Теософия от Блаватской

         


 

В начале ХХ века среди образованных людей получили большое распространение спиритизм, увлечения различными «гуру», масонством, а также теософия, учение Е. П. Блаватской, существовавшая в множестве форм.

Теософия и спиритизм были двумя наиболее важными оккультными движениями в России на рубеже веков. Они имели наибольшее число последователей и доминировали в журналах и других изданиях. Из этих двух теософия была более значима и влиятельна в философском и культурном отношении, хотя спиритизм обладал большим числом сторонников и пользовался большим вниманием прессы. Всего же с 1881 по 1918 год в России выходило почти 30 оккультных журналов: большинство из них, не будучи преданными исключительно теософии, публиковали также и теософские материалы.

Еле;на Петро;вна Блава;тская (1831 - 1891), урождённая Ганн – родилась в Российской империи. Позже эмигрировала, и основную деятельность проводила в США, Англии и Британской Индии. Дочь писательницы Е. А. Ган, двоюродная сестра политика С. Ю. Витте, младшая сестра Блаватской — писательница В. П. Желиховская. Сбежав от своего первого мужа – Блаватского, в Англии вышла замуж за Г. Олькотта. Основательница Теософского общества, основанного в 1875 году, в штаб-квартире в Адьяре (Индия).

По словам Блаватской, свои духовные знания они получила от Махатм - группы бессмертных духовных Мастеров, проживающих в скрытых обителях в Гималаях. Главными учителями Блаватской были Махатма Мория, Махатма Кутхуми и Джвал Кхул. Содержание своих главных работ – «Разоблаченная Изида» и «Тайная Доктрина» - Блаватская, по ее утверждениям, получила от Махатм телепатически, как и множество писем, адресованных А.П. Синнету и другим теософам.

Она преподавала мистическо-философское учение, основанное на индийских и тибетских традиционных учениях, которое она называла Теософия. Из основных ее достижений можно перечислить следующие:

    Она дала популярное объяснение понятий кармы и реинкарнации (перевоплощения) в Европе и Америке.
    В своих работах она стремилась показать, что все основные религии происходят из одного первоначального источника (имеют общий корень).
    Она объясняла важность морали и братства для эволюции и развития человека и человечества и доказывала их необходимость. (Правда, «братство без разделения» существовало скорей на словах – в самой организации бытовала жесткая структура и нетерпимость к иным мнениям).
    Созданное ей теософское общество набрало во многих странах (в первую очередь в Англии, Франции, США, Индии) десятки тысяч сторонников. Существовало теософское общество и в России. Общество проповедовало идеи всечеловеческого братства и терпимости ко всем религиям, в каждой из которых скрыта единая божественная сущность, стремление создать на этой основе универсальную религию.
    Деятельность теософского общества привела к повышению интереса к индуизму и буддизму, возникновению впоследствии серьёзных научных исследований, и распространению буддизма в западных странах.
 
 

Основные положения теософии таковы:

    Происхождение Вселенной. Исходной точкой Вселенной является «Непознаваемое», неизреченный Абсолют, Безличный Принцип, благодаря которому все стало. Высшую триаду составляют Непроявленный Логос, Потенциальная мудрость и Вселенская Мыслеоснова. Нисхождение в мир божественных энергий совершается через сферу Проявленного Логоса, затем через планы: духовный, психический, астральный и материальный.
    Человек. Человек — отражение проявленного Абсолюта (микрокосм), и его истинное внутреннее «Я» вечно и едино с Божественным «Я» Вселенной.
    Учение о реинкарнации (перевоплощении). Эволюция человека совершается путем многих рождений и смертей. Каждый раз, рождаясь заново, он приобретает новый опыт и знания. Принцип жить самопожертвованной жизнью, ставя в основу своей жизни служением людям делает его активным участником божественного творения.
    Закон Кармы — закон причин и последствий. В теософии Блаватской закон кармы рассматривается с точки зрения гармонии и согласия с законами природы: “Единственный закон кармы, закон вечный и неизменный, это гармония в мире материи, столь же абсолютная, какова она в мире духа. Из этого следует, что не карма награждает или наказывает нас, но мы сами награждаем или наказываем себя в зависимости от того, работаем ли мы вместе с природой, пребывая в гармонии с ее законами, или же нарушаем их.”
В 1908 году в России существовало восемь теософских кружков: четыре в Петербурге, два - в Варшаве, по одному - в Киеве и Калуге. 20 сентября 1908 года эти кружки объединились в Российское теософское общество. 21 апреля 1909 года на основе Калужского теософского кружка было образовано Калужское теософское общество (ТО) как отдел Российского теософского общества. Оно оставило самый значительный и яркий след в истории теософского движения в России.

Калужское теософское общество возглавили: Е.Ф.Писарева (председатель), Н.И.Васильев (казначей), Н.В.Писарев (секретарь). Первоначально ТО располагалось в квартире Писаревых, живших в доме Фалеева (ныне дом 78/66 на пересечении улиц Ленина и Кирова). Осенью 1909 года чета Писаревых переехала в дом 11 на улицу Воскресенскую, где и разместилась штаб-квартира теософского общества, насчитывавшего около двадцати членов. Во флигеле дома Н.В. Писарев организовал книжное издательство “Лотос” и типографию.

В своей деятельности ТО придерживалось основных целей, изложенных Е.П.Блаватской и Г.Олькоттом еще в 1875 году при основании теософского общества в Нью-Йорке.

В годы дореволюционной деятельности Калужское теософское общество вело широкую просветительскую работу. Лекции и диспуты проводились в больших аудиториях (Дворянское собрание) при большом стечении публики. О времени проведения и теме мероприятия сообщалось заранее через газету “Калужский курьер”.Деятельностью Калужского теософского общества интересовалось и семейство Штеров-уроженцев Калужской  губернии.
Не без влияния деятельности теософских кружков происходит творчество Николая Рериха.Дела старшего Рериха шли достаточно успешно, и он вполне был вхож в "просвещенное столичное общество". Дом его посещали Менделеев, Костомаров и другие научные светила Санкт-Петербурга. Именно во время посиделок в доме отца у смышленого мальчика зародился интерес к отечественной истории, археологии, а заодно и живописи. Учился он в знаменитой санкт-петербургской гимназии Карла Мая, демонстрируя прекрасные способности в науках и живописи. Надо сказать, что эта гимназия вообще слыла настоящей столичной "кузницей кадров", в ней поколениями учились Римские-Корсаковы, Семеновы-Тян-Шаньские, Бенуа и Рерихи.

После окончания гимназии талантливый юноша оказался на распутье: заняться ли юриспруденцией, как настаивал отец, или же прислушаться к голосу сердца и поступить в императорскую академию художеств. Здесь впервые проявил себя характер Николая Рериха: не желая делать роковой выбор, он поступил в оба эти учебные заведения.С 1905 г. он всерьез заинтересовался Индией и Китаем. Затерянная в неприступных горах древняя страна Шамбала будоражила его воображение, сулила невероятные открытия.
В 1910 году Рерих получил высокий чин статского советника.В 1910 году новоявленный статский советник с энергией и жаром занялся сохранением культурного наследия Древней Руси. В 1915-м, подводя итоги пяти лет работы, он обратился к государю-императору с проектом "Положения об охране исторических памятников". Это был серьезный, продуманный документ, в своевременности которого у Рериха не было сомнений. Но отклика не последовало.
Поклонниами Блаватской и Рерихов была предпринята попытка создания на Земле ещё одного подобия религии, причем, единой для всего цивилизованного мира.
Возникает оккультная организация "Чёрный Орден"
"Стансы Дзян" - самая древняя и загадочная книга человечества. Никто не знает возраста этой книги и кем она была написана. Ходили слухи, что её привезли пришельцы с Венеры.

Первое упоминание о ней можно найти у греческого философа и мага Аполлония Тианского (I век н.э.). Путешествуя по Индии, он увидел «Стансы Цзяна» в одном из храмов. Книга его очень заинтересовала и тогда индийские жрецы любезно предложили ему её прочесть. Когда Аполлоний изучил "стансы", он родился заново.

Философ не только постиг происхождение тайных процессов на Земле, но превратился в сильного эзотерика. Однако сразу по возвращению к себе на родину Аполлоний Тианский погиб при загадочных обстоятельствах. То же самое произошло и с другими искателями древней мудрости, которые прикоснулись к этой книге.Данная книга попала в руки Елены Блаватской все знают. В Египте она как-будто бы случайно встретила мага, который «по звёздам» определил, что у девушки из России особое предназначение. Потом, в одной из бесед он упомянул о запретной книге «Стансы Цзяна». Естественно, Блаватская захотела на неё взглянуть.
Ытобы познакомиться с этой книгой, она поехала не в Индию, а в Лондон. Там её поджидал странный человек по имени Кут Хуми Лан Синг. Он ввёл Елену в тайное оккультное общество, связанное со спецслужбами. Здесь она получила инструктаж, как войти в доверие к брахманам и заполучить данный манускрипт.Получив заветный манускрипт на год, ей нужно было вернуть его храму. Отправившись в Лондон и поместив там ценную книгу в сейф одного из банков Ротшильда, Блаватская за 6,5 месяцев перевела книгу на английский язык. После чего она снова отправилась в Индию, но не для того, чтобы вернуть книгу храму, а узнать о секрете бессмертия. На этот раз ей уже ничего не сказали.

По возвращению в Лондон, "посвящённая" обнаружила, что "Стансы Дзян", как и сам перевод, бесследно исчезли... Только тут она поняла, кто на самом деле скрывает древнее знание и какую роль она во всём этом сыграла...

Впоследствии выяснилось, что подлинник книги не попал в руки к Ротшильдам. Стансы загадочным образом выкрали их сейфа и след их был отслежен в России.Для широкой общественности некоторые стансы были опубликованы Блаватской в её "Тайной Доктрине" и известны они как "Книга Дзиян. Но подлинник так и хранится за семью печатями, ожидая своего часа.Учение Блаватской осуждалось Русской Православной церковью.


Рецензии