Слоненок учится мыслить
Однако, это его не останавливает, и он, наконец, задает относительно отвлеченный вопрос: "Что кушает за обедом крокодил?" и тут же впервые говорит о себе - клянется, что ОН САМ обязательно это выяснит. Вопрос о пищевых предпочтениях крокодила - это то, о чем все прекрасно знают и об этом помалкивают. Слоненку снова никто не отвечает, и можно подумать, что его родственники просто надеялись избавиться от этого надоедалы. Именно вопросом о Другом (крокодиле) Слоненок попал в самое яблочко и мог бы сделать выводы о том, что за сообщество его окружает.
Далее появляется питон. Если интерпретировать его образ чисто психологически, то это типичный для героических сказок противник-помощник. Сначала он бьет Слоненка и молчит, а тот не понимает, почему. Возможно, так сработала зачаточная рефлексия нашего "познавателя" - просто как автоматическое воспоминание о прежних побоях. Во всяком случае, рефлексия Слоненка все еще очень и очень примитивна.
Далее Слоненок попал в пограничную ситуацию. Крокодил обещал ему ответ на вопрос, схватил за хобот и чуть не утопил. Питон вытащил на берег и объяснил, сколь полезен только что приобретенный Слоненком хобот. Утягивание в болото, да еще и в утробу крокодила - это образ психоза, ментальной смерти во власти бессознательного. Парадоксальным образом именно Питон, существо тоже из мира бессознательного, тут становится тем, кто помогает удержаться от психоза, сохранить опору. И в итоге Питон начинает говорить, объяснять Слоненку его самого, уже нового.
Итак, познание начинается с объекта и слепого доверия к нему безо всякой рефлексии. Потом это доверие подводит, познание такого рода не дает никакого эффекта, появляется некое социальное замалчивание и упрямый познающий Я. Я попадает в пограничную ситуацию и выходит из нее необратимо изменившимся, но такое возможно только в том случае, если мышление, пусть в устрашающей и не имеющей к субъекту отношения форме приходит на помощь. Далее это мышление обретает язык.
А что же может познавать Слоненок, получив хобот? Вряд ли он утратит любопытство и будет работать хоботом только для того, чтобы лупить своих обидчиков.
Хобот, вытянутый из неудобного носа в форме башмака может сузить область интересов Слоненка, и он не станет разбрасываться на бесполезные вопросы тем, кто ему не отвечает.
После обретения хобота Слоненок может гораздо эффективнее исследовать предметы и возможности исследования с помощью хобота.
Он может заинтересоваться тем, что такое хобот. Будь я на месте Слоненка, пришла бы к выводу, что в хоботе есть сложная система мышц и и хитрые способы того, как это великолепие присоединяется к мозгу.
Ну, и если Слоненок был бы травмирован встречей с крокодилом, он мог бы задуматься о том, почему хобот так похож на питона. И исследовать места, где могут водиться крокодилы, с безопасного растояния.
Кажется, что возможности познавать у Слоненка с хоботом значительно расширились, что он стал чуть ли не всемогущим по сравнению с остальными зверями. Но в то же время его познание будет зависеть от возможностей хобота и от той ситуации, в которую он попал с крокодилом. Это отсечет лишние, стереотипные, не получавшие ответов вопросы, присущие прежнему Слоненку с носом наподобие башмака.
Свидетельство о публикации №220112501592