Шопенгауэр о благородстве

У Артура Шопенгауэра есть высказывание, смысл которого до меня дошёл не сразу. Вот его утверждение:

„Главным признаком благородства человека является то, что в компании других людей он получает чуть больше счастья.“

Первое, что подумалось - да, благородства мне частенько не хватает. Впрочем, сам виноват.

Потом подумалось - надо попробовать и принять это утверждение как совет, как руководство к действию. И что, в сущности, есть благородство (а словцо-то подзабытое!)? И что надо делать, чтобы быть благородным? Очень просто: в компании никогда не надо злиться, не надо скучать, не пытаться быть в центре внимания, а надо просто быть внимательным, может, немного отстранённым. Задаваться вопросами, вместо того, чтобы раздражаться - а почему он (или она) такой (такая?).
 
То же самое и при общении в интернете. Вот, недавно завязалась у меня переписка (не по моей инициативе) с одним человеком, пожилым, одиноким. Назовём её Светлана. Она каждый день писала мне о погоде, о своих болезнях, о том, что приготовила на обед.
Я, вздыхая, отписывался банальностями.

И вот прочитал цитату Шопенгауэра. Теперь, отвечая на письма Светланы, стал ощущать себя неконфортно. Получается, я не благородный вовсе человек, коли раздражаюсь на её незатейливые письма (вот, назойливая какая!). А может, ей больше некому писать? Я вот подвернулся.

Вот я взял, и написал ей тоже о погоде, о своих недомоганиях, о том, что съел на ужин. Честно, как было, а не так, чтобы поскорее ответить. И, странным образом, мне понравилось так ей отвечать - незатейливо, о том, что было на самом деле со мной.

Оказывается, быть благородным совсем не трудно. И, самое главное, приятно, ведь ты получил чуть больше счестья...


Рецензии
Ну, вот тогда получается, что я то очень благородная (много счастья получаю), то по временам абсолютно неблагородная (хочется сбежать)...
Всё относительно, зависит от компании... Да и от контекста высказывания, от типа личности человека...

Коротко: не согласная я с высказыванием ☺️
Признак благородства - в любых обстоятельствах оставаться собой и с любым человеком вести себя так, как это свойственно тебе (не грубить, не заискивать, быть вежливым, внимательным, терпеливым, понимающим).

Надя Бирру   12.04.2021 13:35     Заявить о нарушении
Надя, спасибо за отклик!
Вспомнилось, кажется было у Евгения Сазонова (может не в тему) "Если не знаешь, как поступить в трудной ситуации - поступай благородно"

Гуаров   13.04.2021 11:01   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.