Рассказы из детства. Ди-джей

       Моё взросление началось очень рано. Примерно с тринадцати лет появились симпатии к девочкам, и юная фантазия рисовала таинственные картины отношений с противоположным полом. Понимания, как надо дружить, не было. Но очень сильно тянуло пойти погулять с подругой, чтобы выглядеть в глазах других взрослым. Видимо больше ничего на ум не приходило.
       Куда в нашем провинциальном городке можно пойти? Абсолютно некуда. Поэтому всё выглядело примерно так: пришёл например, к девочке, постучался, она вышла. Ты говоришь: «Привет, чем занимаешься?» Она: «Ничем». Ты: «Пойдем, погуляем». Она: «Пойдём». Девочка оделась, и пошли. А куда идти, ни ты, ни тем более она, не знаете. Вот и тащитесь по асфальту, где относительно сухая и чистая дорога.
       Ну а если взялись за руки, то это уже практически любовь. Нам даже нравилось, когда пожилые люди осуждали нас, говоря о том, что мы слишком сопливые, а всё туда же – дружить. Казалось, что они такие не современные, или даже древние, и ничего не понимают. Отрицание интересов подрастающего поколения рождало ещё большую конфронтацию. Очень хотелось подразнить взрослых для разогрева интереса к нашим прогулкам и совместному времяпровождению.
       Прогуливаясь по обочине улицы Бограда, где я жил, мы часто замечали, что мои родители и соседи поглядывают вслед, обсуждая увиденное. От этого было немного не по себе. В свою очередь, искренне не понимая, что им всем от нас надо, проходили мимо. Тихонько посмеивались над ними. Подумаешь, невидаль какая, подростки дружат! Ничего плохого в этом не было. Мы не думали о недопустимых вещах и не стремились к интимным отношениям. Но взрослые все же с осторожностью относились к нашим ранним увлечениям. Мало ли чего? Так сказать, доверяли, но проверяли. Ощущая пристальное внимание к себе, переходить за рамки дозволенного никто не собирался.
       В то время общество очень болезненно реагировало на ранние сексуальные отношения. Совесть являлась главным приоритетом человеческих качеств и катализатором нормальных взаимных отношений. Ко мне родители девочек, с которыми я дружил, всегда относились уважительно. Я и сейчас думаю, что здесь такого, если мальчику нравится девочка или наоборот. Рано или поздно через это проходят все. Главное не опошлить, не оскорбить их чувства, потому что с этим грузом они впоследствии пойдут по жизни.
       Стремление казаться взрослым сподвигло меня на увлечение музыкой, и определённым образом помогло занять лидерские позиции среди меломанов того времени. Мой друг Олег в этом возрасте уже играл в ансамбле районного дома культуры. Он – отличный музыкант с идеальным слухом. По моему мнению, самый лучший из тех, кого я когда-либо знал. Большую часть свободного времени он проводил за репетициями и отработкой различных переходов на барабанах, усовершенствованием ритмических навыков. Наблюдая за ним, я реально понимал, что передо мной талантливый человек.
       Теперь уже не помню, как мы познакомились, но через некоторое время стали вместе вести дискотеки всё в том же районом доме культуры. Так началась моя первая трудовая деятельность. Нас неофициально приняли на работу.
       Находить качественно записанные хиты было очень сложно. Хорошие магнитофоны в дефиците. Поэтому люди берегли дорогостоящую аппаратуру. В чужие руки не давали. Чтобы добыть что-нибудь новенькое, нужно было предварительно договориться с обладателем песен. Прийти к нему со своим магнитофоном. Потратить кучу времени на выбор нужных танцевальных песен. В конце концов, записать, соблюдая определённые правила для магнитных лент.
       Поиски качественных записей привели меня в город Красноярск, который находился в ста километрах от родного Уяра. Там жили наши родственники: тётя Тома, мамина сестра, и дядя Костя, её муж. Их старший сын Владимир, мой двоюродный брат, познакомил меня с тренером по хоккею с мячом. Помимо хоккея он занимался распространением советской и зарубежной музыки. Красноярские меломаны между собой называли его «Вишней», сокращенно от фамилии.
       В то время «Вишня» имел нелегальную студию звукозаписи с очень хорошей японской аппаратурой. Естественно, ценителей качественных произведений находилось много, так же как завистников, которые то и дело обращались с заявлениями в милицию. Их «жаба давила», что человек зарабатывает хорошие деньги. От таких заявлений неприятности были существенные, вплоть до конфискации дорогой аппаратуры. В Советском Союзе такая деятельность находилась под запретом и соответственно познакомиться с «Вишней» было не просто. Кому попало двери в его квартире не открывались, а мой брат был с ним знаком.
       Вот так я стал клиентом «Вишни», чему был несказанно рад. Сейчас даже представить сложно, что это означало для меня в то время. На дискотеках появилась свежая музыка. У меня просили эти записи переписать. Через общение на дискотеках нас с Олегом стала узнавать и уважать молодёжь. Музыкальные вечера мы вместе вели не только в доме культуры, но и в своих школах, где учились, и куда приходила уже давно окончившая школу молодёжь. Появилось много новых знакомых. Это ничего, что ездить в Красноярск было далековато, три часа на электричке туда и три обратно. Практически весь день уходил на одну поездку, но зато цель оправдывала средства. Хотя и средств-то особо не было, выкручивались, как могли. Мы ведь работали, и за ведение дискотек нам платили небольшие деньги, вот их и тратили на своё хобби.
       Интересно вспоминать прошлые дискотеки. По-простому все называли их танцами. Наверно, сами того не понимая, мы стали свидетелями самых передовых идей самовыражения. Зарождения брейк-данса,  кислоты, каких-то неимоверных прыжков под композицию итальянской эстрады, а в частности, песни Мама Мария. И много другого. Но хочется остановиться на моментах, когда нас заставляли продвигать культурные новости. Не знаю, было ли такое в крупных городах, но у нас в качестве воспитания молодёжи делались тематические минутки посреди дискотеки, которые частенько проверяла администрация города. Заходили представители райкома комсомола совместно с сотрудниками милиции, включали свет, просили освободить помещение тех, кто изрядно выпил, и слушали информацию, заранее приготовленную нами. Сейчас даже представить такое сложно. Дискотека и тематические рассказы. Но факт остаётся фактом, меняется общество, меняются обстоятельства и ценности этого общества.   
       Мы с Олегом одевались по-разному, пытаясь создать свой имидж. Он всегда в светлой одежде, а я, соответственно, в тёмной. Перед каждой песней делали объявления следующей композиции, иногда на ходу придумывая шутки. Мне нравилось находиться в гуще событий.
       Наша дружба со временем крепла. Встречаясь посреди недели, мы слушали что-нибудь новенькое. Обсуждали включение песен в программу дискотеки. Придумывали шутки, согласовывали тематики следующих информационных минут. Однажды появилась идея создать свою эстрадную группу, как у взрослых. В Уяре в то время на базе «Клуба Ильича» уже была хорошая группа под руководством Валерия Латынина, которая с успехом играла на летней площадке. Молодёжи нравилось, она с удовольствием ходила потанцевать и послушать, как играют и поют вживую эти музыканты.
       Вот и мы озадачились появлением своей группы. В этом нам помогли единомышленники Вячеслав Макаров и Александр Шаров. Славу я знал ещё по художественной школе, вместе там занимались. А Саша был его одноклассником. Вот так неожиданно переплелись наши интересы и завязались в дружеские отношения. Стали собираться на базе того же «Клуба Ильича», а в последствии и «РДК» (районного дома культуры), проводя репетиции.
       Позже наш мужской коллектив разбавили девочки. Они играли, в основном, на клавишных инструментах. Помню, как мы в кино ходили всем коллективом для лучшего взаимопонимания. Стремились сыграться, но, к сожалению, в будущем жизнь разбросала всех по разным уголкам планеты.
       Больших высот наша компания не добилась, просто не успела. Но уже тогда мы исполняли песни собственного сочинения. В дальнейшем у меня это переросло в любовь к написанию стихов и песен. Надо отметить, что мы довольно смело вливались в молодёжную тусовку, сочиняли песни, выступали на различных праздниках, свои умения и возможности показывали на концертах и дискотеках.
       Мои интересы к музыке родители видели, но всерьёз их не воспринимали. Для них эта деятельность являлась всего лишь увлечением. Им было тяжело представить, что так можно зарабатывать на хлеб. А папе даже заикаться об этом было боязно. Он бы так ответил, что и уши в трубочку могли свернуться. Поэтому я молчал.
       Однажды мой учитель по физической культуре Виталий Григорьевич пытался довести отцу, что у меня очень хорошие физические данные, и что если родители согласятся, то из меня можно сделать отличного спортсмена. На что папа ответил: «Ну да, лет до тридцати будет востребован, а дальше куда?» На этом все разговоры закончились.
       А Виталия Григорьевича отдельно хочу вспомнить добрым словом. Царство ему небесное. Помню и буду помнить его всю свою сознательную жизнь. Этот человек повлиял на мою жизнь и моральные качества, как никто другой. Авторитет и поступки этого человека неоценимы. Его любовь к детям и самоотдача безграничны. То, что я научился играть на гитаре, тоже получилось благодаря ему. Он три года подряд брал меня с собой в поход третьей категории сложности в пещеры «Кизиры». У костра пел очень жизненные песни, многие из репертуара Владимира Высоцкого. Своей харизмой поразил меня так, что я до сих пор вспоминаю эти походы, как самые лучшие дни моей жизни. Открыл глаза на красоту природы, гор, тайги и всего того, что есть там, далеко от людей. Там, где свои законы. Неведомые живущим в каменных джунглях городов.
       Впоследствии мы даже дружили с этим человеком, он заезжал ко мне и смотрел, как я строил дом в Уяре. Я со своей стороны безвозмездно давал перезаписывать магнитофонные катушки с записями современных певцов. По этой теме иногда бывал у него дома в гостях. Знаю его детей: Марину, Светлану и Максима. С Мариной мы одного года и она, кстати, одноклассница Олега. Позднее я работал с ней на телеканале. Светлана (Рерих, прим. автора) чуть младше нас. Стала певицей со своей знаменитой песней «Ладошки». Помните её слова: «Две ладошки, нежные кошки»? Максим занимался у меня в секции каратэ Киокушинкай. Очень жаль, что Виталий Григорьевич рано ушёл из жизни, но хороших людей не забывают и они живут столько, сколько о них помнят.
       Вспоминая давно прошедшие события, понимаешь важность всего происходящего. Мои воспоминания возвращают к событиям минувшей давности, в то время, когда я, окончив школу, поступил в Красноярский политехнический институт, который по воле судьбы окончить так и не получилось. После второй сессии первого курса механико-технологического факультета нас неожиданно всех призвали на срочную военную службу. Никто не ожидал, что все военные кафедры в высших заведениях, кроме медицинского, неожиданно закроют. Вот так я и попал в военно-морской флот.
       Через три месяца усиленной подготовки в учебном центре радиотелеграфистов нас распределили из города Хабаровска в воинские части по всему Тихому океану. Меня увезли в город Советская Гавань. Радиоприёмный центр. Где прослужил почти да года.
       За время срочной службы в воинской части удалось найти ребят, которые немного умели играть на музыкальных инструментах и мы создали вокально-инструментальную группу. Очень сложно было собираться вместе, ведь у всех были основные воинские обязанности, но огромное желание творит чудеса. Прошло немного времени, и все праздники не обходились без нашего участия. В клубе для моряков наши песни с удовольствием слушали командиры, личный состав и, конечно, жёны и дети служащих в нашей части офицеров. За создание музыкального коллектива я был награждён десятисуточным отпуском с выездом домой по приказу командира части.
       Надо отметить, что после отпуска вернуться в воинскую часть оказалось сложно. Тоска по родным краям не отпускала ни на минуту. Из трёх лет до дембеля оставался ещё целый год. Но к счастью, наше правительство решило вернуть нас за парты учебных заведений. Мои мучения закончились через три месяца, и я снова улетел домой.
       Прилетев в Красноярск, первого сентября одна тысяча девятьсот девяностого года, первое время не мог ничего понять. Это была другая страна, которую я не знал. Мыло и стиральный порошок по талонам. В продовольственных магазинах «шаром покати», нет ничего. В очередях гибли люди. Водка с четырнадцати часов не больше двух бутылок в руки.
       Прибыв в родной Уяр, встретился с друзьями. Практически сразу вспомнили старые репетиции и приняли решение реализовать мечту: играть в вокально-инструментальной группе. Любовь к музыке привела в СПТУ - 63, где художественным руководителем была Бычкова Ольга. Она с удовольствием приняла нас в свой коллектив, с которым мы стали выезжать на концерты в ближайшие от Уяра населённые пункты и пели на мероприятиях в профессиональном училище. В дальнейшем, пробуя свои силы, ездили на конкурсы песен в Красноярск, принимали участие в фестивалях песен на местном и районных уровнях.
       Жизнь шла вперёд. Многие из нас женились и вынуждены были кормить свои семьи, зарабатывая деньги. Группа не смогла удержать свои позиции в связи с пришедшими требованиями современных вызовов. Наступили неспокойные девяностые годы. Мы перешли в РДК, где я официально устроился ведущим дискотеки и звукооператором в вокально-инструментальную группу «Ночной рейс» под руководством Паршикова Олега.
       Дискотеки превратились во что-то непонятное. Контроль уже никто не осуществлял, молодёжью никто не занимался. Наркомания расцвела, как никогда, погубив очень многих хороших молодых ребят. Вседозволенность привлекала их в разные бандитские группировки, выйти из которых порой было невозможно. Как жить? Что делать? Ничего непонятно, и спросить не у кого.
       Тем не мене технический прогресс не стоял на месте, и в наших руках оказался по тем временам очень дорогой и крутой клавишный синтезатор «Роланд 20». Появилась возможность записи большого количества звуков на одном  инструменте. Практически сделать вокальный минус. «Ура! Свобода творчества!» – решили мы, и приступили к реализации своих идей.
       Это был прорыв, так как из старого состава мы с Олегом остались вдвоём. Не покладая рук, как самый опытный, мой друг днями напролёт сидел в музыкальном кабинете, изучая данный инструмент, и создавал новые песни. Так появился первый магнитный альбом группы «Ночной рейс», с которым мы успели поездить на гастроли в близлежащие районы и некоторые небольшие города Красноярского края.
       Из СПТУ с нами в РДК пришла Инга, девушка с очень хорошим чистым голосом. Для неё специально сочинялись песни, которые она исполняла на ура. Публике нравилось её творчество, и однажды с нашей певицей случилась звёздная болезнь. Такое, увы, бывает, человеку кажется, что он всем на свете нужен и все его обожают. Но мир очень жесток и не прощает тех, кто не видит реальности и смотрит через призму выдуманных сюжетов. Самое плохое – это то, что из такого состояния тяжело выходить. И если честно, я не совсем в курсе как сложилась дальнейшая судьба Инги, но музыкальная карьера у неё не сложилась.
       Олег вскоре женился и переехал в другой город. Я тоже нашёл другую работу, на местном телеканале. Вернее, меня пригласила Елена Латынина на должность звукооператора. Эта работа была интереснее и перспективнее. Дискотеки остались в прошлом. К тому же моя семья стала больше, родилась дочь Юлия. Пришло время думать о близких.
       Много минуло лет с тех пор, когда я вновь взялся за перо и гитару.
       Об этом – в следующих рассказах.

P.S. На фотографии я и слева Олег Паршиков.

Продолжение: Рассказы из детства. Крепость


Рецензии