Июнь. Гл. 36. Выпуск телефонного справочника

Глава 36. Выпуск телефонного справочника.

В июне вышли в свет, наконец, первые экземпляры телефонного справочника абонентов города Синегорска. Выпуск справочника для города был важным событием. 
Кто только не клевал связистов за его отсутствие. Претензия была абсолютно справедливой.
 Замены номеров в городе у абонентов проводились бессистемно, в том числе, и по техническим причинам. Часто шли на замену номера,  в связи с необходимостью установки через блокиратор на одной линии – второго телефона. Да и прирост телефонов в городе за несколько лет, после пуска в эксплуатацию АТС-4, был солидный.
 Страдала справочная служба – 09. Справочная служба задыхалась от непомерной нагрузки. Расширить штат службы не позволяли нормативы. Планово-экономический отдел областного Управления бдительно следил за этим. Экономист Мурносова  тоже была твёрдой противницей увеличения штата.

 Телефонистки справочной службы, задыхаясь от перегрузки, значительно перевыполняли плановые задания, ходили в передовиках, что для отчётов и рапортов было хорошо. А то, что, всё равно, не справлялись, что на предприятие обрушивался шквал критики за плохую работу справочной службы, что страдали люди в городе  – лично начальника экономического отдела это не затрагивало.
 Валентина Васильевна была явно – человеком – себе на уме. Я всё сильнее и сильнее ощущал это – пока ещё, только на уровне подсознания, испытывая внутреннее неудобство от общения с ней.
Сразу после годового собрания, уясняя для себя суть работы справочной службы, я обратил внимание, что технически она оснащена на значительно большее число мест, которые просто пустуют и распорядился принять дополнительно в справочную службу двух человек.

Валентина Васильевна согласилась со скрипом, но по выражению её лица я видел, что это ей – как нож к горлу, что моих действий она не одобряет.
Странно по отношению к Мурносовой вели себя все начальники цехов, и даже Макарычев не решался ей возражать, даже тогда, когда она вмешивалась в бесспорно не её вопросы. Вопросы – совершенно не её компетенции, по которым, явно не она должна была принимать решения.
Приём в справочную службу дополнительных людей, конечно, не решил проблемы снижения нагрузки на «09», и если смягчил её, то совсем незначительно. Кардинально разгрузить нагрузку на справочную службу, безусловно, мог только наполненный полной и свежей информацией,  телефонный справочник.

 Работы по подготовке к выпуску телефонного справочника велись несколько лет, но продвигались они, ни шатко, ни валко. По моим представлениям, этим вопросом должна была заниматься заместитель начальника Белявская. Разобравшись, увидел, что она полностью не владеет этим вопросом. Складывающееся впечатление от Елены Евгеньевны не располагало к тому, что с задачей выпуска справочника она справится.
 Да и поздно было что-то менять. До моего назначения на ТТС – этой работой занимался главный инженер, который, несмотря на пресс проблем, собственно, с эксплуатацией сети, все-таки находил время и как-то умудрился всю необходимую информацию для справочника полностью собрать и систематизировать.
 
Он, тесно работая с типографией, уже в феврале-месяце имел свежий рабочий экземпляр и сейчас совместно с печатниками занимался проверкой информации содержащейся в справочнике через органы цензуры, так называемое ЛИТО, – ведь существовал целый ряд телефонных номеров, пользователей которыми, не должен был знать никто.
Практически с февраля подготовка к выпуску справочника вступила в завершающую фазу. Мы определили тираж – 15 тысяч экземпляров, рассчитали его стоимость, утвердили дизайн. Для Областной типографии это был большой заказ, брались они за выполнение его с удовольствием. Выпуск предполагали осуществить в несколько этапов. Это устраивало всех.
Но была загвоздка. И для выпуска печатной продукции, на необходимые материалы существовал дефицит. Не было бумаги, не было материалов для обложки. Печатники брались за работу только при условии их поставки заказчиком.

По линии Министерства связи, выпуск справочника для нашей области не был запланирован. Естественно, в Конторе снабжения связи, необходимого материала найти было невозможно.
Я несколько раз просил о помощи в поисках бумаги начальника КМТС Боле Ивана Христиановича, опытнейшего снабженца, с которым у меня сложились хорошие деловые отношения ещё во время моей работы в ЭТУС.

 Иван Христианович беспомощно разводил руками – правда, украдкой, выделил имеющийся на складе  один рулон. Это был почти годичный запас для обеспечения бумагой всех связистов области. Всей области на служебную переписку – хватало рулона, но для запланированного тиража справочника это была капля в море.
Правда, печатники подсказали, где эту бумагу можно было найти. Это была Областная база снабжения и почему-то – база снабжения Облпотребсоюза. Здесь у меня уже был налажен контакт с руководителями. Уже известный Муфтахутдинов Р.Р. и начальник РСУ Облпотребсоюза Гуляка Ю.Ф.

При встречах с ними я почувствовал, что со связистами эти руководители предпочитают дружить – в помощи не отказывали. Благодаря им, уже в мае-месяце проблема с бумагой была решена. Вот только, вывозить её пришлось на собственном транспорте – древнем ГАЗ-63.
 Изыскать картон для обложек взялась типография. А вот, с материалом для покрытия обложки пришлось повозиться. Я невольно узнал, что такое ледерин, бумвинил, винилкожа, основательно пополнил свои знания по технологии изготовления печатной продукции.

 Поиск бумвинила был очень трудной задачей.  Наконец  удалось отыскать его в самом неожиданном месте. Во время объезда территории посёлка Старого мясокомбината, при подготовке к сходу жителей,  по пути, заглянул на фабрику бытовой химии, находившуюся на этой территории. Директор фабрики Курмаев Ф.К. внимательно относился к моим просьбам. У него ТТС регулярно приобретала дефицитную краску для мелкого ремонта помещений, стиральный порошок и прочие, казалось бы, мелочи, без которых нормально содержать большое количество помещений практически невозможно.
Странно, но так было поставлено, что даже выбивать эти мелочи для предприятия, вынужден был лично начальник. Фарух Курмаевич всегда помогал, но при исполнении просьб, тактично и мягко намекал, что его предприятие просто задыхается от одного единственного телефона имеющегося на фабрике.
 
Я его очень хорошо понимал. И вот, найдя, наконец, с Висящевым техническое решение для установки второго телефона, пользуясь, случаем, заглянул на фабрику сообщить об этом.
Директор фабрики был приятно поражён. Мимоходом, в процессе разговора, задели проблему с выпуском справочника. И как гром с ясного неба – откровение  Курмаева,
 – Да есть у меня этот бумвинил! Присылайте снабженца – дам сколько надо.
Ну вот – воистину, не знаешь, где найдёшь, а где потеряешь…
 По специально разработанному графику в типографии работали девчата из цеха АТС, телефонистки, во главе с начальником абонентского отдела Юртабаевой. Их задачей было – отсортировать и сложить отпечатанные листы справочника в готовности для последующего переплёта.  Трудная, муторная, но очень важная работа, и выполнялась она на голом энтузиазме этих специально отобранных работниц.

 Я уже знал, что Юртабаева обладает поразительно цепкой памятью на номера телефонов, адреса и фамилии их владельцев. Сказывалась многолетняя практика её работы. В абонентском отделе Асия Хасановна начала работать ещё с Селиным.  Вклад её в обеспечение достоверности содержащихся в справочнике данных, был просто неоценим. Ранее, совместно с корректором, просматривая отпечатанные вёрстки, она помогала обнаружить и устранить неточности набора.
Время летит быстро. И вот, при очередном посещении типографии, я держу в руках свежий экземпляр справочника! Красивый, в обложке темно красного цвета, на качественной бумаге…
Таких экземпляров произведено очень ограниченное количество. По собственной инициативе руководитель типографии уже разнёс их главному руководству области и города.

Об этом я узнаю на следующий день от недовольного Андрея Алексеевича. Он негодует. Как же так, почему операция снабжения властей справочником обошлась без его участия? Тут же, я строго предупреждён, что первая партия справочников должна распространяться в городе только под его чутким руководством. Опять – картина маслом! Подобное я уже проходил при распределении телефонов...
И вот, первые две тысячи экземпляров на складе ТТС.  Они, из обычной газетной бумаги, в скромной обложке, по виду, гораздо скромнее экземпляра, который я держал в типографии, но, тем не менее, мне они очень дороги. Качеством исполнения я доволен.
   Тысячу свежих экземпляров передаю в Управление, вторую тысячу – в Союзпечать для реализации горожанам через их киоски.
Пусть продают, как хотят! Втянуть себя в неизбежные разборки по нарушению очерёдности продажи всё ещё дефицитных справочников не испытываю никакого желания.
 
Городским предприятиям справочники реализуются через мою бухгалтерию. При встречах с руководителями предприятий, с простыми людьми вижу – реальный телефонный справочник в их руках, действительно, является для них крупным событием.
Полегче теперь стало и телефонисткам справочной службы.
 Правда, не обошлось и без капли дёгтя…
В областной газете, в целом, положительная заметка, сообщающая о долгожданном выпуске связистами справочника, с ехидцей отмечает ряд досадных неточностей, допущенных при его формировании. Не очень удачное расположение информации, и ещё что-то…
 Я – человек впечатлительный, читаю и чувствую, – как будто на меня льют сейчас ушат помоев. Обидно…


Рецензии