Свобода
Эссе (беседа с подростками)
« Поставить на кон свою жизнь –
этой есть в высшей степени свобода».
Захар Прилепин
«Нравственный закон внутри нас»
Э. Кант
Еду в электричке. Рядом – молодые ребята лет по семнадцать, оживлённо разговаривают с матюгами, чуть ли, не через слово. Они годятся мне во внуки, но не стесняются, видимо, приняли за привычную к грязному лексикону. А мне стыдно, сына воспитала без мата, мои друзья и сотрудники обходятся без него. Я мягко делаю замечание:
– Мальчики, в древней Руси, между прочим, сквернословов наказывали плетьми!
Ребята без злобы объясняют мне, что у нас демократия и каждый свободен в выборе, как говорить, во что верить, как развлекаться, чем заниматься. Я пытаюсь возразить, что вот я живу в той же стране, а мне неловко их слушать, поэтому будучи, такими «свободными» они ущемляют мою свободу. Вышла из электрички, мысленно продолжая беседовать с ребятами, иду вдоль забора коллективного товарищества. Недалеко от входа лежат два пакета с мусором. Видимо кто-то из машины выбросил подальше от своего участка. Вечером после трудов пошли на озеро искупаться. На берегу – пустые банки от консервов, пакеты пластиковые, ещё какой-то мусор: люди отдохнули, а дальше «хоть трава не расти». Видимо они тоже считают себя свободными. В колледже влюблённые студенты мальчики взасос целуются с девочками – на виду у своих сокурсников и преподавателей. «Дело молодое» - скажет кто-то, «что естественно, то не безобразно» - вторят ему, «так мы опускаемся на уровень собак и кошек», – уверяют, также немало людей. Так свобода – это вседозволенность? Свобода от совести? А, как быть с тем, что «хорошо одному человеку, может быть плохо для другого?» Эти мысли блуждают у меня в голове на уровне возмущённого учителя, которому сейчас немедленно хочется убедить несведущих повзрослевших детей, которые встретились случайно и на короткое время.
А, если, не торопясь, углубиться в эту тему? На уровне общества в целом возможна ли свобода?
Некоторые печатные издания, сайты в интернете, радио «эхо Москвы», просто кричат, «где свобода» в российском государстве? Свобода слова, свобода печати, свобода религии, свобода развлечений, свобода, свобода! Все хотят быть свободными.
Большая часть нашей планеты занята необъятными океанами, а на суше различные группы людей объединились в свои государства, которые с осторожностью или враждебно смотрят друг на друга.
Государство - форма организации общества на определённой территории не только с обязательным аппаратом управления, но и принуждения. А без аппарата принуждения можно ли организоваться? С древнейших времён стремились люди к справедливому общественному строю. Самый свежий пример 1917г. – 1992г. В истории человечества это почти вековой труд российского государства с целью построить коммунизм. Автор книги «Призраки истории» А. Л. Кульский приводит ряд примеров, по которым видно, что издавна люди пытались построить государство с максимально допустимой свободой. В 2380 г. до нашей эры в шумерской столице возникло государство «Справедливых», которое рухнуло тоже примерно через 70 лет. В одном из четырёх Евангелие Иисус Христос описан, похожим на демократического вождя, желающего в 1-м веке н.э. водворить царство бедных и обездоленных. (Э.Ренан «Жизнь Иисуса») Всё, как мы знаем, закончилось казнью Иисуса, разгромом его последователей. В 5-м веке н. э. в Иране победило восстание под красными знамёнами, и в результате дома, имущество, скот, хлеб, женщины отнимали у богатых и раздавали бедным. Идеального государства и тогда не получилось. Теорию «идеального государства» разработал Томас Мор, а через сто лет – ещё и Кампанелла, под названием «Город солнца». Частично, использовали эту теорию иллюминаты, результатом заговора которых была Великая Французская революция 1789 года. Как не прискорбно, но всегда все попытки построить «всеобщее счастье» приводили к крови, лишениям, поголовным грабежам. Все люди, так или иначе, поддерживающие революции мечтают о справедливости и свободе, но, где та граница дозволенного, когда государство, а в нём человек ощущал бы себя свободным, не нарушая границу другого государства и другого человека? На уровне общества – это соревнование, где побеждает сильнейший. Может, нравственность поможет определять границы дозволеного? А что такое нравственность?
Согласно З. Фрейду сущность нравственности сводится к ограничению влечений. В современном толковом словаре русского языка Ефремовой даётся следующее определение: «Нравственность – это внутреннее (духовное и душевное) качество человека, основанное на идеалах добра, справедливости, долга, чести, которые проявляются по отношению к людям и природе». У христиан основная заповедь Иисуса: «возлюби ближнего, как себя самого». В буддийских текстах выделены пять правил от чего надо воздерживаться: «от лишения жизни, от взятия того, что не дано, от половой распущенности, от ложной речи, от опьяняющих веществ». Доброта к «ближнему», здоровье, благовоспитанность – основа нравственности и в Исламе.
Обращение к традиционным ценностям, которые пропагандируют всякие религии – это, в какой-то степени, отчаяние из-за рухнувшей на общества землян, бездуховностью. Вполне, может быть, что только Душа и может быть свободной в современном мире.
Если предположить, что Всемирный Разум (Бог в философии: безличный разум, разлитый в мире) всё-таки существует, то это Он создал религии, чтобы организовать и дисциплинировать людей в разных частях планеты Земля и лишить их той свободы, которая называется вседозволенностью. Помнить об этом, вероятно, надо воспитателям и родителям, с которых и начинается Человек, иначе будет хаос, а потом гибель очередной земной цивилизации. Это факт, доказанный историей, антропологией и археологией. Так всё-таки Душа свободна? Я уверена, что вседозволенность и Душа не совместимы. В определённое время каждый Человек задаёт себе вопрос, что такое Душа? Наверно только философ может ответить более или менее конкретно, но начнёт с того, что Душа, прежде всего культура, отличающая людей от животных. Норвежский философ Уле Мартин Хейстад утверждает: «Душа существует, пока мы этого хотим. Нельзя заботиться о себе, не принимая во внимание остальных людей». А, совесть? Совесть человека живёт в его душе. Есть народная пословица: «Совесть, хоть и без зубов, а душу сгрызть может». Если она есть, то человек тоже не свободен, т.к. ограничен её рамками. Например, только бессовестный человек может принять решение отобрать у одинокого алкоголика или старика квартиру. Оставшиеся без имущества, свободны? Как бы ни так! Где-то надо спать, что-то есть, и ещё испытывать моральное унижение от собственной беспомощности. Даже человек, ушедший в лес, в пустыню, в пещеру, тоже не свободен, потому что отвык жить в дикой природе за миллионы лет своего развития.
Да, прослеживается согласие религии и философии в вопросе о свободе. А может быть всё проще? Человек, нашедший смысл своей жизни, живущий в согласии с этим, не мучающий себя размышлениями… он и есть свободный?! Надеюсь, что молодые люди, повзрослев ещё больше, пусть даже интуитивно, но всё-таки поймут мудрость понятия «Свобода».
Антропология - философское учение о человеке.
Археология – историческая дисциплина о прошлом Человечества
Э.Ренан историк религий в 19-м веке.
Свидетельство о публикации №220112501224