Юность мира

                - Значит, ты остригла волосы? - спросил Джим
                с таким видом, точно после самой напряженной
                работы ума не мог все-таки уразуметь такой
                простой и очевидный факт.
               
                О’Генри “Дары Волхвов”

Нужна ли ему эта неожиданная встречи с прошлым? С девушкой, в которую он был влюблен и с которой расстался давным-давно? На поездку он записался ради встречи с ней. Что его ждет? Дружеские объятья, радостные слезы,  счастливые совместные воспоминания? Или выяснение отношений, сожаление и разочарование? А может это и не она? - спрашивал себя Константин, медленно поднимаясь на палубу.
У самого борта сидела та самая старушка в кресле на колесиках и глядела на море. Он  подошел к ней и сказал ранее заготовленные слова:
- Простите, мадам, могу я вам составить компанию?
- А, вы тот джентльмен, что когда-то имел со мной близкие отношения? Садитесь, как вас зовут?
- Константин. Много лет назад, в Ленинграде, я дружил с девушкой. Ее звали Ада Маркова. Может это были вы?

Эта встреча произошла в одной из Латиноамериканских республик, где он отдыхал с женой. Утром в столовой после завтрака экскурсовод стал записывать желающих совершить морскую прогулку на небольшом пароходике. Стояла ясная солнечная погода, океан был спокоен, как его жена, когда она хорошо выспится. Каждый желающий поднимал руку и называл свое имя и фамилию.
- Аида Маркова. 
Услышав знакомые имя, фамилию и легкую картавость, Константин оглянулся. Подняла руку старушка, сидевшая в кресле на колесиках.

В далекой юности он был влюблен в девушку, которую звали Ада Маркова. Та тоже немного картавила. Неужели это она? Сколько лет прошло? Почти пятьдесят. Это была его первая любовь. Худенькая девушка, немного своенравная, немного наивная, с двумя косичками.
Жена обратила внимание, как он резко оглянулся и, наверное, изменился в лице.
- Давай запишемся на морскую прогулку, - попросил он жену.
- Тебя ведь укачивает в море.
- Ничего, сейчас тихо.
- Запишись.
- Нет, ты запишись.
У него с женой разные фамилии.
- Хорошо, - с удивлением сказала она, - подняла руку, назвала себя и попросила два места.
Когда они вышли после завтрака, жена спросила:
- Ты увидел кого-то из знакомых?
- Я не уверен. Может быть. Когда я учился в институте, я дружил с девушкой с косичками, которую звали Ада Маркова. 
- Может быть случайное совпадение?
- И она немного картавила. Потом мы расстались.
- Почему?
- Она сменила прическу.
- Ты шутишь?
- Нет. Долгая история. Когда-нибудь расскажу.
- Тогда ты можешь к ней подойти. Хочешь, подойдем вдвоем?
- Подожди. Дай подумать. А может я ошибся. С кем она? С мужем?
- Ее возит в кресле компаньонка, вон она, сидит рядом, укрывает ее пледом и подает воду. Они говорят по-русски. Ты мне о ней ничего не рассказывал. Кажется, я в твоем альбоме видела девушку с косичками. На пароходе сможешь подойти.
После завтрака он подошел к девушке, которую жена назвала компаньонкой. 
           - Извините, мисс, можно вас на пару слов? Ваша… спутница в кресле, мне кажется, что я ее где-то видел.
- Возможно, мы много ездим.
          - Нет, я, вероятно, был с ней близко знаком. Только давно, очень давно. Она жила в Ленинграде?
- Да.
- Могу я с ней поговорить, может быть, она меня помнит.
          - Конечно. Она очень общительная, подойдите лучше всего завтра на пароходе, сегодняшний день у нас уже расписан по минутам. Только… в последнее время у нее ухудшилась память. Вы знаете, что такое деменция? Но, может, вам повезет. Она любит вспоминать прошлое. Я могу ее предупредить.
- Вы меня очень обяжете. Вы давно с ней… работаете?
- Скоро год. Я побегу.

Старушка в кресле на колесиках достала из сумочки зеркальце и стала поправлять себе волосы, а он рассматривал покрытое морщинами лицо, пытаясь найти знакомые черты. Короткие седые волосы, дорогое черное платье с блестками и белым кружевным воротничком.
- Как я сейчас выгляжу?
- Замечательно. Вы почти не изменились.
Это она. Ада и тогда любила черные платья и белые кружевные воротнички, которые вязала сама, придумывая разные узоры. В институт она всегда носила с собой зеркальце, при встрече часто поправляла волосы. Этому научила ее бабушка. Бабушка объяснила, что когда она смотрит в зеркальце и прихорашивается, парень видит, что перед ним девушка. Константин пришел на первый студенческий вечер и увидел девушку с косичками, наверное, одну на весь курс. Ему нравились косички, он подошел и пригласил ее танцевать. После танца она поблагодарила его, хотя он дважды наступил ей на ногу, и спросила, как его зовут. Так они познакомились.
           - Значит, Костя. Дайте подумать, разве всех упомнишь. Напомните мне что-нибудь еще.
           - Мы учились в одном институте. Я помогал вам в учебе. Делал за вас чертежи.
- Теперь вспомнила! Да, это была я. Ты делал мне чертежи. Красивые чертежи, и я получила пятерку. А я чертить не умела, без тебя я бы пропала. Тебя привел ко мне сам Бог. Да, я вспомнила, мы с тобой были знакомы со школы. В первом классе ты дергал меня за косички. Я сразу поняла, что ты в меня влюбился.
Константин никогда в первом классе не дергал ее за косички. Когда он пошел в первый класс, еще была война, девочки учись отдельно. Он не знает, к чему тогда готовили девочек, но мальчиков готовили к войне. Они маршировали с деревянными винтовками и кричали «Ура». Может быть, она его с кем-то путает?
- Да, это была я. Мой папа очень любил творчество Байрона и назвал меня Адой в честь его дочери. Я помню, как я тебя пригласила к себе на день рождения. Помнишь, как мы целовались в коридоре?
Да, он бывал у нее дома. В темном коридоре они целовались, и их застал ее папа, вышедший покурить. Константин слышал, как ее мама сказала: «Боренька, ты ведь обещал курить в коридоре». Ее мама любила ласкательные имена: дочку она назвала не иначе, как Адочка, мужа - Боренька, его она сразу стала называть Костик.
В один из дней, когда она пришла в институт с веточкой сирени в волосах, он остановился, пораженный.
- Ада, что с тобой? Ну-ка, повернись. Где твои косы?
- Их больше нет. Я постриглась.
- Что ты наделала, косы так тебе шли. Ты продала волосы? Хочешь сделать мне подарок на Рождество? Так Рождество давно прошло. И мне не нужен браслет для часов.
- Костя, все гораздо серьезнее. Я ухожу из института, и мы уезжаем в США. Папа заключил контракт на три года. Косички там не носят. Моя новая прическа называется «Юность мира». Она тебе не нравится?
- Значит кос у тебя больше нет?
- Что ты заладил одно и то же. Я так и знала, что нравилась тебе не я, а мои косы. Давай лучше обсудим, как мы проведем наш последний день. Может быть, мы никогда больше не встретимся, и я хочу, чтобы ты знал, как много ты для меня значил.
- Ада, - сказал он тогда, - не уезжай, останься.
- Мама болеет, я не могу их бросить. Если хочешь, возьми мою фотографию, я на ней с косичками. Я тебе напишу…

- Ада, - он тронул старушку за руку, - а как сложилась твоя жизнь? Понравилась в Америке твоя новая прическа «Юность мира»?
- «Юность мира»? Не помню. Я часто меняла прически, так же как и поклонников. И имя поменяла, я стала Аидой. В Америке познакомилась с миллионером. Он был старше меня на 35 лет и через несколько лет отдал концы, оставив мне хорошие деньги, видишь, я даже могу нанять компаньонку. А чтобы я делала с тобой? Сушила сухари?
- Но ты сказала, как много я для тебя значил.
- Я так сказала? Я соврала. Ты думаешь, я тебя любила? Как бы ни так, ты никогда не был мне интересен. С твоим длинным носом, бесцветными глазами и болтливостью.
- Ада, это неправда. Ведь мы дружили, мы…
          - Целовались? Ты считаешь, что пара поцелуев за сделанный чертеж слишком большая плата?
          - Но ты ведь пригласила меня к себе на ночь, когда твои родители уехали на дачу и мы…
- Вместе спали? Иначе разве ты сделал бы за меня курсовой проект? А у меня тогда уже был настоящий друг. Он знал и умел такое… что тебе и не снилось!
Потрясенный услышанным, Константин отвернулся и стал смотреть на море. Он больше не мог видеть ее презрительную усмешку. Он плохо разбирался в людях. Говорят, надо уметь читать по глазам. Он тогда часто смотрел в ее глаза, но разобраться в ее чувствах, видимо, не смог. Он был уверен, что она его любит, а ей нужен был курсовой проект. Зачем он сюда поехал, он никогда бы с ней не встретился и не узнал то, что ему не нужно было знать.
Море по-прежнему светилось зеркальной голубизной, сверкало веселыми солнечными бликами и всплесками каких-то летающих рыбешек, казалось оно спало, но он уже знал каким оно может быть злым, если его разбудить, как искривится это зеркало и как, подчиняясь воле ветра-распутника, водяные горы будут пытаться сбросить с себя все живое.
Послышались шаги, подошла компаньонка, у нее в руках был стакан воды и коробочка с таблетками.
- Аида Георгиевна, пришло время принять лекарство, вот, пожалуйста.
Константин очнулся от своих мыслей.
- Ада, разве твоего отца звали Георгий?
- А ты забыл? Конечно, его звали Георгий, в честь Георгия Победоносца. Но мама звала его Гоша.
Неожиданно ожило и захрипело корабельное радио.
- Граждане отдыхающие, если среди вас есть рыбаки, обратитесь в каюту номер шесть, там вы получите снасти и можете порыбачить. Прокат спиннинга стоит…
Константин встал.
- Ада, извини, я никогда не рыбачил в море, такой шанс упустить нельзя.
И, не дожидаясь ответа, быстро пошел в библиотеку, где его ждала жена. Увидев улыбку на его лице, она спросила
- Ну что поговорил?
- Поговорил.
- Она тебя помнит? Ты доволен встречей?
- Помнит. Доволен. Только это не она. У нее никогда не было прически «Юность мира».
- «Юность мира»? Никогда не слышала о такой прическе.
- Ты была еще маленькая. Когда-то она была очень популярна. Концы длинных волос накручивали, собирали на макушке, завязывали лентой и они спадали локонами на шею.
- Хочешь, я сделаю такую прическу?
- Нет. Что ты читаешь? Детектив? Пойдем лучше в ресторан, я бы выпил. А ты меня вправду любишь?


Рецензии
Ефим, очень милый рассказ. Заинтересовали.
Удачи Вам в творчестве!
С искренним уважением и пожеланием встреч.Заходите. Порадуете.

Ирина Ижорская   11.12.2020 00:41     Заявить о нарушении