Семейные ценности

 
              «Нет плохой земли, есть плохие пахари»(русск. пог.)

              Как там говорилось в бодрой песне времён дряхлеющего социализма? «Молодым везде у нас дорога, старикам всегда у нас почёт?»  Нет, было совсем не так. Как в правительстве заседали дряхлеющие ветераны, так и все посты в администрации и на производстве были закупорены пенсионерами весьма преклонных годов. При «развитом» социализме  работали при желании хоть до 80 лет. Выпускали, правда, иногда бог весть что - лишь бы безработицы не было. Помню, как критиковали какой-то завод на Волге, выпускающий противопожарное оборудование, которое не гасило огня. Нет, продолжали выпускать иногда ненужные вещи, старались перевыполнить план, лишь бы люди были заняты, а то ещё начнётся сумятица… Ну, а мы выпускали на моём заводе нужную продукцию – военную!
              На заводе я работала сначала в девятом цехе на прессах, потом в шестом – перематывала моторы и трансформаторы, потом перешла в шестой отдел заводоуправления – отдел снабжения. Называлась моя должность «старший товаровед». По наивности  сначала думала, что теперь я в самом деле буду играть какую-то значительную роль на производстве – не тут-то было! Мы, молодёжь в отделе, имеющие кто среднее специальное образование, кто – высшее, были мелкой шушерой, мальчики и девочки на побегушках – съезди туда-то, привези, увези. По сути, мы были просто экспедиторами…
              - Нина Семёновна, покажите мне документы – как это делается? – попросила я как-то свою руководительницу, и присела рядом.
              - Зачем тебе это?  – строго спросила начальница, и отослала меня с водителем на другой завод за проводом.
              - Вера Васильевна, объясните мне, как составляется план поставок?
              - Тебе это совсем не надо! Иди, делай газету к Новому Году! Или лучше сходи на четвёртый склад, принеси отчёт об остатках.
              Инженерные должности занимали старики. Они, действительно, пользовались почётом – заслуженные люди, прошедшие фронт и преодолевшие послевоенную разруху, но образования у них не было. А молодые с образованием постепенно гасли и превращались в пешек.
                Что я – у меня был только диплом об окончании техникума, а какие парни приезжали из Ленинграда, окончившие знаменитую «корабелку»! Им бы рулить и рулить производством! Тогда бы во дворе завода не ржавели прямо в упаковке новые  автоматические производственные линии с числовым программным управлением, выписанные из-за рубежа! Старикам они казались ненужными,  завод продолжал работать на допотопном довоенном оборудовании. А парни с мозгами, молодые специалисты, занимались туризмом, альпинизмом, дельтапланеризмом, отстаивая честь завода на Всесоюзных соревнованиях, потом алкоголизмом, и постепенно гасли вместе со своими идеями переустройства производства, а, может, и общества…
                Но я не об этом, просто нарисовала общую картину. Итак, работала я в отделе снабжения пешкой, хоть и называлась моя работа достойно – старший товаровед! Нас, «старших товароведов», в отделе было четыре. Руководил нами мудрый Арон Самуилович, старый еврей. Сын его Давид Аронович  руководил цехом, невестка тоже пристроена на тёплом месте, внуки, понятно, учились в лучших ВУЗах страны. И наступила у Арона Самуиловича юбилейная дата – 80 лет, а с супругой они прожили 60. Пригласили, как тогда водилось, гостей домой, на праздник. Даже мы, пешки, удостоились…
                Квартира, конечно, богатая, заставленная импортной мебелью, шкафами с хрусталём, завешанная коврами. Мы благоговели… Сели за стол, начались речи и вручение подарков.  И вот что меня поразило, из-за чего я  пишу этот рассказ – родня, друзья и гости один за другим говорили прочувствованные речи и вручали глубоким старикам… серебряные кубки, золотые блюда, мельхиоровые столовые наборы, от нашего отдела подарили шесть позолоченных ложек…  И ЭТО должно было порадовать стариков, стоящих одной ногой в могиле? Видимо, радовало! Запомнила удовлетворённый взгляд невестки Арона Самуиловича – ведь всё это добро вскоре должно было достаться им – семейные ценности! Это вам не какие-то иллюзорные «семейные ценности» - буквальные!
                А вскоре времена круто изменились. Упокоив стариков, семья переехала на обетованную родину, оставив большинство «семейных ценностей» там, где они производились – на родине, превратив их  в «наличку». Семейные ценности, которые легко конвертируются, превращаясь в валюту…
                Теперь семья живёт в Израиле. Они сменили родину, но вряд ли  изменили представление о семейных ценностях…


Рецензии