Свыше 70-ти лет ожидания

  Вот уже на деревьях облетела половина листьев, облака собираются на дождь, а ветер пробирает через, казалось бы, теплую одежду. Но именно в это раннее осеннее утро я стою среди убранного поля. Его черная вспаханная земля простирается почти за горизонт. Сзади меня река, а справа лес. Вокруг ни души.

Сегодня - мой дебют. Дело в том, что на прошлых выходных я приобрел металлоискатель. Решил попробовать себя в этом хобби - активный отдых, как-никак. Кто-то увлекается рыбалкой, кто-то - лыжами, охотой, а мне же приглянулся процесс поиска кладов.  Кто знает, что таит земля наша, ведь ее топтало не одно человеческое поколение.

И вот, наконец, я выбрался на охоту, сжимая вместо ружья в одной руке металлоискатель, а в другой вместо, стало быть, ножа, лопату. Приметил это место я еще давно - с помощью бесплатных космических снимков и старинных карт, копии которых я купил у какого-то старьевщика. В процессе изучения этих материалов, я понял, что некогда здесь было какое-то поселение. Вот только на этом ли берегу реки? Если я ошибся с берегом, то объезжать на машине реку - дело долгое, а переходить вброд - безумие чистой воды. От этих мыслей мне стало будто холоднее и я сжался.

-Ну, ничего, сейчас копать начну - согреюсь, - подумал я и достал телефон, чтобы сверить мое текущее местоположение с картами, которые я скачал себе еще дома.

    Да, это то место, где, как мне кажется, будут старинные находки. Может быть пуговицы 1800-х годов, может ножи и сабли, а может попадется что-то из древности - наконечники стрел или копий скифских племен. Никогда не знаешь наверняка что попадет под магнитную катушку металлоискателя.

    Вот прибор запищал, информируя меня о своей готовности и я пошел по полю вдоль реки, монотонно, словно маятник часов, водя перед собой металлоискателем. Вот уже машина осталась позади и с каждым моим шагом она становится все меньше, ее зеленый кузов начинает растворяться на фоне вечнозеленых хвойных деревьев.

    Примерно через полчаса такой прогулки, я начал терять первоначальный запал. А еще через двадцать минут я услышал первый сигнал металлодетектора и взялся за лопату. Раз копнул - недостаточно, второй - уже перебор. Металлодетектор начал изучать отброшенные мной кучки земли - есть сигнал. Тут уже лопата не поможет - в дело пошли собственные руки, я начал сквозь пальцы пропускать землю, рассматривая каждый камушек в надежде найти источник сигнала. И нашел. Это были 20 копеек СССР 1987 года.

-Тьфу ты, потеряшка, наверное, столько времени прошастал по этим комьям земли, замерз как собака и вот тебе награда, - выругался я и направился в сторону машины, где оставил термос с горячим травяным чаем.

    По пути находок не было, над головой свинцовое небо становилось лишь темнее, ветер усиливался и находиться на открытой местности становилось максимально некомфортно. Чай я пил уже в машине. Неужели придется ехать обратно домой? На дорогу сюда я потратил гораздо больше времени, чем искал свои “сокровища”, обратно времени я потрачу примерно столько же, а результат - паршивые 20 копеек.

    Ароматный пар от горячего травяного чая замечательно согревал мое лицо, сам чай грел тело изнутри и настроение начало улучшаться. В принципе, можно еще походить, вот только где? Я рукавом протер лобовое стекло.

    Передо мной открылся вид на берег реки, ее воду, справа было то поле, которое я практически безуспешно прочесывал своим металлоискателем, а слева стоял лес. Из зеленого в нем были лишь иголки хвойных деревьев, а та листва, что осталась на лиственных деревьях и не была сорвана ветром в качестве исключения, была желтой. “Хорошее место, чтобы погулять с металлодетектором и не опасаться ветра!”, - решил я.

    И вот я начал углубляться все дальше в лес, снова оставляя машину позади. Уже через десять минут я услышал первый сигнал. Начал рыть землю лопатой - один, штык, второй, третий - есть, достал. Какой-то металлолом, идем дальше. Меньше чем через минуту снова сигнал - роем. Раз, два - есть. Какой-то маленький кусок металла, пара шагов - следующий сигнал. Раз, два - достал, что-то маленькое и продолговатое, очищаю от грязи пальцами.

    Вот те раз! Это же патрон. Нестрелянный. По телу прошел холодок. Что за калибр? Вроде, 7,62. Это современный или советский? А может это дореволюционный? Он же подходит к винтовке Мосина, а она была изобретена еще до октябрьской революции, в 1891 году. А сохранился бы он? Жаль, что я не настолько разбираюсь в определении возраста на глаз. Слишком много сопутствующих факторов: тип почвы, глубина, местность и прочее. Лучше отложу его в сторонку и продолжу поиск. Может я в некоторых делах и не разбираюсь, но носить с собой боеприпас - это точно статья, за которую и срок получить можно.

    После того, как был отложен патрон, почти сразу появился новый сигнал. Я начал копать, но уже был предельно осторожен - мало ли что. И действительно, на глубине в два штыка лежал неразорвавшийся снаряд. Я сразу вспомнил истории, когда туристы и грибники разводили костер, чтобы согреться, а под кострищем оказывался смертельный сюрприз - целый снаряд от гранатомета или еще чего-то, что сохранил способность к реализации своего прямого назначения - уничтожению людей. И ему же не объяснишь, что война закончилась уже более чем 70 лет назад. Я вспомнил фотографии обезображенных взрывом тел. Бр-р, чего только не встретишь в интернете.
 
    Снаряд был зарыт и оставлен догнивать в земле. Людей здесь не бывает, до населенного пункта ехать минимум три часа, рядом, в получасе езды, только какая-то сельскохозяйственная база. Пусть лежит. А я посмотрю, что же тут еще есть. Меня обуял некий азарт, адреналин поступил в кровь - что я найду? Пулеметную ленту? Или немецкую губную гармошку? А может немецкую ложку? Видел, что на аукционе они дорого стоят, как, впрочем, и пуговицы с черепами.

    Через полчаса прогулки по этому “рыбному месту”, я насобирал целую кучу пустых гильз, проржавевший штык-нож от мосинки, горсть монет как советских, так и немецких, остатки то ли рации, то ли телефона, огромное количество осколков. Согрелся, азарт все также подгонял меня и не давал чувствовать усталость. Первый раз поехал на коп с металлоискателем и такой хабар! Вот очередной сигнал, что он скрывает под землей?

    Почва под этим сигналом попалась противная - какая-то глинистая. Копать было тяжко, но вот лопата уперлась во что-то твердое. В ход пошла работа руками. О, это советская каска, осталось ее достать, да еще она и сохранилась так хорошо.

    Пять минут дополнительной работы лопатой и вот она уже у меня в руках - полностью забита землей. А из нее торчит то ли  камень, то ли корни, пытаюсь убрать это рукой, часть податливо отваливается и остается у меня в руке. Вглядываюсь - непонятно, тру руками - черт возьми, это зубы!

    В руках у меня оказалась челюсть советского солдата. Солдата, что погиб на войне. Азарт как рукой сняло - я словно вернулся назад на землю. Если в руках у меня часть головы солдата, то в каске находится другая. А в том месте, где я нашел каску, само собой, лежат остальные останки солдата…

    Через месяц уже сидел перед экраном компьютера, пил свой травяной чай и листал аукцион. Монеты я очистил и продал вместе с пуговицами, гильзы ушли не все - берут их, как оказалось, крайне неохотно - мусор. Выручил я с этого сумму совсем небольшую - хватило чтобы заправить машину.

    То место я отметил на карте телефона, взял его координаты и передал местным поисковикам - ребятам, что поднимают погибших бойцов из безымянных могил и возвращают их к себе домой, если, конечно, удастся установить личность. Предупредил и о снарядах, и о патронах. Сделал это я, конечно, анонимно - мало ли чего.

    И уже видел их фотоотчет с этого места. Подняли они семь солдат - трое из них немцы, а остальные - наши, советские. Двух из трех немецких солдат удалось установить - у них были железные жетоны с информацией. А советского солдата установили лишь одного - у него чудом сохранился военный пластиковый медальон, что выдавали каждому солдату красной армии. Немцы были переданы организации, что занимается транспортировкой останков на родину, а советские солдаты перезахоронены с почестями. Родственники солдата с медальоном связались с отрядом и перезахоронили его отдельно.

    Благое дело, все-таки, делают поисковики. И сколько еще лежит солдат в нашей земле? Ближе к весне я подам заявку на принятие в поисковую группу и, надеюсь, смогу быть полезным в поиске солдат.

    Не знаю как другие охотники за сокровищами, а я зарекся от поиска хабара на местах сражений Великой Отечественной. Во-первых, есть риск стать жертвой невзорвавшегося в свое время снаряда, а во-вторых, копатели на таких местах должны быть только “белые” - официальные отряды поисковиков, что возвращают солдат домой с их последней битвы.

    А разобранный металлоискатель лежит у меня на полке и ждет теплой погоды - хобби, все же, должно приносить удовольствие и вызывать лишь положительные эмоции.


Рецензии