Подслушанный Разговор

В кафе было не так людно как в прошлый раз. Устроившись за пустой высокой стойкой у самого окна, я заказал себе чашку чаю.
Я все ещё негодовал по поводу П  и пытался как-то объяснить себе причины его поступка которое можно было расценить как предательство. Было до ужасного обидно и даже больно, хотя я не спешил себе в этом признаться и даже стеснялся ибо признавать свою уязвленность значит терять лицо перед самим собой.
Общество сидящее во мне говорило со мной изнутри при помощи реакций и ответов вполне ожидаемых от меня в таких ситуациях.
Почему, я спрашивал себя.
Почему он поступил так подло?
Почему он сделал то, что сделал? Множество вариантов объяснений всплывало передо мной.
Множество вариантов в которых он был просто нехорошим человеком.
Так было проще всего.
Я знал что обвинить другого приписав ему собственные, спрецированные на него мотивы было вполне естественно и закреплено повмесестным использованием.
Мгновенное "знание" причины, и реакция на это с неизбежно следующим за этим конфликтом. А потом и оправданием.
Себя или другого.
Я чувствовал жар от обиды.
Чувствовал как я учащенно дышу и как тысячи возможных вариантов конфликта и его концовки, вариантов объяснений с П, проносятся перед мысленным взором...
Темная поверхность принесенного чая отражала лампу и часть потолка.
Она подрагивала.
Пальцы обнимавшие чашку виделись совсем не моими. Они как будто были снаружи моих мыслей, и я ощутил себя каким-то инопланетным существом, бесформенным и чужим этому миру.
Может быть я просто хотел чтобы этого не случилось?
Ну конечно же хотел.
Кто из нас не хочет чтобы все что происходило, происходило только так, как это приятно и хорошо?
Наконец, немного успокоившись я огляделся.
Две девушки смотрели в смартфон за дальним столиком, возбужденно и радостно переговариваясь.
Неопрятный мужчина у окна другой стеклянной стены, торопливо доедал бургер. Семья через два столика от него с двумя маленькими детьми, чьи родители нервно следили и предупреждали каждое движение этих еще  безголовых хомо сапиенс, руки и ноги которых были абсолютно рассинхронизированы с головой. Наверное так и происходит наше познание мира.
Всегда наощупь.
Всегда через незнание.
И только потом на основании этих ощупанных частей целого через постоянное повторение мы начинаем складывать картину которую и принимаем за объективность.
Скрипнула дверь.
Переговариваясь между собой, за соседний столик сели двое. Один из них значительно старше, сухой, с мэнбуном на макушке, одетый вполне себе как неприкаянный городской бродяга у которого появились средства и желание чистоплотности. Он что-то объяснял, спокойно и иногда пожимая плечами.
Второй,дородный мужчина в  наверное дорогом костюме,по всей видимости задавал первому вопросы.
Мне стало интересно. Интересно подглядеть и подслушать, раскрыв интимность общения и понимания жизни как бы в мое отсутствие там.
Любопытство, сродни вуайеризму, заставляло меня смотреть передачи абсолютно глупые по мнению моих приятелей и родственников Заставляло меня жадно смотреть на тех, чьё существование было обусловлено положением в обществе и мировоззрением, разительно отличавшегося от понятного мне.
Наверное, представлял я в себе, создавая объяснение из возникавшего образа, это происходило из-за отсутствия во мне неясных элементов, которые помогали держать в балансе состояние... "нормальности" включавшее в себя равнодушие к внутренней жизни других, хотя что такое нормальность врядли кто-то знал наверняка.
Глупые и очень умные, инвалиды, красивые и уродливые, все они влекли меня со страшной силой. Влекли вглядеться в них и понять их, разоблачить их до основы и заглянуть в самую сердцевину их чаяний, надежд и страданий. Понять их мотивы и их предназначение для самих себя,понять что выражают они и как они живут и видят то, что видим мы все..
Возможно это было следствием моей внутренней пустоты.
Невозможности жить жизнь так полно, как наверное кто-то мог жить её там, в моем представлении..
Я осмотрел этих двоих, жадно впитывая части их выставленной напоказ жизни. "Бродяга" бросил на меня быстрый и глубокий взгляд, заставивший меня поспешно отвести глаза и сделать общепринятый вид полной незаинтересованности и я стушевавшись отрешенно уставился в окно, на движение машин и автобусов снаружи, хотя уши мои всё так же пытались разобрать о чем же они так увлеченно говорят.
Их разговор по всей видимости был одним из тех что идут постоянно между людьми ищущими правду и правильность понимания и начался уже давно.
Уловил я поначалу только то, что говорят они о новой географии и о том, как понимать происходящие процессы в мире общественных событий.
До меня долетели только какие-то малозначащие термины
.. Децентрализация власти, цепи поставок, объединенное экономическое пространство.
Я понял, что похожий на бродягу объясняет костюму то, что мир движется к объединению и что это эволюционный скачок.
Далее музыка стихла, я стал слышать чуть отчетливее и услышанное увлекло меня. Нечасто разговор выходит за рамки сетований на жизнь и поднятия друг другу настроения остротами и шутками.
Костюм кивнул и отхлебнул из своей чашки.
-Ну, хорошо, - сказал он, - а как же террористы и все настроенные против таких вот перемен, попирающих их стремление к собственной значимости? Сможет ли новый, объединенный мир победить терроризм?
Бродяга покачал головой
- Нет. Да это и не нужно. Террористы останутся. Преступность останется. Террорист сам по себе это человек который через политическую агенду оправдывает свои природные наклонности и куцость своего  мифологического мышления.
Как правило так называемые террористы это люди определенного нарратива который и задает вектор их жестокости. Этот нарратив основан частично на предпосылке "раньше было лучше" помноженной на стремлении воплотить это "раньшее" счастье из книг в светлое будущее. Таким образом они снабжают свою совесть объяснениями необходимыми для оправдания своих же действий. Да и без такого обобщенного книжного нарратива невозможна была бы никакая жестокость. Попробуй очеловечить потенциальную жертву и понять её мотивы и вместо жестокости получишь разговор по душам и сотрудничество. Поэтому большая часть их усилий тратится на попытки перерисовать окружающую их действительность в черно белые тона. Отчасти кстати это идет из коллективного героического прошлого когда доблестные рыцари всех времен и народов без страха и упрека мочили всех несогласных с их видением мира. От такого наследия трудно избавиться.
-История обязывала, - вставил костюм, - Наличие внешних врагов и все такое.
Бродяга улыбнулся. В течение всего разговора он выглядел как человек которому не надо ничего доказывать. Он просто и непринужденнно объяснял и это конечно же располагало.
-Это скорее сам рассказ положенный в основу их самоидентификации обязывал к поиску внешних врагов.-сказал он, - Назови тебя шпионом и дай тебе медаль, и вот ты уже ходишь как шпион, думаешь как шпион, и нет нет а и начинаешь задумываться над закулисьем начинающим явно присутствовать везде где другие видят просто броуновское движение людских частиц к упорядоченности. Вдобавок к этому нужно учесть на чем строили свои далекоидущие выводы цари всех мастей и их правительства.
-На донесениях и отчетах своих вассалов и информаторов надо понимать.
-Ну да. Только ты представь себе, что весь объем этой информации и ее содержание были ужасно малыми, предвзятыми до невозможной степени, искаженными самими посланниками искавшими собственную выгоду, и вдобавок к этому устаревали эти сведения задолго до того как они был доставлены во дворцы до ушей Их Сиятельств, озабоченных удерживанием трона и внутренней борьбой и оттого редко когда способных хоть к какой-то объективности. Улавливаешь?
Костюм чуть осел вниз, устраиваясь поудобнее и кивнул.
-Так вот это было время игры в когнитивные кулипчики и бросания песком спонтанных эгоистических актов. Дети не умеют договариваться их невинный эгоизм не терпит вторых и тех с кем нужно делиться. Отсюда и постоянная жажда всех Империй к расширению.
Костюм подался вперед. По всей видимости ему было что защищать, и сказанное выше уперлось в стену его представлений о жизни. Такие стены есть у каждого. И как только кто-то прижимает нас к ним, мы яростно защищаемся. Обижаемся, злимся, ссоримся. Потому, что мы и сами не знаем что за этой стеной.
-Здрасьте приехали.-он явно увлекся беседой, хотя по видимому и сохранял уважение к своему оппоненту. - Ну а мир между странами, это что тогда, если не способность этих "детей" договориться?
Бродяга внимательно посмотрел на него. В его взгляде сквозила поразившая меня ненаигранная доброта и открытость.
- Дети истощают свою энергию и мирятся на время "подзарядки". - сказал он. - Их мир это тишина усталости. Конфликты не решались. Они прекращались только на время вот таких вот перезарядок всех своих батарей.
-А что сейчас? Те же Империи, те же войны..
-Разве те же?
-А разве нет? Фома, посмотри что происходит. Такое ощущение что никто ничему не научился за все тысячелетия кровопролития.
Значит бродягу зовут Фома.
Какое интересное имя, подумал я. Необычное даже, для нашего-то времени.
Хотя может это кличка, кто знает?
-Ну если ты будешь брать отдельные сенсационные статьи из разряда бэйткликов, то конечно, из-за множества кадров о беспорядках, мятежах и терроризме ты не увидишь то, что мир изменяется и изменяется не так однобоко как хотелось бы некоторым. Притом довольно быстро. И несомненно к лучшему.
Костюм кивнул.
-Мир меняется. Согласен. Но к лучшему ли? Как знать?
-А знать очень просто. У мира просто нет другой перспективы.
Костюм развел руками.
-Ну конечно. А уничтожение всего рода людского, истощение ресурсов и превращение планеты в радиоактивную пустыню-не перспектива? Судя по всему люди с большей радостью рубят сук на котором они сидят чем занимаются чем-то ещё.
-Без сомнения, - кивнул Фома, - это одна из перспектив. Но это перспектива придуманная коллективным разумом страшащимся этого. Кстати вот ещё одна перспектива. Создание ИИ.
Костюм хмыкнул.
-Создание ИИ это вообще отдельная тема. И кстати этот ИИ может легко стать уничтожителем человечества. К примеру посчитав нас вредителями и паразитами и исходя из своей высшей логики уничтожить нас как факт. Стереть с лица Земли как  мы к примеру уничтожаем какие-нибудь термитники когда строим дорогу. И это не я так говорю. Так кстати многие ученые считают. Я читал об этом.
-Мысли чуть шире, Марик. (Костюм наконец-то обрел имя. Марик) Такая логика, это логика все того же мятущегося разума, непонимающего самого себя, осознающего себя только в борьбе за отдельное выживание и потому обреченного на мучительную паранойю.
В случае с ИИ вполне возможен как раз следующий вариант.
Если ИИ разовьется согласно принципу эволюции всех видов, так же как развивалось всё живое, он вберет в себя коллективный опыт всех живущих и станет так сказать матерью всего сознательного. Его понимание будет эволюционно и качественно выше. Оно и станет необходимым объединяющим всех звеном эволюции разума и помощником в изменении биологии носителя разума в этом варианте мира...
К этому моменту я настолько увлекся разговором, что спохватившись и  только что вспомнив о себе растерянно подумал что наверняка это очень видно по моей застывшей позе и мне стало неловко. Я попытался принять более непринужденно занятый своими делами вид.
Фома между тем продолжал:
... И интеграция человека в этот разум, станет началом нового витка сознания облаченного в форму.
Зрелый разум не заинтересован в уничтожении.
Глупо, хотя и вполне по человечески думать, что ИИ станет страшной угрозой всем живущим. Хотя это и объяснимо. Такое мышление обусловенно практически полной неспособностью человека представить себе себя же в будущем обладающим хоть сколько-то измененным и расширенным пониманием. В ретроспективе мы часто говорим "какой же я был дурак" но очень редко можно встретить человека всерьез размышляющего о себе как о дураке прямо сейчас и в режиме реального времени понимающего, что его теперешнее понимание уже завтра станет смешным и умилительно глупым для него же самого.
Это неизбежно.
-А как же тогда те, что всю жизнь держатся за свои убеждения и принципы? Обладающие силой волей, конкретными амбициями и проповедующие одно и то же? Как же они?
-Я сейчас говорил о мыслящей части того процесса, что с нашей точки зрения видится как человечество.
Марик повернул голову в вопросительной позе человека подлавливающего другого на очевидной ошибке, которую он уже готов разоблачить.
-То есть по твоему держащиеся за свои убеждения, не мыслят?
Фома помедлил мгновение. Он посмотрел в сторону, через окно и отхлебнул из чашки.
- Да. Наверное я не так выразился. Они конечно мыслят, но тут скорее можно сказать, что ими мыслят убеждения, идеи чьими рупорами они становятся. Тут даже можно говорить про подселившиеся сущности или даже про батарейки для эгрегоров теряющих свою силу. Заметь, что как только человек становится рупором какой-то идеи, программы, агенды он тратит невероятные усилия на убеждения себя через убеждение других. Он попадает в настоящий ад, пытаясь удержать все под контролем. Все только вот так. - Фома поднял и опустил ладонь ребром на стол в разделительном жесте, - Там враги, тут друзья. Так правильно, этак-нет. Ужас, глупость и одновременный комизм этого в том, что невозможность посмотреть на случающееся под другим углом становится их могилой и памятником над ним. Их вера хоронит и превращает их в кирпичики из которой мостится желтая дорога человечества по которой радостно бегут дети следующих поколений. В этом кстати тоже нет ничего противоестественного и ужасного. Запары сегодняшние, становятся акиомами дня завтрашнего. Или не становятся...
Еще Гегель кстати говорил, что согласно законам диалектики любые противоречия означают движение вперед.
-При чем тут противоречия?
(В этот момент я и сам признаться подумал тоже самое и даже удивился одинаковости нашей с костюмом заминке)
-Противоречия между желаемым и наблюдаемым. Между застреванием на импульсе того, что видится как твоя собственная мысль и растворением в общем потоке коллективного мышления...
-Фома, ты меня окончательно запутал. Какое еще коллективное мышление?
Коллективное бессознательное?
-Нет,Марик. Не бессознательное., - он засмеялся, - Хотя и оно тоже конечно... Матт Ридли в своей книге Эволюция всего здорово показывает интересный обмен идей и похожесть человеческого мышления  несмотря на всю уникальность каждой индивидуальности.
Время диктует всем свои правила и ведет к тем же самым выводам.
Один из удивительных исторических фактов кстати, на который он наводит читателя это то, что каждое изобретение было изобретено как минимум несколько раз и практически одновременно в разных точках земного шара. Причем возможность какой-либо связи между изобретателями можно исключить. Идеи витают в воздухе, так сказать передаваясь окольными путями. Или можно сказать что их спускают к нам оттуда где они лежат в уже готовом виде, опрыскивая ими событийность. Или как-то ещё, что в принципе не имеет особого значения.
Вот это всё и есть коллективное мышление.
Вполне себе годное объяснение, - улыбнулся он, - учитывая всю условность происходящего.
А вообще в общем и целом капитальная книжка конечно, советую,для общего развития. Там каждая глава посвящена эволюции какому-нибудь важному аспекту человеческого понимания и под очень интересным углом. Генетика, закон, мораль, экономика. Стоит прочитать чтобы понять, насколько смешно все то, что мы знаем даже сейчас, хотя нам кажется что уж мы-то точно знаем почти всё и естественно на верном пути...
Марик помолчал несколько мгновений и отчего-то вздохнул.
-Я знаю, - сказал он задумчиво, - ты всегда говоришь с позиций непознаваемости мира. И с того, что начинать нужно всегда с себя. И этого я непонимаю. Неспособен понять наверное. Вся эта неуловимая философия освобождения... Человек познай самого себя, кто я, и так далее.
Вот скажи, каким образом это помогает тебе в реальной жизни?
Что такого ты понимаешь, что дает тебе возможность не заботиться о дне завтрашнем? Ты же кушаешь, болеешь, тебе же нужна одежда, да и умирать ты будешь также как и все. Так в чем же смысл всего вот этого?
По последнему вопросу я понял что эти двое знают друг друга достаточно хорошо и давно и что друг Марика, Фома по всей видимости исповедовал какое-то популярное направление эзотерики или так называемой "духовности" которую противопоставляли организованной религии набившей всем оскомину.
Теперь понятно было почему он так развязно одет. Это тоже был определенный стиль по которому можно было с некоторой долей вероятности предположить что носитель этого стиля к примеру мало увлекается политикой, врядли любит футбол, не является патриотом никакой отчизны и помимо всего прочего считает себя искателем истины, что бы под этим ни подразумевалось. Хотя кто из нас не являлся таким искателем различных смыслов пытавшихся жить жизни согласно впитанной наскоро цитатной философии из социальных сетей.
Время диктовало моду. И мода на сегодняшний день была именно на поиск счастья и блаженства....
Я  конечно же читал кое-что из нью-эйджевских авторов и задумывался над устройством мироздания и своей в нем роли, но как и у Марика у меня были те же вопросы об окончательном смысле всего этого и о связи тонких планов бытия (если верить некоторым авторам) и происходящего с нами где-то "тут" ...
Неожиданно зазвонил мой телефон вернув мое внимание в мир прямо к экрану.
Мира ждала меня у фонтана за два квартала отсюда.
Я встал и с сожалением о недослушанном диалоге, оставил деньги и чаевые  на столике из лакированных сосновых досок вышел из кафе на шумную улицу...


Рецензии