Уроки Снежинки. Шахматные погружения 11-15

Погружение 11
Фигурки животных. Достаём бычка. Ставим на угловую клетку. Ходим бычком по доске мелкими топ-топ-топ и поём песенку: «Баю-баюшки баю. Не ложися на краю! Бедный маленький бычок! Лучше падай на бочок! Скоро к нам придёт Волчок и ухватит за бочок. И потащит во лесок. И положит на песок!» Достаём фигуру Волчонка. Вот он вот он, твой Волчок! Где он, где он твой бочок! Ай-ай-ай! Ай-ай-ай! Поскорее убегай.» Волчок «гоняется» по доске за бычком, а бычок периодически поворачивается к Волчонку рожками и поёт: « Я не убегаю! Раз! И забодаю!!» Малыш обычно пытается повторить манёвры родителей на доске. Надо сделать паузу и дать ему поиграть так пару минут самостоятельно. Потом объявляем, что Бычок и Волчок устали и идут спать. Мультфильм «Золотые шахматы».

Погружение 12
Фигурки животных. Весёлые козлики. Два козлика. Ставим их на соседние клеточки. И каждым новым ходом козлики перепрыгивают друг через друга и так перемещаются по доске. Например Козлик с а1 перепрыгивает Козлика на а2 и становится на а3. Далее малыш сам пробует так играть. У вас буквально пара минут на эти попытки. Каждое удачное движение малыша сопровождайте одобрением. Похвалой: «Умница!» или «Молодец» или «Ай да мы!» и т.д. Само перемещение Крозлика через Козлика лучше сопровождать счётом «Раз два. Три». Раз – подъём, Два – перемещение над клетками, Три – опускание на новую клетку. Слово «ход» здесь пока лучше не использовать. Мультфильм «Золотые шахматы»

Погружение 13
Шахматные фигурки. Первая демонстрация «правильной» расстановки фигур. Фигурки одного цвета выставляются хаотично в центр доски. С каждой здороваемся. Когда все выставлены приступаем к демонстрации: Две Ладьи – вертим их в двух руках. Затем чётко опускаем на углы доски. Два Коня! Берем двумя руками, демонстрируем и ставим рядом с Ладьями – встречь друг другу. Два Слона! Демонстрируем двумя руками и ставим рядом с конями. Между Слонами остаются две пустые клетки. Теперь быстро, но четко, считаем до восьми ставя на второй ряд пешки. «Пешка – Раз! Пешка – Два! Пешка – Три!» и так далее. Остаются Король и Ферзь. Берём одной рукой Короля и произносим: «Король» берём второй рукой Ферзя и произносим: «Ферзь» И чётко ставим их на две пустые клетки. При этом не обязательно спешить и объявлять «Королева любит свой цвет». Зависит от того, насколько готов к такому усложнению малыш. Пока это не актуально! Как не актуальна и правильная ориентация доски. Конечно неплохо, когда она располагается «правильно» но значение это приобретёт ближе ко второй сотне погружений.

В Шахматной шкатулке мы стараемся всегда предъявлять детям «правильную» ориентацию доски. Но многолетние наблюдения показывают, что пока мы не начинаем знакомить малыша с дебютными схемами. «ориентация» доски не носит методологически обоснованного характера. Тем не менее ряд воспитательных систем требует безусловного соблюдения принципа «идеальности». Внутреннее противопоставление сводится к тому, что люди делятся на «правшей» и «левшей» и потому далеко не всем малюткам на первоначальном этапе комфортна такая ориентация. В ней имеется некий элемент «правостороннего переучивания». Момент недостаточно хорошо исследованный на самом деле. В нашем случае этот вопрос каждый родитель решает для себя сам. Завершаем мультфильмом «Золотые шахматы».

Погружение 14
Фигурки солдатиков. Сегодня играем в построение на Парад. Торжественно выстраиваем солдатиков друг напротив друга, занимая по три горизонтали клеток с каждой стороны.

Строим строго «пехоту» и «артиллерию». Офицеры на Конях встречаются друг с другом в центре доски и вместе обходят строй и громко приветствуют своих солдат, как это и бывает на настоящем параде. «Здравствуйте товарищи пехотинцы! _ Ура! Ура! Ура!» затем «Здравствуйте товарищи артиллеристы! – Ура! Ура! Ура!» Затем солдатики проходят строем перед конными офицерами и размещаются в своей коробочке. Сначала мы показываем весь Парад сами, а потом смотрим, как малыш пытается повторять наши действия. Завершаем мультфильмом «Золотые шахматы».

Погружение 15
Фигурки животных. Сегодня играем в Зоопарк! Выставляем животных в клеточки по кругу доски, здороваясь с каждым. Потом достаем фигурки Мамы и Дочки (Папы и Сыночка) и они вместе «идут в зоопарк» и обходят клетки, останавливаясь около каждой и здороваясь с животными. Потом говорят Зоопарку: «До свидания» и «Зоопарк закрывается!». Завершаем мультфильмом «Золотые шахматы»

Примечание:
О мультфильме «Золотые шахматы»
Иллюзия «лёгкости» создания шахматного мультфильма порождает в Интернете огромное число абсолютно непригодных для использования в работе с малышами поделок. Подробный разбор множества попыток у нас впереди. Пока укажем лишь, что таких удачных попыток сравнительно мало Мы уже не говорим о грубейших ошибках в программе «Динозаврики учат шахматам», где, например, ферзь делает на диаграмме невозможное перемещение, в мультфильме из серии «Фиксики», где сказано, что на доске «мат» а на доске Слон просто перекрывает атаку ферзя, и целом ряде иных крупных «ляпов». Увы! Люди наивно полагают, что это очень просто, делать мультик на шахматную тему. И тем не менее есть ряд шедевров,, которые выполнены с огромным талантом, с чувством меры и такта, при полном отсутствии «слов». Мультфильм этот называется иначе.

Chess Animation - Blender
В этом фильме последовательно представляются Доска, Фигуры белые и чёрные, и затем по очереди даны шесть эпизодов с выделением конкретных фигур. Каждая из них в своём эпизоде становится Золотой. Порядок такой: пешки, Конь, Ладья. Слон, Ферзь стреляющий в Короля стрелой из лука и Мат. Продолжительность ролика 2 минуты 46 секунд. Малыши смотрят его, затаив дыхание и со временем начинают, зная сюжет, повторять движения и позы и сопереживают героям. Редчайший по качеству и силе детский мультипликационный фильм, которым я предлагаю непременно завершать каждое из тридцати первых занятий. Фильм создан с Душой и потрясающе художественно выразителен. Мультфильм – Чудо.


Рецензии