались частными коллекционерами, различными музеями мира, когда в 1993 году он переезжает в г. Сергиев Посад Московской области, чтобы освоить технику иконописи. После обучения отправился в Москву, заканчивает там Суриковский (художественный) институт и остаётся в столице навсегда.


Никас - последователь нескольких направлений живописи. О них много написано и можно прочесть в интернете, в альбомах, посвящённых творчеству художника. А мы хотим высказать свои впечатления от выставки, поведать про состояние какого-то восторга, ранее за собой не замечавшегося, при виде других картин.


В первую субботу декабря целых четыре зала хабаровского художественного музея были заполнены живописными изображениями всемирно известных артистов, певцов: Джонни Деппа, Марлен Дитрих, Николь Кидман, Николаса Кейджа, причём с современными он знаком лично. Художник мастерски изображает знаменитых людей на фоне городов, где они родились, окружает героями их кинематографических ролей; в средневековых костюмах, как Леонардо Ди Каприо и принца Уильяма.


В его графике мы узнаём голливудских актрис: Уму Турман и Анджелину Джоли. С портретами нам всё понятно, Никас - портретист просто великолепный, все модели узнаваемы, лица выписаны с фотографической точностью, они смотрят на зрителей живыми блестящими глазами: кто улыбаясь, как Кирилл Лавров, или сохраняя спокойствие, как Раймонд Паулс и Игорь Дмитриев.


Одно дело - просто любоваться картинами, совсем другое – слушать рассказ экскурсовода. У всех картин Сафронова есть своя история: «В определённом смысле любая картина – это портрет, и даже более того – автопортрет. Это портрет эпохи, портрет места, портрет идеи, портрет самого духа времени, наконец».


Как пример сказанного - история создания картины американской певицы Мадонны. Никас написал её после скандала (который вы, наверное, помните) с группой Pussy-Riot, танцевавшей голышом в православном храме Христа Спасителя.

Естественно, что россияне осудили эту акцию, а Мадонна, в свою очередь, осудила нас, назвав русских людей ханжами и прочее. Художник на её высказывания отреагировал, изобразив певицу в виде хрупкой бестелесной бабочки, наделив её образ, по словам гида, психологией попрыгуньи–стрекозы из известной басни Крылова, мол, «Ты всё пела … так поди же, попляши», украсив раму картины кристаллами Сваровски. Поэтому и у нас картина вызвала такое же,не однозначное восприятие.


Чтобы читатели могли себе представить картины художника, расскажем о нескольких понравившихся. Из темпераментной речи гида мы узнали, что королева Англии - Елизавета, тот монарх, который никому не разрешает себя рисовать. Но как сказал гид: «Художник – это ребёнок, которому нельзя, но очень сильно хочется. Никасу «загорелось» написать королеву».


Он отправил ей письмо, поведав в нём, что хочет создать какой-то отстранённый портрет, через какие-то предметы, образы. Королева - женщина не без самоиронии, зная, что во всем мире подшучивают над предметами её гардероба - шляпками, ставшими символами её личности, прислала их художнику, целых пять штук.


И Никас изобразил столицу её королевства – Лондон, разбросав шляпки по крышам домов и достопримечательностям. А лицо её Величества - в однотонном ключе, в неброских тонах, он изобразил на воде реки Темзы - не навязчиво, в нижнем левом углу картины, мол, не обращайте на него внимания, оно сейчас исчезнет, уплывёт вместе с водой.


Прилетев на аудиенцию с королевой, он представил своё произведение «Воспоминание о королеве Англии. Храни её Бог» (2008 г.) пред монаршьи очи, чем очень рассмешил знатную особу. И видя её в хорошем расположении духа, Никас ещё раз попросил разрешения написать портрет и получил согласие. И он написал с королевы Елизаветы пять картин, по количеству шляпок.


Также запомнилась картина «Из прошлого в будущее или дитя Англии», где королева изображена, как бы с новорожденным ребёнком на руках, но в одеяле завёрнуто не дитя, а, очевидно, Лондон с  архитектурой будущего, похожей на небоскрёбы арабского Дубай.


Ещё один зал наполнен картинами в жанре «Dream Vision» (Дрим Вижн – «видения») который можно определить по выбору натуры, а ею могут быть видения, навеянные сном; извлекаемые из памяти и когда-то забытые; видимые и как плод галлюцинаций. Ещё есть объяснения этого жанра, как "сочетание классики, интуиции и активного воображения".


Название родилось в беседе с иностранным коллекционером, да так и прижилось: лёгкое, как дым, как дыхание, изображение Мэрилин Монро на фоне готических храмов; или средневековой замок, отражающийся в воде, "готовый оторваться от берега и заскользить по поверхности воды, как корабль". Зачарованно смотришь на эти картины и как бы додумываешь продолжение истории.


Никас много ездит по югу Европы, часто бывает во Франции, Италии - так рождаются его картины - пейзажи с дворцами и замками. На картинах много его любимой готики, много Венеции - города с многовековой историей в разное время суток: ранним утром, освещённой солнцем, в призрачном сумраке вечера; перед карнавалом, на прогулках, в ожидании гондолы и пр.

На выставке, присутствовало, пожалуй, более десяти картин с видами Венеции. И нам, мечтающим побывать в этом городе, полюбившим его дворцы, каналы и мосты заочно, по рассказам и фотографиям сестры, живущей в Италии, неподалёку от этого древнего города, эти картины стали вроде бальзама на душу.

 
От этих южных картин, где много моря, яркого солнца складываются только радостные впечатления, и мы полностью согласны с высказываниями о Венеции авторов альбома о Никасе Сафронове: «Так тихо, словно свет стёр все звуки. Кажется, можно услышать, как выгорают на солнце стены, как колеблются на воде отражения. Словно паутина, висящая на пути солнечного света, Венеция стоит на пути лета и пропускает его через себя.


Старые лодки, пыльные мансарды и самые обыкновенные облака - всё купается в солнечной роскоши, всё становится возвышенным и томным. И этот великолепный гордый город позволяет собой любоваться. Разве этого недостаточно, чтобы испытать счастье?» Ну, разве не прелестные слова? Это описание создаёт иллюзию присутствия в Венеции, словно видишь её наяву.


Никас много путешествовал и по Египту. Этой стране посвящён целый цикл его картин с изображениями фараонов, пирамид, сфинксов, его любимых кошек, одна из которых спасла ему жизнь. Из уважения к ним он рисует их часто и везде, в том числе и людей–кошек, что мы и имели удовольствие лицезреть на выставке. Даже один из своих автопортретов Никас представил в виде кота породы "мейкун" с кистями художника в человеческих руках.


Со  слов живописца, если бы он хотел стать животным, то непременно стал бы кошкой, верней, котом, они ему ближе, чем зависимые собаки. Чего только стоят его женщины-кошки: в декольтированных бальных платьях, в украшениях, с карнавальными и театральными масками, с осмысленным взором голубых и зелёных глаз! Художник много лет изучает лица людей, находит их общие черты, подмечает особенности - поэтому его животные так похожи на людей или наоборот?

 
Не всем нравится его творчество, кто-то критикует Никаса, называет его книжным иллюстратором, другие говорят, что он рисует монстров. Но подражать и копировать его не получается ни у кого. Богатый и свободный, создавший сам себе имя и мировую известность, он имеет право на собственное видение окружающего мира.


Вот, например, не меньший интерес вызвал у нас портрет, которым завершилась экскурсия по залу с картинами в стиле современного искусства. Экскурсовод рассказал нам об истории её создания. Знаменитый адмирал Нельсон, мужественный воин, боялся не только садиться на лошадей, а даже смотреть на них. Такая фобия встречается очень редко (1 на 1000 чел.).


И Никас написал фигуру  в адмиральском кителе со всеми регалиями, а голову изобразил в виде страха Нельсона – головы лошади с  гривой соломенного цвета, косой длинной чёлкой. Нам показалось, что она похожа на известного стилиста, что потом и подтвердил гид: «Многие видят в этом изображении лицо Сергея Зверева».


По завершению великолепной экскурсии мы познакомились с гидом, Андреем Киселёвым, работником просветительского отдела музея, которому предстояло провести ещё одну экскурсию, но к которому подходили посетители, что-то спрашивали о картинах, а мы поблагодарили его за выразительное, красочное повествование о картинах и творчестве Н.Сафронова и попросили сказать несколько слов об атмосфере выставки, её зрителях:


«Мне нравится, когда зрители подходят с вопросами о содержании творчества художника – на каких традициях русской школы базируется оно? Откуда к нам пришло то или иное направление его живописи, – ответил Андрей. – В первую очередь он, конечно же, смотрит на импрессионистов, средние века.


Никас Сафронов – высокообразованный, тонко чувствующий художник. Он хорошо понимает, какой стиль применить для тех или иных своих работ. Поэтому они не выглядят тяжеловесными. Любой современный художник - это сплав его искусства и творческого мнения, которое он и производит в своих работах».


Пожилая женщина так прониклась увиденным, что на наш вопрос о впечатлениях от выставки, сняв медицинскую маску (хотя тогда ещё не было пандемии коронавируса), ответила: «Просто потрясающая выставка, Никас Сафронов - это какое-то открытие для меня на склоне лет, его картины вызывают умиление и слёзы, удивление и радость».


Читателям, наверное, интересно узнать, сколько стоит картина художника? Краем уха мы слышали, как люди спрашивали об этом у музейных работников, и ответ, конечно, нас потряс: «По–разному, до ста тысяч евро (около восьми миллионов рублей). Потому их покупают и заказывают портреты только богатые люди. А у художника есть возможность заниматься меценатской, благотворительной деятельностью. Нам же остаётся только любоваться его произведениями в музеях».

Надеемся, что после прочтения нашей публикации кто-то захочет «нырнуть» в информационную сеть, узнать больше о выдающемся советском, российском живописце, его работах. Хотя бы заинтересуется, а что в них такого, почему они такие дорогие? А потом не сможет оторваться от них, отвести взгляд. В сети есть работа Н. Сафронова – портрет А. Пушкина, изображённого в виде айсберга: на поверхности воды видна только его голова изо льда, потрясающе красивая.

Предполагаем, всем этим Никас хотел сказать, что творчество поэта намного глубже, чем воспринимается; что его ещё долго будут изучать следующие поколения и наслаждаться замечательной поэзией. Вот - такое впечатление. Жаль, что этой картины не было на выставке.

В холле музея можно было приобрести копии картин (фотопечать), и они тоже оказались не дёшевы для наших граждан – около четырёх тысяч рублей за одну штуку.

В поезде, по дороге домой, мы дали посмотреть соседям по купе альбом с работами Н. Сафронова, приобретённый там же, на выставке, и вот как отозвалась о художнике и его работах попутчица почтенного возраста - Мария Фёдоровна:
 
«Уважаю таких людей, которые сделали своё состояние собственным нелёгким трудом, не продавая национальные богатства: нефть и газ, уголь и лес. Знаю о нём давно, а картины его просто великолепны,  восхищаюсь ими. Хотела сходить на его выставку, знала о ней, но попала в больницу».


(Да, есть ещё в нашем райцентре такие люди, которые едут на выставки художников и балет в краевой театр, тянутся к искусству, хотя путь неблизкий -  680 километров на поезде в течение 16 часов).

И заметьте, что мы специально взяли отзывы не молодых людей, как более лояльных, с неокрепшим собственным мнением, а проживших большую часть жизни, и как видите, оригинальное творчество Сафронова оказалось им близко и понятно, как становится близко и понятно каждому человеку всё живое и прекрасное.

Себе я купила на выставке небольшую копию работы мастера на деревянной подставочке, в виде мольберта - «Женщина гарема в ожидании любимого». На ней изображена женщина-кошка, в красивой восточной одежде, белом жилете из горностая, чалме, восседающая на мягких подушках. Не знаю почему, но она мне понравилась не только ценой.

Поставила её дома на рабочий стол, рядом с компьютером. Она поднимает мне настроение. Я долго не могла смотреть на неё без улыбки, теперь уже привыкла.


Но даже сейчас, когда я пишу эти строки, улыбка не сходит с моих уст. Чем она мне так приглянулась, в чём её волшебство? Наверное, я тоже люблю всё такое - необычное, сюрреалистическое?

20 декабря 2018


Рецензии
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.