1. Карбит

                Классик как-то сказал: «Широко простирает химия руки свои
                в дела человеческие».
                С этим не поспоришь: шире только арифметика, да и та сдаёт
                позиции с появлением платёжных карточек — сдачу считать
                уже не надо!
                Но пытливых человеков уже с младых лет царица превращений
                берёт за руку и ведёт навстречу приключениям — порой
                небезопасным, но всегда удивительным.

                О первых шагах по этой дороге и будет это повествование...

Всё начиналось в очень раннем детстве… хотя, если помню – то, наверное, не очень… примерно в начале шестидесятых годов прошлого века…)))
– Ты чего? Отвали со своими спичками, по рукам, что ли, хочешь?

Кто будет спорить с хулиганом, двоечником и самым авторитетным пацаном на нашей знаменитой улице?
Улица, правда, называлась гордым именем «переулок Кривой». Почему «переулок» – никто не знал, элемент городской инфраструктуры был тупиковым. Почему Кривой – тем более: на самом деле он был прямым как стрела, и разделял два длинных ряда частных домов. Впрочем, вскорости дискриминацию городские власти устранили, переименовав бедолагу в «переулок Школьный».

Колька оттолкнул соседа, чиркнул коробком по привязанному к ветке пучку спичек и, вытянув руку, поднёс огонь к лежащей в луже и тихо шипящей консервной банке…
Оглушительный хлопок – и закопчённая жестянка с воем вонзилась в воздух. 
«Карбит» - так мальчишки называли карбид кальция. Очень замечательный камень: если его бросали в воду – начиналось бурление и выделялся дурно пахнущий горючий газ. Газ, как я узнал со временем, назывался ацетилен, а тогда в ходу было – просто «карбит». Впрочем, примечательным запахом «карбит» обладал благодаря примесям, а не ацетилену, но это не так уж важно.

Добывали его на стройках. Там для сварки использовались громоздкие аппараты, куда рабочие засыпали этот самый «карбит» и заливали водой.  Из аппарата торчал шланг, по которому газ подавался в ацетиленовую горелку сварщика.
По окончании смены внутренности аппарата вытряхивали, как правило, прямо на землю, и в серо-белой мутной массе мы часто находили пригодные для наших целей куски.

Дальше всё было просто. Кусок бросали в лужу, накрывали перевёрнутой жестяной банкой с дыркой в дне, и подносили к дырке огонь. Ох, высоко и далеко летали баночки! Вот только и брызги тоже разлетались неплохо, поэтому дома нам часто доставалось за испачканную одежду.
Может быть, по этой причине, может быть, из-за того, что любое развлечение рано или поздно надоедает, или ещё – насмотревшись военных фильмов – пытливые мальчишеские умы изобрели (или подсмотрели, не знаю) новое, более опасное устройство – бутылку с зажигательной смесью замедленного действия.

Идея была проще граблей. Генрих Альтшуллер тогда только начинал разрабатывать свою ТРИЗ*, а её приёмы уже вовсю использовались на практике в далёкой от столицы провинции. В самом деле, вот вам задачка: есть два реагента – карбит и вода, есть бутылка, в которой они должны взаимодействовать, но  только тогда, когда это взаимодействие будет востребовано, а до того момента - не должны.
Догадались, какой приём использовала ребятня?
Вот именно – третье вещество, разделитель. А поскольку молекулярных мембран и нанотехнологии ещё не существовало, в качестве последнего использовалось… сено!

Прочтите, но на всякий случай не запоминайте.
Итак, в бутылку примерно на четверть наливаем воду, почти доверху напихиваем сено, на которое сверху кладём «карбит». Осталось герметически закрыть (задачка №2) и бомба готова. Хранить строго в вертикальном положении, понятно, почему?
Думаю, теперь понятно и то, как эта адская машина приводилась в действие. Тряхнул – и бросай, беги подальше.

И трясли, и бегали…, чаще всего самодельные пробки вышибало, но и стеклянные осколки летели, бывало…
 Для большего эффекта к сосуду перед приведением в действие привязывали кусок верёвки или просто ветошь, пропитанную керосином, поджигая этот фитиль одновременно с запуском химической реакции. Надо сказать, что срабатывал сей механизм не всегда – газы из лопнувшей бутылки попросту сдували пламя, но, если уж срабатывал – эффект был весьма впечатляющий.

Кульминация данного развлечения наступила, когда кто-то из мальчишек принёс из дому сифон. Кто не помнит – это толстостенный стеклянный сосуд объёмом литров на пять, снабжённый носиком и ручкой-клапаном. В специальном приборе (сатураторе) сифон за пять копеек заполняли газированной водой, которую потом можно было наливать в стакан из носика, нажимая ручку. Ходить и наблюдать заправку сифона было одним из немногих развлечений ребятни.

Итак, сифон (с неработающим клапаном, но нам-то он и не нужен) доставлен. Для снаряжения столь внушительной бомбы требовалось немало карбита, примерно полкило которого и было вскоре доставлено с ближайшей стройки. Свинчиваем головку с клапаном, внутрь – литра полтора воды, потом – сено, конфискованное у соседских кроликов, а сверху – главный химикат. Всё, закрываем.
Местом для испытаний после недолгих раздумий был выбран отдельно стоящий на берегу канавы дощатый «туалэт типа сортир».
К сифону был моментально прикручен кусок тряпки, облитой керосином, чиркнули, подожгли, снаряд перевернули и прислонили в один из внутренних углов щелястого сооружения.
Подрывники быстренько спрятались в канаве, которая шла параллельно тропинке к дому: и от грядущего взрыва укрытие, и пикет на случай, если кому-нибудь из непосвящённых приспичит в заминированное заведение.

Результат превзошёл ожидания. Грохот перекрыл всё слышанное ранее, облако дыма заволокло сооружение, а когда дым рассеялся, стало ясно, что интимное место превратилось в почти публичное: дверь туалета выбило, а в задней и боковой стенках зияли дыры, в которые вполне можно было просунуть голову…
Неизвестно, чем бы закончилось участие малолетнего автора в развитии подобных экспериментов, ибо прервал цепочку событий банальный повод – переезд родителей к новому месту работы и проживания на съёмной квартире в частном доме. А мальчиша по этому поводу сдали на пару лет под присмотр родственников – дяди, а потом и бабушки…
_______________
*теория решения изобретательских задач

Продолжение здесь:
http://proza.ru/2020/11/26/1089


Рецензии