Зачем нам жизнь? Эссе

СЕРГЕЙ  НОСОВ

                ЗАЧЕМ НАМ ЖИЗНЬ?


    Самое бесполезное занятие -  искать смысл жизни…
Я вот и до сих пор не понимаю в чем смысл этой жизни… Хотя ведь я уже достаточно долго живу на белом свете… И родился я по крайней мере «не вчера»…
      Причем именно меня этот вопрос - «о смысле жизни» - волновал меня с детства… Может быть в силу моей наивности которую часто выдают в молодежи за «пытливость ума».
      Мне всегда казалось что в жизни должен быть смысл. Иначе выходило очень обидно - живешь живешь … А смысла в этом никакого и нет.
          Помнится когда я уже был  разумным все таки молодым человеком  (став к тому времени и кандидатом исторических наук между прочим) когда я поступил на работу научным сотрудником в знаменитый Пушкинский Дом в Санкт-Петербурге…
            Помню что мы хоронили с участием нашего Института одну какую-то бывшую старейшую нашу сотрудницу…
          Я об этой сотруднице ничего не знал конечно же. Но старшие товарищи по Институту вздыхали -  она была феей. Ей Пяст стихи свои когда-то посвящал… Это была необыкновенная женщина…   
           Ее тело забрали в автобус в доме престарелых в Царском селе…   И приехали на необозримое Северное кладбище Санкт-Петербурга…  Это было что-то ужасное - ряды и ряды безликих могил без конца и края… Как в бескрайней степи.
            Могилы в таких пустынях новых кладбищ «для   рядовых граждан граждан» и посещать невозможно и вредно на самом деле - они наводят на чувство бессмысленности жизни как таковой так же верно как осенние дожди приводят ы душу человека тоску и скуку.
             И видя эти бесконечные поля и поля могил я помнится  задал тогда свой этот вечный детский вопрос одному очень умному и очень мудрому (это позже выяснилось со всей очевидностью) немолодому нашему сотруднику который тоже приехал хоронить эту даму, но не «по разнорядке» однако как я тогда был обязан ехать на похороны «ОТ ИНСТИТУТА», а видимо по велению сердца .
             Глядя немного с высоты (с большого пригорка в начале кладбища) на необозримое  бескрайнее  поле могил с убогими и однотипными крестами… Я невольно спросил - Петр Романович. А в чем собственно смысл жизни?
              Его нет Сережа.. Был ответ.  Жизнь - это просто процесс…  и больше ничего…
                Но этот ответ - не ответ конечно на довольно глупый юношеский вопрос не выглядел убедительно.
                Надо было что-то сказать… Вот и сказал старший мой товарищ тогда такие с виду глубокомысленные слова - жизнь это процесс... 
            Ну  понятно же что процесс, а не остановка в процессе..
                Остановкой « процесса» будет тогда смерть…
                Но ведь неверно же это все! И после смерти «процесс» продолжится -  процесс уничтожения, гниения и разложения тканей организма.
                Что об этом обо всем с умным видом бесконечно говорить.. Процесс -  не процесс…
                Мы живем на белом свете. И мне например это очень нравится - просто жить на свете.
                Пусть даже и нет в этой жизни никакого смысла - все равно она приятна и приносит радость.
                Ведь хуже всего - умереть. Хуже смерти ничего не придумаешь. 
                Что тогда говорить о смысле жизни… Он в том чтобы не умереть. Или хотя бы не умереть раньше времени.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Носов Сергей Николаевич. Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге) в 1961-м году. Историк, филолог, литературный критик, эссеист и поэт. Доктор филологических наук и кандидат исторических наук. С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии Наук. Автор большого числа работ по истории русской литературы и мысли и в том числе нескольких известных книг о русских выдающихся писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990; В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб. Издательство «Дм. Буланин» 2008; Антирационализм в художественно-философском творчестве основателя русского славянофильства И.В. Киреевского. СПб. 2009.
Публиковал произведения разных жанров во многих ведущих российских литературных журналах - «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской русскоязычной газете «Русская мысль» и др. Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате - в ленинградском самиздатском журнале «Часы» 1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки» был допущен и в официальную советскую печать. Входил как поэт в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ» и «ДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах «Семь искусств» (Ганновер), в петербургском «НОВОМ ЖУРНАЛЕ», альманахах «Истоки», «Петрополь» и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах.
После долгого перерыва вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и во многих изданиях за рубежом от Финляндии и Германии, Польши и Чехии до Канады и Австралии - в журналах «НЕВА», «Семь искусств», «Российский Колокол» , «ПЕРИСКОП»», «ЗИНЗИВЕР», «ПАРУС», «АРТ», «ЧАЙКА» (США)«АРГАМАК», «КУБАНЬ». «НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА), « ДЕТИ РА», «МЕТАМОРФОЗЫ» , «ЛИТЕРА НОВА», «ГРАФИТ», «ЛИТКУЛЬТПРИВЕТ!», «СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ), «МУЗА», «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ», «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ, «РОДНАЯ КУБАНЬ», «ПОСЛЕ 12», «БЕРЕГА», «НИЖНИЙ НОВГОРОД». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ» и др., в изданиях «Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПОЭТОГРАД», «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН», «АРТБУХТА», «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» , «АВТОГРАФ», «Форма слова» и «Антология литературы ХХ1 века», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР», «45-Я ПАРАЛЛЕЛЬ», «ПОРТ-ФОЛИО»Й (КАНАДА), «ПОД ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ», «БИЙСКИЙ ВЕСТНИК», «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ» (ГЕРМАНИЯ), «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД) , «КОВЧЕГ», «РУССКОЕ ПОЛЕ», «СЕВЕР», «РУССКИЙ ПЕРЕПЛЕТ», «БАЛТИЙСКИЙ БЕРЕГ» (КАЛИНИНГРАД), «ДАЛЬНИЙ ВОСТОК», «ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ), в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборниках «СЕРЕБРЯНЫЕ ГОЛУБИ(К 125-летию М.И. Цветаевой), «МОТОРЫ» ( к 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского), «ПЯТОЕ ВРЕМЯ ГОДА» (Альманах стихов и прозы о Любви. «Перископ»-Волгоград. 2019), «Я ДУМАЮ. ЧТО ЭТО ОТ БОГА…» ( Сборник стихотворений современных авторов к 80-летию Иосифа Бродского. «Перископ- Волга». 2020 ) и в целом ряде других литературных изданий.
В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий – премии «Поэт года», «Наследие» и др.
Является автором более 18-ти тысяч поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой поэзии.
Стихи переводились на несколько европейских языков. Живет в Санкт-Петербурге.




          
               
               
               

               
    
   
             


Рецензии