Разговор с психиатром, которого не было-36

                ***

- Хотите поделиться новыми откровениями?
- Если это действительно возможно.
- Что-то важное произошло?
- Я видел картину Жака Белланжа «Оплакивание Христа».
- Что за картина?
- Она находится в Эрмитаже.
- Но Вы же не были там сейчас.
- Конечно, я видел репродукцию.
- Я не знаком с этой картиной.
- Вот она.
- Да, понимаю. На тему Страстей Христовых.
- На тему? Это и есть Страсти: в этой темноте, где видны только лица, в этом ужасе, где свеча выхватывает из мрака мертвое Тело Христово. Да и что может окружать Тело Мертвого Бога, как не мрак? Это как священная погребальная риза, как отражение мрака, который был в начале творения, и теперь сгустился над Плотью Создателя.
- Предположим. Но почему Вы обратились ко мне?
- Когда я в очередной раз взглянул на эту картину, я почувствовал, что смотрю на нее.. смотрю на нее..
- Да?
- Смотрю на нее глазами животного.
- Животного? Какого животного?
- Мне кажется, олененка..
- Как Вы это определили, простите? Что это глаза животного и именно олененка?
- Я смотрел на эту картину, и видел в ней отражение смотрящего. Это был олененок.
- Перестаньте. Вы же прекрасно понимаете, что это либо фантазия, либо иллюзия Вашего сознания. Вы просто не можете быть олененком.
- Да, не могу. Но когда посмотрел на эту картину, то, не по своей воле, наверно, - смотрел на нее не как человек, а как..
- Животное?
- Да, да..
- Я все равно не способен понять, с чего Вы так решили.
- Я и сам не знаю.. Не уверен точно.. Во мне как будто не существовало разума, был только животный ужас, безумие от этого бледного Тела, освещенного такой же бледной свечой. Я хотел бежать, как бежит стадо животных, спасаясь от смерти, не понимая, что тут нужно не спасаться от смерти - тут смерть, которая спасает..
- Простите, но Ваш рассказ говорит прямо противоположное тому, что Вы пытаетесь доказать.
- Почему?
- Вы сказали, что чувствовали, будто у Вас нет разума. Но так может чувствовать только разумное существо. Животное же не может ощущать, что у него нет разума! Еще Вы утверждаете, что испытали животный ужас и безумие - но разве это не свидетельство человеческой рефлексии? Значит, Ваш разум отделяет животный ужас от неживотного, и безумие - от разума. Но животное не способно на такое разделение.
- Боюсь, между нами снова возникло недопонимание. Это потом, когда я пришел в себя, и опять почувствовал себя человеком, я подумал об этом событии так, как сказал Вам. Но ТОГДА - я так не чувствовал. Просто бежал куда-то от ужаса ужасов, ибо что может быть страшнее смерти Бога, и в безумии, не понимая, что делаю, - я не убежал от картины, а вбежал в нее. Видимо, это было предопределено - ведь у животного нет осознанной свободы..
- Вбежали в картину?
- Я там и в данный момент.
- Хм.. Где же?
- В верхнем правом углу - там, где сплошная чернота. Олененок там, он полностью скрыт мраком, он притаился. Там его никто не найдет, кроме Него.
- Но Вы здесь, и Вы человек!
- Трезвость прежде всего, конечно! Да здравствует разум! Знаю, что здесь. Но тот олененок, который глядел на картину, и которым я был - он там. И он не может оттуда выйти, и не хочет выходить, ибо знает, что умрет. Он жив лишь потому, что в безумии забежал туда - в картину с мертвым Христом. И теперь он спасен. А я никак не могу избавиться от проклятия, потому что я не там, а здесь, с Вами. То есть, я там, но как олененок, а как человек - я уже столько времени несу бессмыслицу, из которой нет возврата..


Рецензии