Брейгель младший. Рай

Вася Говорухин шел по улице, ведущей на рынок. Осень,  падают литья, лужи, холодный промозглый ветер  и небо в серых тучах. Еще вчера он присмотрел  в бутике себе приличные ботинки на зиму, а эти, что на нем,  будет носить на работу. Вчера он поговорил с матерью по мобильному  и попросил у нее три тысячи, чтобы доложить  до 6 тысяч и купить себе обувку на зиму, объясняя   ей тем , что  по каким-то причинам задерживают  зарплату.  Мать посетовала- посетовала  и сразу же пополнила ему счет на эту сумму, которую он тут же снял с банкомата.
И теперь он в хорошем настроении шел на рынок, чтобы купить эти присмотренные ботинки и  образованием заначки. Хотя какая это заначка – самого от себя.  Деньги он  распихал кучками по разным карманам : 5 тысяч на ботинки, тысячу  тоже на ботинки, если вдруг  ему не удастся уговорить продавца продать за пять, а не за шесть, две тысячи на то, чтобы с Зинкой пойти в кафе или  в кино, пятнадцать, чтобы заплатить за комнату, которую он снимал у одного старика- пенсионера. Шел он по улице и придумывал разные варианты разговора с продавцом, чтобы эту тысячу, которая была в  нагрудном кармане, сберечь.

 Но к его сожалению  бутик был закрыт, и Васька,  чертыхаясь поплелся  на Молдаванский рынок.  Так называли привозной рынок, который находился совершенно в другой стороне от рынка. Там вместо молдаван торговали  цыгане всякой всячиной с заграничными лейбами, но дешевле в три раза. Васька подумал:
 - Чем черт не шутит? Может быть, там что-то себе  подберу?
 И пошлепал, обходя лужи,  к остановке автобуса.

Проходя мимо  «стихийной торговли», которая располагалась вдоль ограды рынка, между разложенным на земле  антиквариатом советский времен, он увидел мужчину. Вернее он увидел его глаза,  его взгляд. 
Точно такой же  взгляд или примерно такой же,  как когда-то он видел  на картине у мужика, который убил своего сына. В четвертом классе они ходили с училкой  в музей и  вот там он увидел  эту картину, тогда еще сказали, что царь убил своего сына. Его отец как-то сказал, что убьет его за двойки по русишу, и вот он, представляя,  какими будут глаза у отца, когда тот его  будет убивать, долго стоял перед зеркалом и выпучивал глаза, стараясь  принять то выражение глаз, которое было у мужика на картине. У него так и не получилось. Мать дала подзатыльник и отправила в школу, крикнув вслед, чтобы он не забыл свой  дневник.

 Этот  "мужик  со взглядом", так его окрестил Васька, держал в руках картину.  В его взгляде Васька так и не понял, чего было больше ужаса, страха или мольбы?

- Купите...-  тихо простонал "мужик со взглядом", в его голосе было какое-то страдание.

Васька никогда никому не уступал и  не давал денег, и даже, проходя мимо церкви, он никогда не останавливался и не подавал милостыню нищим. А тут он остановился и прилип к этому "мужику со взглядом".

- Купите... - повторил мужчина со взглядом.
-  Почем? – вдруг  спросил Васька, сам себе удивляясь, и по-хозяйски взял картину в руки.
Мужчина не ответил, а  стал   торопливо  услужливо  мямлить тонким охрипшим  голоском.

- Это Брейгель...
-  Понятно, что Брейгель, – Васька принял вид знающего человека.
- Фламандская школа...
- Новая?
 Мужчина замялся.
 - Ну как бы...
- Понятно, старая.  Старое  и бэушное стоит в два раза дешевле.
- Ну как бы, это старинная картина, фламандская живопись, семнадцатый век.

 Васька подумал, что дал маху, он покосился на "мужика со взглядом" и в голове у него промелькнул образ матери, которая говорила ему, что сейчас плохо быть интеллигентом - мало платят. Лучше быть слесарем,  без работы не останешься, всегда есть шабашка. И он впервые мысленно согласился с матерью.

- Хм, я так и говорю, старинная.
-Да, да... Это Брейгель младший, – подхватил "мужик со взглядом".
- Младший значит, - Васька вздохнул печально.-  А Старший есть у вас?
- Нет... - "мужик со взглядом" заморгал и уже тихо  и безнадежно пролепетал:
– Это "Рай", аллегория Рая. Картина непростая...

Ваське почему-то стало жаль  его и он, отдав " мужику со взглядом" картину, вытащил из кармана две тысячи. Посмотрев на  сникшего мужчину, он вытащил еще тысячу.
- Извини, друг, больше дать не могу. Сам понимаешь, это ведь младший, за старшего я бы дал больше...

Мужчина оживился, он взял протянутые ему  деньги.
- Что вы, что вы... этого вполне хватит.
Васька взял картину и стал рассматривать ее.
- А что за рай-то такой?
Но "мужика со взглядом" уже  рядом не было.
- Вот, черт, надул-таки, а говорил, что оригинал. – Васька чертыхнулся.  –Ладно, что ж делать-то? Повешу ее в комнате, закрою дырку в стене. Все-таки надо приобщаться к искусству.

И Вася Говорухин пошел к себе домой. Он не знал, что это был его последний день спокойной жизни.

Взяв в руки молоток и гвоздь в рот, он, напевая себе под  нос,  примерял картину в том месте, где была небольшая дыра в виде  куска выпавшей штукатурки. Его комната,которую он снимал в коммуналке, была небольшой: кровать, шкаф, стол, стул и пара полок. Картину он повесил  на стену прямо  напротив своей кровати. Ложась спать, он подумал, что утром встанет, посмотрит на этот Рай и у него будет хорошее настроение.
- Искусство... все же.

 Так оно и было, только что-то  как-то не так...
 
Прозвенел будильник в 6-30. Он встал и первое, что он увидел на картине  – это был Лев. Ваське  померещилось, что Лев был, как живой.
- Надо же... Лев, царь зверей, как живой.
Лев ему подмигнул и мерно похлопал кисточкой хвоста о землю.
Выходя из дома, Вася вдруг заметил, что на лавочке около  подъезда сидят две старушки, похожие на двух попугаев, сидящих на ветке,что на картине.  Он никогда ранее не замечал их.
- Вася, здравствуй, что на работу? Ну давай, работай...
 Васька кинул им "Здрасте" и ухмыльнулся:
- Надо же... Точно, Попугаихи-сплетницы. И одеты в сине-желтенькое, сидят, смотрят, косточки перемывают…

Как только он зашел на работу, а он работал слесарем в ЖЭКе, Зинка- секретарша  сразу подбежала к нему и ласково так посмотрела на него и промурлыкала:
- Тебя начальник  к себе зовет.
Васька удивился и пошел в кабинет начальника, раздумывая:
 -  С чего это вдруг его к начальству?
-  Говорухин, заходи.
Начальник вальяжно сидел  за столом,  обложившись телефонами еще с тех времен, и пил чай с лимоном. Ваське показалось, что начальник очень смахивает на того Льва, что на картине. 
- Говорухин,   зайдешь в дом 35-й в квартиру 37-ю. Там в ванной вода течет. Соседи с нижнего этажа позвонили.
Начальник отпил из чашечки, зевнул, обнажая зубы и стал  костяшками пальцев на столе выстукивать дробь,  после подмигнул ему и  продолжил:
- Да, вот еще, зайдешь  после работы ко мне, там надо прочистить слив на кухне. Зачтется тебе, за-чте-т-ся.
Васька вышел из кабинета и чертыхнулся.
- Вот, блин, как похож на Льва. Зачтется... как  же, скажет премию выпишет, а после забудет.

 На другой день, и на третий, и на четвертый с Васькой происходили странные  события.  Как только утром он вставал с кровати, его глаза упирались  в какой-то образ, нарисованный на картине. Этот образ мерещился ему живым и то, что мерещилось, то и происходило.

 Сидящие на ветке Обезьянки кинули в него плод и в этот же день, возвращаясь с работы, мальчишки, играющие в футбол, мячом попали ему в голову так, что он упал и  разбил себе лоб об ступеньки крыльца. Летающая Птица на картине, похожая на голубя, с высоты  какнула ему на плечо куртки, пришлось идти замываться. В приказном порядке надо было посетить мед кабинет и там две медсестры-Цапли с длинными носами и  длинными шприцами  не могли сразу взять у него кровь из вены, понаделали  в вене много дырок. Из-за того, что  маршрутка-Черепаха ехала медленно, спотыкаясь на каждом  камне брусчатки, он опоздал на вызов и две Коровы-соседки накатали на него жалобу.
 
Васька уже перевесил картину, чтобы не смотреть на нее, но по закону подлости, его глаза  взглядом каждый раз  упирались в картину.
 И вот сегодня его глаза  остановились на  рогатом Олене.
-Что же будет? – в страхе подумал Васька и поплелся на работу, плохое предчувствие противно  сосало под ложечкой.

Проходя мимо Попугаих-сплетниц, он услышал, как они друг другу говорили о нем и о Зинке, секретарше начальника. Они хихикали и говорили, что Зинка наставляет рога Ваське еще до свадьбы. Васька оффигел... и на работе все мысли были о Зинке и о том, что он Олень с большими рогами. Не то, чтобы он любил Зинку, просто она была безотказной и к тому же с фигурой очень  аппетитной, с округлыми формами, не жирной, а пухленькой.  День пошел наперекосяк.

 Наконец неделя закончилась. Васька лежал на кровати и не открывал глаза, хотя он уже давно проснулся. Он  решил, что в воскресенье выкинет эту картину и будет жить как раньше. Он хотел отдохнуть, но  этот Олень  с рогами не давал ему покоя. Он вспоминал  Зинку, вспоминал- вспоминал, и ему открылись глаза, словно прозрение какое-то спутилось с небес:
 – Точно  она с начальником ему ставит рога. А ведь она намекала,  прямо требовала  жениться на ней. Вот черт!
Он открыл глаза  и прилип ими к Львице, которая так с интересом смотрит на Оленя.
- Вот, черт!

 Он быстро оделся, схватил картину и выбежал из квартиры.
На лестнице он встретил Зинку, она поднималась на вверх к нему. Увидев его, она быстро увеличила декольте на плечах,сделав привычные движения руками, подняла грудь и с улыбкой уже тянулась к нему губами.
- Хватит! Я все знаю!  Уйди от меня и не приходи! Не звони! Не приходи!
Он от нее отмахнулся картиной и побежал вниз, перепрыгивая через несколько ступенек.
- Вася-а-а-а! …– гналось за ним вслед.

 Он стоял  около ограды рынка, там же, где продавали всякую хрень  пенсионеры.  Глаза его были грустными и мысли тоже. Сам он был похож на  насупившуюся от до холода ворону, одиноко сидевшую на ограде этого рынка. Его глаза вылавливали из толпы потенциального покупателя, но все, словно рыбки в аквариуме, проплывали мимо. Ему уже стало холодно и он зябко ежился и носом утыкался в шарф.
Как вдруг он услышал женский, почти детский голос.
- Это Брейгель?
-Да, -  он кивнул головой и  повернулся.
 Перед ним стояла девушка в светло коричневом пальто,  у нее были большие карие глаза с пушистыми ресницами. И взгляд у нее был такой детско-доверчивый, как у теленка, или как у газели.- Интеллигентка-  подумал Васка.
-  Брейгель младший?
- Да.
– Она точно как Олениха, но там я не видел ее на картине. - про себя подумал он, рассматривая девушку.
 - Фламандская школа, 17 век?
- Да.
- Оригинал?
- Да.
Девушка достала кошелек, открыла его и стала считать деньги.
- У меня только 5 тысяч, я хотела себе купить  новые туфли и... Ничего, подожду.
- Да
Она   закрыла кошелек, посмотрев сколько денег у нее осталось, и протянула  ладонь с деньгами Ваське.
- Я оставила себе только на проезд, остальное вам. Этого хватит или нет?
Она на него смотрела снизу вверх и взгляд у нее был просящим, как будто это была не картина, а кусочек счастья.
- Да.
Она  осторожно взяла картину, как сокровище, и пошла.
А Васька смотрел ей вслед на ее стройные ноги в черных  ботинках, смотрел до тех пор, забыв про холод, пока она не ушла за поворот.

 Дома Васька упал на кровать. Ему было легко и он улыбался сам себе глупой улыбкой.  Он думал о девушке с большими карими глазами в светло коричневом пальто, похожую на Олениху, которая купила эту злосчастную картину. Перед его глазами встал ее образ, вернее ее стройные ноги, которые уносили ее вдаль.
- Я – дурак. Надо было бы спросить кто она, как ее зовут и где живет? Хотя...
Он засмеялся.
- Через неделю я ее найду на том самом месте, где ей продал  Рай. 
-Олениха…  - мечтательно подумал о ней.
 Он назвал ее так.


Рецензии
Прочитала с интересом. Занятное приобщение к искусству.

С наилучшими пожеланиями,

Лана Ладынина   24.11.2020 22:05     Заявить о нарушении
Благодарю за отзыв!

Альвин Альвисс   24.11.2020 23:39   Заявить о нарушении