Экономика для человека или наоборот?

                эссе
               
                Технический прогресс удивительным образом нередко            
                стал сочетаться с духовным регрессом в обществе.
                Михаил Рудковский (книга «Вереница»)
                Прогресс, сам себя обгоняя,
                Куда ты стремишься? Скажи.
                В.Скорнякова (сборник«И проступают письмена»)
    
               

    
 Совсем недавно на радио волне «вести ФМ» какой-то специалист поведал  слушателям, что уже до 2040 года будет столько  биороботов, что люди будут бороться не за сокращение рабочего дня, а за его наличие. Конечно, науку остановить не возможно, но всё же…   Рабочих мест -  всё меньше, а людей на планете – всё больше,  хотя войны,  пандемии, аварии уносят миллионы людей и  кто - то радуется и даже руководит этим. Экономика поставлена во главе всех начинаний, а человек где? Почему, кажется, что лучше, чтобы его совсем не было?
    Мысленно возвращаюсь во времена своей молодости при советской власти. Воспоминания обычные, но чисто эмоционально мне очень хочется их перечислить, потому что для внуков и, тем более, правнуков это интересно и удивительно.
      На заводах, фабриках, трудились миллионы людей.  Производительность труда была не большая. Только ленивыми не критикуемое сейчас, советское правительств планировало хозяйство так, что повышение производительности труда не приводило к выбрасыванию рабочих на улицу, потому что тогда будет узаконенное тунеядство, а оно было наказуемо законом! 
     Одеты были далеко не изысканно, но зато мясо, молоко, масло и прочее  - всё свежее, потому что разбиралось полностью.  Не было перепроизводства продуктов, как сейчас, поэтому и не нуждались они в красивой упаковке. Достаточно было обёрточной бумаги, которая быстро перегнивает в отличие от полиэтиленовых мешков, достаточно было стеклянной тары, которую можно было использовать повторно, в отличие от экологически загрязняющих всю планету пластиковых бутылок, коробок и коробочек. Наконец, покупатели укладывали продукты в, так называемые, авоськи,   (плетёные из толстых ниток лёгкие сумки), которые служили долго. Да, к сожалению, продавалось в СССР  всё – в очередь, даже какое-то  время и  по талонам питались, которые получали на производстве.  Мебель, бытовая техника обыкновенные тогда были, без выбора  – позорно, как сейчас говорят эксперты. Однако, в мире наша держава  была вполне  самодостаточная и  уважаемая.   В ней не было бездомных, безработных, алкоголиков не бросали, а помещали в медицинские вытрезвители, наркоманов было очень мало. Коммунальные платежи, транспорт, лекарства не напрягали своими величинами. Они вообще были не заметными.  Когда правительство объявляло мобилизацию, молодые были впереди, хотя условия жизни на трудовом фронте были далеки от нормальных.  Нет, не страдала  тогда вся молодёжь от отсутствия джинсов, как сейчас отмечают некоторые «историки», рассуждающие о жизни в СССР. 
        Целинная эпопея, (1955 – 1965г.), была  идеей коммунистической  партии, а вылилась в  грандиозный трудовой  подвиг народа. Была тогда мечта о светлом будущем для детей и внуков, т.е. для нас!  О себе в это время пишет бывший целинник, а в настоящее время член Союза писателей  Алексей Кухарев: «Спали в палатках, не раздеваясь, в фуфайках.  Я был комсомольцем и свою практику с уборкой целинного урожая, как вся тогдашняя молодёжь принимал, как свой вклад в общее дело своей Родины».
     Ему вторит современный поэт А.С. Сушков, который по комсомольской путёвке поднимал на стройках Ташкент после разрушительного землетрясения в апреле 1966г.
А, вот воспоминания бывшей работницы  Златоустовского машзавода:
      – На работу ходили как на праздник! Сейчас мне восемь десятков уже, но я помню много народу, часть идёт на смену утром, а  навстречу люди  –   с работы.  Я молодая, здоровая чувствую себя в гуще жизни, страна нуждается во мне.
     Это она произносит не с трибуны где-то, пропагандируя, а на станционной платформе при случайно возникшем разговоре о былом, в ожидании электрички.
       «Да, уж!» - мысленно поддерживаю я бабушку, размышляя о времени своей молодости, хотя это было значительно позже. 
      В кинотеатрах, дворцах культуры, которые любила тогда посещать молодёжь,  были лозунги, прославляющие  трудового Человека.  В молодом тогда ещё у нас телевидении (ведущая Валентина Леонтьева) была популярная программа «От всей души» о жизни рабочих, ветеранов труда    в СССР.   На стенах домов – символы лиц К. Маркса, Ф. Энгельса, Ленина. Кинофильмы, спектакли, учителя, преподаватели, воспитатели, пионер вожатые говорили, что нас ждёт прекрасное будущее – надо только поработать над этим.  Народ жил этой идей  –  во-первых, а во-вторых, ему, народу, не грозило  в старости остаться в нищете, никто не боялся, что на будущий год может быть всё, что сумел подкопить, сгорит от инфляции.  Если коротко выразить мою мысль, была нравственность и стабильность,     что и пропагандирует сейчас православная русская церковь…   Государство теперь поддерживает церковь и возвращает ей храмы, даже, если они успели стать музеями или концертными залами. Удивительным образом церковь тысячелетиями сохраняет свои идеи, в отличие от государства.
     Я не буду описывать, почему, всё-таки  развалился СССР, и случилась странная демократия в России (тимократия) – это разобрали по косточкам специалисты. Я вот о чём: разве есть будущее у страны, у народа, если вместо   провозглашения идеи Труда,  нравственности Человека, теперь на многих стенах домов  крупным планом полуголые красивые женщины, провозглашающие купальники, модные в этом сезоне. На огромных баннерах слева и справа от всех дорог – только одно: купите, купите, купите. 
    В интернете, на какие только хитрости не идут блогеры, чтобы вставить проплаченную рекламу «сказочных» травок и чаёв. Сексуальные отвратительные картинки демонстрируют, какие у мужчин и женщин  появятся могучие возможности при употреблении соответствующих рекламных продуктов. На сексе просто зациклились, как больные.
       Идёшь мимо мусорок, а там люди роются. После демократической революции появились и прекрасно всё ещё живут чёрные риэлторы, которые обманным путём выселяют одиноких людей. Молодёжь, а иногда и пенсионеры – в рабских долгах у банкиров. Внешне престижная семья ездит на крутой машине, живёт в свободной квартире, но всё в долг на 10 -  20 лет под огромные проценты.  Если такая семья остаётся без работы (это как раз и случается при повышении производительности труда и роботизации на предприятии), она -  может остаться без жилья.
      Какая в перспективе – работа, если будут работать  биороботы.    Тогда не надо столько людей на планете Земля, но они уже есть! Что же их  ликвидировать что ли?  А, надо ли это Человечеству?
    Да, есть пособие для безработных. В России оно маленькое, а в Японии и Германии, например, раз в пятнадцать больше.
На мой взгляд, если люди будут жить на пособие для безработных, одни постепенно станут идиотами  от безделья, другие – бандитами, ведь не могут же все быть творческими людьми.  Поэтому, на мой взгляд,  каждый трудоспособный должен иметь возможность работать и этим самым обеспечивать свою жизнь и занятость. Таким образом, надо ли  провозглашать повышение производительности труда, которое лишает людей рабочих мест?  Конечно, показать, рассказать очередное достижение прогресса надо, но внедрять это достижение только после того, как лишние рабочие будут размещены по другим рабочим местам без понижения заработной платы за счёт собственника предприятия, который будет заинтересован в этом, по особому закону  государства с моральной экономикой. В конце концов, экономика для человека или всё-таки наоборот, есть  нравственная норма Человечества?
       Кстати, в Японии, совсем недавно славной по всему миру своей техникой, уже призадумались и, по словам журналиста  Владимира Соловьёва, борются с безработицей путём вовлечения большего количества людей в работу, которую в принципе можно выполнить меньшими силами. Знаменит по этой теме город  Фудзисато.
      Если, когда-нибудь, будет открыто учёными возможность жизни на   других планетах, там  часть людей найдёт себе работу.   А пока…. «пока надо договариваться всем людям, как жить дальше на своей планете, чтобы не было деградации и предательства, как сейчас – это и называется жить идейно» – предложил Никита Михалков в одном из  радио – интервью.
      Почему молодёжь идёт в ИГИЛ?  Нет, не из-за веры, а из-за протеста на современную несправедливость и неравенство в очень большой степени. Нужна политическая организация консервативная, стремящаяся сохранить традиционный социальный порядок.  В США в какой-то степени консервативной является современная республиканская партия, победившая с большим отрывом на выборах в 2016году.  «Цель человечества беречь ткань бытия, штопать прорехи, чтобы не свалиться в хаос, в бездну. Хаос завораживает всех, а не только разрушителей». Это высказывание профессора института культуры Н.А. Ягодинцевой очень точно, на мой взгляд,  поддерживает мои рассуждения о бытие человечества на нашем уже тесном земном шарике.
     Все цивилизации на планете Земля, достигая своего наивысшего развития погибали. Это ли не намёк на то чтобы «притормозить» - пусть поживут ещё наши внуки, правнуки и их дети, то есть пусть ещё будет  ЧЕЛОВЕЧЕСТВО.
    Чтобы «притормозить»  может быть  надо пойти по пути провозглашения   моральной экономики.  Руководящее духовенство призывает к духовно – нравственной экономике. Мораль этой экономики должна быть не такая, как сейчас: «Это бизнес и ничего личного».   Как бы,   не отличались религиозные заповеди, в них есть общее хорошее: «человек должен работать и делать доброе для других людей», а не только потреблять. Допустим, мечта жизни сбылась: машина, квартира куплены в долг – все цели достигнуты, остался только долг. Если в тридцать пять, сорок лет – только долг, начинается депрессия. Кстати, есть «Свод» нравственных принципов и правил в хозяйствовании, разработанные группой учёных и богословов под эгидой Московской патриархии РПЦ и одобренный Всемирным русским народным собором (принят на итоговом пленарном заседании Собора 5 февраля 2004 года)
     Конечно, я не думаю, что религия в том аспекте, как её обычно преподносят священнослужители, может решить трудную задачу жизни разных людей на планете. «Красивую легенду про бога придумали люди умные, но для умов слабых.  Вера для того, чтобы стадом управлять – штука хорошая, но и противоречий много». Так выразился Вячеслав Зиновьев – современный писатель.
      И всё же, для моральной экономики нужны новые люди, которые вырастут, если всякая семья, садики школы, колледжи будут озадачены этим, а  государство не будет жалеть денег, это главное, на осуществление такой идеи. В государстве должны поменяться критерии. Например, провозглашать:
      1) не «количество метров построенного жилья», а «количество семей, которые изменили к лучшему свои жилищные условия»;
      2) не общую, кажущуюся на слух большую, сумму выделенных рублей на поддержку материального состояния, а практически не копеечную поддержку для каждой отдельной семьи.
 Кроме того, должно быть доминирование духовного над материальным. Только тогда вырастет человек одухотворённый, и смысл его жизни будет не в том, чтобы как можно больше потребить, а   стремиться жить так, чтобы окружающим его людям было так же комфортно,  как ему самому.
         В конце концов, я поддерживаю людей, которые считают, что главная задача современного общества сохранить человеческие отношения. А, что такое ЧЕЛОВЕК?  Нет всё-таки точного ответа на этот вопрос, хотя подумав немного, каждый будет рассуждать на тему о существах, которые очень эмоциональны, познают мир, не могут обходиться без собраний себе подобных, любят, имеют опыт переживаний.  Однако, молодое поколение  предпочитает виртуальное, вместо живого общения – это факт, который уже внедрился и противоречит сохранности нормальных человеческих отношений. Общение по интернету хуже одиночества. Значит надо стараться иногда вытаскивать детей из виртуального мира и показывать им, как прекрасен живой мир... Кому это делать? Да, нам старшим, пока ещё живы! Это наша теперь творческая работа!
      
Радио «Вести ФМ»
Издательство «Русская идея» в интернете
Православный сборник «Душа»
2017г.


Рецензии