О Психотерапии, Добре, Опеке и Человечности

В современном обществе психотерапия, в том виде, как мы ее знаем, это профессия, ставшая практически бутафорской.
Я говорю про "Запад".
В Великобритании, кстати нет очень строгих правил по поводу работы психолога, консультанта или психотерапевта.
Для того, чтобы люди шли работать.
Потому, что всегда нужен расходный материал.
Плюс, по инерции и культурно обусловленного мышления, это все еще престижно.
И если раньше надо было стать врачом и учиться на эту профессию 8-10 лет, то сейчас выучиться на психологического консультанта это 4 года, после чего еще год, и вы зачислены и в психотерапевты по версии КПТ.
Знаю потому, что я живу здесь, в Великобритании и только недавно закончил курс навыков психологического консультирования.
Я собирался было идти дальше по этой стезе, но быстро понял что в наши времена психотерапия и психологическое консультирование это просто цирк, в котором ты сам бесправен, а клиент может обвинить тебя в чем угодно, и в общем-то, кроме подушки для поплакать, ты из себя больше ничего не представляешь, так как сказать клиенту ты практически ничего не можешь, а при любом, более серьезном случае, (к примеру он/она просто в сердцах сказали, хоть руки на себя наложи) ты моментально обязан послать его дальше по разветвляющейся цепи ибо понятное дело, специализация твоя всегда слишком специальна, да и другим тоже надо с чего-то кормиться.
Ну и конечно же постоянная угроза отстранения от работы на неопределенный срок из за возможного расследования в случае любого, (!) даже самого необоснованного заявления.
Это не преувеличение.
Я сталкивался с этим по роду своей деятельности и знаю что это непонаслышке.
То же самое касается и всех профессий, связанных с работой с людьми.
Особенно смежных с психической и физической сферой.
Психотерапия Запада загибается.
Но об этом вам не расскажут со страниц глянцевых журналов.
Теперь все сидят, дрожат, и пытаются прикрыть свой зад, что не способствует ни продуктивности, ни какому-то углублению в историю клиента.
Времена доверительных отношений уходят.
В Великобритании, каждая собака с бэйджиком, в состоянии затребовать файлы разговоров с клиентом, так что конфиденциальность попрана с самого начала.
К примеру я знаю, из организации занимающейся тем же, чем и мы, человека, который до сих пор отстранен, уже полтора года как (временно) от работы, несмотря на то, что он сам стал жертвой нападения одного из психбольных пациентов, который бросился на него с ножом.
Атака была ничем не спровоцирована, просто этот пациент, очень серьезный и комплексный случай, и не должен был быть под опекой той организации, где это случилось ( в сфере интеграции людей с психическими заболеваниями в общество)
Он нападал на персонал постоянно, но на это постоянно закрывали глаза. Закон здесь на стороне "уязвимого" и никогда на стороне персонала.
В случае этого работника,случившееся с ним, стало простым завершением эскалации серии атак.
Об этих атаках на персонал знали все, но его "психотерапевт" (ведущий специалист региона если что) предпочитал писать, что интеграция в общество идет гладко и отлично.
Теперь этого работника пытаются обвинить в том, что это он виноват в этих атаках.
На момент инцидента с этим пациентом,согласно протоколу, находилось двое, но второй убежал, завидев нож, а наш потерпевший (обвиняемый) выкрутился и пальцем не дотронулся до пациента.
Полиция, взглянув на обстоятельства "дела," признала работника невиновным. А его собственная организация до сих пор таскает его на допросы и пытается запутать в показаниях.
И это далеко не единственный случай.
Таких очень и очень много.
Просто людей сливают, а в прессу это не попадает.
Есть множество случаев когда люди, которые в прямом смысле слова "не в себе" и страдают от навязчивых галлюцинаций, обвиняют персонал в абсолютно чудовищных и смехотворных преступлениях, но все это рассматривается на полном серьёзе.
К примеру:
Он украл у меня помаду из спальни, заявляла одна пациентка, к которой никто не заходил дальше порога.
 Он звонил мне по ночам и угрожал физической расправой, если я не соглашусь стать его женой", жаловалась старуха с кучей параноидальных  диагнозов, на женатого молодого мужчину, которого тоже отстранили для расследования.
Ну или самый простой случай:
Он/она ударили меня в живот/по голове итд.
Все понимают, что такого и быть не могло, но машина раскручивается, подминая под себя всех).
Это превращается в чудовищный абсурд правового цирка.
Корабль здравого смысла снова накренило, но уже в другую сторону.
Диктатура, переодетая в одежды добра, справедливости и защиты прав угнетенных.
В результате такого идиотизма страдают все.
Работники, находящиеся в постоянном страхе оступиться, разве будут они выполнять больше, чем они не могут не выполнить, стараясь остаться просто незаметными винтиками, действующим согласно глупым правилам?
Разве могут они проявлять искреннюю заботу и человечность, зная что за это почти неизбежно последует наказание?
Конечно нет.
Человек не робот.
Особенно в такой сфере.
Он либо помогает от сердца, либо (обжегшись), становится выполнителем того, что "надо" по бумажке и кое-как.
Фальш такой "опеки" и "помощи" зашкаливает.
Государство, будучи слишком добрым, по сути лишает этих несчастных больных хоть какого-то самовыражения.
Им не надо работать.
Это же прекрасно, не так ли?
Как бы да, но только до тех пор, пока вы не представите, как живет одинокий человек в четырех стенах,страдающий от психического расстройства или умственной отсталости.
По многочисленным заявлениям, как персонала, так и больных, раньше, когда они обязаны были работать, всем было гораздо лучше. И здоровье их было крепче. Как физическое так и психическое.
Причины этого настолько очевидны, что вы сможете их рассказать мне сами.
Возвращаемся к примерам:
Ещё один: нельзя остановить падающего человека.
Нужно отойти в сторону. Прикосновение может быть расценено как что-нибудь нехорошее.
Ещё один: не сметь обмениваться с пациентами даже прочитанными газетами, не говоря уже о дисках или книгах.
И вроде бы нормальное такое правило, но на деле, это лишает персонал всех точек соприкосновения с больными.
Результат: персонал либо делает это втихую, поддерживая нормальные, человеческие отношения с подопечными, либо эти отношения теряет и расстраивает тех, кто ищет хоть какого-то подобия нормальности в своей несчастной и,почти ничем, незаполненной жизни в закрытом обществе. Страдают опять-таки те, чью жизнь общество собиралось сделать, приближенной к нормальной.
А вот еще одно правило (два): Если вы сидите в баре с друзьями и туда заходит один из ваших подопечных, вы должны встать и уйти оттуда никому ничего не объясняя. Подумайте как это выглядит, на досуге. Особенно, если все это происходит в маленьком британском городке,где все живут и работают рядом.
Следующее правило: не разговаривать с пациентами вне рабочего времени.
Опять-таки: живя поблизости и ходя в одни магазины,это не слишком выполнимо.
Плюс учтите, что всё это держится на взаимоотношениях и, если вы перестаете быть человеком после смены, это негативно отразится и на вашей работе.
Персонал всё не может, и кругом виноват, но при этом должен сохранять бодрый вид пластмассовой куклы, излучающей безразличную доброжелательность.
Идем дальше.
Забота об умственно-отсталых, живущих на иждивении государства,вообще доведена до ужасного абсурда.
Признавая права и неприкосновенность личности "взрослого" (по годам) индивида, система опеки танцует вокруг, "уважая" его права на независимость и принятие решений самостоятельно, но тем не менее держит их взаперти и понятное дело не дает им распоряжаться деньгами, позволяя однако медленно сползать в пучину " неправильных выборов", уродуя и калеча их, таким образом, лишая реальной помощи.
Классный кстати способ, загнобить человека, применив к нему его же права человека.
А происходит это так:
К человеку, у которого ментальный возраст четыре года, подходят и говорят, тебе нужно кушать правильно чтобы быть здоровым. Он отвечает: - нет. Я хочу кушать одни шоколадки. Ну или тосты, вымоченные в подсолнечном масле.
Работники говорят, ок на вот, возьми, ешь конечно,
лучезарно улыбаются и идут писать отчет о проделанной работе.
Потому,что всем по до лампочки и потому, что это его выбор.
Несчастного, мычащего подопечного, наделавшего в штаны и бегающего по коридорам с этим добром, никто не может остановить чтобы придержать и вытереть зад, он же взрослый и это его выбор.
Хотя, тогда непонятно,почему этого "взрослого" не выпустят на улицу одного и не дадут ему разобраться со своими финансами?
В результате, он зарабатывает страшное раздражение там внизу и очень от этого мучается и плачет сам, и портит нервы и жизнь всем вокруг.
Персонал черствеет.
И всем становится глубоко до лампочки.
Все изображают активную деятельность и поддержку, но деятельность эта,по большей части лишена человечности и направлена на прикрытие своей задницы, в случае чего.
Потому, что помочь, во многом означает нарушить идиотские правила,которых очень много и, которые приводить здесь я не буду, ибо каждое из них нужно объяснять.
Вот так работает система опеки.
И это я не говорю уже о каких-нибудь несчастных и перегруженных, но бесправных медсестрах, на которых может отыграться каждый мудак и которых увольняют, в прямом смысле слова, за добрые слова(!).
Реальный и показательный случай, прогремевший на всю Британию (из газет):
Медсестра ласково сказала человеку "Are you alright sweetheart" (это стандартное выражение, что то типа, ты в порядке деточка/милая) , и в результате жалобы  лишилась лицензии и работы.
И случай этот не единичный.
Врачи и медперсонал постоянно теряют работу из-за такого вот идиотизма.
Сейчас обвиняют во всем.
Расизм, эйджизм, шовинизм итд итп. Добрых полсотни измов в которые можно уложить любое невинное поведение, замечание, взгляд, интонацию.
Всё может считаться абьюзом, а границ нет потому, что всё субъективно и обидиться можно на что угодно.
Воспитательницам в детсадах сейчас запрещено прикасаться к детям и даже обнимать их, если они ищут утешения и поддерржки. И все остальное тоже.
Им страшно. Упал ребёнок, ты виновата. Придержал, дотронулась, и снова ты виновата.
Ситуация - 22.
Вдумайтесь в это.
Да, и еще об образовании.
Вот к нам на курс пришла девушка, только что отучившаяся на психолога.
Училась она четыре года или даже все пять.
И над ней все подтрунивали.
Хотите знать почему?
Да потому, что для того, чтобы начать работать практически, ей нужен был этот курс. (!)
Весь (весь!) курс психологического консультирования.
С самого самого начала.
С годичного курса навыков психологического консультирования.
Образование психолога видите ли не связано с практической деятельностью.
А образование психологического консультанта (counselor) да.
И никаких поблажек образование психолога не дает вообще, в плане работы психотерапевтом к примеру.
Вот такие дела.
И еще.
Любой, кстати может открыть кабинет и принимать клиентов.
И нет таких законов,чтобы его закрыть.
Нам преподаватель это объясняла.
Только, если окажешься в суде из за жалобы клиента, тогда да. Тогда могут закрыть.
А сейчас три слова о коучах, хотя статья не об этом и я ничего не рекламирую.
На сегодняшний день работа коуча это, почти тоже самое что и психотерапевт, только ограничений в ней меньше.
Гораздо меньше.
И меньше подотчетности, которая практически задушила психотерапию.
В коучинге коуч может работать от себя и согласно своей интуиции.
Именно так, как раньше и работали психотерапевты.
И именно поэтому в мире существует более 400 официальных направлений психотерапии.
Потому, что с людьми работали.
И потому, что каждый работал по своему.
К примеру, однажды, небезызвестный Карл Роджерс отказался от принятого в те годы разделения на пациентов и врачей и пошел своим путем, проложив дорогу к равноправию и толерантности. И благодаря ему, теперь у нас есть мягкий клиенто-центрированный подход.
А в гештальт терапии считают по другому.
Но и это тоже работает.
Однако ничего из этого не случилось бы теперь.
Потому, что всё это слишком формализированно и толерантно. И утонуло в званиях и бумажках.
Помочь человеку можно, только не по бумажке.
А от всего сердца.
О чем пишет каждый, мало-мальский известный и честный психотерапевт.
Такой, как Ирвин Ялом, к примеру.
Занятые в психопомощи,  помогали от себя, делясь наблюдениями и опытом но, что помогало, оформлялось в отдельные методы.
Из этого отливали теории новообразовавшихся школ и делали из этого стандарт, отойти от которого уже нельзя.
Сейчас так работают многие коучи.
Пробуя "от себя". Делясь своим собственным.
Нет, конечно же образование и знания это очень круто и очень нужно.
Но к этому должна прилагаться свобода искать, пробовать ошибаться и быть вдохновленным своей работой.
И только в таком случае есть возможность реально помочь человеку. Искренне и по настоящему.
Это статья не о коучинге и даже не о психотерапии. Это статья о человечности убиваемой (из лучших побуждений) правилами и предписаниями.
И о том, что справедливость так и не придумали, а просто сменили наказуемых.
Мир стремительно меняется.
Возможно даже к лучшему, и даже несомненно к лучшему, и через применение ударов по проблемам общества массированным добром, человечество отчаянно пытается найти противоядие от яда собственной предвзятости и жестокости.
Человечество уже осознает все, совершенное в историческом разрезе, зло по отношению к обездоленным и обделенным.
Оно почти выучило этот нехитрый урок наизусть, и пусть неумело и грубо, но пытается применить его к самому себе и стать добрее.
В результате, мы видим то, что можно назвать причинением добра, закручивание гаек которого снова порождает зло.
Мы видим как чрезмерное увлечение каждой мелкой несправедливостью порождает еще больше несправедливости и чаша весов просто кренится на сторону, так и не найдя равновесия и баланса.
Сегодня свободное общество стоит на принципах осуждения и порицания всех тех, кто несогласен с массовой истерией добра, базирующегося по большей части на прекраснодушной  глупости и оставляющего в своем фарватере больше несчастья и страха чем самого добра.
Теперь в моде вседозволенность.
Маятник баланса снова качнулся.
И снова, успешно пролетел золотую середину.
И в этом плане ничего не изменилось.
Мы снова нацепили розовые очки свежих взглядов на естественность и толерантность и дружно, по привычке, движемся ко всеобщему счастью, сминая всех недовольных.
Потому, что:
Кто не с нами, тот против нас.
И всё как всегда.
И вроде хорошо.
Но нет."
Пысы: В данной статье нет ни "раньше было лучше", ни отрицательных эмоций по поводу происходящего.
Это всего лишь наблюдение очередного переходного периода от хорошего к возможно лучшему, который никогда не происходит гладко.


Рецензии